Замена датчика кислорода ваз 2114: признаки неисправности, как проверить почему нет активности

Датчик кислорода ваз 2114 признаки неисправности, замена и ремонт

Датчик кислорода в ВАЗ 2114 является частью, часто незаметной для водителей. Большинство даже и не знает о ней, пока не появляются поломки. Признаки неисправности в датчике кислорода ВАЗ 2114 заметить не сложно, так как в такой ситуации сгорание увеличивается в несколько раз. Зачем в автомобиле инсталируется лямбда зонд и каковы симптомы указывают на неисправности?

Устройство датчика кислорода ваз 2114

Датчик кислорода очень похож на свечу зажигания с проводами. Эта часть автомобиля постоянно работает в сложных условиях, потому что датчик расположен в месте, где проходит очень горячий поток выхлопных газов.

Устройство датчика кислорода ваз 2114

Во время быстрой езды температура достигает более 550 градусов. Датчик кислорода 2114 все время находится под воздействием влажности, вибраций и высоких температур. Поэтому не странно, что зонд ломается в самый неподходящий момент. Причин поломок может быть много — это и механические повреждения, и износ, а также попадание грязи и пыли или неправильная работа двигателя.

Зачем вообще нужен датчик кислорода в автомобиле?

История этой детали имеет около 40 лет. Его устанавливают для улучшения работы выхлопной системы. А это значит, что при исправной работе датчика, в атмосферу попадает намного меньше вредных соединений с выхлопными газами.

В катализаторе протекают каталитические реакции. Одной из самых важных функций является восстановление различных оксидов. В разных условиях каталитические реакции проходят то медленнее, то быстрее.

Эффективность работы кислородного датчика ВАЗ 2110 определяется с использованием специальной меры, которая называется скорость превращения катализатора. В ВАЗе уровень конверсии доходит до 95 процентов.

Но есть один минус, датчик кислорода начинает работать в тот момент, когда температура выхлопных газов достигает более 250 градусов. Особенно сложно подняться до такой температуры во время езды по городу.

Поэтому стоит внедрить в датчик современные конструкции, благодаря которым работа начинается через 30 секунд после запуска привода.

Как ухаживать за датчиком кислорода

Лямбда зонд — относится к непростым и затратным деталям, поэтому не стоит удивляться его высокой цене. Чтобы не пропустить важные признаки неисправности лямбда зонда ВАЗ 2114, важно проводить технический осмотр не реже каждых 35 тысяч километров пробега. Почему важно делать такую диагностику? Это поможет найти неисправности не только в самом датчике, но и заметить возможные неполадки с двигателем.

Возможные неисправности зонда

Как и любая другая деталь, катализатор не вечен, поэтому через определенное время он изнашивается или выходит из строя. Теоретически, эта деталь должна исправно служить около 150 тысяч километров пробега. Но при хорошем сервисе большинство датчиков могут прослужить гораздо дольше.

Какие же типичные признаки неисправности лямбда зонда в ВАЗ 2114?

  • увеличенный расход топлива (иногда даже до 50 процентов);
  • появление темного дыма из выхлопной трубы;
  • в выхлопных газах появляется больше вредных соединений;
  • уменьшается мощность двигателя.

Эти симптомы подтверждают, что лямбда зонд ВАЗ 2114 неисправен. Какие еще методы есть, чтоб проверить, правильно ли работает датчик?

  1. Проверка на механические повреждения;
  2. проверка состояния штекера;
  3. проверка состояния всех кабелей, которые подключены к датчику;
  4. проверка состояния самого контроллера, с использованием специальных устройств;
  5. диагностика при помощи компьютера.

Среди самых частых сбоях и их причин можно выделить несколько моментов, на которые особенно стоит обратить внимание.

  • На износ детали указывает внутреннее короткое замыкание. При внешнем же коротком замыкании причиной может быть повреждение проводов (часто они повреждение возникает в результате механических воздействий). Когда расплавляется кабель или вилка, тогда отсутствует напряжение. Также при слишком высокой температуре выхлопных газов случается перегрев зонда. Чаще всего это связано с ослаблением клапана.
  • Зонд загрязнен белым или красным покрытием, это вызвано использованием неподходящих топливных присадок или некачественного топлива. А вот если появляются масляные или черные покрытия — это значит, что износился двигатель и пропускается большое количество моторного масла в выхлопные газы. Когда появляется зеленый цвет — значит что в камеры сгорания попадает охлаждающая жидкость. Темно-коричневые загрязнения зонда — неподходящая топливно-воздушная смесь или отказ системы впрыска.
  • Также могут присутствовать механические повреждения проводов, вызваны внешними короткими замыканиями. А также возможны механические повреждения зонда — например камень, попавший во время вождения или неправильный монтаж.

