Gm реструктурирует глобальную стратегию, руководители ev

General Motors

Одним из наиболее ярких примеров энтропии в бизнесе я бы назвал постепенный распад четкого порядка, установленного усилиями Альфреда Слоуна в первые годы существования General Motors. Этот случай – наглядная демонстрация огромного значения компетентного управления… на примере отсутствия такового. Вы никогда не сможете в полной мере осознать ценность ежедневной работы руководителя, пока не поймете главного: неуправляемый персонал со временем становится менее упорядоченным, собранным и более неуловимым 4 .

Генри Форд, создавший благодаря народному автомобилю, модели «Т», гигантскую промышленную империю, в 1921 году владел 62 % автомобильного рынка США. Успех Ford обусловила в первую очередь низкая цена модели «Т», которая стала воплощением талантливейших инженерных решений буквально в каждой своей детали.

General Motors была меньше Ford и возникла в результате ряда приобретений. В апреле 1921 года президент General Motors Пьер Дюпон попросил Альфреда Слоуна (в то время вице-президента по основной деятельности) провести исследование товарой политики компании. На тот момент у General Motors было десять линеек транспортных средств, на которые в совокупности приходилось около 12 % автомобильного рынка. Как можно видеть на представленной ниже диаграмме, все подразделения GM – Chevrolet, Oakland, Oldsmobile, Sheridan, Scripps-Booth и Buick – предлагали автомобили в ценовом диапазоне 1800–2200 долларов. И ни одно не выпускало автомобиль, который мог конкурировать с фордовским, стоившим 495 долларов. Вдобавок к этому подразделения Chevrolet, Oakland и Oldsmobile погрязли в долгах.

Два месяца спустя Слоун представил исполнительному комитету компании новый ассортимент продукции. Он настаивал на том, что «линейка автомобилей General Motors должна стать всеобъемлющей, что каждый автомобиль должен быть тщательно продуман в контексте всего модельного ряда компании». Иначе говоря, Слоун призывал «к конкуренции по качеству с автомобилями ниже определенного ценового уровня и к ценовой конкуренции с автомобилями выше определенного ценового уровня» 5 . План Слоуна не только предусматривал снижение цен на автомобили компании, но и предлагал ввести по каждому бренду уникальный ценовой диапазон, которого тот будет обязан строго придерживаться. Эта новая политика резко ослабила конкуренцию внутри GM и устранила полный беспорядок в ассортименте. После принятия этой концепции исчезла неопределенность и путаница, которую вызывали серьезные различия между Chevrolet, Buick и Cadillac. Посмотрите на представленную далее диаграмму и сразу увидите логику и порядок предложенной Слоуном структуры.

Политика, предложенная Слоуном в 1921 г.

Исполнительный комитет утвердил план Слоуна, продал подразделение Sheridan Motors и распустил Scripps-Booth. Слоун возглавил компанию в 1923 году. Пятью годами позже Oakland переименовали в Pontiac. General Motors к 1931 году стала крупнейшим автопроизводителем и одной из ведущих корпораций в мире. Концепция Слоуна в 1940–1950-е годы превратилась в неотъемлемый компонент американской культуры. Прогуливаясь по пригородному району крупного американского города, можно было безошибочно определить по автомобилям, стоявшим перед домами, кто в них живет: люди попроще обычно ездили на Chevrolet, мастера по техническому обслуживанию – на Pontiac, управляющий среднего звена – на Buick, а СЕО – на Cadillac.

Товарная политика Слоуна представляет собой ярчайший пример четкой структуры – порядка, возникающего из хаоса. Для ее реализации требуется нечто большее, чем план на листке бумаги. Каждый квартал, каждый год, каждое десятилетие корпоративное руководство должно трудиться над тем, чтобы обеспечить согласованность первоначального плана. Без постоянного внимания к нему он рассыплется. Без активного и заботливого наблюдения границы, разделяющие ассортиментные группы, размываются и согласованность действий утрачивается.

