Подборка полезных обсуждений о том, почему не крутит стартер

Не крутится, не вертится: почему перестаёт работать стартер и как его отремонтировать?

Звук умирающего стартера – это самое отвратительное, что можно услышать утром, сидя в холодной машине (если случайно не включить «Русское радио»). Особенно если машина с АКП и «с толкача» её не завести. Звук может быть разным: щелчки, очень вялое и натужное вращение, а ещё хуже не услышать вообще ничего. Иногда бывает обратная ситуация: холодный мотор запускается легко, а «на горячую» стартер работать отказывается. Почему так бывает? Потому что стартер – это тоже железка, и она тоже может сломаться.

Просто электромотор

Коротко напомним, что такое стартер. Стартер – это электромеханическое устройство, служащее для запуска двигателя внутреннего сгорания. А основная часть этого устройства – обычный электромотор. Принцип его работы описывать не стану: школу, надеюсь, смогли закончить все, а там про электромотор на уроках физики рассказывали подробно.

Раскрутить электромотором коленвал ДВС – это ещё не всё, что нужно для удачного пуска. Есть небольшая сложность: коленвал для пуска мотора нужно раскрутить хотя бы до 100 оборотов в минуту, для чего шестерня стартера должна делать приблизительно 1000 оборотов. После пуска мотора коленвал вращается в среднем со скоростью около 1000 оборотов (а в мороз – и больше), при этом шестерня стартера, находясь в зацеплении с венцом маховика, раскрутится до 10 000 оборотов. Стартер от такой скорости вращения якоря (ротора) просто развалится. Поэтому у этого электромотора есть ещё одна деталь – обгонная муфта, которую называют бендиксом. Устроена она просто: две втулки при включении стартера клинятся роликами на пружинках, а после пуска мотора, когда скорость шестерни становится больше скорости вращения ротора электромотора, ролики клинить втулку уже не могут, вследствие чего мотор не в состоянии передать вращение на ротор стартера. Может быть, на словах звучит сложно, но на самом деле устройство, «отключающее» стартер от мотора, элементарное.

Следующая необходимая деталь стартера – это втягивающее реле (по сути – соленоид). Оно выполняет сразу несколько функций. Сразу после подачи тока соленоид через вилку подводит бендикс к венцу маховика, а затем через медные контакты («пятаки») включают сам электромотор. Таким образом втягивающее реле не только обеспечивает соединение бендикса с маховиком, но и разгружает контактную группу замка зажигания. Пусковой ток очень большой – порядка 400 А, так что если бы не реле, жизнь замка зажигания была бы не слишком длинной.

После пуска мотора водитель отпускает ключ (или кнопку), напряжение на втягивающем реле пропадает, и пружина возвращает его сердечник на место. При этом размыкаются контакты электромотора, а бендикс отходит от венца маховика.

Теоретически, всё довольно просто. Бывают, правда, и некоторые другие виды стартеров. Например, на стартерах старых автомобилей втягивающего реле не было, поэтому стартер включался педалью: грубо говоря, нога водителя это реле заменяла, толкая бендикс и замыкая контакты стартера путём нажатия на педаль. А ещё есть династартер (по сути – генератор постоянного тока, стоящий прямо на коленвале) или пневмостартер. Но это не наша тема. Что же может пойти не так? Рассмотрим две классические ситуации: стартер не работает «на холодную» и стартер не работает «на горячую».

Холодно

Так как стартер – это электромотор, то ничто электромоторное ему не чуждо. Само собой, речь о плохом контакте.

Как я уже говорил, стартер потребляет большой ток. Особенно на дизельных машинах, моторы которых крутить сложнее из-за более высокой степени сжатия (а значит, компрессии и сопротивления при сжатии). Не зря, например, на ранних МАЗ-200 с 12-вольтовым оборудованием стартер работал всё-таки от 24 вольт (при пуске мотора две 12-вольтовые АКБ соединялись последовательно). Правда, впоследствии от этой схемы отказались и перевели этот МАЗ на 24 вольта полностью, но всё же.

Итак, плохой контакт. Первым делом нужно проверять массу и толстый плюсовой провод, идущий на стартер. В крайнем случае можно попробовать включить стартер добровольно-принудительно, замкнув подходящей железкой контакты на втягивающем реле. Главное, не замкнуть плюс на массу стартера. Если стартер в ходе этой процедуры ожил, то, скорее всего, виновата именно проводка к нему.

Про то, что причиной полного молчания стартера может быть разряженная АКБ, говорить не буду – это совсем уж элементарно.

Следующая частая причина отказа стартера крутить холодный мотор – это износ самого электромотора. Как правило – щёток или обмоток якоря. Кроме того, обмотки могут и закоротить. Есть способ проверить эту неполадку, не снимая стартер. Достаточно ушатать стартер чем-нибудь достаточно тяжёлым. Если после этого он заработает, почти точно пришла пора менять щётки.

Если машина старая, то стартер может перестать работать из-за скопления в нём продуктов износа щёток или прочей пыли и грязи, которые в него всё равно попадают в ходе эксплуатации. Иногда достаточно всего лишь хорошенько его почистить, и он снова будет работать. Правда, недолго, поэтому уж если стартер с машины снят, не мешает провести его подробную дефектовку, чтобы не снимать его каждые две недели.

Менее вероятная, но тоже частая проблема – это износ бендикса. Со временем ролики его механизма изнашиваются, становятся тоньше и клинить втулку уже не способны. Обычно в этом случае стартер крутится, но не крутит маховик. Звук характерный, ошибиться трудно. Впрочем, почти такой же звук будет издавать стартер, в котором есть механические неполадки, которые не дают подвести бендикс к маховику. Например, сломалась или сильно изношена вилка. А может быть, есть неполадки во втягивающем реле. Скорее всего, будет проще снять стартер, разобрать его и проверить состояние всех элементов: гадать тут можно долго.