Замена датчика кислорода ваз 2114

  1. Чтобы заменить деталь, сначала необходимо найти его расположение. На старых ВАЗ с 8-ми клапановыми двигателями расположение датчика было очень неудобным. Тогда он находился в трубе выхлопной системы.
  2. Доступ к нему не был удобный, так как был возможен только из-под низа автомобиля. В таком расположение замена датчика крайне неудобна и сложна.
  3. В более новых изданиях ВАЗ 2114 расположение датчика стало более удобным. Доступ к нему появился через верх моторного отсека.
  4. Для самостоятельной смены датчика необходимо подготовить некоторые инструменты. Обязательно нужны: гаечный ключ 22, отвертка, накидной ключ и проникающая смазка. Замену следует делать строго по алгоритму, потому что при неправильной работе могут появится дополнительные неисправности.
  5. Сначала необходимо поставить автомобиль над смотровой ямой. Затем открыть капот, отключить аккумулятор и снять защиту картера. После этих действий необходимо открутить датчик кислорода, снять его, если нужно, то прочистить место от загрязнений. Только после этого можно установить новый датчик кислорода. Все собирается в обратной последовательности. После сбора необходимо проверить, правильно ли работает мотор.
  6. Если появились некоторые симптомы неисправности зонда, а нет возможности отправиться в сервис и провести диагностику, то можно сделать обманку, которая поможет на время решить проблему. Такую обману можно изготовить самостоятельно. Установка обманки очень проста, достаточно снять датчик кислорода с автомобиля и на его место вкрутить обманку. Часто при этом возникает необходимость установки дополнительных герметизирующих колец.

Такой метод стоит использовать только в крайних случаях. А при возникновении какой-либо неполадки или подозрений в неисправности, следует обращаться в сервис для проведения диагностики.

Лада 2114 Ласточка › Бортжурнал › Восстановление датчика кислорода

А началось все с установки бортового компьютера… Все-таки, как оказалось, полезная и интересная это штука! Много чего умеет 🙂 Бортовик десяточный, достался мне по счастливой случайности от друга… Ну если он работает, то почему бы мне его не вкорячить? Таким образом он занял место пепельницы, откуда, как выяснилось, он прекрасно осматривается и где не мешает. Я доволен. Ведь основной причиной моего противления бортовикам было нежелание убирать так полюбившуюся мне полочку в месте, задуманном как раз под бортовик. Ну а раз такая удача… 🙂

Выяснилось, что ЭБУ Ласточки, несмотря на то, что лампа «Джеки Чан» (он же «карапуз», «смени двигатель») не горит, гонит пару-тройку ошибок: высокий уровень сигнала датчика фаз, неисправность нагревателя датчика кислорода и неверный сигнал датчика кислорода. С ума сойти! То-то я стал замечать что-то неладное: провалы какие-то, в частности на несильно прогретом движке, заводиться стала хуже, особенно на горячую. Ну с датчиком фаз (он же ДПРВ) все оказалось просто… После проверки убедился, что он приказал долго жить, хоть и простой конструкции, как шпингалет. В пору неработоспособности датчика фаз инжектор переключается с фазированного на попарно-параллельный впрыск, что в общем-то некритично: время впрыска уменьшается, льет одновременно в два горшка, что ведет к не очень существенному перерасходу (до 10%), холостой ход слегка нестабильный становится ну и заводится дольше обычного. Пытался было поначалу чистить разъем (он и правда был грязный и масляный), но не помогло. В общем датчик фаз я поменял, и ошибки, как не бывало — заводится с полоборота.
А с лямбдой все куда интереснее. После завода двигателя лямбда-зонд начинает свою работу не сразу, а только после достижения высокой температуры (до 300 градусов) . Это обусловлено химической составляющей концепции работы датчика. Циркониевый электролит с нанесенными на него платиновыми электродами приобретает достаточную проводимость только при этих температурах. До высоких температур датчик нагревается от выхлопных газов, однако происходит это довольно медленно, поэтому в современных датчиках встроена цепь нагрева рабочего элемента, которая включается от реле бензонасоса. ЭБУ после завода двигателя дает датчику время на прогрев от термоэлемента от 5 до 7 минут, корректируя состав смеси на основании показаний других датчиков и по усредненным параметрам. Из-за неисправности цепи подогрева датчик не успевал прогреваться за отведенное время и, когда ЭБУ подключал его к работе, он был еще не готов к немедленным и решительным действиям 🙂 В итоге возникала ошибка неверного сигнала датчика кислорода. Движок же тем временем начинало реально колбасить: холостые держит еле кое-как, ехать машина вообще с трудом могла. Ощущение при этом такое, что она не выспалась: вялая такая, тупая. И все это происходит до тех пор, пока датчик не прогреется от выхлопных газов и не начнет нормально функционировать. Благо, прогревается он не так уж и долго, а после установки паука, так и еще быстрее. Раньше я думал, что расколбас на чуть теплую, но еще холодную — это нормально, что типа надо греть лучше, приучил себя греться долго, а оказывается — заблуждался… Спасибо бортовику!
Но мой ДК новый, в октябре только поменял(!), и работает вроде неплохо, что же с нагревом? Выяснить мне этого не удалось — цепь нагревателя прекрасно звонится, а при подключения 12 вольт с блока питания в домашних условиях она работает, и датчик на ощупь становится теплее! Может, дело в мощности нагревателя, что не обеспечивает требуемую эффективность, а может ЭБУ сам ее отключает из-за несовпадания каких-то характеристик? Звучит, конечно, наивно… Дело в том, что датчик этот, как выяснилось, старого образца. А нового образца у меня стоял до него, но был заменен по причине усталости в эпоху борьбы с перерасходом неровной работой двигателя, повальной диагностикой и заменой многих датчиков (в том числе ДМРВ и РХХ), промывкой форсунок. Ради интереса решил поставить его. Динамика автомобиля ощутимо ухудшилась, расход подрос, однако ошибки системы пропали 🙂 Анализ работы этого датчика по изменению напряжения выявил, что фронт напряжений уменьшился, зачастую напряжение на датчике приближалось к среднему значению 0,45 вольт, чего в принципе быть не должно (напомню, что порог обедненной смеси 0,65 вольт) . Так же время реакции датчика было слегка выше, чем нужно (Часто значения напряжения менялись реже двух раз в секунду) . Конечно, подключить осциллограф и получить точные эпюры зависимости милливольт от миллисекунд у меня возможности не было, но косвенные признаки явно указывали на то, что датчик действительно «устал».
Заинтересовавшись вопросом, нашел в интернете некоторые идеи и даже чей-то опыт по восстановлению работоспособности лямбда-зондов. Однако, ни одного подробного и детального описания с фотографиями мне встретить так и не пришлось… А мне чего терять? Да и интерес был велик 🙂 Вот и занялся.
Восстановление происходит за счет банального очищения платиновых электродов на керамическом стержне от нагара. Дело в том, что нагар препятствует улавливанию кислорода и, соответственно, искажает выходной сигнал. Очищать нагар механическими средствами-абразивами строго нельзя, поскольку в этом случае повредится напыление благородного металла. Поэтому очистку следует производить исключительно с помощью химии. Нам понадобится ортофосфорная кислота, чуть позже о том, где ее взять.
Приступаем. Для очистки датчик лучше вскрыть. Отпиливаем защитный колпачок почти у основания и обнаруживаем — что бы вы думали? 🙂 — еще один колпачок, который то же спиливаем у основания. Двойная защита, надо же… Интересно, зачем? Пилится, к слову, весьма непросто… Полотно садится — дай Боже, твердый какой-то металл.

