Как прогревать вариатор зимой: что нужно знать

Прогрев вариатора зимой

С наступлением холодного времени года и приближением морозов владельцы автомобилей с вариаторной коробкой передач или те, кто только задумывается о покупке такого авто, начинают задумываться об эксплуатации вариатора зимой.

Минусовая температура предъявляет всем агрегатам автомобиля повышенные требования, не исключением является и вариатор.

Что происходит с вариатором на морозе?

Вариатор — это достаточно сложный механизм. В его составе присутствуют несколько десятков металлических, пластиковых и резиновых компонентов. Внутрь вариатора заливается примерно 5-7 литров специальной жидкости. Всем этим механизмом управляет микрокомпьютер.

Подробнее о том, что такое вариатор, читайте в нашей статье.

Так что же происходит с вариаторной КПП при опускании стобика термометра ниже нуля?

Густеет жидкость залитая в вариатор. Правда, это наблюдается только при достаточно низких температурах. Это ухудшает смазывающие свойства и повышает нагрузку на все узля вариатора.

  • «Дубеют» все резиновые компоненты, а это приводит к их меньшей эластичности. Прокладки и сальники хуже выполняют роль герметизации. На экстремальных морозах это приводит вплоть до выдавливания сальников.
  • Металл на морозе сжимается, что в некоторых случаях может изменять регулировочные зазоры и другие точно заданные параметры.
  • Все вышеописанное проявляет себя тем сильнее, чем ниже температура на улице. Уже при минус 15 градусах владелец авто с вариатором может заметить появление толчков при переключении КПП в режим « Drive » до тех пор, пока коробка не прогрелась.

    При температуре минус 35 и ниже вообще крайне нежелательно эксплуатировать вариатор. Исключение составляют те автомобили, которые хранятся в гараже (там температура обычно выше, чем уличная), и те, которые оборудованы предпусковым обогревателем.

    Мы рекомендуем прогревать вариатор. Как это правильно делать?

    Итак эксплуатация холодного вариатора, особенно при очень низких температурах, вредна. Прогревать его желательно. Но среди владельцев автомобилей с вариатором нет единого мнения о том, как правильно прогревать авто с такой коробкой. На специализированных форумах постоянно идут споры о способах прогрева. При этом многие автовладельцы пытаются применять правила прогрева классической АКПП к вариаторам, а это в корне не правильно.

    Прогрев в движении

    Один из вариантов прогрева — это прогрев в движении. Смысл в том, что вы сразу начинаете движение без прогрева, но определенное время не «насилуете» авто. То есть передвигаетесь аккуратно, без резких разгонов и торможений, педаль газа нажимаете плавно, до высоких оборотов двигатель не разгоняете, на большой скорости не передвигаетесь. Кто-то ездит так всегда. ?

    В этом случае и двигатель и вариатор прогреваются постепенно по мере движения, а щадящий режим «на холодную» не позволяет сильно изнашивать механизмы.

    Прогрев на стоянке

    Этот способ требует от вас дополнительных 5-20 минут до момента выезда. Выходим пораньше, заводим авто и сидим ждем, пока все прогреется.

    Классический прогрев и начало движения только после того, как двигатель автомобиля нагрелся. А вместе с двигателем греется и вариатор, так как они собраны вместе.

    Этот способ фактически используется всеми, у кого установлен автозапуск двигателя с пульта сигнализации. Правда вариатор прогревается хуже, потому что он только принимает тепло от двигателя. Сам вариатор тепло не выделяет при отсутствии движения. Фактически вариатор до конца прогреется только после начала движения.

    Неправильный прогрев по аналогии с автоматической КПП

    Многие привыкли прогревать АКПП на стоянке переключая его в режим « Drive », либо поочередно переключая режимы «P-R-N-D» и обратно. И по аналогии, а иногда и по чьему-то совету, начинают также прогревать вариатор. Да, для классической АКПП это правильный способ, так как он позволяет при переключении режимов «разогнать» масло по всем каналам «автомата». Но устройство вариатора кардинально отличается от классического автомата, поэтому переключение режимов практически ничего не меняет и не улучшает прогрев. Разве что, перед началом движения в мороз можно на несколько секунд воткнуть режим « N » (нейтраль), чтобы немного расшевелить стартовую гидромуфту (сцепление вариатора). Таким образом, дергать туда-сюда режимы коробки смысла нету, лучше просто подождать прогрева.