Наиболее экзотическая причина молчания стартера – это неисправность магнитов статора. Ну, как неисправность… Они иногда просто отваливаются. Этим грешат, например, белорусские стартеры, которые стоят на многих наших вазовских машинах. Теоретически отвалившийся магнит можно обычным суперклеем приклеить обратно на статор. Но при этом важно не перепутать полярность магнитов.

Кстати, у любителей реанимировать стартер молотком (см. выше абзац про изношенные щётки) эти магниты отлетают заметно быстрее. А если они уже приклеены кем-то суперклеем, то нужно помнить, что после высыхания этот клей обычно становится хрупким, и «ремонт» стартера молотком с приложением усилий к статору гарантированно приведёт к потере магнитом своего места. Так что увлекаться этим не стоит, и если уж занялись ремонтом статора, то проверьте и щётки.

Горячо

Перейдём ко второй части Марлезонского балета: отказа стартера работать на горячем двигателе. Как ни странно, но начинать надо опять с проводки. Вероятно, где-то контакт может уходить из-за изменения температурного зазора. Ну, а владельцы Жигулей точно помнят, что если такое происходит, нужно чистить или менять «пятаки» стартера. Всё-таки температура при искрении с таким током может доходить до тысячи градусов, так что плавятся контакты на ура. Ну или прикипают, что тоже бывает.

А вот наиболее распространённая поломка имеет более сложный и системный характер. Коротко – это перекос якоря стартера. Происходит это из-за износа опорных втулок якоря (или подшипника, если он есть). В этом случае якорь встаёт наперекос, и щётки уже не могут полноценно прилегать к коллектору, а сам якорь может задевать магниты статора. И вот тогда стартер будет потребять очень много тока (можно оплавить клемму аккумулятора или сжечь плюсовой провод, который идёт на стартер), сама АКБ будет очень сильно разряжаться в момент работы стартера, а крутиться при этом он будет еле-еле даже с живой АКБ. Тут потребуется уже достаточно серьёзный ремонт: замена щёток, втулок якоря и проточка коллектора. А если стартер недорогой, то будет проще его заменить новым. Конечно, речь не идёт про некоторые иномарки, запчасти на которые стоят неоправданно дорого. Там есть смысл заняться ремонтом. И повторю ещё раз: не надо пытаться экономить на спичках. Менять нужно всё, что выглядит уже изношенным. Хотя бы по той причине, что на некоторых машинах снять и поставить стартер обратно сложнее, чем родить в поле тройню.

Конечно же, при таком ремонте желательно проверить и все остальные механизмы – бендикс и втягивающее реле. Их обычно не ремонтируют, а ставят новые – ремонтировать в них нечего.

Наверное, стоит поделиться ещё одним наблюдением: стартер редко перестаёт работать сразу и окончательно. Обычно он сначала хиреет и ленится – срабатывает не с первого раза или начинает крутить мотор медленнее. В этом случае лучше сразу подумать о его неизбежном ремонте. Если же стартер перестаёт работать вдруг и сразу, стоит сначала обратить внимание на проводку.

Кроме того, есть ещё две причины, по которой стартер не работает, хотя сам по себе может быть вполне исправным. Первая – это неисправность замка зажигания. В нём подгорает контактная группа, и замок просто перестаёт включать стартер.

Вторая причина – это износ венца маховика. Конечно, ресурс стартера почти всегда ниже, чем ресурс маховика, но в жизни бывают злые шутки. Так что если слышен странный скрежет или нет зацепления бендикса с маховиком, не всегда в этом виноват стартер. Ну а если зубцы венца сильно покрошены или изношены, они могут добить и сам бендикс. В запущенном случае, когда встают «зуб на зуб», может сгореть и стартер. Так что приходится помнить, что стартер – это всего лишь элемент пуско-зарядной системы, за состоянием которой нужно следить не менее тщательно, чем за системой охлаждения или тормозами. Как ни странно, машина любит не только смазку, но и ласку тоже. Ну и хотя бы чуточку внимания со стороны её владельца.

avtoexperts.ru

В процессе эксплуатации машины одной из часто встречаемых проблем является отказ стартера. В результате чего, после включения зажигания не удается запустить двигатель, стартер не крутит. В таких случаях слышаться щелчки, жужжание или вовсе тишина. Причин, по которым стартер не крутит масса, но для начала давайте определимся точно, в чём конкретно проблема, возможно причина в другом?

Итак, первым делом проверьте заряд АКБ, так как при недостаточном заряде подающих «сил» просто не хватит на прокрутку стартера. Включаем габариты или сигнал, если они работают, ищем дальше. Попутно не забывая проверить клеммы АКБ и контакты минусового провода к мотору или кузову. Возможно, из-за недостаточного контакта будут происходить большие утечки тока, по этой причине стартеру банально не хватает «сил». Да и не забудьте проверить напряжение АКБ, откиньте клеммы и померяйте показатели вольтметром. Меньше 9В уже означает, что батарея посажена.

Проверьте контактную группу, сделать это проще простого. Достаточно провернуть ключ в зажигании и убедится, что контрольные лампочки на «приборке» загорелись. В противном случае, искать первопричину стоит именно в контактной группе.

Читайте также  Как снизить расход топлива на ваз 2106

Далее уже можно рассматривать причины, касающиеся конкретно стартера напрямую.

Не работает стартер, в чем проблема?

Определить работает ли стартер, банально просто, двигатель не крутится. Для удобства можно разделить неисправности на две группы:

В первом случае, при запуске ДВС доносятся какие-то звуки, щелчки либо шорохи. Если никаких шумов нет, значит, проблема электрического характера.

Рассмотрим для начала список проблем, связанных с электрикой:

• Перегорел питающий провод втягивающего реле.