Читайте также  Как определить износ двигателя: главные признаки изношенного двс и быстрая проверка

В конечном итоге видим следующую картину:

Белый керамический стержень с таким же белым нагаром. Рабочей поверхности с напылением платины за нагаром невидно вообще 🙂 Очень интересно. В очистке от нагара нам понадобится реактив — ортофосфорная кислота, которая состоит в составе преобразователя ржавчины.

Ну что, наливаем этого средства в стеклянную тару, погружаем в реактив датчик и наблюдаем, как на его поверхности начинают образовываться пузырьки, а жидкость начинает мутнеть.

Оставляем датчик плавать минут на 20. Нагар потихоньку начинает сходить, помогаем ему кисточкой. По прошествии времени начинает проявляться рабочая поверхность с напылением — значит мы близки к цели! В ходе процесса пару раз раскаляем керамический стерженек на открытом огне.

Такое нагревание очень хорошо позволяет избавиться от нагара, особенно, если после нагрева резко охладить стержень. Перепад температур вынуждает нагар трескаться и отваливаться, как скорлупу. Однако, я допустил одну досадную ошибку, которая сгубила весь эксперимент… В преобразователе ржавчины содержится присадка, которая после обработки детали покрывает ее слоем невидимого защитного слоя, вроде грунта. По уму образующуюся пленку надо бы смывать водой, пока не засохла… А моя ошибка заключалась в том, что после нагрева я остужал стержень не в воде, а в нашем растворе. На раскаленный стержень моментально налипли эти присадки и тут же засохли, образовав гладкую поверхность, плотно закрывая электрод даже больше, чем это делал бывший там доселе нагар. 🙁 Конечно, я рассудил, что работоспособности датчика такая защита явно не на пользу. Стал аккуратно отколупывать образовавшуюся защиту, а в конце слегка не рассчитал, и вот результат:

В недрах стержня отчетливо видны тончайшие нити спирали подогрева — блин, надо ж было такое сконструировать! Жалко, черт возьми, почти ведь был у финала… Конечно, теперь датчик почил окончательно. Испытания показали, что он застыл на странном показании в 1,13 вольта. Но зато теперь я опытен 🙂 И следующего испытуемого постараюсь очистить без негативных последствий.
После очистки колпачок (хотя бы один) должен был прихватиться на пару-тройку точек полуавтоматической кемпи-сварки.
Во всех экспериментах мне помогал папка :-), за что тому отдельное спасибо!

P. S.: За месяц моего молчания поставил на Ласточку паука, доставшегося от любезнейшего товарища blond707 . 4-2-1. Возился с другом Эльдаркой Mania4e11o два дня и полторы ночи, зато теперь могу хвастаться тем, что мы смогли (или лучше — умудрились? 🙂 ) высверлить заломанную шпильку и нарезать новую резьбу м8, не снимая головки блока! День пришлось покататься с абсолютным прямотоком — без глушителя и резонатора, потому что флянец паука оказался дальше, чем у стандартных штанов и труба-проставка вместо катализатора оказалась попросту слишком длинной. На следующий день удалось достать баллон с углекислотой и укоротить эту трубу в гаражных условиях путем вырезания куска трубы с середины и последующего сваривания краев. Эффект от паука неожиданно ощутимый: момент сместился к более низкой отметке оборотов, машина куда резвее на средних оборотах. На высоких я бываю крайне редко, но и даже на низких как-то поприятнее стало — плавнее как-то, приемистость получше — в общем, я рад, не зря заморочился.

Датчик кислорода автомобиля ВАЗ 2114

Система электронного управления (блок управления) — это бортовой компьютер, контролирующий текущие технические показатели во время эксплуатации автомобиля.

Контроль осуществляется с помощью ряда устройств, называемых датчиками. Они считывают соответствующие показатели и передают их в систему управления, которая корректирует работу двигателя.

Одно из этих устройств — кислородный датчик.

