В чехии выпустили красивое электрокупе в ретростиле (и это не skoda)

Электрическое ретро-купе Opel Manta GSe ElektroMOD представлено официально

Opel «возвращается в будущее», даря оригинальному спортивному купе Manta A электрическое сердце, чтобы идти в ногу со временем.

К сожалению, Opel Manta GSe ElektroMOD – только одноразовый проект фирмы из Рюссельсхайме. ElektroMOD возрождает дух спортивного купе 1970-х, четырехцилиндровый бензиновый двигатель которого заменила пара электромоторов.

Как и его предок, Manta GSe сохраняет заднеприводную компоновки и даже четырехступенчатую механическую коробку передач. Электрокар оснащен литий-ионным аккумулятором на 31 кВт-ч, который обеспечивает примерно 200 километров пробега, и двумя электромоторами с приводом на заднюю ось и мощностью в 147 лошадиных сил.

ElektroMOD – это не просто замена ДВС на электромоторы, поскольку Opel также доработал внешний дизайн, добавив современный фирменный стиль и световую переднюю панель Vizor. Встроенный светодиодный экран на месте решетки радиатора показывает различные сообщения, одно из которых «Мое немецкое сердце электрическое». Рестомод также может похвастаться переработанными колесными арками, в которых не будут скрыть красивые 17-дюймовые колеса, созданные специально для этого автомобиля.

Фото: Opel Manta GSe ElektroMOD Concept / Opel

В салоне исторического купе также произошли значительные изменения. Opel установил цифровую приборную панель размером 12 дюймов, а также 10-дюймовый дисплей для информационно-развлекательного комплекеса. Если эти спортивные сиденья выглядят знакомо, то это потому, что они были заимствованы у спортивного хэтчбека Opel Adam S.

Opel называет Manta GSe ElektroMOD своим «первым электрическим рестомодом», что позволяет предположить, что со временем у него появятся компаньоны и мы скрещиваем пальцы, чтобы это были электрические GT и Calibra.

Сообщества › Это интересно знать. › Блог › 10 чешских автомобилей, о которых вы не знали

Помимо известных всем компаний – Škoda и Tatra, оказывается, Чехия была родиной еще десятка автопроизводителей, чья продукция в свое время блистала на весь мир, а сейчас, к сожалению забыта. Ну что ж самое время для кого-то вспомнить, а для кого-то и впервые узнать о шедеврах чешского автомобилестроения.

1.Чешский автомобильный завод Aero был основан в 1919 году и смог дожить до наших дней лишь немного изменив своё название на Aero Vodochody. С 1929 по 1947 годы Aero занимался производством премиальных автомобилей, для состоятельных граждан. На данный момент компания занимается производством самолетов и вертолётов. На фото вы можете увидеть Aero 30, 1934 года выпуска.Помимо известных всем компаний – Škoda и Tatra, оказывается, Чехия была родиной еще десятка автопроизводителей, чья продукция в свое время блистала на весь мир, а сейчас, к сожалению забыта. Ну что ж самое время для кого-то вспомнить, а для кого-то и впервые узнать о шедеврах чешского автомобилестроения.

2. Компания Praga была основана в 1907 году и существует по сей день. Начиная как производитель автомобилей, с 1947 по 2016 годы, компания специализировалась на производстве военной техники, а в частности на танках и БТРах. Однако весной 2016-го компания представила легковой автомобиль, суперкар Praga R1R, она же представлена на фото.

3. Компания Velorex с 1945 по 1971 года поставляла на рынок классические трициклы с мотоциклетными моторами. Кроме того, компания строила коляски для мотоциклов. В 2010 производителя хотели «воскресить» с помощью модели Velor-X-Trike, однако задумке не суждено было сбыться. На фото самая популярная модель компании – Velorex 16/175.

4. Компания Zbrojovka была основана в Брно в 1918 году. Начинала она как производитель оружия и тракторов, к слову сказать, чем успешно занимается и по сей день. Однако в 1930-х годах прошлого века в течение некоторого времени компания производила и автомобили. На фото — Zbrojovka Z 5 Express 1936 года выпуска.