• Пропал «минус», то есть контакт от стартера на кузов.

• «Глюки» сигнализации или иммобилайзера.

В первых трёх случаях проблема ясна, а вот, как на работу стартера влияет система безопасности? Всё до банальности просто, как сигнализация, так и иммобилайзер штатный, устроен для того, чтобы не позволить угнать или проникнуть в автомобиль. При активированном режиме, системы размыкают цепь питания стартера мотора. То есть, завести машину у вас не получится. Поэтому бывает, что «сигналка» или иммобилайзер «глючит», не отключается, остается в активированном режиме и не «дает» контакт на стартер. Самостоятельно вряд ли, что сумеете сделать, лучше обращаться к специалисту. В противном случае, владельцы авто имея даже базовые знания в электронике, могут прибавить «головняка». Лучше сразу к специалисту.

На этом, в принципе, электрический блок проблем закончен. Другие проблемы по электронике, связанные с уровнем заряда АКБ, наличием контакта в зажигании и тому подобное. Напрямую к стартеру отношение не имеют.

Механические проблемы

Зачастую, проблемы встречаются именно смешанного характера механическо-электрического толка. Итак:

• Неисправности втягивающего реле и бендикса

Нужно понимать, зачем нужно втягивающее? Из самого названия ясно, что оно, что-то втягивает, а именно втягивает две шестеренки при подаче на него тока, одна из них это бендикс, вторая шестеренка маховика. То есть одна шестеренка раскручивает другую и так происходит запуск двигателя. Если нет контакта с втягивающего (обломан, перегорел) на бендикс не будет подаваться ток. В другом случае проблема конкретно с бендиксом, стерлись зубья шестеренки.

• Износ щеток и обмотки

Передача «момента» от электромотора на бендикс происходит как раз через щетки. Поэтому им не чужден износ. Более того, ресурс щеток на каждой модели стартера регламентируется заводом изготовителем (в среднем около 100 00-150 000 км). При изношенных щетках втягивающие будет щелкать, издавая характерный звук.

Перегорела или замкнула обмотка «якоря», в таком случае о производстве электричества и речи быть не может.

• Износ втулок стартера

Втулки — это те же подшипники, располагающиеся в верхней и нижней части агрегата. Они служат для нормально обеспечения вращения «якоря», то есть вала стартера. Если втулки разбиты или покосившиеся, вал не будет проворачиваться, или будет занимать неправильное положение по оси, будет происходить замыкание. При всём этом, «горит» обмотка «якоря», питающие кабеля, плавятся клеммы. Помните, подклинивающий вал, может привести к замыканию и последующему возгоранию автомобиля.

Что делать?

В зависимости от того, есть ли у вас навыки в ремонте или нет, если таковых нет, рекомендуем обращаться к специалистам. Но, если руки всё-таки из «нужного места», прислушайтесь к нашим советам. Итак, ищем проблему:

• Проверка контактов реле.

Замеряем напряжение между «плюсом» мотора стартера и «землей». При повороте ключа, вольтметр должен показать максимальное напряжение, в противном случае, зачищаем контакты на реле и проверяем цепь. Зачастую горят «пятаки» контактов.

О неисправности расскажет доносящийся хруст при повороте ключа. Значит бендикс не входит в зацепление с шестеренкой маховика, изношены зубья на нём или на шестеренки, отходящей от маховика. Для проверки необходимо замкнуть два контакта на втягивающем реле. В таком случае, ток пойдет напрямую на «якорь». В случае если ротор будет легко вращаться и жужжать, но при этом двигатель не запускается, нужно проверять качества зацепления бендикса. Снимать деталь, а там уже видно будет, в чём проблема.

• Проверка обмотки и щеток.

Отчетливо скажет о выходе из строя обмотки, запах горелого. Визуально проверить износ щёток, можно только разобрав стартер. Определить причину в щётках можно, если при повороте ключа, втягивающее щелкает, но ротор не прокручивается. Имейте виду, что при этом должен быть исправен бендикс.

• Проблема во втулках.

Напрямую на неисправность втулок ничего не указывает, необходим разбор устройства, если все предыдущие причины были исключены. Но, о проблеме с втулками, может «намекнуть»:

— сильный нагрев стартера;

— проблема с запуском ДВС на «горячую», хотя на «холодную» мотор запускается без проблем.

Заключение

Как видим, причин довольно много, почему может не работать стартер, поэтому важно вовремя исследовать устройство и выявить неисправность, не доводя до более плачевных последствий, чем просто замена одного стартера.

Кстати, имейте виду, что стартер может крутиться, но не запускать мотор, ещё по причине обрыва ремня ГРМ. Об этом говорит тот факт, что стартер увеличил количество оборотов, то есть попросту стал быстрей крутиться.

В общем, если у вас имеется навык ремонта автомобиля, можно попытаться устранить проблему самостоятельно. Но, лучше, конечно, обращаться к специалистам, желательно проверенным.

После поворота ключа зажигания стартер не работает

В процессе эксплуатации транспортных средств независимо от типа установленного двигателя распространенной неисправностью является отказ стартера, в результате чего не получается запустить мотор после включения зажигания. Другими словами, стартер автомобиля не реагирует на поворот ключа в замке зажигания. В таких ситуациях после поворота ключа вместо прокручивания коленвала ДВС стартер полностью молчит, жужжит или издает щелчки, но не крутит двигатель. Далее мы рассмотрим основные неисправности, когда стартер никак не реагирует на поворот ключа в замке зажигания, а также другие причины, которые могут вызывать неработоспособность стартера.