Он установлен в выпускном коллекторе, перед катализатором.

Определение

Кислородный датчик ВАЗ 2114 — это электронное устройство, контролирующее качество выхлопных газов.

Его второе название, технически верное, — лямбда зонд. Он работает как неотъемлемая часть электронной системы управления.

На срок эксплуатации лямбда зонда могут повлиять:

  • условия работы;
  • качество топлива;
  • своевременное техническое обслуживание;
  • наличие перегревов;
  • продолжительная работа двигателя в критическом режиме;
  • своевременное обслуживание и чистка зонда.

При соблюдении нормальных условий эксплуатации, лямбда зонд способен проработать до 7 лет. Как правило, за это время автомобиль может проехать до 150 тыс. км.

Назначение

Датчик кислорода ВАЗ 2114 предназначен для определения кислорода в выхлопных газах и окружающем воздухе. Определив его значение и передав сигнал, электронная система управления выявляет неполное сгорание горючей смеси в двигателе.

Тем самым, лямбда зонд помогает сохранять двигателю бесперебойную и стабильную работу с постоянными техническими показателями в условиях постоянного изменения режима эксплуатации.

Принцип действия

Он выявляет разность этих двух показателей и отправляет соответствующий сигнал электронной системе управления.

Лямбда зонд ВАЗ 2114 состоит из следующий составных частей:

  • корпус;
  • электронагреватель;
  • наружный электрод;
  • внутренний электрод;
  • керамический изолятор. Располагается между электродами;
  • кожух, защищающий наружный электрод от агрессивного воздействия выхлопных газов;
  • разъем для подключения.

Наружный электрод выполнен из платины, а внутренний — из циркония. Благодаря разным свойствам металлов, датчик способен выполнять свои функции.

Выхлопная система двигателя является самым горячим узлом, поэтому составляющие лямбда зонда, для предотвращения преждевременных поломок, сделаны из материалов, устойчивых к высокой температуре.

Разъем для подключения лямбда зонда к электронной системе управления состоит из четырех контактов:

Распиновка контактов разъема и самого датчика кислорода ВАЗ 2114 такая:

Через контакт электрического питания лямбда зонда бортовой компьютер подает напряжение в 0.45 В.

Также, во время работы двигателя, подается напряжение на электронагреватель.

После запуска двигателя бортовой компьютер не учитывает показания лямбда зонда. Контроль работы осуществляется исходя из показаний других датчиков: массового расхода воздуха и температуры ДВС, а так же датчика открытия дроссельной заслонки.

Это связано с тем, что электронагреватель пока не нагрел кислородный датчик до его рабочей температуры. Она равняется ± 350 °C.

Когда лямбда зонд достаточно прогрет, он может объективно считывать необходимые параметры:

  • наружный электрод — параметры выхлопных газов;
  • внутренний — параметры наружного воздуха.

Передаваемый датчиком сигнал — это разница двух величин.

Сравнивая показатели количества кислорода в выпускном коллекторе и снаружи, система определяет степень сгорания. Иными словами, задача кислородного датчика — выявление неполного сгорания горючей смеси.

Когда бортовой компьютер получает данные об отклонении количества кислорода, он вносит изменения в работу остальных систем (например: в топливную систему или зажигание, делая его раньше или позже). Тем самым компенсируя отклонения в работе двигателя.

Ранее выпускаемые кислородные датчики на ВАЗ-2114 не имели функции самостоятельного прогрева. Завод изготовитель не дополнял конструкцию датчика электронагревателем. Поэтому, пока выхлопные газы не разогревали лямбда зонд до рабочей температуры, бортовой компьютер учитывал показания других датчиков. Но при этом значительно снижалось качество выхлопных газов.

В связи с утверждением новых нормативно-правовых актов касаемо автомобильного транспорта, направленных на снижение степени загрязнения окружающей среды, завод изготовитель поменял конструкцию кислородного датчика и начал устанавливать электронагреватели. Вследствие этого контроль и изменение качества выхлопных газов на автомобилях начинался гораздо раньше естественного прогрева двигателя.

Неисправности

При неисправности системы контроля качества выхлопных газов работа двигателя становится неэффективной.

Датчик кислорода ВАЗ 2114 является надежным элементом электронной системы управления, однако при его неисправности автовладельцы сталкиваются с следующими симптомами:

  • частое достижение двигателем температуры, которая превышает рабочую;
  • дергания во время нагрузки;
  • повышенный расход топлива;
  • двигатель глохнет после перегазовки или разгона автомобиля и включении нейтральной передачи;
  • снижение технических характеристик автомобиля (динамики, мощности);
  • на приборной панели горит индикатор ошибки двигателя — Check Engine;
  • изменение качества выхлопных газов (цвет, запах, количество);
  • неровная работа двигателя на холостом ходу (произвольное изменение количества оборотов).
Читайте также  Какой масляный фильтр лучше для двигателя

Признаки неисправности датчика кислорода ВАЗ 2114 должны являться поводом для обращения в сервисный центр или выполнения самостоятельной диагностики.

К главным причинам, которые могут вывести из строя кислородный датчик, относятся:

  • применение низкокачественного топлива;
  • попадание влаги (например при течи охлаждающей жидкости или при плохих погодных условиях) на электропроводку кислородного датчика или на разъем подключения;
  • частый перегрев двигателя;
  • отсутствие периодической проверки на предмет скопившегося слоя нагара;
  • укорачивание ресурсной способности из-за неблагоприятных условий эксплуатации.