5. MTX –столичная компания с 1969 года занимающаяся производством спортивных автомобилей с открытыми колесами и модифицирующая машины других производителей под различные гоночные серии. Самой известной работой производителя значится MTX Tatra V8 1991 года, который стал первым чешским суперкаром. Он представлен на снимке. Сегодня компания делает только комплектующие.

6. Kaipan – еще один чешский производитель быстрых автомобилей, который ведет свои историю с 1992 года. Компания профилируется на постройке спортивных родстеров. На снимке — модель Kaipan 16, 2012 года выпуска

7. За выпуск грузовых автомобилей в Чехии отвечала крупнейшая в Европе компания LIAZ – существовавшая с 1951 по 2002 год. Продукция компании была хорошо известна за пределами страны. Среди регалий грузовиков LIAZ – четыре победы на Чемпионате Европы по кольцевым гонкам на седельных тягачах, две победы в Дакаре и не только. На снимке — седельный тягач LIAZ 230.573, 1990 года.

8. Одним из старейших автопроизводителей в Чехии считается компания Karosa основанная Йозефом Содомкой в 1896 году. Компания начинала со строительства экипажей, а затем перешла к производству автобусов. На данный момент Karosa превратилась в сборочное производство Iveco. На фото Karosa C 954 2002 года.

9. Еще одним производителем автобусов в Чехии является – SOR. Компания успешно занимается производством данного вида техники по сей день. На фото — модель SOR BN 12.

10. Грузовики компании Avia были хорошо известны далеко за пределами Чехии, особенно в Советском Союзе. Производство было начато в 1919 году, однако к выпуску грузовой техники и автобусов компания перешла лишь в 1948 году. Avia существует и сегодня и занимается постройкой легких грузовиков и комплектующих для авиапромышленности. А на фото — Avia A31 Turbо.

Путешествие в красивое прошлое. Тест-драйв ретро автомобилей Skoda

Для того чтобы понять, насколько современные автомобили стали быстрыми, комфортными и технологичными, надо отправиться в прошлое и поездить на машинах тех лет. Причем далеко в прошлое «залетать» не нужно — хватит и 50 лет.

Редакцию CAR.ru пригласили поучаствовать в уникальном историческом ралли Skoda Historical Rally, чтобы окунуться в историю легендарной чешской автомобильной марки. Как вы понимаете, от такого заманчивого предложения отказаться было невозможно.

Знакомиться с классическими моделями Skoda 1950 — 1970-х годов выпуска мы приехали на историческую родину бренда — в Чехию, а именно в местечко Мцелы возле города Млада-Болеслав, где находится штаб-квартира компании Skoda. Именно здесь, на территории одноименного замка Мцелы, и стартовало наше историческое ралли.

Skoda 1200 — самый изящный автомобиль нашего ретро-ралли
Если вы являетесь ценителем замковой архитектуры и роскошных 5-звездочных отелей, то сюда совершенно точно стоит заехать. Шато Мцелы расположен в живописном лесистом районе Чехии на территории 5 га. Ранее замком владела богатая дворянская семья Турн-и-Таксис, а сейчас Шато Мцелы управляет винодел из Италии Джими Кузумано и его супруга Инес. На территории дворца-отеля есть отличный ресторан, SPA-комплекс и огромный английский парк.

Двухцветный интерьер Skoda 1200 выглядит стильно и богато
Надо сказать, что на фоне аристократичного Шато Мцелы, народные автомобили Skoda 1950-1970-х годов выглядят несколько простовато, как люди в повседневной одежде на торжественном приеме в Большом Театре. Skoda 1200, Skoda Octvia, Skoda 1202, Skoda 1100MB — все это модели созданы в не самой богатой Чехословакии для не самых богатых граждан.

Читайте также  Что стучит в двигателе: как определить

Skoda Felicia
Но одна модель из представленных ретро-автомобилей Skoda все же отлично гармонировала с роскошным замком Мцелы — это Skoda Felicia. Данная модель по сути является открытой версией Skoda Octavia. Насколько же по-разному выглядят эти родственники! Родстер Skoda Felicia с мягкой складной крышей словно автомобиль из другого, Западного мира, случайно оказавшийся в Социалистическом блоке.

