Замена диска сцепления автомобиля: что нужно знать

Как самостоятельно поменять сцепление – технология работ

Любой автомобиль с механической коробкой передач нуждается в регулярной замене сцепления. Замена сцепления своими руками не вызывает особых трудностей, если есть необходимое оборудование, и вы знаете порядок действий. Пробег диска составляет 70–150 тысяч километров и зависит от условий эксплуатации автомобиля. Другие детали сцепления меняют по мере необходимости. Прочитав статью, вы узнаете, как поменять сцепление, не обращаясь в автосервис.

Оборудование и инструменты, необходимые для работы

Оправка для центровки сцепления

Для работы вам потребуются:

  • яма, эстакада, подъемник или домкрат;
  • набор рожковых и торцовых ключей;
  • монтировка;
  • лебедка;
  • первичный вал коробки передач (МКПП) или специальная оправка, соответствующая типу КПП;
  • тормозная жидкость (для автомобилей с гидравлическим сцеплением);
  • удлинитель с лампой-переноской;
  • помощник.

Замена сцепления

Полная замена комплекта сцепления подразумевает следующий порядок операций:

  • снятие и установку МКПП;
  • замену:
  • диска;
  • корзины;
  • главного и рабочего цилиндров (если есть);
  • тросика;
  • выжимного подшипника.

Снятие и установка коробки

Технологии снятия и установки МКПП на автомобилях с задним и передним приводом отличаются. На заднеприводных машинах необходимо отсоединить муфту, соединяющую МКПП с карданным валом. На переднеприводных потребуется снять приводные валы, вставить на их место заглушки. После этого отсоединить тросики или кулисы устройства выбора передач, открутить гайки крепления, затем вытащить первичный вал коробки из подшипника в маховике двигателя.

Обязательно проверьте состояние сальника устройства выбора передач. Об износе сальника говорят масляные пятна в районе штока.

При установке необходимо проворачивать вал коробки, чтобы он попал в шлицы маховика. Снимая или устанавливая МКПП на автомобилях с полным приводом или большим объемом двигателя, используйте лебедку. После установки МКПП на автомобиль, необходимо отрегулировать длину штока, который выжимает вилку.

Замена диска и корзины

Замена диска сцепления проводится так. Открутите болты крепления корзины, затем снимите все детали с маховика. На маховике или поверхности ведомого диска не должно быть следов масла. Если следы есть, необходимо проверить состояние сальника коробки передач, в противном случае утечка масла будет продолжаться, из-за чего снизится ресурс диска. Капельки масла, попадая на поверхность накладки или ведомого диска повреждают их. Если состояние сальника неудовлетворительно, поменяйте его. Если поверхность ведомого диска покрыта глубокими царапинами или трещинами, поменяйте корзину.

Протрите тряпкой, затем обезжирьте бензином поверхность маховика и ведомого диска корзины. Вставьте диск в корзину, затем наденьте обе детали на первичный вал МКПП или оправку, после чего вставляйте в отверстие маховика. Когда оправка дойдет до упора, подведите по ней детали к маховику и прикрутите корзину штатными болтами. Несколько раз вытащите, затем вставьте обратно оправку, чтобы убедиться, что диск установлен ровно. Если все нормально, вставьте оправку и затяните болты с усилием 2,5–3,5 кгс-м. Более точно усилие указано в инструкции по ремонту вашей машины. На этом замена диска сцепления завершена. Замена корзины сцепления производится аналогично. Максимальный пробег корзины составляет 150–250 тысяч километров и зависит от многих факторов.

Помните, замена диска сцепления – ответственная операция, поэтому не выполняйте ее в спешке или состоянии алкогольного опьянения.

Вибрация после замены сцепления появляется из-за неправильной центровки диска или слабой затяжки корзины. Если такое произошло, необходимо снять и заново установить диск и корзину.

Замена цилиндров

  • Замена главного цилиндра сцепления необходима, если установка новых уплотнительных колец не улучшила работу системы.
  • Замена рабочего цилиндра сцепления необходима, если тормозная жидкость продолжает сочиться даже после установки новых манжет.