Если компания полностью децентрализована, такое размывание границ неизбежно. В итоге исходная структура, которая базировалась на брендах, определяемых ценовыми диапазонами, оказывается погребенной в хаосе новых продуктов. Например, именно благодаря плану Слоуна руководство Chevrolet узнало, что, предложив несколько более дорогих моделей, можно увеличить продажи и прибыль своего подразделения и отобрать часть бизнеса у Chrysler, Pontiac и Oldsmobile. Руководителям Pontiac предложили увеличить доходы своего подразделения за счет выпуска более дешевых моделей, что они, собственно, и сделали. Подобно родителю, чей долг – удержать четырнадцатилетнего отпрыска от вожделенной вечеринки с пивом, работа корпоративных управляющих заключается в том, чтобы уберечь от разрушения исходную структуру бизнеса. Но если она устаревает, задача руководства меняется: следует разработать новый способ координации усилий и направить конкурентную энергию не внутрь, а наружу.

Но к 1980-м годам жесткая структура Слоуна начала разрушаться и стала представлять собой не что иное, как яркую иллюстрацию энтропии. General Motors не просто полностью размыла свои бренды и подразделения; она решила выпускать одни и те же автомобили под разными фирменными логотипами и марками.

Позже руководство захотело избавиться хотя бы от части таких накладок; в 2001 году компания закрыла подразделение Oldsmobile, окончательно признав, что ее модели перестали отличаться и по стилю, и по цене. Из-за массовых судебных разбирательств, инициированных оставшимися не у дел дилерами Oldsmobile, этот шаг обошелся General Motors очень дорого.

Номенклатура продукции General Motors по состоянию на 2008 год вместе с ассортиментом ее главного конкурента Toyota представлена на следующем рисунке.

Поскольку ассортимент General Motors в 2008 году был намного сложнее, чем в 1921-м, при составлении данной диаграммы я ограничился седанами и купе, опустив внедорожники, микроавтобусы, грузовики и автомобили с гибридными двигателями. Подразделение Oldsmobile к 2008 году уже давно не существовало, но я спрогнозировал ценовые диапазоны его моделей, откорректировав цену на модель 2000 года с учетом общей ценовой инфляции GM за прошедшие восемь лет.

Модели Toyota и General Motors (2008)

Как мы видим, модели группировались вокруг суммы 20–30 тысяч долларов – ценового диапазона массового рынка. При этом в ценовой точке 25 500 долларов General Motors предлагала девять автомобилей (две модели Chevrolet, одну Saturn, четыре Pontiac и две Buick), а Toyota – всего два.

Из-за несогласованности продуктовой линейки в General Motors резко усилилась внутренняя конкуренция между отдельными брендами. Обычно крупные предприниматели склонны видеть в конкуренции своего рода очищающий ветер, выдувающий из компании непродуктивность и злоупотребления. Но мир отнюдь не так прост. Если вы инвестируете в рекламу или разработку нового продукта, чтобы отобрать часть бизнеса у конкурента, это, как правило, со временем способствует увеличению корпоративного пирога. Но если вы вкладываете капитал только чтобы отобрать бизнес у филиала или подразделения собственной компании, это, скорее всего, уменьшит корпоративный пирог в целом. Мало того что немалая доля инвестиций в рекламу и разработку новых продуктов затрачивается впустую, как правило, в итоге снижаются цены на оба бренда-соперника.

В июне 2009 года General Motors объявила о банкротстве и была выкуплена администрацией Обамы, в результате чего ее мажоритарным собственником стало Министерство финансов США. Под защитой банкротства General Motors ликвидировала бренды Saturn, Pontiac и Hummer.

Чтобы избавить Dentons от эффекта энтропии, ее владельцам пришлось немало потрудиться, но в этом случае ситуация не усугублялась серьезной инерцией. Как только проблемы стали очевидными, ее собственники и большинство управляющих с готовностью и энтузиазмом взялись за их решение. Напротив, проблемы, возникшие в 2008 году у General Motors, стали следствием многих нерешенных вопросов, отсюда формировавшаяся десятилетиями совокупность негативных воздействий энтропии, инерции давно заведенной практики, застывшей корпоративной культуры – и в итоге полное ослабление системы. Для исправления столь тяжелой ситуации порой недостаточно даже банкротства. По моим прогнозам, в следующем десятилетии General Motors продолжит распродавать свои ценные бренды и в конце концов исчезнет.