    Оптимальный прогрев вариатора (рекомендуемый)

    Авторитетные специалисты признают, что вариатор требует прогрева, но способ зависит от температуры окружающей среды.

    Правильный прогрев — это комплексный прогрев на стоянке и затем в движении.

    Такой прогрев в холодный период будет залогом долгой и надежной службы вашего вариатора.

    Время прогрева должно зависеть от внешней температуры. Приводим сводную таблицу правильного прогрева вариаторной коробки передач:

    Температура воздуха

    Предварительный прогрев на стоянке

    Как прогревать вариатор машины правильно

    Даже перед опытными эксплуатантами вариаторных коробок переключения передач возникает вопрос о правильном использовании этого вида зимой. Ведь с падением температуры изменяется и поведение жидкости внутри неё. Как же избежать неприятных последствий? Рассмотрим изменения детальнее и научим правильно прогревать вариатор.

    Поведение вариатора в мороз

    Устройство вариатора довольно сложно. Внутри достаточно много подвижных и не очень компонентов из разных материалов. Их структура меняется под воздействием метеорологических факторов. Между всеми элементами течёт специальная жидкость. Можно назвать русло вариатора подобием кровеносной системы человека – её объём равен ёмкости циркулирующей по нашему организму крови. А управляем всем этим микрокомпьютер, которое иногда называют сердцем.

    При переходе температуры за ноль в сторону понижения жидкость густеет и начинает медленнее течь по вариатору. Подобно тому, как человек ощущает зябкость от снижения кровотока, узлы вариатора сталкиваются с усилением нагрузки на них за счёт уменьшения смазки.

    Параллельно с этим дубеют и резиновые компоненты. Резина слабо противостоит растяжению-сжатию, что приводит к разрушению и преждевременному их износу. Уже при минус 15 вариатор начинает издавать толчки при запуске на холодных режимах. Возникают трудности при переходе в режим Drive. А в суровые годы он может не запуститься вообще. Исключение составляют автомобили из гаражей или с активацией прогрева по расписанию.

    В любом случае прогрев вариаторной коробки передач – стратегическая необходимость. Однако методологические аспекты процесса до сих пор остаются предметом дискуссии между автолюбителями разных культур и поколений. Однозначно стоит отвергнуть классические методы прогрева иных видов коробок передач ввиду неприемлемости.

    Методики прогрева

    Прогрев в движении

    Движение можно начинать сразу без разогрева. Но важно соблюдать определённые правила. Трогаться и тормозить нужно плавно, не разгоняясь на большие обороты. Тогда вариатор разогреется быстрее и более плавно. Подобную тактику можно применить при выезде со двора. За отрезок пути от гаража до свободной улицы вариатор успеет прогреться. Также плюс у жителей населённых пунктов с железнодорожными и авиационными переездами (есть и такие, но это редкость. Самый известный – Гибралтарский. Прим. авт.). Главное – вклиниться в поток на небольшой скорости непосредственно перед закрытием или сразу после открытия.

    Прогрев на стоянке

    Запуск двигателя от 5 до 20 минут до выезда – классическая схема разогрева мотора и вариатора. Данное время можно провести с пользой. Большинство машин с вариатором оснащено штатной бортовой системой и навигацией. Пока мотор прогревается, рекомендуем посмотреть пробки на маршруте или отсмотреть запись с регистратора при его наличии.

    Читайте также  Как менять лампочки в лед лампе

    Отдельные источники указывают такой способ невозможным, ссылаясь на конструктивные особенности прибора. Главное — в любом случае не спорить с электроникой, чтобы избежать повышенного износа механизмов.

    Типичная ошибка многих шоферов

    Те, кто сталкивается с этим типом коробки передач впервые, переносят методологию прогрева с прежних поколений. Автоматчики в первую очередь перебирают все режимы от остановки до драйва. На АКПП эта тактика работает, разгоняя масло по всем каналам и цилиндрам.

    Устройство вариатора кардинально отличается от автоматов, механики и даже роботизированных вариаций. Тактика АКПП не работает из-за отсутствия кардинальных изменений в распределительной структуре.