б — толкатель рабочего цилиндра

Чтобы снять рабочий цилиндр, снимите пружину, которая возвращает вилку после отпускания педали. Затем открутите 2 гайки, которые крепят рабочий цилиндр к корпусу коробки передач. Держа рабочий цилиндр на весу, открутите подходящий к нему резиновый шланг.

Чтобы избежать утечки тормозной жидкости, сразу же прикрутите к шлангу новый рабочий цилиндр. Чтобы снять главный цилиндр, выкачайте всю жидкость из бачка. Выкрутите штуцер с медной трубкой, который входит в цилиндр и закройте резиновой заглушкой, чтобы избежать вытекания тормозной жидкости. Подвиньте трубку в сторону, чтобы не мешала, затем открутите две гайки, крепящие главный цилиндр к кузову машины. Потяните на себя и расшплинтуйте шарнир, к которому подключена педаль. Вытащите штифт и отсоедините цилиндр от педали. Главный и рабочий цилиндр устанавливайте в обратном порядке. Не забудьте отрегулировать длину штока, который выжимает вилку сцепления.

Установив новые цилиндры, залейте новую тормозную жидкость в бачок и обязательно прокачайте сцепление. Для этого наденьте на клапан резиновую трубку и опустите ее в прозрачную емкость, налейте в нее тормозную жидкость, затем попросите его 4 раза плавно нажать/отпустить педаль. После этого попросите нажать педаль еще раз и не отпускать без вашей команды. Когда помощник нажмет педаль в пятый раз, открутите клапан, чтобы спустить жидкость. Затем закрутите клапан, после чего попросите помощника отпустить педаль. Прокачивать сцепление необходимо до тех пор, пока не убедитесь, что жидкость выходит без воздуха. Вовремя доливайте тормозную жидкость в бачок, чтобы цилиндр не подсосал воздуха. Если уровень тормозной жидкости упадет слишком сильно, потребуется повторная прокачка.

Замена тросика

Тросик пришел на замену гидравлическому сцеплению. Более высокая надежность, нетребовательность в обслуживании и небольшая цена сделали трос очень востребованным. Трос необходимо менять, если пробег превысил 150 тысяч километров или прошло больше 10 лет с предыдущей замены. Замена троса сцепления не вызывает затруднений даже у неопытного водителя. Освободите вилку от возвратной пружины, затем снимите тросик. После этого расшплинтуйте соединение и снимите трос с педали. Вытащите штифт, затем извлеките старый тросик через салон. Таким же образом установите новый трос. На этом замена троса сцепления завершена. Тросик необходимо менять, если на нем обнаружены даже небольшие повреждения. Если этого не сделать, трос порвется во время движения, что сделает невозможным переключение передач.

Замена выжимного подшипника

Пробег выжимного подшипника не должен превышать 150 тысяч километров. Кроме того, замена выжимного подшипника потребуется, если передачи начали включаться нечетко или появился шум при нажатии на педаль сцепления. Подробно процедура замены выжимного подшипника описана в статье замена выжимного подшипника.

Вывод

Если есть подходящее оборудование, инструменты и вы умеете аккуратно работать, то самостоятельная замена сцепления не вызывает затруднений. Теперь вы знаете, что такое замена сцепления, каков порядок действий и сможете провести эту операцию на своем автомобиле самостоятельно.

Как заменить диск сцепления

Такой вид ремонта, как замена диска сцепления, проводится не очень часто. При этом выполнить замену можно как в автосервисе, так и своими силами. В любом случае, стоит знать, что меняется и как. Это поможет повести замену самостоятельно или проконтролировать качество выполнения работ, если замена выполняется на СТО.

Как устроено и работает сцепление автомобиля

Для многих водителей «сцепление» ассоциируется исключительно с педалью под левой ногой. Между тем, это сложный механизм, от исправности которого зависит не только комфорт во время езды, но и безопасность водителя.

