Основные неисправности системы охлаждения двигателя
Неисправность системы охлаждения двигателя: тревожные симптомы
Нормальное функционирование системы охлаждения – одно из важных условий продолжительной службы автомобильного двигателя и профилактики его поломок. Система охлаждения обеспечивает работу двигателя в оптимальном температурном режиме.
Нормальное функционирование системы охлаждения – одно из важных условий продолжительной службы автомобильного двигателя и профилактики его поломок. Система охлаждения обеспечивает работу двигателя в оптимальном температурном режиме, ее основные функции:
- отвод излишков тепла, профилактика перегрева;
- ускорение прогрева двигателя при запуске.
В цилиндрах двигателя внутреннего сгорания в процессе его работы создается очень высокая температура, обычно она поддерживается на уровне 80–95 °С, но иногда достигает 200 °С. Длительный перегрев чреват повреждением отдельных деталей, заклиниванием цилиндров, деформацией коробки двигателя. Переохлаждение двигателя, когда он не может прогреться и завестись, тоже не идет на пользу автомобилю. Увеличивается расход бензина, холодное топливо не задерживается на стенках цилиндров, что приводит к их коррозии и преждевременному износу.
Поэтому регулярное квалифицированное обслуживание системы охлаждения, своевременная замена охлаждающей жидкости и износившихся комплектующих крайне важны. При появлении первых признаков неисправности системы охлаждения необходимо проводить ее ремонт, используя качественные детали взамен изношенных.
Основные неисправности системы охлаждения
Неполадки в работе системы охлаждения могут проявляться такими признаками, как:
- перегрев двигателя (закипание);
- переохлаждение двигателя (недостаточный прогрев);
- утечка охлаждающей жидкости (антифриза).
Как перегрев, так и переохлаждение двигателя легко заметить по показаниям приборов. Ряд моделей автомобилей, помимо указателя температуры, оснащен сигнальной лампочкой аварийного перегрева. Следует иметь в виду, что датчик температуры и температурный указатель тоже могут выйти из строя, в этом случае своевременно заметить проблему сложнее.
Перегрев двигателя возможен и при полностью исправной системе охлаждения в связи с чрезмерной нагрузкой. Обычно перегрузка двигателя возникает при медленном движении автомобиля, обусловленном плохим качеством дорожного покрытия или пробками. Для профилактики закипания охлаждающей жидкости при таком режиме движения необходимо периодически останавливаться и глушить двигатель, давая ему возможность отдохнуть до полного охлаждения.
Утечка может быть наружной и внутренней, первая проявляется характерными признаками: появлением потеков на двигателе и под днищем автомобиля, специфическим запахом. Внутреннюю утечку распознать сложнее, ее позволяет заподозрить неоправданно высокий расход охлаждающей жидкости. Если над выпускной системой прогретого двигателя даже в теплый сезон виден белый дым, это тоже признак утечки (в норме такой дым появляется только в момент прогрева двигателя, а также при низкой температуре окружающей среды). При подозрении на внутреннюю утечку рекомендуется осмотреть масляный щуп: если он покрыт светлой пеной, это свидетельствует о затекании охлаждающей жидкости в масло.
Причины неисправностей охлаждающей системы
Система охлаждения двигателя – сложный механизм, состоящий из множества деталей. Низкое качество, износ, поломка любой из этих деталей могут привести к неполадкам в работе системы. Одна из распространенных причин ее поломок – использование некачественной охлаждающей жидкости, а также отсутствие регулярного контроля ее уровня.
Для каждой детали системы охлаждения двигателя характерны свои неисправности.
- Радиатор, по которому циркулирует антифриз, часто страдает от загрязнений сердцевины или наружной поверхности, что приводит к перегреву двигателя, а нарушение герметичности радиатора вследствие износа чревато наружными утечками антифриза.
- Центробежный насос, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости, достаточно быстро изнашивается, особенно страдают уплотнители и подшипники. Распространенными поломками является нарушение его герметичности, обрыв или слабое натяжение ремня передачи. Все это может привести к перегреву.
- Вентилятор дополняет работу радиатора и обеспечивает охлаждение двигателя в моменты, когда автомобиль стоит. Вентилятор может приводиться в движение приводами разного типа: механическим, гидравлическим, электрическим. Для каждого из них характерны свои поломки, угрожающие перегревом или переохлаждением двигателя.