Почему стартер не работает

Стартер автомобиля представляет собой электродвигатель, который питается от АКБ и предназначен для запуска бензинового или дизельного мотора. По этой причине данному устройству свойственны как механические поломки, так и проблемы в электрических силовых цепях или неполадки в области контактов. Если стартер автомобиля не реагирует на поворот ключа в замке зажигания и не издает звуков (при определенных проблемах стартер щелкает или жужжит), тогда проверку следует начать со следующего:

  • определить полноту заряда аккумуляторной батареи (АКБ);
  • произвести диагностику контактной группы замка зажигания;
  • осуществить проверку тягового реле (втягивающего)
  • проверить работоспособность бендикса и самого стартера;

Контактную группу замка зажигания можно проверить очень быстро. Для этого достаточно вставить ключ и включить зажигание. Загорание лампочек на приборной панели четко укажет на то, что контактная группа находится в рабочем состоянии, то есть искать неполадки в замке зажигания следует только в том случае, если на приборной панели указанные лампочки после поворота ключа не горят.

В случае с подозрением на АКБ будет достаточно включить габариты или фары, после чего оценить горение лампочек на приборной панели и т.д. Если указанные энергопотребители горят очень тускло или вовсе не включаются, тогда высока вероятность глубокого разряда аккумулятора. Также следует проверить клеммы АКБ и крепление «массы» к кузову или двигателю. Недостаточный контакт или его отсутствие на клеммах или на проводе «массы» приведет к серьезным утечкам тока. Другими словами, стартеру не будет хватать питания от аккумулятора для запуска двигателя.

Чтобы проверить аккумулятор на автомобиле своими руками нужно снять минусовую клемму, после чего мультиметром замеряется напряжение на выходах АКБ. Показатель ниже 9В будет означать, что аккумулятор разряжен и его необходимо зарядить.

Присутствие характерных щелчков стартера при попытке запуска двигателя, которые также сопровождаются заметным снижением яркости или полным затуханием лампочек на приборной панели, говорит о том, что щелкает втягивающее реле. Указанное реле может щелкать как в случае с разряженным аккумулятором, так и в результате неисправностей самого втягивающего или стартера.

Другие причины, по которым стартер может не реагировать на включение зажигания

В отдельных случаях отмечаются сбои в работе автомобильных противоугонных систем (автосигнализаций, иммобилайзеров). Такие системы попросту блокируют подачу электрического тока на стартер после снятия режима охраны. При этом диагностика показывает полную работоспособность АКБ, силовых контактов и других элементов электрооборудования, которые задействованы при запуске мотора от стартера. Для точного определения необходимо напрямую подать питание от аккумулятора на стартер, то есть в обход других систем. Если стартер работает, тогда высока вероятность выхода из строя противоугонной системы или имммобилайзера автомобиля.

Следующим элементом для проверки является втягивающее реле. При его поломке стартер может:

  • полностью молчать, то есть не издавать никаких звуков после поворота ключа в положение «старт»;
  • жужжать и прокручиваться, но не крутить двигатель;
  • многоразово или однократно щелкать без прокрутки коленвала;

Бендикс и втягивающее

Указанные выше симптомы укажут на то, что неисправность локализуется во втягивающее реле или бендикс не входит в зацепление с маховиком. Отметим, что в случае с бендиксом более характерным признаком является то, что стартер хрустит и не крутит двигатель. Также распространенным признаком поломки стартера является то, что стартер жужжит, но не крутит двигатель.

Для проверки тягового реле следует осуществить подачу напряжения с АКБ на силовую клемму реле. Если двигатель начнет прокручиваться, тогда очевидна неисправность втягивающего стартера. Частой поломкой является подгорание пятаков контактов. Для устранения понадобится осуществить снятие реле для зачистки пятаков. После зачистки необходимо все равно быть готовым к скорой замене тягового реле, так как в заводских условиях контактные пятаки покрываются особой защитой, которая противостоит подгоранию в процессе эксплуатации. Зачистка будет означать, что указанный слой снимается, в результате чего сложно предугадать момент повторного подгорания пятаков втягивающего.

Теперь обратим внимание на бендикс стартера. Бендикс представляет собой шестеренку, через которую крутящий момент от электромотора стартера передается на маховик. Бендикс установлен на едином валу с ротором стартера. Для лучшего понимания необходимо понимать, как работает стартер. Принцип работы заключается в том, что после поворота ключа зажигания в положение «пуск» происходит подача тока на втягивающее реле. Втягивающее передает напряжение на обмотку стартера, в результате чего происходит зацепление бендикса (шестерни) с венцом маховика (венцовая шестерня маховика). Другими словами, происходит совмещение двух шестерен для передачи крутящего момента стартера на маховик.

Износ шестерни бендикса означает, что нормального соединения с венцом маховика не происходит. По этой причине может быть слышен треск во время запуска мотора, а также стартер может свободно крутиться без зацепления и жужжать. Аналогичная ситуация возникает в том случае, если сильно изношены зубья венца маховика. Ремонт предполагает разбор стартера для замены бендикса и/или снятие трансмиссии для замены маховика. Чтобы самостоятельно проверить бендикс, понадобится замкнуть два силовых контакта на тяговом реле. Электрический ток пойдет в обход реле, что позволит определить вращение стартера. В том случае, если стартер легко вращается и жужжит, следует проверять качество зацепления бендикса с маховиком.

Читайте также  Параметры датчиков инжекторных двигателей ваз: таблица, проверка и замена по схеме и видео

Втулки стартера

Частой поломкой также является неисправность втулок стартера. Втулки стартера (подшипники стартера) находятся в передней и задней части устройства. Указанные подшипники необходимы для вращения вала стартера. В результате износа подшипников вала стартера тяговое реле щелкает, но стартер не крутится сам и не прокручивает двигатель. Такая неисправность заключается в следующем:

  • вал стартера не занимает правильного расположения по оси;
  • также происходит замыкание первичной и вторичной обмотки;

Подобная ситуация может привести к тому, что обмотки выгорают, силовые провода плавятся. Иногда возникает короткое замыкание в электроцепях автомобиля, которое вызывает возгорание. В том случае, когда стартер щелкает, но сам не крутится, нельзя длительно удерживать ключ в положении «старт». Рекомендуется осуществить несколько кратковременных попыток запуска, так как есть шанс, что вал сможет вернуться на свое место.