Как известно, колеса автомобиля вращаются благодаря работе двигателя, а точнее, вращению коленчатого вала. При этом ДВС не связан с ведущими колесами напрямую. Силовой агрегат вращает маховик (деталь выглядит, как большая шестеренка).

Что касается педали сцепления, водитель путем нажатия на нее может выключать сцепление (условно, разъединять ДВС и КПП). В двух словах, механизм сцепления состоит из трех дисков:

  • ведущий (он же маховик двигателя);
  • нажимной;
  • ведомый.

Все это помещено в кожух и называется корзиной сцепления. Маховик (ведущий диск) передает вращение на ведомый диск исключительно за счет силы трения. Ведомый диск имеет износостойкие накладки и прижат к нему нажимным диском постоянно под воздействием мощных пружин. Когда педаль нажата, привод сцепления отодвигает нажимной диск, а ведомый, в свою очередь, отходит от маховика.

Когда речь идет о замене диска сцепления, зачастую имеется в виду именно ведомый, так как со временем его накладки изнашиваются. По сути, такой диск просто расходный материал с ограниченным сроком службы.

Читайте также  Замена датчика температуры охлаждающей жидкости ваз 2114

Когда нужно менять диск сцепления и как это сделать

О неисправностях ведомого диска свидетельствует, так называемая пробуксовка сцепления. То есть, крутящий момент от маховика к диску не передается, сцепление «проскальзывает» или буксует. Признаки этого явления следующие:

  • характерный запах гари при увеличении оборотов двигателя;
  • автомобиль медленно разгоняется, плохо тянет, когда дорога идет на подъем или под нагрузками;
  • появляются повышенные вибрации, возможны удары в области сцепления;
  • увеличивается свободный ход педали сцепления (сцепление «схватывает» уже на самом верху).

Если говорить о фрикционных накладках, обычные фрикционные накладки изготавливаются из органических материалов. При нормальной эксплуатации автомобиля в обычных условиях (например, езда по городу и по трассе) их замена потребуется, примерно, после 80 тысяч километров пробега.

Если же машина постоянно эксплуатируется в условиях, близких к экстремальным, стоит проверять состояние накладок уже через 20-40 тысяч километров пробега. А еще лучше будет сразу установить при замене накладки из более износоустойчивых материалов. Например, из кевларового волокна, углеродных композитных материалов или металлокерамики.

Как самому заменить диск сцепления

Замена сцепления на переднеприводных автомобилях сложнее, чем на заднеприводных, но тоже возможна в условиях гаража. Правда, перед этим стоит ознакомиться с особенностями устройства сцепления на конкретной марке и модели авто. Для проведения этого вида ремонта потребуется:

  • смотровая яма или эстакада (также можно обойтись домкратом или лебедкой, чтобы поднять переднюю часть автомобиля;
  • набор гаечных ключей, запасной диск сцепления;
  • осветительный прибор (фонарик или лампа);
  • тормозная жидкость (для тех автомобилей, где привод сцепления гидравлический).

Демонтировав коробку передач, механик получает доступ к корзине сцепления. Диск можно будет снять после того, как будет снята крышка корзины. Рекомендуется попутно проверить выжимной подшипник и заменить его в случае необходимости. Сборка производится в обратном порядке.

Важно: если диск будет установлен с нарушением центрирования или плохо затянуты болты корзины, то при работе автомобиля возникнет вибрация. Чтобы ее устранить, потребуется произвести повторную разборку. После сборки нужно проверить уровень тормозной жидкости в системе и долить нужно количество при такой необходимости.

Например, замена сцепления на DSG предполагает наличие специального дорогостоящего набора инструментов для демонтажа и монтажа, а также последующую адаптацию. Однако и в этом случае поменять сцепление на коробке робот своими рукам также вполне возможно.

Передачи включаются туго или не включаются скорости на механической коробке передач: основные причины неисправности и возможные неполадки.

Снятие коробки передач: демонтаж механической КПП и автоматической трансмиссии АКПП. Порядок действий при снятии КПП, что нужно учитывать, рекомендации.