- Термостат – важная деталь системы охлаждения, оснащенная клапаном и регулирующая поступление охлаждающей жидкости в контуры радиатора. При его поломках возможно переохлаждение или перегрев двигателя, а вот неисправность датчика и/или указателя температуры обычно приводит к его переохлаждению.
- Охлаждение блока цилиндров и его головки осуществляется за счет циркуляции охлаждающей жидкости по многочисленным каналам рубашки охлаждения, в которой иногда возникают трещины. Нарушения в функционировании системы охлаждения могут быть связаны с прогоранием прокладки головки блока цилиндров. Эти проблемы провоцируют внутренние и наружные утечки антифриза.
- Расширительный бачок, из которого в систему охлаждения поступает жидкость, закупоривается пробкой с воздушным и паровым клапанами. Если ее герметичность нарушена или один из клапанов неисправен, охлаждающая жидкость активно испаряется, что приводит к снижению ее уровня и чревато перегревом двигателя.
Профилактика проблем
Комплексное тестирование системы охлаждения – задача достаточно сложная и требующая времени. Обычно износ, засорение, механические повреждения и другие проблемы выявляются в процессе техосмотра. Но несколько несложных операций по проверке этой системы автовладельцу стоит выполнять перед каждой поездкой:
- при холодном двигателе осмотреть расширительный бачок, убедиться в отсутствии следов протечек, проверить уровень охлаждающей жидкости (норма – между отметками min и max);
- если уровень близок к минимально допустимому и ниже, долить охлаждающую жидкость той же марки, что использовалась раньше. При отсутствии совместимой охлаждающей жидкости допустимо повышение уровня за счет дистиллированной воды, но заливать можно не более пол-литра;
- еще раз проверить уровень жидкости при разогретом двигателе, осторожно и медленно открутив пробку расширительного бачка (она сильно нагревается!). Если уровень жидкости после запуска двигателя опустился ниже минимума, это свидетельствует о ее утечке вследствие повреждения шлангов или патрубков.
Недопустим долив холодной жидкости при разогретом двигателе, а также запуск двигателя после слива жидкости из системы! Если снижение уровня жидкости в бачке незначительно и обусловлено не утечкой, а испарением, доливать следует не антифриз, а дистиллированную воду, именно она испаряется в первую очередь, в результате повышается плотность жидкости. Нужно внимательно следить, чтобы в охлаждающую жидкость не попал бензин.
Если с уровнем охлаждающей жидкости все в порядке и утечки отсутствуют, а двигатель чрезмерно нагревается или, наоборот, не прогревается при запуске, нужна более детальная диагностика системы охлаждения.
Утечку антифриза иногда принимают за безобидное скопление конденсата под капотом. Поэтому при обнаружении влаги не лишней будет проверка шлангов, если при попытке их сжать или согнуть оказывается, что они утратили эластичность, нужно их как можно скорее заменить для предупреждения или устранения утечки.
Как устранить неисправности
Если причина поломки выявлена, можно приступать к ее устранению. Проблемы с пробкой расширительного бачка обычно решаются путем замены неисправного клапана. Если клапаны исправны, а герметичность бачка нарушена, попробуйте заменить в крышке прокладку, которая быстро изнашивается. Для ликвидации протечек также может понадобиться замена отвердевших шлангов новыми эластичными, а хомуты нужно подтянуть поплотнее, но не пережимать, чтобы не повредить патрубки. Если поврежден сам бачок, небольшие трещины запаиваются, крупные закрываются латками, вмятины рихтуются.
Засорившийся радиатор нуждается в прочистке струей воды под напором или сжатым воздухом, наружная поверхность очищается с помощью специального растворителя, механические повреждения запаиваются. При серьезных повреждениях отдельной трубки ее можно исключить из контура, полностью запаяв сверху и снизу, но в одном радиаторе нельзя запаивать более трех трубок. В случае масштабных повреждений радиатор рентабельнее заменить. Не подлежат ремонту новые радиаторы с пластмассовой бочкой и алюминиевой сердцевиной. Треснувший с краю патрубок можно обрезать, если позволяет его длина, а если трещина ближе к центру – нарастить с помощью металлической трубки. Но это временные меры, поэтому после таких операций рекомендуется обратиться в сервис для профессионального ремонта.