Глобальные стратегии «General Motors»

Способ и принципы продвижения компании на европейском рынке. GM и ее стратегические партнеры. Совершенствование дизайнов, производственной дисциплины, укрепление бренда и конкурентоспособных цен. Расширение региональных производственных центров.

Рубрика Маркетинг, реклама и торговля
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 08.12.2013
Размер файла 20,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ
Читайте также  Как правильно подобрать моторное масло для турбодизеля: обзор и советы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глобальные стратегии «General Motors»

стратегический партнер бренд дизайн рынок

GM считался развивающимися странами как свалкой для устаревших технологий и не новейших моделей. Например, бразильские заводы GM штамповали «Chevy Chevettes», который не выпускался в Северной Америке уже долгие годы. Руководство GM, который находится в Детройте, стремилось к тому, чтобы выжать максимум наличных денег из инвестиций компании в устаревшие технологии. Менеджеры GM в развивающихся странах, однако, восприняли это как знак того, что центр не считают их производственную деятельность значительной.

На европейском рынке, способ и принципы продвижения компании были иначе. Руководство там осуществлялось вполне самостоятельно. Им часто разрешали разрабатывать свои собственные модели и формулировать свою собственную маркетинговую стратегию. Эта региональная и национальная автономия позволила европейским филиалам GM производить машины, которые отвечали нуждам местного населения. В настоящее время Приоритетным для компании на европейском рынке является продвижение Opel и Chevrolet. GM имеет достаточно сильные позиции на европейском рынке для самостоятельного продвижения без участия партнеров, в том числе и французского концерна PSA. В отличие от него, дела у американского автопроизводителя идут отлично как в Европе, так и по всему миру.

General Motors — это одна из крупнейших мировых автомобильных компаний — основана в 1908 году. На предприятиях GM, находящихся почти в 120 странах мира, трудятся 209 тысяч человек. GM и ее стратегические партнеры производят легковые и грузовые автомобили в 35 странах мира. Подразделения компании General Motors в том числе обслуживают и продают группу следующих брендов: Baojun, Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Daewoo, Holden, Isuzu, Jiefang, Opel, Vauxhall и Wuling. Крупнейшие рынки GM в мире — это Китай, США, Бразилия, Великобритания, Германия, Канада, Италия, Россия, Мексика и Узбекистан.

Таким образом, GM имеют мировую популярность и это позволяет компании устроить международные подразделения и заводы во всем мире, которые могут делиться дизайнами и составными частями друг с другом. Заводы везде могут сразу же дублироваться по всему миру.

Благодаря этим совместным использованиям дизайнов и частей между разными странами, GM может иметь конкурентные преимущества против конкурентов разных стран с сокращением команд для дизайна, также с уменьшением затраты на составные части. Это приводит к обеспечению своих международных подразделений последними технологиями.

Она также пытается разрабатывать и производить такие транспортные средства, которые имеют общую международную платформу. Команды инженеров из Германии, Детройта, Южной Америки и Австралии сейчас работают над этим. Местные заводы будут иметь право изменять элементы машин, чтобы удовлетворять вкусы и предпочтения местных покупателей. Придерживаясь общей международной платформы, компания сможет снизить свою общую структуру затрат.

Компания GM ориентирована на единое глобальное видение; конструкция, произведение и продажа наилучших автомобилей по всему миру. Это усиливает развитие продукций мирного класса, с которыми сможет выделяться среди конкурентов на рынках, поддерживает инновацию своего бизнеса и укрепить балансовый отчет. Этот бизнес модель также создает самоподдерживающегося цикла реинвестирования, который приводит к непрерывному совершенствованию дизайнов, производственной дисциплины, и укреплению бренда и конкурентоспособных цен.