Что такое кулиса коробки переключения передач: устройство кулисы КПП, признаки неисправностей. Регулировка кулисы переключения передач. Рекомендации.

Как выполняется регулировка привода переключения передач МКПП. В каких случаях нужна регулировка кулисы, основные признаки. Полезные советы и рекомендации.

Снятие ручки КПП, замена рычага коробки передач: в каких случаях необходима замена рычага, как снимается указанный элемент. Полезные советы и рекомендации.

Что такое тормозная лента АКПП: назначение элемента и его особенности. Признаки необходимости регулировки тормозной ленты и как ее отрегулировать.

Замена сцепления на автомобиле поэтапно

С целью замены сцепления в авто с МКПП лучше обратиться к специалистам. Если же предпочтение отдается проведению ремонтных работ собственноручно, нужно “вооружиться” соответствующими знаниями, подготовить требуемый инструмент. Следует учитывать, что такое мероприятие практически невозможно провести без помощника.

Пробег деталей

Сцепление состоит из нескольких деталей. В зависимости от характера поломки выполняется смена одной или нескольких. В критических случаях приходится снимать старый комплект, полностью меняя его на новый. Так, к примеру, пробег диска составляет от 70 до 150 тысяч, выжимного подшипника – не более 150000, корзины – 150-250 тысяч км.

Оборудование

В качестве инструмента и оборудования перед ремонтом должно быть подготовлено следующее:

  • Эстакада или яма;
  • Лебедка;
  • Набор ключей;
  • Домкрат или подъемник;
  • Если в авто привод сцепления гидравлический – тормозная жидкость;
  • Специальная оправка, которая соответствует типу коробки передач, или первичный вал от МКПП;
  • Монтировка;
  • Удлинитель с лампой.

Также рекомендуется позаботиться о привлечении к ремонту хотя бы одного помощника.

Ремонт поэтапно

На первом шаге авто помещается на яму или эстакаду. С помощью подготовленного заранее инструмента демонтируется КПП. Следующий этап – демонтаж узла с последующим тщательным осмотром всех элементов сцепления, к которым относятся:

  • Корзина;
  • Диск;
  • Выжимной подшипник;
  • Цилиндры – главный и рабочий.

Демонтаж и установка МКПП

Технология демонтажа и установки коробки передач на авто с задним и передним приводом имеет свои отличия. На машине заднеприводной нужно демонтировать муфту, которая соединяет КПП и карданный вал. При ремонте переднеприводного авто необходимым будет следующее: снятие приводных валов с последующей установкой на их места заглушек. Далее отсоединяются кулисы и тросики устройства выбора передач, откручиваются гайки, из подшипника в маховике силового агрегата извлекается первичный вал КПП.

Выполнив указанные выше действия, следует проверить состояние сальника устройства выбора передач на предмет износа. О необходимости замены могут свидетельствовать пятна масла в районе штока. В процессе установки КПП нужно проворачивать вал коробки: так он должен войти в шлицы маховика.

При ремонте полноприводной машины или автомобиля с большим объемом мотора снятие и установка КПП выполняется посредством применения лебедки. После установки коробки на место регулируется длина штока, выжимающего вилку.

Корзина и диск

На старте этого этапа откручиваются болты, держащие корзину, после чего с маховика все снимается. При наличии на поверхности ведомого диска или на маховике следов смазки нужно проверить состояние сальника МКПП. Если он функционирует некорректно, будет продолжаться утечка масла, что снизит ресурс работы диска. Это объясняется так: частицы смазки, попадая на рабочие поверхности, повреждают их. В случае обнаружения на диске глубоких царапин необходимо менять корзину.

На следующем шаге поверхности ведомого диска и маховика протираются тряпкой, обезжириваются с помощью бензина. В целях установки сцепления выполняются следующие действия: диск помещается в корзину, обе детали надеваются на первичный вал КПП или заранее изготовленную оправку, после чего вставляются в отверстие в маховике. В тот момент, когда оправка дошла до упора, детали подводятся по ней к маховику, корзина прикручивается. После этого необходимо несколько раз вытащить и установить оправку, дабы убедиться в том, что диск находится в правильном положении. Если все выполнено верно, болты затягиваются.