Остальные неисправности системы охлаждения двигателя, как правило, устраняются в мастерских. Если необходима замена изношенных, поврежденных деталей, можно значительно сэкономить, заказав качественные запчасти с разборок в компании JapZap. При использовании качественной охлаждающей жидкости и регулярном контроле ее уровня, для поддержания работоспособности системы охлаждения двигателя обычно достаточно планового сервисного обслуживания и своевременной замены деталей с отработанным ресурсом.
Основные неисправности системы охлаждения двигателя.
При работе двигателя система охлаждения обеспечивает оптимальный температурный режим. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению температурного режима.
Различают следующие неисправности системы охлаждения:
· неисправности радиатора (засорение сердцевины, загрязнение наружной поверхности, нарушение герметичности);
· неисправности центробежного насоса (ослабление привода, нарушение герметичности, износ);
· неисправности привода вентилятора (в зависимости от типа привода — ослабление механического привода, неисправность термореле или электродвигателя в электрическом приводе, низкое давление масла в гидравлическом приводе);
· трещины в рубашке охлаждения головки блока или блоке цилиндров;
· прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров; неисправности патрубков (нарушение герметичности крепления, механические повреждения, засорение);
· неисправность датчика температуры;
· неисправность указателя температуры;
· низкий уровень охлаждающей жидкости.
Основными причинами неисправностей системы охлаждения являются:
· нарушение правил эксплуатации двигателя (применение некачественной охлаждающей жидкости, нарушение периодичности ее замены);
· применение некачественных комплектующих;
· предельный срок службы элементов системы;
· неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы.
Внешними признаками неисправностей системы охлаждения являются:
· наружная утечка охлаждающей жидкости;
· внутренняя утечка охлаждающей жидкости.
Наружные утечки сопровождаются появлением специфического запаха антифриза, а также подтеками под автомобилем и на двигателе.
Внутренние утечки охлаждающей жидкости не столь очевидны. О появлении внутренних утечек свидетельствует белый дым (испарение охлаждающей жидкости) из выпускной системы на прогретом двигателе. Правда, при прогреве двигателя и в холодное время года белый дым — нормальное явление. Другим проявлением внутренней утечки является наличие охлаждающей жидкости в масле. Определяется путем осмотра масляного щупа. В результате соединения масла и охлаждающей жидкости образуется масляно-водная эмульсия – пена светлого цвета.
Необходимо отметить, что и наружные и внутренние утечки приводят к нарушению температурного режима и перегреву двигателя.
Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя.
Система охлаждения двигателя обеспечивает его работу в оптимальном температурном режиме, равном 85-90 °С , при различных условиях эксплуатации.
Диагностирование системы охлаждения двигателя заключается в определении ее теплового состояния и герметичности, проверке натяжения ремня вентилятора и работы термостата. Разность температур между верхним и нижним бачками радиатора при полностью прогретой системе охлаждения должна быть в пределах 8-12°С. Герметичность системы контролируют на холодном двигателе. Течь охлаждающей жидкости может быть обнаружена по следам подтеканий через сальник жидкостного насоса, в местах соединения патрубков и т.д. Герметичность проверяют под давлением 0,06 МПа происходить соответственно при температурах 65-70 и 80-85’С. Неисправный термостат заменяют.
При ЕО проверяют герметичность системы охлаждения тщательным осмотром всех соединений . При необходимости подтягивают соединения. Уровень жидкости в радиаторе должен быть на 20- 30 мм , ниже верхней кромки заливной горловины. При необходимости жидкость доливают
При ТО-1, выполняя уборочно-моечные работы, тщательно промывают двигатель, удаляя грязь и масляные пятна с его поверхности, промывают радиатор сильной струей, направив ее из подкапотного пространства через радиатор наружу. Проверяют натяжение ремней вентилятора и водяного насоса и при необходимости регулируют, используя точки 2 регулировки, предусмотренные конструкцией данного автомобиля. Проверяют работу парового и воздушного клапанов, пробки радиатора. Смазывают подшипники водяного насоса и шкива вентиля торного устройства (у двигателейЯМЗ-236и ГАЗ-53А). Проверяют действие жалюзи радиатора и его привод
При ТО-2 подтягивают крепления гайки ступицы шкива вентилятора. Проверяют работу датчика и указателя температуры охлаждающей жидкости. Проверяют работу гидромуфты или электромуфты включения вентилятора
При СО (через 40-60 тыс. км пробега) для удаления шлама систему охлаждения промывают струей воды под давлением 0,15-0,2 МПа (при снятом термостате) раздельно (сначала рубашку охлаждения, а потом радиатор) в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости. Промывку выполняют до появления чистой воды
Для удаления накипи, приводящей к снижению мощности двигателя, увеличению расхода топлива (на 5-6 %), возникновению детонации интенсивному износу деталей цилиндропоршневой группы, систему охлаждения промывают различными растворами. Наиболее эффективным является раствор соляной кислоты с ингибитором, смачивателем и пеногасителем. Раствор заливают в систему охлаждения, пускают двигатель и прогревают раствор до температуры 60 °С (термостат должен вить снят). Через 10-15 мин. раствор сливают, а систему промывают горячей водой
Сливные краники прочищают мягкой проволокой.