Диагностика

Периодическое техническое облуживание подразумевает спектр проверочных и регулировочных работ.

Перед тем, как проверить лямбда зонд самостоятельно, требуются знания конструктивных особенностей двигателя и конкретно элементов лямбда зонда.

Диагностика включает в себя два этапа: визуальный осмотр видимых элементов и детальная проверка со снятием датчика.

Визуальная проверка включает в себя:

  • осмотр электрической проводки и места подключения.Повреждения, оголение токоведущей части провода или нестабильное подключение разъема недопустимы.
  • осмотр внешних элементов кислородного датчика на предмет отсутствия твердых отложений или нагара.

Проверка мультиметром электрической проводки кислородного датчика ВАЗ 2114. Она позволит выявить проводимость и сопротивляемость проводов.

Тем же способом возможна проверка бортового компьютера. Сигнал, который он подает на изучаемое нами устройство, ровняется 0.45 В. Если проверка на работающем двигателе выявила отклонение данного показателя, необходима диагностика бортового компьютера.

Для проверки лямбда зонда необходимо выполнить:

  • прогрев двигателя до температуры 80–90 °C;
  • остановку двигателя;
  • подключение мультиметра к лямбда зонду;
  • запуск двигателя и однократное поднятие оборотов до 2500 об/мин;
  • отключение вакуумного патрубка от регулятора топливного давления;
  • проверить напряжение на датчике кислорода. От того, сколько вольт он выдает, будет зависеть дальнейший процесс. 0.8 В или менее — показатель неисправного лямбда зонда. В таком случае, датчик кислорода ВАЗ 2114 подлежит замене.

Чтобы проверить выявляет ли датчик бедную топливную смесь необходимо искусственно перекрыть пути подачи воздуха в двигатель. Если показатели на мультиметре ровняются 0.2 В или менее, датчик работает исправно. Если показатели другие — он имеет внутренний дефект.

Сервисные центры предлагают другой вид диагностики. Он осуществляется с помощью диагностического компьютера, подключаемого к бортовому компьютеру автомобиля. Все актуальные или прошлые ошибки остаются в его истории.

Выявляя ошибку какой-либо системы автомобиля, он ее сохраняет и присваивает персональный код. Сервисному центру остается найти расшифровку этого кода и принять меры по устранению неисправности.

Ремонт

Электрическая проводка

Если причина неисправности заключается в повреждении электрической проводки лямбда зонда, необходимо выполнить ремонт нужного участка либо замену провода.

Разъем подключения

При окислении подключения необходимо выполнить переподключение с чисткой контактов.

Механическое повреждение разъема проводки требует его замены.

Чистка устройства

Накопившийся нагар на кожухе кислородного датчика или его наружном электроде может стать причиной неисправности. Чистка является временной мерой и, спустя определенное время, все равно потребуется замена датчика кислорода ВАЗ 2114.

Для очистки необходимо вымочить кислородный датчик ВАЗ 2114 в ортофосфорной кислоте или преобразователе ржавчины. Нагар должен отстать самостоятельно. Принудительную чистку необходимо выполнять предметами из мягкого материала. Не рекомендуется применение жестких материалов (металлической щетки или наждачной бумаги).

Замена на новый

Ели датчик неисправен и чистка от нагара не привела к его работоспособности, необходима его замена.

Замена лямбда зонда ВАЗ 211 выполняется следующим образом:

  • отключение проводки лямбда зонда;
  • демонтаж кислородного датчика из выпускного коллектора;
  • установка исправного датчика;
  • подключение электропроводки.

Отремонтировав или заменив датчик кислорода на ВАЗ 2114, требуется повторная проверка его работы с запуском двигателя и прогревом до рабочей температуры.

Где купить аксессуары для автомобиля

Запчасти и другие изделия для автомобиля легко доступны для приобретения в автомагазинах вашего города. Но существует другой вариант, который недавно получил ещё и значительные улучшения. Долго ждать посылку из Китая больше не требуется: в интернет-магазине АлиЭкспресс появилась возможность отгрузки с перевалочных складов, расположенных в различных странах. Например, при заказе вы можете указать опцию «Доставка из Российской Федерации».

Переходите по ссылкам и выбирайте:

Видео по теме

Особенности замены кислородного датчика ВАЗ-2114, признаки и причины неисправности

В связи с ужесточившимися нормами экологии все автомобили стали оборудоваться дополнительными системами, уменьшающими токсичность выхлопных газов, и практически на каждой машине с бензиновым двигателем теперь устанавливается катализатор. Датчик кислорода ВАЗ 2114 предназначен контролировать уровень вредных веществ в выпускной системе, в случае превышения нормы подавать сигнал о неисправности на блок управления.

  • 1 Основные признаки неисправности датчика кислорода
  • 2 Причины выхода из строя кислородного датчика
  • 3 Определение неисправности по коду ошибки
  • 4 Замена лямбда-зонда ВАЗ-2114
  • 5 Проверка датчика кислорода самостоятельно
  • 6 Замена коллектора с катализатором на вставку
  • 7 Проблемы со снятием прикипевшего лямбда-зонда

Наиболее часто встречающиеся причины возросшего CO (токсичности выпускных газов) – забитый катализатор, выход из строя самого кислородного датчика (лямбда-зонда). Чтобы выявить поломку, автовладельцы обращаются к специалистам в автосервис, но найти причину сбоев в работе ДВС можно и самостоятельно, не обращаясь к профессионалам.