Если стартер не крутит на горячую или плохо крутит двигатель после прогрева, тогда необходимо:

  • проверить АКБ, клеммы аккумулятора и силовые контакты. Если аккумулятор исправен и перед поездкой был 100% заряжен, но после разрядился, тогда следует проверить реле регулятор генератора, ремень генератора, натяжной ролик и сам генератор. Это позволит исключить разряд аккумулятора и его последующий недозаряд в движении;
  • затем следует уделить внимание системе зажигания и системе топливоподачи, проверить свечи зажигания. Отсутствие замечаний к работе указанных систем, которое сопровождается тем, что плохо крутит стартер при заряженном аккумуляторе, укажет на неисправность стартера.

Обратите внимание, устройство сильно нагревается вместе с мотором в подкапотном пространстве. Нагрев стартера приводит к тому, что происходит тепловое расширение определенных элементов внутри устройства. После ремонта стартера и замены втулок указанное расширение происходит с подшипниками стартера. Ошибка при подборе нужных размеров втулок может приводить к подклиниванию вала, в результате чего стартер не крутится или крутится очень вяло на прогретом моторе.

Щетки и обмотка стартера

Так как стартер является электромотором, электродвигатель работает во время подачи напряжения на первичную обмотку от аккумулятора через щетки. Щетки выполнены из графита, в результате чего они стираются за довольно короткий промежуток времени.

Достаточно распространена схема, когда по достижении критического износа щеток стартера электричество не подается на втягивающее реле. В этом случае после поворота ключа зажигания стартер никак не будет реагировать, то есть водитель не услышит жужжания электромотора или щелчков тягового реле стартера. Для ремонта потребуется осуществить разбор стартер, после чего необходимо осмотреть щетки, которые могут отработать свой ресурс и требовать замены.

Подводя итоги хотлось бы отметить, что стартер можно крутить не более 5-10 сек, после чего обязательна пауза на 1-3 мин. Игнорирование этого правила приводит к тому, что неопытные водители умудряются посадить АКБ и быстро спалить полностью исправный стартер в том случае, если мотор долго не заводится. В подобной ситуации стартер зачастую необходимо менять, так как качественно перемотать сгоревшие обмотки стартера по цене выходит не намного дешевле, чем купить новый стартер.

Не заводится машина — стартер не крутит

Стартер в машине служит для запуска силового агрегата. Иногда это устройство ломается и при попытке пуска стартер не крутит. По каким причинам происходят сбои в работе, каковы способы устранения? Это может случиться из-за слабого заряда батареи, поломки втягивающего реле, недостаточного контакта в цепи, а также неисправность стартера. Поломки обычно случаются в неподходящее время, когда рядом нет автосервиса. Во многих случаях восстановить работоспособность можно своими руками. Подробно рассмотрим причины поломок и способы их устранения.

Признаки неисправности стартера

Поломку этого узла можно выявить по нескольким признакам:

  1. Стартер при попытке запуска не срабатывает.
  2. Слышны щелчки, но вращения коленвала нет.
  3. При запуске коленчатый вал крутится с небольшой скоростью, мотор не запускается.
  4. Слышны стуки и скрежет шестерен.

Теперь выясним причины неисправностей в разных случаях.

Почему не крутит стартер

Вращение вала мотора происходит от стартера, который является электродвигателем постоянного тока. Если он не работает, то нужно выяснить причину поломки системы запуска.

Не заряжен аккумулятор

Возможны следующие признаки, когда двигатель не запускается, в зависимости от величины заряда батареи:

  1. Звуков не слышно. Аккумулятор сильно разряжен. Если включить фонари, то они выдают слабый свет и быстро отключаются. Напряжение батареи можно диагностировать вольтметром. Зарядив аккумулятор, нужно выяснить и устранить причину, по которой произошла утечка энергии.
  2. Втягивающее реле срабатывает, но стартер не может прокрутить коленвал. Чтобы диагностировать слабый заряд АКБ, нужно включить плафон салона. Если в момент запуска лампочка гаснет, то очевидно, что заряд батареи недостаточный.

Неисправность устраняется обычным зарядом аккумулятора, которую можно сделать непосредственно на машине. Чтобы не сгорели электронные устройства, например, сигнализация, нужно снять минусовую клемму. Высокое напряжение блока питания может повредить электронику. Снимать нужно именно минусовой контакт, чтобы при случайном касании гаечного ключа кузова не произошло короткого замыкания.

Разберем случай, когда включен вентилятор охлаждения, и машина не заводится. На аккумулятор действует нагрузка, поэтому напряжения не хватает для вращения стартера. Если после заряда АКБ ничего не меняется, то батарею следует заменить новой. Кроме того, нужно следить за плотностью электролита.

Проблемы с сигнализацией

Иногда невозможно завести автомобиль, стартер не включается, батарея заряжена, электрическая цепь в порядке. Есть вероятность сбоя в действии иммобилайзера и сигнализации. Характер поломки не зависит от марки машины и года ее выпуска. В этом случае нужно выяснить, какая модель противоугонной системы установлена на автомобиле.

Характерный признак проблемы в иммобилайзере – стартер не вращается, двигатель не заводится, щелчков реле нет. Иногда бывает так – автомобиль завелся, но сразу заглох. Мотор может не реагировать на запуск от брелока или ключа. Если хотя бы один из этих признаков присутствует, то система запуска заблокирована сигнализацией.