Для уменьшения образования накипи в системе охлаждения необходимо использовать воду малой жесткости. Смягчение воды можно О беспечить предварительным кипячением, добавлением соды, извести или пропуская ее через магнитные фильтры, а также добавлением в воду различных антинакипинов
Наиболее опасно в зимнее время размораживание системы охлаждения. Для повышения надежности работы системы применяют антифризы (жидкости с низкой температурой замерзания — минус 40°С). У антифриза больше коэффициент объемного расширения, поэтому наполнять систему надо на 90-95% (если нет расширительного бачка).
Текущий ремонт системы охлаждения двигателя.
Проверка радиатора
Если при проверке радиатор оказывается теплым только в верхней части, а нижний шланг радиатора не прогревается, значит, радиатор засорен маслом, накипью или ржавчиной, что является причиной снижения теплоотдачи радиатора и перегрева двигателя.
При утечке охлаждающей жидкости из радиатора, если найти место утечки не удается, радиатор проверяют на герметичность непосредственно на автомобиле или снимают его. Проверяя радиатор на автомобиле, его заполняют водой, закрывают патрубки заглушками, оставляя один открытым, через него в радиатор подают воздух под давлением примерно 1 кгс/см2). Место утечки определяют по месту появления воды.
Если радиатор необходимо снять, из него сливают охлаждающую жидкость. Для этого со шлангов снимают хомуты и, если имеется отдельный расширительный бак, с него снимают соединительный шланг. Далее снимают шланг с патрубка головки блока цилиндров; при автоматической коробке передач снимают с радиатора масляные шланги; отключают провода от термовыключателя и вентилятора; отвинчивают кронштейн радиатора и вынимают радиатор вместе с кожухом вентилятора. В некоторых моделях радиатор вынимают из отсека двигателя, предварительно отсоединив от кожуха.
Заменяя радиатор, необходимо переставить кожух вентилятора и термовыключатель на новый радиатор. Проверяют состояние кронштейнов радиатора и поврежденные заменяют. Радиатор закрепляют на кронштейнах и затем действуют в последовательности, обратной снятию.
После снятия радиатора с автомобиля закрывают его заливную горловину и патрубки, оставив один патрубок открытым. Через этот патрубок в радиатор подают воздух под давлением 1 кгс/см2. Радиатор помещают в емкость с водой и наблюдают за появлением пузырьков воздуха, которые подскажут место утечки.
Частыми дефектами у радиаторов бывают пробоины, вмятины, трещины на бачках, поломки и трещины на пластинах каркаса, нарушение герметичности в местах пайки, повреждение охлаждающих пластин или трубок, отложения накипи.
Для устранения утечки охлаждающей жидкости из насоса заменяют текстолитовую шайбу и резиновые манжеты или сальник. Сальник жидкостного насоса, прокладки и зубчатый ремень, если используется ременной привод, а также ременной шкив при ремонте насоса нужно заменить. Производить? разборку и сборку насоса с применением ударов молотка нельзя. Подшипники насоса смазывают до тех пор, пока свежая смазка не появится из контрольного отверстия. Избыток масла нужно удалить, так как оно может попасть на приводной ремень.