    Рекомендации по правильному прогреву

    Прогревать вариатор нужно на устойчивом минусе. При нуле нет такой необходимости, вариатор чувствует себя уверенно. Зато при минус одном градусе уже нужно переходить к прогреву коробки передач во время движения. А на стоянке прогрев начинают при минус пяти градусах. Примерное время прогрева стартует от 3 минут до часа в зависимости от температуры наружного или внутреннего воздуха. Гораздо быстрее прогрев произойдёт в отапливаемом гараже. Возможно, он даже и не понадобится. Но при сильных морозах желательна эксплуатация в щадящем режиме без резких толчков. Ездить при температуре ниже 35 градусов на вариаторе можно, однако это связано с очень высоким риском.

    А вы греете вариатор? Нет? Зря — ремонт встанет дороже

    Все агрегаты автомобиля лучше всего работают при расчетной температуре. Вариатор не исключение. В его конструкции использованы разные материалы: сталь и алюминий, резина и пластик, и у всех свои ограничения по температуре использования. Впрочем, даже при пуске двигателя в —35°C все эти материалы остаются работоспособными.

    Другое дело — рабочая жидкость вариатора. В мороз ей приходится плохо, настолько плохо, что она способна погубить детали вариатора.

    В чем опасность?

    • Растет вязкость рабочей жидкости. В результате увеличивается нагрузка на привод насоса, а он, в свою очередь, нагнетает излишнее давление в системе. Причем даже полностью открытый редукционный клапан не может компенсировать слишком большое давление. В результате могут выйти из строя клапаны гидроблока или резиновые уплотнения.
    • Там, где взаимодействуют конусы и ремень вариатора, жидкость начинает нормально функционировать только при температуре, близкой к рабочей. Оптимальная температура для вариатора от 60 до 100°C. Если жидкость холодная, то трения будет недостаточно для передачи больших крутящих моментов. Начнется проскальзывание, которое спровоцирует задиры на поверхности конусов и ремня.

    Теплообменники вариатора, которые летом помогают охладить рабочую жидкость, зимой будут замедлять ее прогрев. Причем не важно, какой они конструкции: встроены в основной радиатор системы охлаждения двигателя или установлены за решеткой радиатора. Вокруг — или холодный антифриз, или холодный воздух.

    Способы прогрева вариатора

    Эти рассуждения приводят нас к выводу, что вариатор нужно прогревать до того, как он испытает большую нагрузку при езде. Сделать это можно тремя способами:

    1. Чуть прогрев мотор, начинать движение медленно и плавно, не допуская чрезмерных нагрузок на трансмиссию. Через 10–15 км пути в таком режиме вариатор можно считать прогретым. Недостатки этого способа очевидны: нельзя форсировать снежную преграду на старте или влиться в быстро движущийся поток машин. Ведь в обоих случаях вариатор испытает большую нагрузку, а он еще не прогрет.
    2. Греть вариатор от двигателя. Двигатель работает на холостом ходу и прогревает вариатор. Недостаток: ждать можно сколь угодно долго, но все равно температура рабочей жидкости вариатора будет далека от оптимума.
    3. Прогревать вариатор, обеспечив ему нагрузку на стоянке. Для этого можно затянуть ручник и включить вскоре после пуска двигателя режим D или R.

    Разницу между двумя последними способами мы проверили на кроссовере Nissan X-Trail второго поколения. На нем установлены двигатель QR25 рабочим объемом 2,5 литра и вариатор JF011E. Данные получены с помощью программы на андроид-планшете и диагностического адаптера ELM327 (версии 1.5). В обоих случаях прогрев проводился на неподвижном автомобиле. Начальная температура агрегатов составила —10˚С.

    Температура в системе охлаждения двигателя и вариатора при разных положениях селектора коробки передач

    На графике видно, что прогрев вариатора от двигателя в режиме P или N идет крайне медленно. Двигатель уже прогрет, а температура вариатора всего 20˚С. По прошествии пятнадцати минут прогрева вариатор не готов к интенсивным нагрузкам.

    Совсем другое дело, если почти сразу после пуска двигателя мы переведем селектор вариатора в положение D или R. Выбор положения зависит от того, как автомобиль припаркован. Если колеса уперты в бордюр, да еще и ручник полностью исправен, то можно стоять даже не нажимая педаль тормоза. В ином случае педаль тормоза лучше не отпускать. При этом мы получим более быстрый прогрев двигателя и вариатора. Примерно через 10 минут вполне можно начинать движение в обычном режиме. А через километр пути — ехать на полную катушку, если, конечно, в этом есть потребность.

    Главный вывод: температура вариатора растет примерно в два раза быстрее, если включить режим D или R на стоянке. Аналогичная зависимость сохранится и в условиях более низких температур за бортом.