По причине слабой затяжки крепящих корзину болтов или же из-за некорректной центровки диска после замены узла может ощущаться вибрация. В целях устранения проблемы придется заново провести демонтаж и установку.

Цилиндры

Главный цилиндр сцепления меняется в том случае, если система не стала лучше функционировать после смены уплотнительных колец. Смена рабочего осуществляется, если даже после установки новых манжет продолжает сочиться жидкость.

С целью демонтировать рабочий цилиндр необходимо вначале снять пружину, возвращающую вилку после того, как педаль отпускается. Далее – откручивается пара гаек, которые фиксируют цилиндр на корпусе. После этого демонтируется подходящий к нему шланг. Во избежание утечки жидкости к шлангу сразу же прикручивается цилиндр новый.

Прежде чем приступить к демонтажу цилиндра главного, нужно из бачка выкачать всю жидкость. После этого выкручивается входящий штуцер с медной трубкой, а отверстие закрывается заглушкой. Трубка отодвигается слегка в сторону, откручиваются гайки, которые удерживают цилиндр на кузове авто. Далее следует потянуть на себя и расшплинтовать шарнир (к нему подключена педаль). Следующее действие – вытаскивание шарнира и отсоединение цилиндра от педали. После установки в обратном порядке следует выполнить регулировку штока, выжимающего вилку сцепления.

По завершению процесса установки новых запчастей в бачок заливается жидкость, после чего прокачивается система. Этапы прокачки следующие. На клапан насаживается резиновая трубка, второй ее конец помещается в прозрачную емкость с тормозной жидкостью. После этого помощнику нужно 4 раза плавно нажать и отпустить педаль, затем – еще раз нажать и удерживать. В этот момент клапан откручивается, жидкость спускается, затем клапан закручивается, после чего помощник отпускает педаль. Прокачка выполняется до тех пор, пока из шланга не начнет выходить жидкость полностью без воздуха. При этом бачек должен периодически наполняться, дабы в систему снова не попадал воздух.

Читайте также  Какое масло заливать в механическую коробку передач

Выжимной подшипник

Пробег максимум этой детали – 150 тысяч километров, после прохождения которых осуществляется замена. Установка нового выжимного подшипника также должна производиться, если при нажатии на педаль слышен шум, передачи включаются нечетко.

Узнать стоимость и выполнить ремонт по замене сцепления рекоммендуем в атосервисе АвтоХорс.

Поделиться «Замена сцепления на автомобиле поэтапно»

Замена диска сцепления.

Ни один завод производитель автомобиля или мотоцикла не указывает сроки, когда может потребоваться замена сцепления, точнее его фрикционного диска, так как у каждого водителя свой метод вождения и стиль управления автомобилем. Некоторые любят спокойную езду, а некоторым нравятся резкие старты с светофоров и спортивный стиль езды. Только вот следует помнить, что чем спортивнее (динамичнее) стиль езды, тем короче ресурс диска сцепления и наступает момент, когда его фрикционные накладки почти полностью изнашиваются и сцепление начинает пробуксовывать. С изношенным диском троганье машины с места ощутимо ухудшается, коробка передач начинает хуже работать, и водитель начинает понимать, что необходима замена диска сцепления. Как его заменить у себя в гараже мы и рассмотрим в этой статье.

Кроме естественного износа фрикционных накладок диска сцепления, который на большинстве серийных машин происходит примерно через 80 — 90 тысяч км (при спокойном стиле езды), могут быть и другие неисправности сцепления, о которых я рекомендую почитать вот в этой статье. Там же написано как от неисправностей избавляться. У кого сцепление неисправно на импортном мотоцикле, то как его отремонтировать читаем вот здесь.