При попадании в картер двигателя воды из системы охлаждения прежде всего нужно заменить прокладку головки/ блока. Однако случается, что причина не в ней, а в трещине во внутренней стенке головки блока. Когда после остановки двигателя клапан открыт, вода проникает через него в цилиндр и далее в картер. В этом случае для устранения неисправности головку блока заменяют.
Если жидкостный насос при работе издает шум, необходимо проверить его осевой люфт. В автомобилях ВАЗ жидкостный насос порой при снижении оборотов двигателя начинает издавать резкий скрипучий прерывистый звук. Появляется он в результате износа двигателя. Нагнетание смазки в подшипник лишь на время может этот звук устранить. Причиной неисправности, как правило, бывает стопорящий винт, ненадежно закрепляющий подшипник в корпусе. Слегка покачиваясь, он издает резкий звук от трения наружной обоймы. Чтобы избавиться от звука, можно заменить штатный стопорящий винт болтом длиной 17 мм с резьбой М6 и головкой под ключ на 10 мм. Стержень болта стачивают на конус, тогда появляется возможность подтягивать стопорящий винт ключом без снятия крыльчатки насоса и шкива ремня.
При ремонте расширительного бачка системы охлаждения двигателя обычно отдельные небольшие трещины на шве, который соединяет нижнюю и верхнюю половины бачка, можно заварить, используя паяльник для нагрева пластмассы, из которой сделан бачок. Если трещины более 20 мм или размеры бачка увеличены, такой бачок подлежит замене. Вздутие расширительного бачка может произойти из-за залипания выпускного клапана в его пробке, что приводит к повышению давления в системе охлаждения.
Для предотвращения возможных неисправностей системы охлаждения двигателя необходимо помнить, что заливать холодную воду в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке охлаждения блока цилиндров. После слива охлаждающей жидкости запрещаются запуск и кратковременная работа двигателя, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладок и короблению головок блоков цилиндров.
Частая смена воды в системе охлаждения ускоряет процессы коррозии и образование накипи. При засорении сердцевины радиатора системы охлаждения ее следует прочистить струей воды или сжатого воздуха, направленной на сердцевину со стороны вентилятора. Для удаления из системы охлаждения накипи, ржавчины, осадков нужно промыть систему охлаждения. При незначительном отложении накипи систему охлаждения промывают чистой водой. Промывать систему охлаждения необходимо после обкатки нового автомобиля и при сезонных технических осмотрах.
Система охлаждения: частые проблемы
Неисправности системы охлаждения двигателя могут представлять большую опасность для силового агрегата. Дело в том, что основной задачей указанной системы является поддержание температуры двигателя в достаточно узком и ограниченном диапазоне.
Другими словами, силовой агрегат не должен быть холодным, а также не допускается превышение его рабочей температуры. Система охлаждения постоянно поддерживает оптимальную температуру двигателя, при которой обеспечивается максимальная производительность, топливная экономичность, сохраняется моторесурс ДВС, достигаются необходимые экологические показатели и т.д.
Возможные неисправности системы охлаждения двигателя
На современных автомобилях активно применяется комбинированная система охлаждения, которая представляет собой совокупность воздушной и жидкостной системы. Данное решение позволяет наиболее эффективно поддерживать заданный температурный режим для различных видов ДВС независимо от их типа и особенностей конструкции. В устройство таких систем включено большое количество различных элементов. По этой причине список, в который внесены основные неисправности системы охлаждения двигателя, является достаточно широким.
При этом необходимо знать, что от уровня ОЖ, а также от состояния рабочей жидкости напрямую зависит эффективность работы всей системы охлаждения двигателя. Добавим, что срок службы такой жидкости ограничен. Тосол или антифриз рекомендуется менять каждые 2-3 года или через 40-50 тыс. км. пробега. В отдельных случаях, например, во время смены одного типа ОЖ на другой, рекомендуется дополнительно промывать систему охлаждения.
- Теперь перейдем к самим неполадкам. Одними из самых частых проблем являются неисправности радиатора, помпы и термостата. Что касается радиатора, данный элемент начинает течь, может засориться его наружная поверхность или произойти закупорка внутренних каналов. В ряде случаев радиатору нужен ремонт. В случае проблем с термостатом двигатель может перегреваться или не выходить на рабочие температуры, оставаясь холодным. Это зависит от того, как термостат осуществляет перепускание жидкости по малому и большому кругу. В норме при нагреве ОЖ в малом кругу устройство открывает доступ к радиатору. Если этого не происходит, будет перегрев. В том случае, когда термостат постоянно держит открытым большой круг, жидкость не сможет прогреться, а мотор не выйдет на рабочую температуру.