    За счет чего прогрев происходит быстрее?

    Откуда вообще взялся гидротрансформатор, спросите вы? Он есть практически у всех современных вариаторов и, по сути, выполняет роль сцепления, позволяя остановить автомобиль, в то время как селектор коробки передач остается в режиме drive.

    К слову, аналогичный эксперимент мы провели и на классическом автомате. О том, как прогревается гидромеханическая коробка, читайте здесь.

    Берегите свои вариаторы, старайтесь прогревать их хоть немного перед началом движения, не забывайте регулярно менять рабочую жидкость, и они прослужат долго.

    • Что не так с самым популярным в России вариатором, узнайте тут.

    Вопреки всеобщему заблуждению, прогревать зимой нужно не только двигатель, но и автоматическую коробку передач. А вариатор? Эксперт «За рулем» провел эксперимент и выяснил, как меняется температура рабочей жидкости вариатора при прогреве и можно ли ускорить этот процесс.

    Вопреки всеобщему заблуждению, прогревать зимой нужно не только двигатель, но и автоматическую коробку передач. А вариатор? Эксперт «За рулем» провел эксперимент и выяснил, как меняется температура рабочей жидкости вариатора при прогреве и можно ли ускорить этот процесс.

    Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

    Как прогревать вариатор зимой правильно: рекомендации, фото и видео

    Вариаторы​

    Все вариаторы (continuously variable transmission, CVT) можно разделить на четыре группы по типу передачи момента между конусами – цепью или ремнем, и по типу сцепления – с гидротрансформатором (ГДТ) или фрикционными дисками.

    Сочетание цепи с фрикционным сцеплением характерно в основном для вариаторов Audi, Subaru также ставят цепь, но уже с ГДТ, а вот массовые конструкции Jatco для японских машин сочетают гидротрансформатор с ремнем. В теории есть еще варианты со сцеплением и ремнём, но в основном на старых и неактуальных конструкциях.

    У наиболее популярных вариаторов с ремнем и ГДТ имеется линейный клапан регулирования давления (про его решающую роль в адаптации коробки к маслу разной вязкости мы говорили во второй части, но сама простая конструкция гидравлики и механики делает вариатор мало зависящим от давления и вязкости масла за одним важным исключением.

    Читайте также  Настройка моновпрыска своими руками


    Вариатор 0AW / Multitronic VL-381

    Дело в том, что трение ремня о конусы – процесс достаточно сложный. Ремень неизбежно чуть-чуть проскальзывает в момент соприкосновения, хотя для его нормальной работы полного проскальзывания быть не должно: срыв ремня в пробуксовку – это ЧП с точки зрения конструкции. При проскальзывании конусы и ремень изнашиваются в тысячи раз более интенсивно, чем при нормальной работе. Масло вариатора учитывает этот момент: при большом контактном давлении присадки делают его «нескользким», чтобы ремень лишний раз не изнашивался.

    Проблема в том, что если слой масла становится толще (что и происходит при повышении его вязкости в десятки раз на морозе), то ремень не «цепляется» нормально за конусы, зона контакта сокращается, и растёт риск пробуксовки. В этой ситуации ремень перекашивает, и он вибрирует, возникают зоны с трением пар металл-металл, где интенсивно изнашиваются контактные поверхности ремня и конусов. И чем больше нагрузка на ремень, тем выше вероятность «пробоя».

    До момента достижения маслом в вариаторе температуры 60 градусов он не может работать с полным моментом мотора, а при температурах около нуля даже очень малая нагрузка приводит к проскальзыванию ремня.

    Конечно, электроника старается предотвратить такого рода проблемы, блокируя до полного прогрева диапазон передаточных чисел CVT и не позволяя ремню переходить на малый радиус шкивов. Для этого блок управления максимально поджимает их, растягивая ремень с максимальной нагрузкой и задействует ГДТ для изменения передаточного числа. Но все эти меры полностью не спасают от повышенного износа самой главной рабочей пары конструкции.

    В общем, для «здоровья» ремня и конусов вариатора прогрев масла до рабочей температуры и вязкости важен максимально.

    Износ ремня и конусов приводит к появлению в масле повышенного количества металлического мусора и активному износу маслонасоса и гидравлики в целом. Так что непрогретый вариатор с ремнем буквально разрушает себя на ходу с каждым оборотом колеса.