В июле 2007 года, Компания объявила план расходовать 5 миллионов долларов в Бразилии, чтобы финансировать производство маленьких автомобилей, в том числе в Аргентине и Парагвае. В этом Бизнесе Она стремится к расширению региональных производственных центров с помощью GM Daewoo операций в Южной Корей. В подобных странах, Компания намерена развивать потенциал продажи средних грузовиков и нового инвестирования в Колумбии и Венесуэле. Стратегия GM особенно ориентирована на разработки в высоких потенциальных странах для того, чтобы приобрести долю рынков таких стран. Она недавно приступил к изготовлению 17 новых продукций в латинской Америке, Африке и Ближнем Востоке.

И еще надо отметить, что в 2012 году GM планировал подписание с Японским производителем Хонда соглашения о долгосрочном сотрудничестве в области разработок топливных элементов нового поколения. В 2020 году на рынке могут появиться первые совместно разработанные автомобили GM-Honda с водородным силовыми установками. Альянс позволит производителям снизить затраты на проект — например, за счет общих поставщиков компонентов. Также в рамках сотрудничества General Motors намерен расширять инфраструктуру с Honda для автомобилей с водородными двигателями. Ведь на данный момент нехватка специальных заправочных станций — один из главных барьеров для массового распространения водородомобилей.

После банкротства и реорганизации General Motors пересмотрел свою линейку брендов. Было решено отказаться от производства автомобилей с высоким расходом топлива в пользу экономичных автомобилей. Часть производства было закрыто, часть компаний была продана. Модели, которые больше не производятся GM: Oldsmobile, Hummer, Pontiac, Geo, Saturn, Acadian,и так далее. В 2011 году компания лишила Тойота первого места после землетрясения и наводнения в Таиланде — стихийные бедствия оказали негативное влияние на бизнес в азиатской стране. А потом Toyota вернула себе звание крупнейшего автопроизводителя в 2012 году.

Несмотря на то, что предприятия компании диверсифицированы продуктами и географическими рынками, что касается рынка в США, то компания пока еще находится в процессе восстановления финансов, поэтому она с усилием сосредоточивается на удовлетворениях международных местных продаж и представляет обслуживания покупателей с глобальной сетью независимых дилеров. В 2011 году, например, автомобили, сделаны за пределами США, приходится на 72,3% всех машин из компании GM, и 43,4% всех автомобилей из компании сделаны в таких развивающих странах, как Бразилия, Россия и Китай (коллективно БРИК), которые в настоящее время испытывает мощные индустриальные развития.

Несмотря на такие смелые предпринимаемые шаги к усилению международной интеграции и разработкам топливных элементов нового поколения, на горизонте GM все еще наблюдается множество заданий. Например, Для того, чтобы «водородный» автомобиль смог конкурировать с гибридом Chevrolet Volt, инженерам General Motors нужно сократить стоимость топливных ячеек примерно на 30%. А больще всего, основной причиной проблем является тот факт, что другие конкурентные автомобильные компании также расширяют свои производственные мощности и сотрудничества для разработки силовых установок на тех же рынках, увеличивая спектр мощности международного доступа и ценовых войн.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность и компоненты маркетинговой стратегии в международном менеджменте. Современные подходы к продвижению продукции. Международный брендинг. Анализ деятельности компании Tesla Motors. Анализ бренда и продаж. Разработка программы продвижения бренда.

дипломная работа [525,1 K], добавлен 21.11.2019

Обзор современных стратегий продвижения бренда на рынке. Общая характеристика компании «Lipton». Рассмотрение основных брендов, оценка марочной политики данной компании. Проведение анализа стратегий продвижения брендов компании «Lipton» на рынке.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 15.05.2015

Основные понятия брендинга. Особенности формирования бренда, теоретические основы его продвижения, маркетинговые средства. Разработка стратегии продвижения бренда «Собол» на примере ОАО «Винап». Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий.

курсовая работа [129,6 K], добавлен 21.02.2014

Сущность стратегии продвижения на рынке и ее место в стратегическом управлении. Оценка конкурентной среды. Расчет прогнозных показателей эффективности стратегии продвижения компании ООО «Квантрон» на рынке автомобильного топлива в России и за рубежом.