Раньше Skoda Felicia пользовалась большим спросом в западных странах. Именно поэтому большинство произведенных Skoda Felicia уходило на экспорт, включая такие страны, как Новая Зеландия и Канада. Надо отметить, что Skoda Felicia — единственный автомобиль в своем роде, выпускавшийся в странах Восточного блока.

Как и другие модели Skoda, в основе Felicia лежала хребтовая рама, что и позволило без особых усилий создать открытую версию Skoda Octavia. Под капотом у первых моделей Skoda Felicia располагался двигатель объемом 1,1л, который развивал мощность в 50 л.с., а начиная с 1961 года, в производство запустили новую модификацию Skoda Felicia Super с 1,2-литровым двигателем, мощность которого выросла до 55 л.с. Максимальная скорость автомобиля составляла 130 километров в час.

Пожалуй, Skoda Felicia была самой интересной из представленных на ретро-ралли машиной, но в гонку мы решили отправиться на классической Skoda Octavia 1959 модельного года. Все-таки было очень интересно понять, как и насколько сильно изменилась современная Skoda Ocavia, которая заполнила улицы городов во многих странах мира, в том числе и в России.

Skoda Octavia
Но прежде, чем начать соревнования, надо рассказать о правилах ретро-ралли. Суть этого мероприятия заключается не в том, чтобы максимально быстро преодолеть спецучасток, а в том, чтобы сделать это за отведенное организаторами время. Например, первый этап длиной 41 км нам предстояло проехать за 80 минут. Если проезжаешь быстрее — получаешь штраф, медленнее — тоже штраф.

Замер времени прохождения спецучастка
Казалось бы, что ничего сложного в этом нет, но в каждом таком этапе было еще несколько маленьких подэтапов — например, проехать 80 метров за 16 секунд, проехать 310 метров за 46 секунд и так далее. Осложнялось выполнение таких микроэтапов тем, что двигаться нужно было не по прямой, а часто по сложной траектории с поворотами и разворотами. Рассчитывать, с какой именно скоростью надо ехать в том или ином месте, оказалось крайне непросто.

Кроме того, в ралли было запрещено пользоваться навигатором, а ориентироваться на местности надо было исключительно по легенде — маршрутная книга с указанием ключевых точек, километража между поворотами, указанием перекрестков и названий населенных пунктов. Именно поэтому «боевой» экипаж автомобиля всегда состоит из двух человек: пилота и штурмана. И роль штурмана, в данном случае, не менее значима, чем водителя.

Управлять Skoda Octavia 1959 модельного года совсем непросто. Здесь нет усилителя руля, педальный неудобный узел, передачи в 4-ступенчатой трансмиссии меняются непросто, маломощный 1,1-литровый двигатель 40 л.с. совсем не тянет автомобиль на подъеме. Если сюда добавить тесноту салона и примитивную эргономику автомобиля из конца 1950-х годов, то легкая поездка на 40 километров оборачивается для пилота и штурмана мокрыми спинами с легким головокружением из-за запаха бензина и выхлопных газов.

Первый спецучасток мы успешно завершили в одном из самых известных готических замков Чехии — Груба-Скала. Это настоящая жемчужина национального парка Чешский рай. Величественную скалу с замком на самом верху видно за десятки километров с окрестных автомобильных дорог, но, когда подъезжаешь ближе, обнаруживаешь совершенно удивительный природный рельеф.

Замок находится не просто на скале, а на возвышении, окруженным башнеобразными скалами из песчаника, которые приобрели свою форму благодаря ветру, «точившего» податливую горную породу многие тысячи лет. Некоторые из этих «каменных пальцев» достигают высоты 60 метров!

История Груба-Скала отсчитывается с 1353 года! Разумеется, замок множество раз перестраивался — последнее серьезное обновление комплекса зданий произошло в 1859 году, когда замок переделали в неоготическом стиле. Таким он и сохранился до наших дней. Сейчас на территории замка находится 4-звездочный отель, ресторан, парковка и великолепная смотровая площадка.

Насладившись здешними видами, мы снова завели скромный 1,1-литровый мотор Skoda Octavia и отправились покорять следующие этапы нашего неспешного ретро-ралли на автомобилях Skoda. Впереди наш ждал замок Нимержице!