    Вариаторы с цепным приводом не так зависят от вязкости масла, поскольку в зоне контакта цепи и конусов у них давление намного выше, и пробуксовки из-за вязкого масла попросту не возникают. Конструкция действительно очень вынослива.

    Правда, при работе на холодном масле у этого типа трансмиссий сильнее нагружены маслонасос, лопатки ГДТ и клапан регулирования линейного давления. Износ последнего тянет за собой массу проблем – мы говорили о них подробно во второй части серии.

    Конструкции вариаторов с фрикционным сцеплением вместо гидтротрансформатора в целом по характеру проблем «на холодную» мало отличаются от вариаторов с ГДТ, но есть существенный в наших условиях фактор: они не прогреваются за счет работы ГДТ, зависят только от теплообмена с двигателем.

    Что происходит с вариатором на морозе?

    Вариатор — это достаточно сложный механизм. В его составе присутствуют несколько десятков металлических, пластиковых и резиновых компонентов. Внутрь вариатора заливается примерно 5-7 литров специальной жидкости. Всем этим механизмом управляет микрокомпьютер.

    Так что же происходит с вариаторной КПП при опускании стобика термометра ниже нуля?

    Густеет жидкость залитая в вариатор. Правда, это наблюдается только при достаточно низких температурах. Это ухудшает смазывающие свойства и повышает нагрузку на все узля вариатора.

  • «Дубеют» все резиновые компоненты, а это приводит к их меньшей эластичности. Прокладки и сальники хуже выполняют роль герметизации. На экстремальных морозах это приводит вплоть до выдавливания сальников.
  • Металл на морозе сжимается, что в некоторых случаях может изменять регулировочные зазоры и другие точно заданные параметры.

  • Все вышеописанное проявляет себя тем сильнее, чем ниже температура на улице. Уже при минус 15 градусах владелец авто с вариатором может заметить появление толчков при переключении КПП в режим «Drive» до тех пор, пока коробка не прогрелась.

    При температуре минус 35 и ниже вообще крайне нежелательно эксплуатировать вариатор. Исключение составляют те автомобили, которые хранятся в гараже (там температура обычно выше, чем уличная), и те, которые оборудованы предпусковым обогревателем.

    Нужно ли прогревать?

    Как известно, автоматические трансмиссионные системы, как и механические, уже прижились на постсоветском пространстве. Отечественные автомобилисты выбирают транспортные средства с такими КПП из-за комфорта, получаемого от езды, относительной простоты эксплуатации, а также неприхотливости таких КПП.


    Агрегат CVT в разобранном виде

    Что касается автоматической вариаторной КПП (далее — CVT), то она представляет собой бесступенчатую трансмиссию, которая обеспечивает взаимосвязь мотора авто и колес, одновременно плавно изменяя передаточное число. Но и нюансов в использовании такой КПП немало. Что касается того, как эксплуатировать вариатор зимой, то многих автомобилистов интересует вопрос — нужно ли прогревать КПП? Ответ на этот вопрос можно дать по-разному.

    К примеру, если мороз на улице несильный (до -5 градусов) то, как показывает практика, перед началом движения можно и не прогревать машину. Разумеется, при этом нельзя резко ускоряться и давить педаль газа в пол. Педали следует нажимать как можно плавнее, а также рекомендуется избегать пробуксовки. Это пагубно влияет на работу системы трансмиссии и со временем из-за этого КПП может и вовсе выйти из строя. Также запомните: для торможения двигателем необходимо использовать ручной режим переключения скоростей, если автомобиль не прогрелся до рабочей температуры.


    Рычаг переключения скоростей вариаторной коробки передач

    Что касается более низких температур (от -5 градусов мороза и ниже), то правильно будет прогревать коробку передач. Более того, прогрев вариатора является приоритетной задачей для водителя, если он не хочет отдавать большие деньги за ремонт такой КПП. При регулярном прогреве коробки в период зимних холодов вы повышаете вероятность более длительной эксплуатации агрегата.

    Прогрев вариатора в зимнее время: как это делается?

    Густое масло, грубые сальники и прокладки по периметру CVT приводят к нарушению стабильной работы вариатора, что провоцирует появление пробуксовок и увеличение нагрузки на трансмиссию. Это в свою очередь увеличивает скорость износа конусов и приводного ремня CVT, что загрязняет рабочую жидкость и приводит к еще большему износу коробки передач.