- Неисправности водяного насоса (помпы) приводят к подтеканию ОЖ в области посадочного места насоса, а также к тому, что циркуляция жидкости может полностью или частично прекратиться. В результате ДВС перегревается, существует риск повреждения системы охлаждения продуктами износа помпы и т.п. Особо опасно заклинивание насоса на моторах, где помпа приводится в действие ремнем ГРМ. Если центробежный насос-помпу заклинит и оборвет приводной ремень, тогда на многих силовых агрегатах в результате гнет клапана механизма газораспределения.
Причины неисправностей системы охлаждения ДВС
Чаще всего причинами неполадок в системе охлаждения являются: естественный износ элементов, механические повреждения, нарушение требований и рекомендаций по эксплуатации силового агрегата. Следует помнить, что использование низкокачественной ОЖ, смешивание тосола с антифризом, установка некачественных запчастей во время ремонта зачастую являются причинами выхода из строя охлаждающей системы. Отметим, что непрофессиональное вмешательство во время обслуживания или ремонта также может привести к поломкам и сбоям в ее работе.
Параллельно с этим нужно учитывать, что проблемы с системой охлаждения требуют немедленного устранения, так как возможны разные последствия для двигателя. В некоторых случаях перегрев, попадание антифриза в масло и другие неисправности могут становиться причиной полной замены силового агрегата без возможности его восстановления. Например, большие трещины в блоке цилиндров или в ГБЦ могут привести к гидроудару, перегрев вызывает заклинивание двигателя и т.д.
С учетом вышесказанного система охлаждения требует постоянного контроля. За уровнем ОЖ в расширительном бачке нужно следить, а также своевременно менять рабочую жидкость. Также существует ряд признаков, по которым водитель может определить неисправности системы охлаждения. К таковым относятся:
- Перегрев двигателя, который заметен по показаниям стрелки температуры на приборной панели или загоранию сигнальной лампочки. Возможен и такой вариант, когда указатель работает некорректно. Тогда на перегревы может указывать постоянная работа вентилятора охлаждения. Еще повышенную температуру специалисты определяют по состоянию свечей зажигания, которые покрываются белым налетом.
- Еще одним признаком поломки является холодный двигатель, который долго или совсем не выходит на рабочую температуру. В таком случае печка в салоне не греет, патрубки радиатора сразу теплеют во время прогрева мотора. В этом случае частым виновником становится термостат. Кстати, в привычном режиме эксплуатировать холодный мотор нельзя. Другими словами, на непрогретом ДВС нельзя газовать и подвергать мотор даже штатным нагрузкам.
Осмотр элементов системы охлаждения и самого двигателя может выявить наружные утечки охлаждающей жидкости. В этом случае можно увидеть снижение уровня ОЖ в бачке, а также выявить потеки на деталях или под машиной, ощутить характерный сладковатый запах вытекающего из системы антифриза на прогретом моторе. Более опасным явлением считается внутренняя утечка жидкости из системы охлаждения. В подобной ситуации потеков снаружи нет, но уровень ОЖ все равно падает. Двигатель при таких неполадках начинает дымить белым дымом, уровень масла в картере может начать расти.
Отметим, что последняя ситуация представляет собой достаточно опасный случай, указывающий на активное попадание охлаждающей жидкости в систему смазки ДВС и моторное масло. На такую проблему указывает характерная эмульсия, которую видно на щупе, а также на внутренней поверхности крышки маслозаливной горловины. Указанная эмульсия представляет собой светлую пену. В подобной ситуации следует готовиться к ремонту ДВС, машину дальше эксплуатировать нельзя. Следует готовиться к серьезному ремонту, так как возможно возникновение трещин БЦ или ГБЦ, которые зачастую можно обнаружить и устранить только после разборки силового агрегата.
Подведем итоги
Как видно, от состояния системы охлаждения зависит срок службы всего мотора. По этой причине указанную систему нужно обслуживать своевременно и качественно, охлаждающую жидкость лучше менять с промывкой.