Нимержице, где мы не менее успешно завершили второй этап ралли — это относительно молодой замок, построенный в стиле ампир в 1832 году на месте средневековой крепости, заложенной здесь еще в 1354 году. Территория замка приятно поражает своей ухоженностью и чистотой, а кофе из местного ресторана — своим крепким характером. Удивительно, но этот замок находится в сельской местности в окружении трех деревень, суммарное население которых едва переваливает за 200 человек.

Заключительный и самый большой спецучасток нашего ретро-ралли длиною 44 километра мы закончили в еще одном замке — Цтенице. Аристократическая усадьба с барочными амбарами и манежем находится совсем рядом с Прагой, куда мы уже поехали на современных автомобилях Skoda. Ох, какое же это облегчение, когда после целого дня, проведенного в Skoda Octavia 1959 модельного года, пересаживаешься в Skoda Octavia 2018 модельного года. Кажется, что машина едет сама, без участия водителя! Здесь, в современном лифтбеке, прохладно, тихо и очень просторно.

В новых автомобиля Skoda Octavia ты как будто изолирован от окружающего мира, «пролетая» по трассе с немыслимой для середины 20 века скоростью. Поездка же на автомобиле родом из 1960-х годов дарит ощущение единения с дорогой, полем, лесом и всей природой или городами, сквозь которые ты проезжаешь. На современной Octavia ты «летишь», на старой Octavia — ты наслаждаешься неспешным процессом движения.

Skoda Octavia в России является лидером по объемам продаж в своем классе, не позволяя даже быстрорастущему сегменту кроссоверов «отъедать» свой кусок рынка. Стоимость Skoda Octavia начинается от 1 049 000 рублей за версию с атмосферным 1,6-литровым двигателем мощностью 110 л.с. и 5-ступенчатой механической трансмиссией. Цена на самую доступную комплектацию Skoda Otavia Active с классическим 6-ступенчатым «автоматом» составляет 1 128 000 рублей.

А если вам нужен более динамичный и хорошо укомплектованный автомобиль, то стоит присмотреться к Skoda Octavia с двигателем 1,4 TSI мощностью 150 л.с. и роботизированной трансмиссией 7DSG. Эта версия лифтбека отличается не только резвым характером (автомобиль разгоняется с места до 100 км/ч всего за 8,2с), но и высокой топливной экономичностью — 4,8л бензина на 100 км пробега при аккуратной езде по трассе. Впечатляет?! Конечно же впечатляет! Ровно так же, как великолепные чешские замки и настоящие «олдскульные» автомобили марки Skoda.

«Восьмерка» из ЧССР: ретротест спорткупе Skoda Garde

Даже непонятно, чем эта машина заводит. Почему хочется ехать быстро и с огоньком? Непритязательное внешне, купе подкупает какой-то юношеской мускулистостью и собранностью. Да и заднемоторная компоновка здесь скорее достоинство, нежели архаизм.

Читайте также  Замена двигателя на более мощный: технические и юридические сложности

Последний из массовых заднемоторных

Когда в 1964 году после масштабной реконструкции завода в Млада Болеславе, направленной на значительный рост производства, с его конвейера сошла первая заднемоторная и с несущим кузовом модель — Skoda 1000 MB, даже ее создатели наверняка не предполагали, что общая схема автомобиля проживет четверть века. Конечно, машины модернизировали — меняли дизайн, форсировали двигатели, но концепция была неизменной, и чехословацкие Шкоды, наряду с нашими Запорожцами и польским FIAT 126, по сути, стали последними в истории массовыми заднемоторными автомобилями. Спортивные суперкары в данном случае не в счет.

Последнее заднемоторное семейство седанов Skoda 105/120 стартовало в 1976 году. А в 1981‑м появилась традиционная для фирмы двухдверная версия спортивного типа. Фирма Skoda, кстати, была единственной на тот момент в странах социализма, делающей подобные автомобили — непрактичные и легкомысленные с точки зрения нужд неизбалованного покупателя.

Машине присвоили даже собственное имя Garde (по-чешски — «гвардия») и оснастили, конечно, самым мощным на тот момент двигателем. Не бог весть что: 1,2 литра, 54 л.с. Коробка передач — обычная для тех лет четырехступенчатая.