Основные признаки неисправности датчика кислорода

Лямбда-зонд на автомобиле ВАЗ-2114 представляет собой керамический нагревательный элемент с тонким покрытием платины, он замеряет содержание кислорода в выхлопной системе. На машине с двигателем 1.5 л (8 клапанов) датчик устанавливается на приемной выхлопной трубе, в непосредственной близости от ее соединения с резонатором (другой частью выпускного тракта).

Неисправность датчика кислорода (ДК) определяется по следующим признакам:

  • плавают холостые обороты, особенно это хорошо заметно сразу после запуска двигателя;
  • возрастает расход топлива;
  • автомобиль не развивает максимальной скорости, плохо едет;
  • при нажатии на педаль акселератора (газа) появляются провалы;
  • увеличивается токсичность в отработанных газах (измеряется с помощью газоанализатора);
  • появляется черный дым из трубы глушителя;
  • загорается лампа диагностики (Check Engine) на панели приборов.

На двигателе 1.6 л в зависимости от модификации устанавливается один или два ДК: основной из датчиков расположен на выпускном коллекторе сверху (вкручивается в катализаторную банку), второй – в непосредственной близости от соединения коллектора с приемной трубой. Но второй лямбда-зонд встречается далеко не на всех 2114, вместо ДК здесь может быть ввернута и заглушка.

Диагностика на автомобиле с двумя лямбда-зондами несколько усложняется, во многих случаях выявить неисправность удается лишь с помощью компьютерной диагностики.

Причины выхода из строя кислородного датчика

Каждая деталь автомобиля обладает определенным ресурсом и со временем выходит из строя. Средний срок службы лямбда-зонда на «четырнадцатой» – 80-120 тысяч километров по пробегу, но датчик может выйти из строя раньше. Основные причины преждевременной поломки:

  • некачественный бензин, заливаемый в бак;
  • перегрев ДВС;
  • механические воздействия на датчик (удар во время аварии, неаккуратное обращение при снятии ДК);
  • заводской брак детали;
  • детонация двигателя;
  • неправильно отрегулированное зажигание.

При демонтаже кислородного датчика обязательно следует учитывать, что это деталь «боится» ударной нагрузки, поэтому стучать по лямбда-зонду, чтобы его открутить, ни в коем случае нельзя – керамика от удара рассыпается и приходит в негодность.

Определение неисправности по коду ошибки

Любая неполадка в электронной схеме управления двигателем выявляется с помощью различных диагностических приборов, о появившейся ошибке информирует сигнальная лампа на щитке приборов Check Engine. Каждой неисправности присваивается свой определенный код, наиболее характерные ошибки, связанные с отказом лямбда-зонда 2114:

  • Р0135 – неисправность нагревательного элемента датчика кислорода;
  • Р0134 – отсутствует отклик (такая ошибка нередко связана с обрывом проводов);
  • Р0133 – слабый отклик лямбда-зонда;
  • Р0130 – отсутствие или неверные показания сигнала;
  • Р0131 – низкий уровень сигнала с датчика.

Следует отметить, что Check Engine загорается не во всех случаях, и тогда найти причину сбоя в работе ДВС становится сложнее. Определяется код с помощью:

  • специального диагностического сканера;
  • компьютерного стенда;
  • ноутбука, подключенного к диагностическому разъему ДВС.

Также определить неисправность можно, не используя диагностическое оборудование, это делается с помощью одометра. В этом случае поступаем следующим образом:

  • нажимаем кнопку, находящуюся с правой стороны от спидометра, включаем зажигание, все стрелки на приборах начнут двигаться против и по часовой стрелке;
  • еще раз жмем на кнопку, на табло под спидометром высветится версия прошивки;

  • производим нажатие еще раз, при наличии ошибок появляются коды, которые нужно расшифровать.
  • Если неисправностей в электронной системе ДВС не обнаружено, на табло будет высвечиваться ноль. Чтобы сбросить все коды, нужно при включенном зажигании и положении табло в режиме ошибок удерживать кнопку до тех пор, пока показания с экрана не исчезнут.

    Замена лямбда-зонда ВАЗ-2114

    Чтобы заменить кислородный датчик на машине с двигателем 1.5 L, желательно воспользоваться автоподъемником или ямой, так как ДК находится в достаточно труднодоступном месте. Производим работу в следующем порядке:

    • открываем капот, находим разъем, соединяющий провода датчика с электропроводкой ЭСУД;
    • разъединяем штекер;
    • ключом нужного размера отворачиваем датчик;
    • устанавливаем новый лямбда-зонд на место, соединяем провода.

    Так как запчасти производятся различными фирмами-изготовителями, конструкция лямбда зонда может несколько отличаться, соответственно, и ключ под шестигранник может понадобиться разного размера (на 17, 19 или 22). Снятие ДК на авто с мотором 1.6 производится аналогично, только здесь не обязательно загонять машину на яму, снятие-установка детали производится сверху, так как датчик здесь расположен достаточно удобно.

    Проверка датчика кислорода самостоятельно

    Прежде чем приступать к замене лямбда зонда, необходимо убедиться в его неисправности, проверить датчик. Диагностика ДК обычно производится с помощью мультиметра или осциллографа, но прежде необходимо произвести внешний осмотр, потому что причина поломки может заключаться в оборванных проводах, плохом контакте в штекере.