А в этой статье мы рассмотрим как заменить изношенный автомобильный диск сцепления новым. Причём рассмотрим замену деталей сцепления как на переднеприводных, так и на задеприводных машинах.

Вообще то, если фрикционный материал ведомого диска сцепления изношен и требуется его замена, можно легко проверить при разгоне. Заведите двигатель и попробуйте резко ускориться с места или даже в движении. Когда вы давите на газ и отпускаете педаль сцепления, и видите по тахометру (или по звуку мотора — если нет тахометра), что обороты двигателя быстро возрастают, но при этом скорость машины не увеличивается, или увеличивается совсем медленно, то значит фрикционный диск сцепления изношен и его нужно заменить.

Точно такая же неисправность (пробуксовка сцепления) бывает и в том случае, когда пластинчатые пружины корзины сцепления ослабли со временем (от усталости металла) и не достаточно сильно прижимают диски сцепления. Но такая неисправность встречается гораздо реже, и в основном на слишком старых машинах. А в основном пробуксовка начинает происходить примерно после 80 тысяч (у всех по разному) от износа фрикционного диска, который следует заменить новым.

Замена сцепления (фрикционного диска).

Раньше, из-за дифицита запчастей (или экономии) фрикционный диск не меняли полностью, а заменяли только лишь его фрикционные накладки, которые можно было купить отдельно (да и сейчас тоже на некоторые машины и мотоциклы). При таком ремонте высверливались заклёпки, удерживающие фрикционные накладки (в виде колец), и изношенные накладки снимались, на их место устанавливались и приклёпывались новые подходящие по диаметру и толщине фрикционные накладки.

При желании, ну или если у вас редкая машина (или антикварная), то и сейчас можно сделать ремонт таким же способом, если найти в продаже подходящие по толщине и диаметру фрикционные накладки. Но для современных распространённых серийных автомобилей, проще всего купить готовый диск сцепления с накладками (стоит примерно в пределах 30 — 40 $, но опять же, смотря какая машина) и установить его взамен старого. Что я и опишу подробно ниже, ведь на большинстве машин, принцип замены почти одинаковый, а некоторые нюансы можно учесть в процессе работы.

Тем не менее, замена сцепления, или просто изношенного (стёртого) фрикционного диска на переднеприводных и заднеприводных автомобилях немного отличается, но у тех и тех машин нужно отделить от двигателя коробку передач, снять её (или хотя бы сдвинуть назад) и не только её. И вот чтобы снять коробку, и что для этого нужно сделать на обоих типах машин, мы и рассмотрим ниже.

Замена сцепления переднеприводного автомобиля (на примере переднеприводных ВАЗов). Далее будет описана замена на примере наших отечественных переднеприводных машин, но принцип замены сцепления на иномарках почти такой же. Причём на машинах с передним приводом заменить диск немного сложнее, чем на заднеприводых, но всё же вполне возможно без снятия ШРУСов и коробки передач, её можно только лишь сдвинуть назад.

Сдвигать коробку назад, (чтобы через образовавшуюся щель снять корзину сцепления или изношенный диск, как на фото слева), а не полностью снимать КПП с машины (снимать рычаг, ШРУСы, сливать масло и т.д), позволит произвести операцию по замене сцепления в одиночку, и значительно сэкономит время.

Если же полностью снимать коробку, то потребуется больше времени и усилий, и потребуется помощник. Поэтому лучше просто сдвинуть коробку назад, и для этого нужно произвести некоторые работы, о которых ниже.

А для начала нужно отделить привод (ШРУСы), связывающий коробку передач с передними ведущими колёсами, то есть вытащить привод из ступиц передних колёс. Подробно я об этом уже писал вот в этой статье по замене ШРУСов, так как начальная последовательность работ в той статье, такая же как и последовательность работ по освобождению коробки (чтобы её сдвинуть назад). Но и в этой статье я всё же напишу ниже последовательность работ тоже.