дипломная работа [954,0 K], добавлен 09.07.2017

Дизайн интерьера как искусство особого вида. Средства рекламного и PR-продвижения дизайнов интерьера. Практика исследования мирового опыта в области рекламного и PR-продвижения дизайнов интерьера. Разработка проектов дизайна интерьера студии «ASdesign».

Читайте также  Шкода октавия сколько масла в коробке передач

дипломная работа [645,1 K], добавлен 17.06.2017

Модели позиционирования бренда, их преимущества и недостатки. Особенности формирования стратегии позиционирования бренда компании, его этапы и связанные с ними сложности. Определение текущей позиции компании на рынке. Классификация ценовых стратегий.

дипломная работа [1,7 M], добавлен 19.11.2017

История компании «Danone». Анализ рынка бренда. Позиции бренда на рынке России. Профиль целевой аудитории. Позиционирование бренда на макроуровне. Характеристика продуктовой и ценовой стратегии бренда. Проблемы бренда и рекомендации по их устранению.

аттестационная работа [125,8 K], добавлен 23.04.2015

«Спутник» вне политики

«Риски, связанные с пандемией, еще сохраняются, но мир, национальные экономики постепенно возвращаются к привычной жизни», — отметил Владимир Путин. Вновь открываются возможности для запуска перспективных или отложенных проектов. Российская экономика показала устойчивость к внешним шокам. В 2020 году ВВП России сократился меньше, чем мировая экономика, а по итогам этого года удастся выйти на темпы роста около четырех процентов, ожидает он.

Президент рассказал о системной работе по повышению инвестиционной привлекательности российского рынка. В предстоящие годы будут существенно увеличены вложения в развитие инфраструктуры, проекты в сфере высоких технологий, здравоохранения, развития городской среды, и здесь открываются широкие возможности для выгодного приложения капиталов.

Борьба с пандемией и вакцинация стали темой встречи Путина с иностранными инвесторами. За рубежом при поддержке Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) налаживается производство «Спутника V». Эта вакцина зарегистрирована в 66 странах с населением свыше трех миллиардов человек. РФПИ заключил соглашения по производству «Спутника V» более чем в десяти государствах, что позволит только за этот год достичь объема, достаточного для вакцинации сотен миллионов. Выпускать эффективные и доступные вакцины очень важно для того, чтобы заблокировать распространение инфекции, сохранить здоровье, жизнь людей, повысить их благополучие, сняв вынужденные ограничения и восстановить глобальный экономический рост, считает президент.

Путин отметил непростой путь вакцины от скептических оценок до широкого международного признания, в том числе со стороны мирового научного сообщества, и призвал оставить в стороне разногласия, когда речь идет о спасении жизни людей. «Мягко говоря, странными и контрпродуктивными выглядят действия некоторых наших партнеров, которые откровенно пытаются не допустить, любыми способами ограничить использование российской вакцины», — сказал он. Ведь опыт применения показал, что ее эффективность одна из самых высоких в мире — 97,6 процента.

«Эффективная борьба с коронавирусом возможна только при объединении усилий на глобальном уровне. Такая позиция России носит принципиальный характер, и мы открыты для сотрудничества со всеми странами в области эпидемиологической безопасности», — заявил президент. «Россия будет и дальше вносить существенный вклад в борьбу с пандемией», — заверил он, напомнив о решении обеспечить удобные условия для вакцинации иностранных граждан на территории нашей страны. «Все возможности существенно нарастить выпуск вакцин у нас тоже есть», — подчеркнул Путин.

Во встрече приняли участие 30 инвесторов из 17 стран, которые управляют капиталом более чем 15 трлн долларов и активно инвестируют с РФПИ в знаковые и прорывные проекты в России. Также были приглашены представители 25 международных фармпроизводителей из 14 стран — они или уже производят «Спутник V», или будут это делать. Глава РФПИ Кирилл Дмитриев сообщил, что данные использования вакцины в Венгрии, Аргентине, Мексике и Индии показывают, что она — лучшая и с точки зрения безопасности, и с точки зрения эффективности. Клинические испытания также прошли в Индии и ОАЭ. «И даже в тех странах, где ведется дезинформационная кампания против «Спутника V» на каждодневной основе, например, в таких, как Германия, более 60 процентов немцев готовы привиться «Спутником V», по последним опросам», — рассказал он.