Поломка стартера

Нечасто бывает проблема с пуском мотора автомобиля из-за неисправности самого стартера. Увидеть поломку снаружи невозможно и без полной проверки не обойтись. На выявление проблемы и ее устранение обычно уходит много времени, денег и сил.

Приведем перечень основных поломок, которые появляются в устройстве стартера, который эксплуатируется более 15 лет:

  1. Выявление короткого замыкания, которое послужило выходу из строя катушек. Признак проблемы – дым из корпуса, запах горелых проводов.
  2. Износ деталей втягивающего реле, нарушение действия бендикса. Стартер не вступает в соединение с маховиком мотора и не заводит его.
  3. Полный износ или поломка зубьев бендикса. Устройство не способно запустить двигатель.
  4. Выгорание электрических соединений в корпусе стартера.

Во многих случаях отремонтировать стартер своими руками не получается. Для этого придется обращаться к мастерам. Но ремонт в мастерской выполнят, если неисправен бендикс или втягивающее реле. Если сгорела обмотка, то вам порекомендуют приобрести новый стартер.

Но часто поломки стартера можно решить самому. Например, водители иногда принимают поломку замка зажигания за неисправность стартера и покупают новый. Поэтому перед ремонтом нужно все тщательно проверить и найти точную причину.

В современных автомобилях применяются специальные системы контроля, то самому проверить и найти неисправности трудно. Работа стартера контролируется электронным блоком, поэтому при его поломке рекомендуется обращаться в специализированный сервис.

Неисправность втягивающего реле

Когда аккумулятор достаточно заряжен, а сигнализация отключена, но мотор не запускается – неисправен стартер. Если при попытке запуска слышны металлические щелчки, то это работа втягивающего реле. Оно неисправно, так как издается стук, маховик и бендикс не входят в зацепление между собой, и не запускают мотор. Проверить эту поломку втягивающего реле и завести двигатель можно путем замыкания отверткой или гаечным ключом два контакта реле.

Внимание! Перед процедурой нужно поставить рычаг КПП в нейтральное положение.

Если двигатель завелся, значит необходимо ремонтировать или заменять втягивающее реле. В нем могут пригореть контакты, которые сделаны в виде пятаков. Водители часто считают, что они не подлежат ремонту, и их можно только менять. Но временно пятаки можно восстановить. Для этого их зачищают шлифшкуркой и устанавливают на место. Однако они имеют защитное покрытие, которое удаляется при шлифовке. Поэтому через некоторое время процедуру потребуется повторить.

Неисправность электрической цепи зажигания

Если не крутит стартер, а диагностика аккумуляторной батареи не выявила проблем, то нужно искать иные причины. Часто они кроются в обрыве жгутов проводов. Они могут быть соединены с нарушением контакта, искрить. Подобная неисправность появляется, если окислились клеммы. Такое случается на многих батареях. В основном это бывает с минусовым проводом, который крепится на кузове автомобиля.

В таких случаях надо тщательно проверить провода, осмотреть питание стартера, затянуть соединения на клеммах. С помощью вольтметра проверьте напряжение на проводке управления, подсоединенной к стартеру. Она может иметь повреждения.

В замке зажигания контакты могут быть изношены, поэтому питание не поступает на замок зажигания. Нужно проверить напряжение мультиметром, срабатывают ли контакты при повороте ключа. Кроме этого, нужно проверить предохранители, которые установлены в салоне машины.

Другие причины

Существуют другие причины поломки стартера, приведем некоторые из наиболее встречающихся.

  1. Износ щеток. Из-за них запуск мотора невозможен, или срабатывание будет происходить не всегда.
  2. Короткое замыкание обмоток.
  3. Заклинил вал ротора из-за износа подшипников.
  4. Износ зубьев бендикса.
  5. Буксование муфты свободного хода. Требуется замена привода устройства.
  6. Привод с большим усилием перемещается по резьбе вала. Чтобы устранить поломку, нужно разобрать стартер, промыть и смазать резьбу моторным маслом.
  7. На статоре установлены постоянные магниты, которые могут отклеиться. Для решения вопроса потребуется разборка и приклеивание магнитов на свои места.
  8. На втягивающем реле соскочила возвратная пружина.
  9. Поломка или деформация вилки на бендиксе. Ремонт заключается в замене вилки или бендикса в сборе.

Медленное вращение коленвала может происходить по причинам:

  1. Масло в двигателе слишком густое. Это случается на сильном морозе. Нужно заменить смазку, чтобы она соответствовала температуре.
  2. Аккумулятор разряжен. Энергии недостаточно для вращения с нужной скоростью. Чаще это происходит зимой, и требуется зарядить аккумулятор, либо заменить новым.

Иногда бывает неисправность в том, что при горячем двигателе стартер не действует, а когда мотор остывает, то все исправно. Это объясняется установкой втулок неправильного размера. Их диаметр выбран меньше положенного. При нагревании отверстия втулок уменьшаются, и вал стартера заклинивает.

Как завести машину – стартер не крутит

Если неисправен стартер из-за втягивающего реле, то двигатель автомобиля можно завести, если замкнуть контакты принудительно. Это экстренная мера, но при срочности ей иногда пользуются.

Разберем пример, как завести двигатель автомобиля ВАЗ-2110.

  1. Поставьте рычаг КПП в нейтральное положение.
  2. Вытяните рукоятку ручного тормоза.
  3. Поверните ключ зажигания и откройте капот.
  4. Снимите с посадочного места воздухоочиститель, отодвиньте в сторону, чтобы открыть доступ к стартеру.
  5. Отсоедините штекер от контактов.
  6. Соедините между собой два контакта втягивающего реле металлическим предметом или толстым проводом.
  7. Если при этом остальные узлы исправны, то двигатель должен запуститься.
Читайте также  Подборка полезных обсуждений о том, почему печка дует холодным воздухом

Установите воздушный фильтр и подключите провода. Во многих случаях мотор после этого запускается без проблем от ключа зажигания. Но неисправность не исчезла, поэтому в ближайшее время нужно обратиться в мастерскую.