Важным отличием этого семейства от предыдущих стал радиатор системы охлаждения, перенесенный, наконец, вперед — в багажник. Конечно, пришлось тащить через машину шланги, зато значительно улучшилось охлаждение. Что особенно заметно при больших нагрузках.

Машина выглядела вполне современно — не хуже большинства европейских аналогов тех лет.

Производство Skoda Garde наладили на филиальном заводе в Квасинах, где традиционно делали спортивные модификации — родстеры и купе. Эта ярко-желтая машина, с которой мы и знакомимся, — 1982 года и практически в первозданном виде, если не считать нескольких дополнений в стиле «соцтюнинга» (спортивных противотуманок и довольно продвинутой по тем временам магнитолы).

ГВАРДИИ КУПЕ

Skoda Garde — купе, построенное на основе заднемоторного семейства Skoda 105/120, запустили в производство в 1981 году. Четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 1,2 л при 5200 об/мин развивал 54 л.с. Максимальный момент составлял 85,5 Н·м при 3250 об/мин. Машины комплектовали четырехступенчатой коробкой передач.

В 1982 году производство перевели на завод BAZ в Братиславе, а в 1984 году Garde переименовали в Rapid. С 1986‑го на Шкоду ставили двигатель рабочим объемом 1,3 л, мощностью 59 л.с. и пятиступенчатую коробку передач. В 1987‑м начали выпуск версии с 63‑сильным двигателем. Производство купе вели до 1990 года. Всего собрали 11 179 машин Garde и 33 455 машин Rapid.

Соцреализм

Конечно, постоянно напрашиваются сравнения с нашей «восьмеркой». С поправкой, правда, на то, что ВАЗ‑2108 появился на пятилетку позже, и создавали его все-таки не в качестве спорткупе, а как семейный трехдверный хэтчбек. И тем не менее от сопоставлений не открутиться. Здорово было бы свести машины в очном поедин­ке, но пока в отношении «восьмерки» доверюсь памяти.

ВАЗ‑2108 с базовым мотором 1,3 литра был на 11 сил мощнее чешского и порезвее. Но и Skoda с её 54 силами едет на удивление энергично. Особенно если не лениться вовремя переключать передачи. Кстати, четкость работы рычага переключения тоже похожа на вазовскую. У «восьмерки» тяга идет вперед, у Шкоды — назад. Избирательность в обоих случаях — неидеальная (особенно по сравнению с Жигулями), но вполне сравнимая и в целом приличная.

Чешский «гвардеец» цепко держится за дорогу и при этом вовсе не вытрясает душу. Полностью независимые подвески Шкоды обеспечивают хороший комфорт даже на неидеальных участках. Усилителя руля нет, но он и не нужен. Некая небольшая тяжесть вовсе не напрягает, напротив — обеспечивает хорошее взаимопонимание между водителем и автомобилем.

Даже управляемость Шкоды и ВАЗ‑2108 сравнимы. При том, что Шкода — заднемоторная, а «восьмерка» — переднеприводная. Но сравнимы в том смысле, что обе машины сконструированы грамотно, ведут себя понятно и предсказуемо, и для своего времени и своего класса в какой-то мере даже эталонно.

Ездить на Шкоде, чье поведение, в общем-то, близко к машинам классической компоновки, не сложно и даже интересно. Конечно, в быстрых поворотах, особенно на гравии, корму Шкоды начинает сносить. Но она делает это так деликатно и предсказуемо, что вертлявость не только не пугает, а даже по-мальчишески заводит. Конечно, степень этой вертлявости зависит от скорости, можно и переборщить. Тем не менее, очень захотелось попробовать Garde зимой. Может, когда-нибудь и получится. Все-таки два десятка лет, которые завод Skoda делал заднемоторные автомобили, даром для инженеров не прошли: конструкцию довели до очень приличного уровня.