По телемосту было запущено производство «Спутника V» в Сербии и Аргентине. В церемонии по видеосвязи приняли участие президенты этих стран Александр Вучич и Альберто Фернандес. В Сербии будет произведено 4 миллиона доз препарата, рассказал Вучич. А для аргентинцев «Спутник V» стал первой и доступной вакциной от коронавируса. «Мы понимаем, что для нас еще далеко не все потеряно, если у нас есть такие союзники в мире», — заявил Фернандес.

Корпорация RAND изложила глобальную стратегию США

RAND: «Россия — изгой, а не соперник; Китай — соперник, а не изгой»

RAND Corporation опубликовала доклад под интригующим названием «Россия — изгой, а не соперник; Китай — соперник, а не изгой». С учетом специализации корпорации RAND на долгосрочных целях и глобальной стратегии США данное исследование представляет большой интерес. Приводим выжимку из данного доклада в редакции ее авторов с минимальными правками.

«Россия — изгой, а не соперник; Китай — соперник, а не изгой. Разные задачи, Разные ответы».

В докладе ставится два основных вопроса: Как Россия и Китай бросают вызов национальной безопасности США и глобальному влиянию? Как Соединенные Штаты могут решить эти проблемы?

По мнению RAND, Россия и Китай представляют собой явные вызовы национальной безопасности США.

Россия не является равным или близким конкурентом, а скорее хорошо вооруженным государством-изгоем, которое стремится подорвать международный порядок, в котором она не может надеяться на доминирование. В отличие от России, Китай является равноправным конкурентом, который хочет сформировать международный порядок, в котором он может стремиться доминировать.

Обе страны стремятся изменить статус-кво, но только Россия напала на соседние государства, аннексировала завоеванную территорию и поддержала повстанческие силы, стремящиеся отколоть еще больше территории. Россия убивает своих противников внутри страны и за рубежом, вмешивается в выборы за рубежом, подрывает иностранные демократии и работает над подрывом европейских и Атлантических институтов. Напротив, растущее влияние Китая основано в основном на более позитивных мерах: торговле, инвестициях и помощи в целях развития. Эти атрибуты делают Китай менее непосредственной угрозой, но гораздо более долгосрочным вызовом.

В военной сфере Россию можно сдержать, но Китай-нет. Его военное превосходство в Восточной Азии будет со временем возрастать, вынуждая Соединенные Штаты брать на себя большие расходы и риски только для обеспечения существующих обязательств.

Основной тезис доклада следующий: «Но именно в геоэкономике, а не в геополитике разыгрывается борьба за мировое лидерство. Именно в области геоэкономики баланс глобального влияния между Соединенными Штатами и Китаем начал смещаться в пользу Китая».

Корпорация RAND считает, что Китай представляет большую геоэкономическую проблему для Соединенных Штатов, чем Россия. Далее приводятся доводы в пользу этого положения доклада.

ВВП Китая на душу населения приближается к российскому, его население в восемь раз превышает российское, а темпы роста — в три раза. С 2017 года экономика Китая стала второй по величине в мире, уступая только США. Россия была 11-й.

Военные расходы России ниже, чем у Китая, и этот разрыв, вероятно, будет расти. Россия гораздо меньше в экономическом отношении, имеет более плохие экономические перспективы и для нее менее вероятно резко увеличить свою военную мощь в долгосрочной перспективе.

В отношении России в докладе делается вывод, что Россия – это более непосредственная военная угроза национальной безопасности США, чем Китай, но ей можно противостоять.

По мнению авторов доклада. Россия, вероятно, останется в военном отношении выше всех своих ближайших соседей, кроме Китая.

Авторы доклада считают, что Россия уязвима перед целым рядом невоенных сдерживающих факторов, таких как санкции в отношении российской экономики и ограничение российских доходов от экспорта ископаемого топлива; однако многосторонние усилия были бы более эффективными, чем действия только со стороны США.