    Чтобы проверить кислородный датчик тестером, необходимо один из щупов прибора подключить к сигнальному проводу лямбда-зонда (плюсовой разъем, обычно с проводом красного цвета), второй подсоединить к массе (щуп с черным проводом). Выполняем измерения в следующем порядке:

    • запускаем двигатель и прогреваем мотор;
    • устанавливаем мультиметр в режим постоянного напряжения (предел измерения – 20 Вольт);

  • не останавливая мотор, подключаем щупы к ДК, производим замер. Если движок холодный, при исправном датчике тестер обычно показывает напряжение примерно 0,5 V, по мере прогрева показания на дисплее прибора меняются от 0,1 до 0,9 V.
  • Читайте также  Ремонт акпп своими руками без помощи автосервиса: что нужно знать автовладельцу

    Следует отметить, что такая проверка дает приблизительные результаты, и судить о полной исправности датчика здесь нельзя (в этом случае не проверяется скорость срабатывания, другие характеристики). Так можно только убедиться лишь в том, что лямбда-зонд вообще работоспособен в целом.

    Замена коллектора с катализатором на вставку

    Катализатор – «больное» место на автомобилях ВАЗ, с учетом плохого бензина, невысокого качества изготовления и тяжелых условий эксплуатации эта деталь служит относительно недолго, а стоит достаточно дорого. Самое простое решение – замена каталитического нейтрализатора на новую запасную часть, но нет никакой гарантии, что она честно отработает положенный ресурс, и ее не придется менять раньше времени.

    Достаточно часто автовладельцы производят замену катализатора на специальную вставку (stinger), особенно актуальна такая операция для автомобилей 2114 с двумя лямбда-зондами. Стингер для вазовского двигателя 1.6 L выполнен в виде обычного выпускного коллектора, но имеет два отверстия с резьбой под установку ДК, а для нижнего «зонда» сделан специальный отвод (обманка датчика).

    Дополнительный отвод, приваренный к корпусу стингера, позволяет «обманывать» блок управления (при этом занижается уровень токсичности выхлопных газов, поступающих на датчик), и поэтому во многих случаях не требуется вмешательства в прошивку ЭБУ. Но следует отметить, что «обмануть» электронную систему двигателя удается не всегда, в таком случае электронный блок все равно приходится перепрограммировать.

    Проблемы со снятием прикипевшего лямбда-зонда

    Беспроблемно открутить датчик кислорода удается далеко не во всех случаях, от высоких температур металл прикипает, и стронуть лямбда-зонд с места порой очень сложно. Наиболее часто встречающиеся осложнения, возникающие при демонтаже ДК:

    • закатывание граней шестигранника под ключ;
    • сорванная резьба на самом датчике и в коллекторе.

    Если лямбда-зонд идет под замену, не все так плохо – есть немало способов, позволяющих достаточно быстро произвести демонтаж:

    • воспользоваться газовой горелкой или резаком, чтобы произвести нагрев места соединения датчика с элементом выпускной системы;
    • обрезать провода со штекером и попробовать открутить ДК не рожковым, а накидным ключом или головкой с воротком;
    • перед отворачиваем основательно обстучать металл молотком вокруг датчика, и если резьба не поддается, повторить эту операцию несколько раз.

    Нужно заметить, что проверенный метод с использованием WD-40 здесь практически не работает: закипевшая резьба настолько герметична, что химический состав практически не проникает вглубь соединения, и поэтому не «отъедает» окислившийся металл. Если нужно сохранить кислородный датчик, лучше воспользоваться нагревом с помощью газового резака, но нагревать следует только выхлопную трубу (коллектор), сам лямбда-зонд греть не рекомендуется.

    Как проверить датчик кислорода ВАЗ 2114: необходимость и последовательность действий

    Некоторые автолюбители, которые задаются вопросом о том, как проверить датчик кислорода ВАЗ 2114, думают, что сделать это самостоятельно крайне сложно, однако это не так. Достаточно действовать по инструкции (которую можно найти ниже по тексту). Этого будет вполне достаточно для того, чтобы решить проблему.

    ВАЗ 2114 имеет массу сложных электротехнических устройств, каждое из которых нуждается в уходе или периодической профилактике. Электронный блок управления ВАЗа позволяет получить данные о текущем состоянии каких бы то ни было систем автомобиля.

    Датчик кислорода (также называемый «лямбда зонд») — один из ключевых элементов авто. Если он выйдет из строя, то работоспособность машины будет нарушена. Для того, чтобы недопустить этого, следует изучить принцип работы устройства, а также технологию проверки датчика кислорода, который вышел из строя.

    Принцип действия

    Чувствительный элемент датчика можно найти в потоке отработавших газов. Электролит, который расположен в одном из потоков выхлопных газов, нагревается до высокой температуры (350°C). Для ускорения прогрева до рабочей температуры лямбда зонд имеет специальный нагревательный элемент. Датчик устанавливают таким образом, чтобы наконечник на одной из его частей контактировал только с газами, а на другой с чистым воздухом.

    Когда в коллекторе скапливается кислород, происходит процесс смены разницы потенциалов. Эта информация передаётся на блок ЭБУ. После этого система меняет количество топлива, которое направляется в цилиндры.

    Проверка датчика кислорода ВАЗ 2114

    Датчик необходим для того, чтобы ЭБУ автомобиля могла получить информацию о количестве чистого кислорода, который остаётся в выхлопных газах.