    Чтобы предотвратить ускоренный износ бесступенчатой трансмиссии, необходимо прогревать силовое оборудования автомобиля – для выхода на рабочую температуру вариаторной КПП используется 2 технологии:

    • Прогрев на месте – метод заключается в предварительном прогреве двигателя автомобиля перед началом движения. Поскольку мотор и вариатор взаимосвязаны, CVT постепенно прогревается с выходом силового агрегата на рабочую температуру. Для комфортного прогрева требуется 25-30 минут работы мотора на холостых оборотах.

    Обратите внимание! Сам вариатор во время работы на холостых оборотах не увеличивает температуру – прогрев осуществляется только путем передачи температуры двигателя. Окончательный прогрев бесступенчатой трансмиссии возможен только при начале движения, поэтому сильная динамическая нагрузка после старта авто с CVT строго не рекомендуема.

    • Прогрев в движении – метод заключается в начале движения с минимальными нагрузками на вариатор. Для этого необходимо не превышать рабочие обороты двигателя выше 2500-3000 в минуту, не использовать резкие нажатия на педали акселерометра и тормоза. Прогрев вариатора в движении осуществляется намного быстрее, чем при работе на холостых оборотах. Как правило, полный прогрев бесступенчатой трансмиссии происходит спустя 10-15 км пробега в щадящем режиме эксплуатации.

    Важно помнить! Резкие перепады крутящего момента на непрогретом вариаторе могут стать причиной появления задир на конусах КПП приводным ремнем, что приведет к ускоренному износу всей трансмиссии.

    Прогрев в движении

    Движение можно начинать сразу без разогрева. Но важно соблюдать определённые правила. Трогаться и тормозить нужно плавно, не разгоняясь на большие обороты. Тогда вариатор разогреется быстрее и более плавно. Подобную тактику можно применить при выезде со двора. За отрезок пути от гаража до свободной улицы вариатор успеет прогреться. Также плюс у жителей населённых пунктов с железнодорожными и авиационными переездами (есть и такие, но это редкость. Самый известный – Гибралтарский. Прим. авт.). Главное – вклиниться в поток на небольшой скорости непосредственно перед закрытием или сразу после открытия.

    Читайте также  Расточка коленвала: как и для чего ее проводят

    Прогрев на стоянке

    Запуск двигателя от 5 до 20 минут до выезда – классическая схема разогрева мотора и вариатора. Данное время можно провести с пользой. Большинство машин с вариатором оснащено штатной бортовой системой и навигацией. Пока мотор прогревается, рекомендуем посмотреть пробки на маршруте или отсмотреть запись с регистратора при его наличии.

    Отдельные источники указывают такой способ невозможным, ссылаясь на конструктивные особенности прибора. Главное – в любом случае не спорить с электроникой, чтобы избежать повышенного износа механизмов.

    Типичная ошибка многих шоферов

    Те, кто сталкивается с этим типом коробки передач впервые, переносят методологию прогрева с прежних поколений. Автоматчики в первую очередь перебирают все режимы от остановки до драйва. На АКПП эта тактика работает, разгоняя масло по всем каналам и цилиндрам.

    Устройство вариатора кардинально отличается от автоматов, механики и даже роботизированных вариаций. Тактика АКПП не работает из-за отсутствия кардинальных изменений в распределительной структуре.

    Неправильный прогрев по аналогии с автоматической КПП

    Многие привыкли прогревать АКПП на стоянке переключая его в режим «Drive», либо поочередно переключая режимы «P-R-N-D»и обратно. И по аналогии, а иногда и по чьему-то совету, начинают также прогревать вариатор. Да, для классической АКПП это правильный способ, так как он позволяет при переключении режимов «разогнать» масло по всем каналам «автомата». Но устройство вариатора кардинально отличается от классического автомата, поэтому переключение режимов практически ничего не меняет и не улучшает прогрев. Разве что, перед началом движения в мороз можно на несколько секунд воткнуть режим «N» (нейтраль), чтобы немного расшевелить стартовую гидромуфту (сцепление вариатора). Таким образом, дергать туда-сюда режимы коробки смысла нету, лучше просто подождать прогрева.

    Оптимальный прогрев вариатора (рекомендуемый)

    Авторитетные специалисты признают, что вариатор требует прогрева, но способ зависит от температуры окружающей среды.

    Правильный прогрев — это комплексный прогрев на стоянке и затем в движении.

    Такой прогрев в холодный период будет залогом долгой и надежной службы вашего вариатора.