В отношении Китая делается другой вывод: Китай представляет собой региональную военную и глобальную экономическую проблему. В военном отношении Китай можно сдерживать еще некоторое время; в экономическом плане он уже освободился от региональных ограничений.

Читайте также  Рейтинг и установка 2 din автомагнитол: с переходной рамкой, навигацией и съемной панелью

В докладе отмечается, что Россия поддерживает крайне правые и крайне левые политические движения с целью подрыва политики противоборствующих обществ и, по возможности, установления более дружественных режимов. Китай, напротив, кажется в основном безразличным к типам правления государств, с которыми он взаимодействует, повышая свою привлекательность в качестве экономического партнера.

Рекомендации корпорации RAND

В сфере безопасности Соединенные Штаты должны продолжать удерживать линию в Восточной и Юго-Восточной Азии, принимая на себя большие расходы и риски, связанные с уравновешиванием растущего военного потенциала Китая. Между тем, Вашингтон должен помочь своим региональным союзникам и партнерам в создании собственных систем противодействия и зон ограничения доступа. И наконец, Соединенные Штаты должны использовать любые возможности для урегулирования вопросов и устранения точек китайско-американской напряженности, признавая, что их переговорная позиция со временем будет постепенно ухудшаться.

В экономической сфере Соединенным Штатам необходимо более эффективно конкурировать на внешних рынках, сохранять и укреплять международные нормы в области торговли и инвестиций и стимулировать Китай действовать в рамках этих норм. Учитывая усилия Китая взять на себя технологическое лидерство в долгосрочной перспективе и потенциальные преимущества, которые такое лидерство приносит, Соединенным Штатам также необходимо улучшить свою инновационную среду. Меры могут включать увеличение финансирования исследований, удержание иностранных ученых и технологов, получивших образование в США, и реформы регулирования, облегчающие внедрение усовершенствований продуктов и процессов в бизнес и на рынок.

В ответ на инициативу Китая «Один пояс, один путь» Соединенные Штаты должны принять меры для обеспечения своего собственного преференциального доступа на крупнейшие мировые рынки, промышленно развитые страны Европы и Азии; оказания помощи странам в расширении связей с мировой экономикой; работы с партнерами для обеспечения большей прозрачности в проектах Китая «Один пояс, один путь»; и увеличения поддержки американских экспортеров и инвесторов.

Во всех этих задачах Соединенные Штаты будут более успешно координировать свои действия с союзниками и торговыми партнерами.

Правительство готовит новую стратегию социально-экономического развития

Правительство приступает к разработке новой стратегии социально-экономического развития России. Она должна определить пути решения задач, поставленных в июльском указе Владимира Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

«Указ президента о национальных целях, подписанный в июле 2020 г., это стратегический документ верхнего уровня, — объясняет директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. — Правительство в соответствии с поручениями, которые были даны по итогам этого указа, должно обеспечить достижение поставленных целей. Для этого ему нужно разработать адекватный набор мер экономической политики».

2 февраля должны быть утверждены составы пяти рабочих групп, которые будут работать над стратегией социально-экономического развития. Их руководителей Михаил Мишустин назначил 26 января. Группу «новая высокотехнологичная экономика» возглавил первый зампред правительства Андрей Белоусов; группу «агрессивное развитие инфраструктуры» — зампред Марат Хуснуллин; «новый общественный договор» — зампред Татьяна Голикова; «клиентоцентричное государство» — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко; «национальная инновационная система» — зампред Дмитрий Чернышенко.

Примечательно, что названия рабочих групп не совпадают с национальными целями развития, обозначенными в президентском указе (сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация). По мнению экспертов, кабинет Мишустина тем самым демонстрирует неформальный подход к решению задач национального развития. «Понятно, что текст постановления писали люди с большой фантазией, об этом говорят и названия рабочих групп, — отмечает Александр Широв. — Ясно, что у людей есть административный кураж. И это говорит о том, что они действительно хотят добиться результатов».

Еще одна примечательная особенность будущей стратегии социально-экономического развития России — разделение сложных задач на два вида: стратегические направления и большие межведомственные задачи (БМЗ).