    Дополнительная информация. Датчик состоит из керамического электролита, способного переносить даже высокие температуры. Электролит выполнен из диоксида циркония, а его поверхность обрабатывается оксидом иттрия. Напыление из платины покрывает поверхность оксида. Платина является крайне нужным материалом для датчика, ведь она имеет максимально возможную теплопроводность.

    Для того, чтобы произвести проверку датчика, следует сделать следующее:

    1. Прогреть двигатель.
    2. Для проверки датчика можно воспользоваться тестером. Один щуп тестера нужно подключить к минусовой клемме мотора, а другой к контакту «В» датчика. Если напряжение равняется 12В, то устройство находится в полностью исправном состоянии. В противном случае это означает, что оборвалась одна из цепей контактов датчика кислорода.
    3. Уже после этого нужно выполнить проверку всех контактов самых чувствительных элементов. Речь идёт об элементах «С» и «А». Для того, чтобы этого сделать, нужно поставить плюсовой щуп на контакт «А». Если прибор исправен, то тестер покажет 0.45В. В случае, если показатель отличается, то прибор нуждается в срочной замене.

    Подключение датчика кислорода на ВАЗ 2114 в случае, если он вышел из строя

    Для того, чтобы заменить сломанный датчик, следует сделать следующее:

    • отправиться в автомобильный магазин со сломанным прибором. Это нужно для того, чтобы вы могли сверить маркировки на устройствах. В противном случае автолюбитель может приобрести не тот прибор, который ему нужен. Для того, чтобы этого не произошло, следует внимательно сверить маркировку, которая располагается на корпусе устройства;
    • необходимо выключить двигатель и дать ему остыть. Если этого не сделать, то заменить датчик не получится;
    • после этого нужно отсоединить от датчика все провода;
    • теперь необходимо открутить датчик кислорода обычным гаечным ключом;
    • когда эта задача будет выполнена, автомобилисту остаётся поставить новый датчик. Сделать это предельно просто, однако необходимо проявлять осторожность, иначе можно запросто сорвать резьбу. Для того, чтобы недопустить столь неприятной поломки, необходимо вкрутить датчик как можно более медленно;
    • после этого следует заняться соединением контактов датчика по схеме распиновки.

    На все операции по установке нового датчика может потребоваться примерно 60-90 минут. Этого будет вполне достаточно для того, чтобы сделать всё максимально осторожно и аккуратно.

    Для того, чтобы лучше понимать особенности этого устройства, необходимо изучить конструкцию лямбда зонда.

    Как проверить лямбда зонд на ВАЗ 2114 как можно быстрее

    Для того, чтобы не затягивать этот процесс, следует разобраться в конструкции устройства.

    1. Одна из основных частей датчика — это защитные наконечники (экранированные), которые можно найти на двух сторонах электролита. Именно на них располагаются отверстия, предназначенные для выхлопных газов. Также эти отверстия могут использоваться для забора воздуха. Именно наконечники являются главной функциональной частью прибора. По ним устройство может определить разность потенциалов.
    2. Внутри наконечников располагается коллектор. Также его называют элементом, имеющим высокую проводимость тока.
    3. Между наконечниками располагается специальный прибор, который считывает электросигнал.
    4. Также следует понимать назначение проводов. Провода белого цвета нужны для питания устройства. Один из чёрных проводов используется для передачи данных к ЭБУ, а другой нужен для заземления.

    Напряжение на датчике кислорода ВАЗ 2114, а также другие технические показатели

    Каждый показатель имеет свои стандартные значения. В случае, если они меняются, то это ясный сигнал наличия каких-либо неисправностей.

    Для того, чтобы определить неисправность датчика, следует обращать внимание не такие признаки, как:

    1. Увеличение расхода топлива.
    2. Появление каких бы то ни было отчётливых потрескиваний. Обычно они возникают в том месте, где расположен датчик кислорода. Чаще всего потрескивания возникают в тот момент, когда двигатель выключен.
    3. Наличие проблем с мотором на низких оборотах.

    Лямбда зонд, используемый в серийных системах впрыска, не может регистрировать изменения в составе смеси, существенно отличающиеся от 14.7:1.

    Совет. Также проверить датчик кислорода следует в случае возникновения ошибок 134 или 131. Об их наличии можно судить по информации с приборной панели авто. Эти ошибки говорят о том, что датчик подаёт неверный сигнал. Это означает, что проблема заключается в проводке датчика. Ещё одна причина может быть связана с недостаточно качественным заземлением устройства на корпусе авто. В некоторых случаях возникает ошибка 132. Она означает, что топливная смесь, поддающаяся в автомобиль, слишком «бедная».

    Для того, чтобы решить какую-либо проблему, связанную с устройством, следует изучить схему распиновки. Только после этого можно начинать проверку устройства. Где же находится датчик кислорода?

    1. В моделях, имеющих двигатель объёмом 1.5 л, он располагается в самой верхней части приёмной трубы. Датчик может располагаться рядом с резонатором.
    2. Если же речь идёт об автомобиле, имеющем двигатель объёмом 1.6 литра, то датчик можно найти в подкапотном пространстве. Обычно он располагается на выхлопном коллекторе силового агрегата. Следует учитывать, что на новых моделях имеется сразу несколько датчиков кислорода. Они располагаются недалеко друг от друга, поэтому найти их предельно просто.

    Полезное видео

    Дополнительную информацию вы сможете почерпнуть из видео ниже:

    https://www.youtube.com/watch?v=HkImG-inTy0