    Время прогрева должно зависеть от внешней температуры. Приводим сводную таблицу правильного прогрева вариаторной коробки передач:

    Температура воздуха

    Предварительный прогрев на стоянке

    Как прогревать вариатор машины правильно

    Даже перед опытными эксплуатантами вариаторных коробок переключения передач возникает вопрос о правильном использовании этого вида зимой. Ведь с падением температуры изменяется и поведение жидкости внутри неё. Как же избежать неприятных последствий? Рассмотрим изменения детальнее и научим правильно прогревать вариатор.

    Поведение вариатора в мороз

    Устройство вариатора довольно сложно. Внутри достаточно много подвижных и не очень компонентов из разных материалов. Их структура меняется под воздействием метеорологических факторов. Между всеми элементами течёт специальная жидкость. Можно назвать русло вариатора подобием кровеносной системы человека – её объём равен ёмкости циркулирующей по нашему организму крови. А управляем всем этим микрокомпьютер, которое иногда называют сердцем.

    При переходе температуры за ноль в сторону понижения жидкость густеет и начинает медленнее течь по вариатору. Подобно тому, как человек ощущает зябкость от снижения кровотока, узлы вариатора сталкиваются с усилением нагрузки на них за счёт уменьшения смазки.

    Параллельно с этим дубеют и резиновые компоненты. Резина слабо противостоит растяжению-сжатию, что приводит к разрушению и преждевременному их износу. Уже при минус 15 вариатор начинает издавать толчки при запуске на холодных режимах. Возникают трудности при переходе в режим Drive. А в суровые годы он может не запуститься вообще. Исключение составляют автомобили из гаражей или с активацией прогрева по расписанию.

    В любом случае прогрев вариаторной коробки передач – стратегическая необходимость. Однако методологические аспекты процесса до сих пор остаются предметом дискуссии между автолюбителями разных культур и поколений. Однозначно стоит отвергнуть классические методы прогрева иных видов коробок передач ввиду неприемлемости.

    Методики прогрева

    Прогрев в движении

    Движение можно начинать сразу без разогрева. Но важно соблюдать определённые правила. Трогаться и тормозить нужно плавно, не разгоняясь на большие обороты. Тогда вариатор разогреется быстрее и более плавно. Подобную тактику можно применить при выезде со двора. За отрезок пути от гаража до свободной улицы вариатор успеет прогреться. Также плюс у жителей населённых пунктов с железнодорожными и авиационными переездами (есть и такие, но это редкость. Самый известный – Гибралтарский. Прим. авт.). Главное – вклиниться в поток на небольшой скорости непосредственно перед закрытием или сразу после открытия.

    Прогрев на стоянке

    Запуск двигателя от 5 до 20 минут до выезда – классическая схема разогрева мотора и вариатора. Данное время можно провести с пользой. Большинство машин с вариатором оснащено штатной бортовой системой и навигацией. Пока мотор прогревается, рекомендуем посмотреть пробки на маршруте или отсмотреть запись с регистратора при его наличии.

    Отдельные источники указывают такой способ невозможным, ссылаясь на конструктивные особенности прибора. Главное — в любом случае не спорить с электроникой, чтобы избежать повышенного износа механизмов.

    Типичная ошибка многих шоферов

    Те, кто сталкивается с этим типом коробки передач впервые, переносят методологию прогрева с прежних поколений. Автоматчики в первую очередь перебирают все режимы от остановки до драйва. На АКПП эта тактика работает, разгоняя масло по всем каналам и цилиндрам.

    Устройство вариатора кардинально отличается от автоматов, механики и даже роботизированных вариаций. Тактика АКПП не работает из-за отсутствия кардинальных изменений в распределительной структуре.

    Рекомендации по правильному прогреву

    Прогревать вариатор нужно на устойчивом минусе. При нуле нет такой необходимости, вариатор чувствует себя уверенно. Зато при минус одном градусе уже нужно переходить к прогреву коробки передач во время движения. А на стоянке прогрев начинают при минус пяти градусах. Примерное время прогрева стартует от 3 минут до часа в зависимости от температуры наружного или внутреннего воздуха. Гораздо быстрее прогрев произойдёт в отапливаемом гараже. Возможно, он даже и не понадобится. Но при сильных морозах желательна эксплуатация в щадящем режиме без резких толчков. Ездить при температуре ниже 35 градусов на вариаторе можно, однако это связано с очень высоким риском.