Есть другой способ, который подойдет для срочного экстренного пуска. Его можно использовать только для машин с передним приводом и механической КПП.

  1. Поднимите машину домкратом, чтобы одно из передних колес оказалось в подвешенном состоянии.
  2. Поверните поднятое колесо нарушу до конца.
  3. На шину намотайте веревку или трос на 3 оборота, чтобы остался конец длиной 2 метра.
  4. Включите третью скорость.
  5. Включите зажигание, повернув ключ.
  6. Резко потяните за трос, вращая колесо и отбегая.
  7. После запуска двигателя поставьте рычаг коробки в нейтральное положение. Для этого не обязательно нажимать педаль сцепления. Дождитесь, чтобы колесо остановилось.
  8. Домкратом опустите автомобиль на землю.

Такой способ похож на запуск с помощью рукоятки на старых автомобилях, например, на Москвиче-412, или ВАЗ-2101. Поднятое колесо приводит в действие коробку передач, а затем двигатель.

Что делать, если стартер крутит, но машина не заводится

Теперь разберемся, какие существуют причины, и что делать, если стартер функционирует, но автомобиль не запускается.

  1. Неисправен бензонасос. Если не слышно работы бензонасоса при включении зажигания, значит он неисправен. В салоне водителю всегда слышен его звук при включении. Нужно проверить предохранитель, если он исправен, значит сгорел моторчик.
  2. Засорился и забит воздушный фильтр двигателя. Нужно вытащить фильтрующий элемент и осмотреть его на предмет загрязнения, при необходимости заменить.
  3. Не работает карбюратор. Он образует некачественную топливную смесь. При этом карбюратор необходимо чистить, регулировать положение жиклеров.
  4. На свечах зажигания нет искры. Проверьте работу зажигания, есть ли на свечах искра. Если нет, нужно проверить высоковольтные провода, распределитель зажигания или заменить свечи.
  5. Засорился топливный фильтр. Если он длительное время не менялся, а вы заливали подозрительное топливо, то лучше заменить фильтр.
  6. Неправильно установлены метки ГРМ. Иногда при замене ремня ГРМ неверно выставляют метки. Нужно проверить их установку, при необходимости откорректировать, осмотреть состояние ремня.
  7. Вышел из строя датчик коленчатого вала. Его разъем проводов может давать плохой контакт, который не позволяет запуститься двигателю. Прочистите или продуйте контакты в колодке или замените ее.

Стартер – простое, но важное устройство, поэтому его выход из строя приводит к критической ситуации, и не дает завести мотор. Часто проблемы появляются в проводах или контактах. Поэтому вначале нужно проверять замок зажигания, провод «массы», контакты.

Не крутит стартер

Стартер частенько отказывается крутить по разным причинам, среди которых: втягивающее реле не работает, окислены или прерваны контакты электроцепи и т.д. Для решения таких проблем, как вообще не крутит стартер или стартер щелкает, но не заводит мотор, или есть проблемы с пуском двигателя, когда двигатель горячий, каждому водителю автомобиля необходимо знать признаки, причины и способы устранения поломок своими руками.

Причины поломок стартера

Причин, связанных с неправильной работой пускового механизма может быть несколько. Определить причины можно разбираясь в нижеперечисленных признаках:

  1. Стартер не реагирует вообще.
  2. Вал двигателя не крутится, но в стартере слышен щелчок.
  3. Стартер еле еле крутит.
  4. Слышен хруст шестеренки бендикса при включении стартера.

Одной из причин не способности вращать коленчатый вал двигателя и запустить его в том, что низкий уровень заряда аккумуляторной батареи не дает возможность это сделать. В этом случае надо зарядить его, но как правильно зарядить автомобильный аккумулятор, вот в чем вопрос. Дело в том, что, если плотность больше 1,27, то происходит отделение кислоты от воды, а нагревающаяся вода приводит к взрыву АКБ.

Кстати, если в автомобиле много электроники, мощная аудиосистема, то можно купить гелевый аккумулятор. Бывает красной крышкой, бывает с желтой. С красной крышкой нужно брать, если зимой в климатической зоне, где эксплуатируется машина, основная температура ниже -35 С. А с желтой крышкой надо брать, если много электроники в авто.

Неполадки следует поделить на 2 вида: когда коленвал мотора вращается и, когда слышен только щелчок. Разряженный АКБ — самая распространенная причина. Это означает, что первым делом надо проверить уровень заряда аккумулятора, чтобы не терять время и не делать лишнюю работу. Особенно более заряженный аккумулятор нужен, если установлена автосигнализация, которая блокирует пуск стартера из-за низкого заряда АКБ, блокировка цепи стартера происходит, если напряжения меньше 10 Вольт. Исходя из этого, следует сделать вывод, что периодически надо подзаряжать АКБ автомобиля и менять ее после завершения срока эксплуатации.

Стартеры тоже бывают разные, и по размерам, и по мощности. Вот так выглядит штатный стартер на автомобиле Фольксваген.

Далее, если с зарядом АКБ все хорошо.

Бывают ошибки, связанные с работой иммобилайзера (иммо), который по своей неисправности не дает пуск стартеру. Проверяется легко — вставить ключ в замок зажигания и завести напрямую. Решается ремонтом или заменой иммобилайзера. Такие случаи были с новыми авто Форд Фокус 2.