Также во время замены ОЖ следует прокачивать систему охлаждения, то есть удалять воздушные пробки. Сделать это достаточно легко. При открученной крышке расширительного бачка достаточно интенсивно погазовать на холостом ходу. Это позволит удалить воздух из исправной системы охлаждения, что обеспечит полноценную работоспособность.
Поверка автомобильной помпы системы охлаждения. Основные признаки неисправностей. Диагностика водяного насоса без снятия, дефектовка со снятием с двигателя.
Вентилятор охлаждения двигателя включается на холодном двигателе или после включения зажигания: основные причины и способы устранения неисправности.
Почему закипает жидкость в системе охлаждения двигателя. Какие действия необходимо предпринять водителю, если двигатель «кипит». Полезные советы.
Устройство и принцип работы вентилятора охлаждения радиатора. Распространенные неисправности, диагностика неполадок и ремонт. Советы по эксплуатации.
Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.
Устройство помпы. Принцип работы центробежного насоса, системы охлаждения двигателя с двумя насосами и отключаемой помпой. Неисправности и ремонт помпы.
Основные неисправности системы охлаждения двигателя и способы их устранения
Система охлаждения контролирует нормальную работу двигателя, обеспечивая нужный температурный режим. При поломке нужно быстро устранить проблему, чтобы избежать причинения вреда автомобилю и его хозяину. В статье поговорим про неисправности системы охлаждения двигателя, рассмотрим способы их устранения.
Чем опасна неисправность системы охлаждения
Работа системы охлаждения влияет на срок службы двигателя и деталей автомобиля. Система поддерживает оптимальный температурный режим, необходимый для предотвращения поломок узлов машины. Система охлаждения выполняет следующие функции:
- поглощает лишнее тепло, предотвращая перегрев;
- ускоряет запуск мотора;
- поддерживает постоянную температуру.
При работе ДВС, в цилиндрах поддерживается постоянная температура 80–90 градусов. Иногда она поднимается до 200 градусов , что негативно отражается на цилиндрах и отдельных деталях. Длительное воздействие такой температуры вызывает повреждение узлов ДВС, зацикливание цилиндров и деформацию коробки передач.
Неисправности системы охлаждения
Причин неисправности этой части мотора, много. Условно их делят на 3 группы:
- мотор перегревается;
- двигатель недостаточно прогревается;
- заметна утечка антифриза.
Первые 2 проблемы легко заметить с помощью приборов. Современные автомобили имеют термометры и сигнальную лампу, включающуюся во время сильного перегрева двигателя. Часто ломаются и сами приборы. В этом случае заметить проблему труднее. Разберём каждый пункт подробнее.
Перегрев
При перегреве система охлаждения всегда старается получить нужную температуру. Однако это приводит к возникновению неисправности. Причины перегрева двигателя:
- Низкая компрессия — давление воздуха в камере сгорания при достижении такта сжатия становится маленьким.
- Позднее зажигание двигателя.
- Дефекты газораспределительного механизма – отсутствие регулировки зазоров в клапанах.
Важная деталь устройства системы охлаждения двигателя — термостат. Он отвечает за переключение и распределение потоков антифриза. Разберём подробнее принцип работы системы охлаждения двигателя. Сначала охлаждающая жидкость подается в нижнюю часть ДВС. После нагрева направляется в верхнюю часть радиатора. Охлаждаясь, она снова проходит этот цикл, начиная с нижней части мотора. За равномерную циркуляцию антифриза отвечает помпа.
Нужно отметить, что перегрев не зависит от электроники автомобиля. Никакие электронные блоки управления не влияют на увеличение температуры. Основное влияние на работу оказывает термостат. Существует 3 проблемы с этой частью:
- Термостат всегда направляет жидкость при низкой температуре сразу в верхнюю часть радиатора. Тогда мотор плохо нагревается. Зимой добиться увеличения температуры становится сложнее.
- Устройство совсем не направляет жидкость в радиатор. Тогда двигателю просто нечем охладиться, что вызывает сильный перегрев.
- Работа термостата происходит по непонятному циклу. Сначала ДВС не может нагреться, а затем сильно перегревается.
При этом помпа не влияет на перегрев, так как крутится с одинаковой скоростью независимо от температуры. А вот вентилятор радиатора может остановиться, если двигатель не нагрелся. Запуск вентилятора происходит из-за датчика, который включается во время достижения рабочей температуры ДВС.