Горизонт действия стратегических направлений отнесен к 2030 году — установленному президентом сроку достижения национальных целей. БМЗ — к 2024 году, вероятно, чтобы правительству было что предъявить к президентским выборам. Кроме того, в лексиконе правительства появилось понятие «быстрых побед». «Не надо пытаться увидеть в этом что-то плохое, — объясняет Александр Широв. — Термин «быстрые победы» появился от стремления разделить задачи на стратегические и срочные. Фактически Минэкономразвития говорят: расскажите, что мы можем сделать сейчас, а что на горизонте трех-пяти лет. И давайте разделим ресурсы в соответствии с этими сроками». Главная проблема государственного управления сейчас состоит в том, что проблема разделения краткосрочных и долгосрочных задач решается очень плохо, отмечает Широв. «Как только ситуация чуть-чуть начинает ухудшаться, мы бросаем заниматься стратегическими задачами и кидаемся решать сиюминутные проблемы, — объясняет Широв. — А потом оказывается, что общая ситуация не улучшилась, а где-то даже ухудшилась».

Методологию взаимоувязки стратегических направлений, отраслевых стратегий, больших межведомственных задач и «быстрых побед» Минэкономразвития должно представить рабочим группам уже 4 февраля. Проекты отраслевых стратегий, БМЗ и «быстрых побед» должны быть представлены главе правительства 25 февраля («новая высокотехнологичная экономика» и «агрессивное развитие инфраструктуры») и 11 марта («новый общественный договор», «клиентоцентричное государство» и «национальная инновационная система»). На апрель назначена защита проектов у премьера, а 14 мая МЭР должно представить текст стратегии.

«Скорость принятия решения поражает – это из разряда «быстрых побед», — отмечает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — 26 января провели совещание, сформировали рабочие группы уже ко второму февраля, семинар по методологии проведут 4 февраля. Первые доклады о промежуточных результатах работы должны появится уже меньше, чем через три недели. По опыту подготовки больших стратегически направленных документов я могу сказать, что это совершенно нереальные сроки».

По мнению эксперта, в такое короткое время можно уложиться, «только если вы берете то, что уже есть, как-то перетасовываете по-новому и придумываете броское название». Трудно ожидать серьезной работы при таких сроках подготовки документов, констатирует Николаев. «Сроки действительно сжатые, но скорее всего, еще до этого документа были какие-то соображения и обсуждения», — считает Александр Широв.

Эксперты отмечают, что судя по языку, терминологии, формулировкам и управленческим решениям, связанным с новой стратегией социально-экономического развития, правительство привлекло к разработке документа новые научно-аналитические центры вместо традиционных НИУ ВШЭ и РАНХиГС. «В документе вообще не упоминаются никакие неправительственные структуры, — указывает Александр Широв. — Вероятно, это отражает некоторое разочарование людей, которые принимают решения, в деятельности экспертного сообщества».

Глава ИНП РАН напоминает, что экспертное сообщество, где лидировали ВШЭ и РАНХиГС, несколько лет назад разработало «Стратегию 2030», но она в принципе не была принята правительством к исполнению. «Вместе с тем понятно, что эксперты все равно будут привлекаться, — подчеркивает Широв. — Но есть желание сделать так, чтобы все решения принимались на уровне правительства без внешнего воздействия».

«Если раньше сначала готовился длинный тяжелый документ стратегии, то сейчас в первую очередь будут отобраны и утверждены Председателем Правительства прорывные инициативы, а потом уже ведомства займутся описанием и формализацией отдельных стратегий, Минэкономразвития — сводом единой фронтальной стратегии, — констатирует вице-президент ЦСР Диана Каплинская. — То есть на выходе Правительство будет иметь один документ, включающий общие для всех направлений цели и задачи, ключевые результаты до 2030 г., паспорта отраслевых стратегий и описания ключевых инициатив по каждому направлению.

Говоря про вызовы, на сегодняшний день главный — сроки. Однако он же и возможность: интенсивность работы настолько высока, что «выживают» только наиболее прогрессивные, согласованные, проработанные и обеспеченные ресурсами инициативы».