Выделяют следующие причины неполадок при работе стартера:

  • Нарушение электрической цепи питания. Происходит это из-за окисления или ослабления болтового соединения «массы». Еще проверяем «массу» основного и втягивающего реле. Это вторая распространенная причина с неполадками стартера. Решается вопрос путем проверки и диагностики целостности проводов и болтовых креплений на клеммах и колодках (для защиты от окисления контактов, можно смазать Литолом 24). Мультиметром в положении Вольт надо проверить напряжения в идущих к стартеру провода или поставить режим прозвонки и прозвонить (если провод не оторван, то мультиметр будет пищать).
  • Неполадки со втягивающим реле. Происходит из-за обрыва обмотки реле, или замыкания обмотки, механической поломки. Решается путем диагностики реле для установки конкретной причины.
  • Короткое замыкание в обмотке стартера. Не часто встречающаяся поломка, которая бывает, в основном, у стартеров с многолетним эксплуатационным ресурсом. Происходит из-за высыхания обмотки и появление трещин, в которых происходит межвитковое короткое замыкание (КЗ). Также, причиной КЗ стартера может быть механическое или химическое повреждение корпуса. Решается путем диагностики, если на самом деле обмотка замкнула, то ее не ремонтируют, а полностью меняют стартер.
  • Проблемы с контактами соединений проводов. Причиной может быть сгоревший предохранитель контактной группы или деформация штекера соединений проводов, или контактная группа замка зажигания.
  • Проблема в муфте. Муфта свободного хода привода стартера пробуксовывает. Ремонту не подлежит. Надо заменить приводную часть электростартера.
  • Следующая проблема в приводе. Привод с трудом движется по резьбе вала. Ремонт своими руками возможен, достаточно разобрать, почистить резьбу и смазать ее моторным или трансмиссионным маслом.

Следующие причины связаны с признаками, при которых коленвал ДВС еле еле вращается:

  • Это бывает в холодное время года, когда моторное масло сильно загустело и вал едва может вращаться. Избежание этой проблемы — на зиму заливать устойчивое к замерзанию масло.
  • Низкий заряд АКБ авто. Также часто встречающаяся проблема, особенно в зимний период. На холоде аккумулятор разряжается быстрее. Решается подзарядкой или заменой АКБ, если срок его вышел и он не может долго держать заряд.
  • Стерлись щетки или слабо затянуты наконечники проводов приходящих к стартеру. Разобрать, почистить коллектор, заменить щетки и отрегулировать или заменить пружины щеток.

Характерностью стартеров в некоторых автомобилях (Ваз 2110-2112) в том, что при истирании щеток, стартер даже не щелкает, потому что напряжение не доходит до втягивающего реле.

Характерны также неполадки, которые бывают или при холодном, или при горячем ДВС:

  1. Питающий стартер провод имеет поврежденную изоляцию или оборван. Проверить провод можно без прибора, если есть помощник. Один поворачивает ключ замка зажигания, второй двигает провод и смотрит в каком положении провода есть контакт. Можно также запитать этот провод плюсовым током от аккумулятора. Если провод неисправен, то не заведется. Если авто завелось, то причина не в проводе, а в замке зажигания.
  2. Расклейка постоянных магнитов в статоре стартера. Для устранения этой причины надо разобрать стартер и приклеить как было магнитики.
  3. Перегорели предохранители контактной группы.
  4. Не работает возвратная пружина во втягивающем реле. Разобрать реле и установить в гнездо пружину.

Почему стартер щелкает, но не крутит

Слабым звеном в конструкции стартера является втягивающее реле. Именно оно щелкает в стартере при повороте ключа зажигания.

Причинами щелчков стартера являются:

  1. Соединяющий обмотку и втягивающее реле провод не проводит электричество. Решается путем замены провода.
  2. Сильно изношены втулки или щетки стартера. Проверить и заменить.
  3. Обмотка якоря замыкает. Проверить мультиметром на наличие КЗ. Решается путем замены.
  4. Обрыв или КЗ одной из обмоток стартера. Также не ремонтируется, заменить.
  5. Сломана или погнута вила бендикса. Починить или заменить.

Почему на горячую не крутит стартер

Некоторые водители сталкиваются с такой ситуацией, когда на холодную автомобиль заводится легко, а на горячую не крутит стартер.

  • Проблема в данном случае в том, что при нагреве детали увеличиваются и, если втулка стартера малого диаметра (меньше, чем положено), то при нагреве эта втулка увеличивается и зажимает вал (вал не способен крутиться). Такое обычно бывают после ремонта или замены отдельных деталей стартера, неправильно подобраны запчасти.
  • При высокой температуре двигателя и его компонентов, ухудшаются контакты контактной группы, клемм. Решается путем очистки и обезжиривания контактов от окислов. Плохой контакт на клеммах аккумулятора (особенно «масса») тоже часто встречается и влияет на работу стартера (обычно при такой причине слышны только щелчки).

Как завести машину, если стартер не работает (аварийный запуск)

При срочном запуске или для проверки работоспособности стартера можно произвести пуск двигателя замкнув «напрямую».

Запуск двигателя с нерабочим стартером на примере автомобиля Ваз 2110-2112:

  1. Поставить рычаг переключения скоростей на «нейтралку» и на ручник.
  2. Открыть капот и включить зажигание.
  3. Создает доступ к стартеру. Для этого снимаем воздушный фильтр.
  4. Отсоединить фишку, который идет к контактной группе.
  5. Сделать замыкание стартера, например, широкой плоской отверткой.
  6. Мотор автомобиля заведется, если нет других неполадок в цепи.
  7. Установить на место фишку и воздушный фильтр.

Также бывает, что после аварийного запуска машины, стартер может работать. Но, все же причину надо будет найти и устранить.

Но, легким способом будет завести автомобиль с толкача. Легковые автомобили на 3 скорости с толкача или буксиром легко заводятся.

Без стартера, конечно, можно ездить, но вдруг авто заглохнет на оживленной дороге, а завести никак. Поэтому устраняем неполадки при первой же возможности. Если придется менять, то лучше купить редукторный стартер, он превосходит обычный стартер по некоторым характеристикам.