То е возидло: чешский автопром времен социализма

От автора:еще до того, как вы начнете читать этот материал, я хотел бы оговориться, что пытался сосредоточиться именно на социалистическом периоде, поскольку вся история автопрома Чехии слишком обширна и менее интересна в рамках нашего цикла «соцавтопром Европы и его судьба». По этой же причине я не рассматривал малоизвестные довоенные чешские марки вроде Вальтера – по сути, они намеренно остались за рамками обзора, который и без того получился весьма ёмким. Кроме того, я сознательно не писал об автомобилях Jawa, которые также в социалистический период не попадали. Велорекс является трициклом, а не автомобилем, поэтому в обзоре тоже не фигурирует. Посему позвольте заметить, что автору знакомы все эти чешские марки, но они остались вне текста – просто чтобы его не перегружать. Ну а теперь давайте приступим непосредственно к главному – изучению чешского автопрома социалистических времен.

Начало

По глубине истории и богатству традиций автомобильную промышленность Чехии можно сравнить разве что с чешским же пивом: жители Богемии знали толк в точной механике, а машиностроение этой небольшой страны в конце XIX века мало в чем уступало немецкому или австро-венгерскому.

Неудивительно, что первый автомобиль в стране «вепрова колена» появился вскоре после того, как Карл Бенц создал свою машину. Чешская «Виктория» была создана как раз по чертежам Бенца по заказу барона Теодора Фон Либига. Кроме того, благодаря дружеским отношениям фон Либига и Карла Бенца в городок Копршивнице также начались регулярные поставки двигателей.

Титулованный владелец первого в Чехии «возидла» оказался заядлым автомобилистом и умудрился накатать на «самобеглой коляске с мотором Бенца» по дорогам своей страны и соседних Австрии и Германии ни много ни мало 1 000 километров! По сути, барон был первым «дальнобойщиком» и идеологическим предком нынешних европейских путешественников. Уже в 1897 году компания «Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft» (будущая TATRA) из Восточной Моравии выпустила свою первую легковушку под названием «Президент», а годом позже – и грузовик. Словом, чешские машиностроители подхватили модную тенденцию и занялись строительством собственных автомобилей еще до наступления Миллениума.

Полвека спустя социализм наложил свой заметный отпечаток на ход развития чешского автопрома, повлияв на судьбу каждого производителя легковых автомобилей и грузовиков, которых к тому моменту насчитывался добрый десяток.

Читайте также  Замена ремня грм Шкода Рапид 1.6 (Skoda Rapid)

Skoda

До момента, пока Чехословакия стала Чехословацкой Социалистической Республикой, старейший производитель автомобилей уже успел завоевать авторитет и, соответственно, лидирующие позиции в стране.

В тридцатые годы Skoda выпускала довольно престижные и мощные автомобили

Skoda Superb с кузовом от ателье Содомки

Skoda Popular – популярный автомобиль малого класса

В социалистической ЧССР автомобиль был почти таким же дефицитом, как и в Советском Союзе. Несмотря на то, что технологически сразу после войны Skoda по уровню технологий еще не сильно отставала от западноевропейских предприятий, уже через 10-15 лет разница была хорошо заметна, что называется, невооруженным взглядом. И все равно чехи любили «шкодовки»: Tudor, Spartak, Octavia и Felicia пользовались хорошим спросом и котировались не только внутри страны, но и у автомобилистов соцлагеря. Однако за ними надо было стоять в очереди: в самой Чехословакии в среднем машину приходилось ждать около восьми лет!

Двухдверная Октавия могла быть и универсалом!

К сожалению, к началу семидесятых Skoda со своей заднемоторной и заднеприводной компоновкой стала откровенно проигрывать даже советским Жигулям, не говоря уже о румынской Dacia 1300. Пережив несколько модернизаций модельного ряда, Skoda встретила начало восьмидесятых все с теми же устаревшими наследницами «эмбечек» (так называли модель МВ1000) в различных вариациях, которые при этом все равно пользовались спросом у жителей ЧССР.

Skoda оставалась верна заднемоторной компоновке вплоть до конца восьмидесятых годов

Удивительно, но чехи выпускали и такое эффектное купе на базе обычной Шкоды!