Как распознать перегрев и устранить его
Существует 3 причины, по которым можно заметить, что двигатель работает при высокой температуре.
- Сначала ДВС не нагревается до рабочей температуры, а затем быстро перегревается. Тут проблема в термостате. Как только водитель заметил проблему, срочно нужно менять деталь.
- При сильном разгоне двигатель работает на высоких температурах. При эксплуатации автомобиля без разгона температура остается рабочей. Возможно дело в радиаторе. Если он сильно забит, то его лучше поменять. При не сильном засорении можно попробовать промыть его.
- Двигатель сразу работает при высокой температуре.
Разберём последний случай подробнее. Чаще всего термостат направляет охлаждающую жидкость в обход радиатора, а не в верхнюю часть. Естественно, она не понижает температуру. В этом случае 1 вариант — замена детали.
Также, если мотор сразу перегревается нужно посмотреть на количество антифриза. Если его мало, а водитель находится в пути, можно добавить дистиллированной воды. Существует слух, что этого делать нельзя. Это не так. По приезду домой нужно отремонтировать систему охлаждения, заменив всю жидкость антифризом.
Перегревание вызывается плохо отрегулированными клапанами ДВС или поздним зажиганием авто. Чтобы заметить это, достаточно прибавить газ. Если автомобиль начинает пошатывать, дело в клапанах.
Двигатель недостаточно прогревается
Причина неисправности системы охлаждения двигателя, при которой ДВС не достигает нужной температуры — поломка термостата. Из-за того, что устройство всегда открыто, жидкость перемещается только по большому кругу, а значит, мотор не набирает своей рабочей температуры.
Так случается из-за того, что в системе охлаждения скапливаются накипь и другие вещества.
- Нерегулярная смена охлаждающей жидкости раз в 3–5 лет .
- Смешивание различных охлаждающих веществ между собой.
- Использование воды с большим количеством накипи.
- Игнорирование необходимости промывки.
Протечка охлаждающей жидкости
Система охлаждения состоит из нескольких узлов и соединительных патрубков. Охлаждающая жидкость нагревается по мере увеличения температуры ДВС, что приводит к тому, что вся система находится под давлением. Из-за небольших дефектов в деталях, жидкость под давлением может попасть в разные отверстия.
Причины и устранение неисправности:
- Микротрещины в расширительном бачке или его крышке. Отверстия и течку сложно заметить. Рекомендуется сменить бачок или его крышку.
- Дефекты патрубков и мест соединения. Заметить течку просто — нужно положить лист бумаги под машину и оставить его на стоянке. В случае появления пятен нужна диагностика патрубков и радиатора.
- Нередко течь возникает из-за прокладки термостата или трещин корпуса. В этом случае их меняют.
- Неисправность помпы. Из-за несвоевременной смены антифриза появляется коррозия на детали. Из-за этого жидкость плохо циркулирует и разбрызгивается по системе. Следует заменить водяной насос (помпу).
- Утечка антифриза из печки радиатора. При этой проблеме в салоне появляется запах охлаждающей жидкости. Также она вытекает под передним пассажирским сиденьем.
Более точная диагностика позволит выявить точную причину протечки охлаждающей жидкости. Вовремя замеченная проблема поможет сохранить работоспособность ДВС.
Профилактика
Проблемы с мотором и его системой охлаждения выявляются в процессе техосмотра. Для самостоятельной диагностики водитель должен знать, как работает система охлаждения двигателя. Перед поездкой владелец авто может выполнить несколько простых операций, чтобы убедиться в исправности машины:
- Визуальная проверка расширительного бачка на наличие протечек и микротрещин. Уровень антифриза должен быть между отметками max и min.
- Если уровень жидкости близится к отметке min, то нужно долить жидкость фирмы, используемой ранее. Разрешается совместное использование дистиллированной воды (не более 0,5 литров).
- Проверка уровня антифриза при разогретом ДВС. Нужно медленно открутить горячую крышку расширительного бачка. Если показатель жидкости после запуска опустился ниже отметки min, то имеется протечка.
При отсутствии этих причин можно сказать, что мотор находится в исправном состоянии. Если же водитель заметил перегрев или переохлаждение, рекомендуется обратиться на станцию для установки неисправности системы охлаждения двигателя.
Видео: Неисправности системы охлаждения двигателя