В 1984 году модель 130 получила более современное оформление передней части

Skoda выпускала и микроавтобус с индексом 1203

Лишь в 1987 году была представлена абсолютно новая модель Favorit 136. Она радикально отличалась от прежних Шкод: расположенный поперечно спереди силовой агрегат, привод на передние колеса, дизайн от кузовного ателье Bertone. На тот момент модель была вполне конкурентоспособной как минимум в странах соцлагеря. Хэтчбек Favorit и его универсальная версия под названием Forman пользовались спросом как внутри страны, так и на внешних рынках.

Фаворит был прямым конкурентом советской Самары

На участь последних моделей социалистического периода прямым образом повлияла судьба самой страны, распавшейся на два отдельных государства – Чехию и Словакию. Чтобы сохранить и приумножить достижения Шкоды, правительство новой страны подписало договор с концерном Volkswagen, став четвертой «сестрой» в семье VAG. К слову, чехи выбирали между несколькими предложениями – в числе претендентов были и немцы из BMW (на ранних этапах), и французы из Renault, которые вскоре переключились на румынское предприятие по выпуску Дачий.

При этом руководство Volkswagen Group относилось к Шкоде как к родной, а не приёмной «дочери». Постепенно доля собственности VAG выросла до 70%, а в 2000 году Skoda Auto a.s. полностью перешла в собственность немцев.

Фелиция была в своём роде переходной моделью к Шкодам новой эпохи

Такие метаморфозы крайне благоприятно сказались на потенциале марки. Ведь полновесные хозяева не стали «хоронить» старейшее чешское предприятие, а отвели ему роль «бюджетного» бренда в когорте своих марок. Постепенно немцы прекратили производство «наследников социализма», последним из которых была Felicia, полностью перейдя на общую платформу с остальными автомобилями концерна. Такие перемены предваряла серьезная модернизация производственно-технической базы. Octavia, Fabia и Superb, появившиеся в последние годы прошлого века, быстро стали популярными не только в Чехии и Словакии, но и в Западной Европе. Наш потребитель также быстро раскусил, что Skoda предоставляет возможность купить «почти Фольксваген», заметно сэкономив при этом.

Октавия конца девяностых годов оказалась настолько удачной, что выпускалась аж до 2010 года!

Сегодня Шкода – это не только «легковушки», но и грузовики, автобусы, троллейбусы, сельхозтехника и даже авиадвигатели. Кроме головного предприятия в Млада Болеславе, в чешских городах Квасины и Врхлаби также существуют сборочные производства. Помимо этого, Шкоды производят в России, Украине, Казахстане, Боснии и Герцоговине и даже Китае!

Таким образом, для старейшего чешского автопроизводителя период социализма был просто временем, которое следовало «прожить и пережить». Конечно, без «большого брата» наследники Лаурина и Клемента вряд ли достигли бы таких высот и рыночного успеха, но можно лишь порадоваться, что Шкода смогла пережить несколько государств и форм правления, прочно закрепившись в сознании современных автомобилистов в качестве ведущего европейского производителя автомобилей. Приятно, что при этом чехи-немцы уважают «исторические» названия автомобилей Skoda (Superb, Rapid, Octavia), используя их в актуальном модельном ряду.

TATRA

История TATRA началась еще в 1850 году, когда Игнац Шустала основал одноименную компанию по производству бричек и колясок. Затем предприятие было преобразовано в австро-венгерскую компанию Nesseldorfer Wagenbau Fabriks Gesellschaft, которая производила железнодорожные вагоны.

Своей уникальностью автомобили TATRA обязаны известному конструктору Гансу Ледвинке, который был талантливым автомобильным инженером. Ледвинка реализовал в Татрах целый ряд оригинальных решений, которые радикально отличали его машины от остальных автомобилей того времени. Вместо традиционной лонжеронной рамы конструктор применил хребтовую – с круглой продольной трубой, на переднем конце которой он установил легкий оппозит с воздушным охлаждением. Столь же необычной по конструкции была и подвеска, состоявшая из качающихся полуосей и поперечной полуэллиптической рессоры. Кроме легковых моделей, Ледвинка занялся и разработкой грузовых моделей, которые вскоре были запущены в серию. Это были как легкие однотонные грузовики, так и трехосные полуторатонки с колесной формулой 6х4.

Конструкция Ледвинки и сегодня удивляет своей нетривиальностью