Работать удобнее всего на яме, или на подъёмнике, подогнав машину и установив на ручник (стояночный тормоз, если вы работаете на яме), а затем потдомкратить (вывесить) переднюю часть машины. Но можно работать и без ямы или подъёмника, если потдомкратив переднюю часть, вывесить её на стойках, на такую высоту, чтобы можно было подлезть под двигатель или КПП с домкратом.

  • Снимаем минусовую клемму с аккумулятора.
  • Раскерниваем и ослабляем затяжку гаек ступиц передних колёс.
  • Ослабляем затяжку колёсных болтов передних колёс.
  • Вывешиваем (поддомкрачиваем) переднюю часть автомобиля, чтобы колёса свободно вращались.
  • Откручиваем колёсные болты полностью и снимаем передние колёса.
  • Откручиваем ступичные гайки полностью.
  • Откручиваем и отсоединяем рулевые наконечники (правый и левый).
  • Откручиваем и отсоединяем от поворотного кулака шаровые опоры.
  • Отсоединяем крепление левого кронштейна (растяжки) и после этого разворачиваем рычаг на 90°.
  • Откручиваем болты защиты мотора (если она есть) и снимаем защитный кожух.
  • Снимаем защитный кожух маховика.
  • Упираем домкрат в доску, подложенную под двигатель, и откручиваем его задние подушки (крепление мотора к кузову). Можно не использовать домкрат, а пользоваться лебёдкой (подвесив двигатель) или специальной планкой, установленной на места примыкания передних крыльев.
  • Отсоединяем трос сцепления от коробки передач, или гидропривод сцепления (гидравлический шланг).
  • Отсоединяем трос сцепления от коробки передач.
  • Отсоединяем от КПП клеммы проводов (включателя нейтрали, задней передачи, датчика скорости, минусовой провод массы, если они есть).
  • Отсоединяем кулису переключения передач.
  • Откручиваем и отсоединяем опоры (крепление) коробки передач к кузову.
  • Отсоединяем провода от стартера и снимаем стартер. Это позволит удобнее открутить болты крепления корзины сцепления (с помощью удлинённой накидной головки), через отверстие стартера.
  • Откручиваем болты крепления картера коробки передач к картеру двигателя, при этом полезно снять воздушный фильтр (если он мешает) и открутить верхние болты крепления коробки, действую под капотом.
  • Немного потдомкратив коробку снизу, сдвигаем её назад сантиметров на 15, и оставляем её висеть на приводах и домкрате. При этом полезно использовать гидравлический домкрат на колёсиках, который можно двигать вместе с коробкой. А если вы работаете на яме, то естественно следует уложить поперёк ямы пару досок, в районе установки домкрата.
  • Теперь уже можно откручивать болты крепления корзины сцепления, при этом так же используя освободившееся отверстие от стартера. При снятии корзины (вынимаем корзину через образовавшуюся щель между сдвинутой коробкой — см. фото слева), следим, чтобы фрикционный ведомый диск не упал, так как вал сдвинутой назад коробки его уже не удерживает.
Читайте также  Какие шины лучше на зиму: зимние шипованные шины или «липучка»

Чтобы диск не упал, вставляем в шлицевое отверстие (как на фото слева) шлицевую оправку или хотя бы круглый пруток. То же самое нужно сделать при установке корзины и нового диска назад.

При желании можно опустить коробку ещё ниже (на некоторых машинах для этого нужно снять мешающие дополнительные детали, например тягу), как на фото слева и подпереть её деревянным бруском.

Сцепление: советы, дефекты, ошибки водителей, износ и затраты на ремонт

Каких ошибок следует избегать, чтобы не сократить срок службы сцепления в автомобиле

Сцепление на механической коробке переключения передач – это расходник, который при умелом использовании может пройти сотню тысяч километров и значительно более. При этом точно такое же сцепление той же фирмы у другого водителя не отходит и пятидесяти тысяч километров, а возможно и меньше. В чем разница, если качество запчасти аналогично?

Очевидно, что ответ будет крыться в использовании этого самого сцепления, то есть в умениях или ошибках, которые совершают водители, пользующиеся автомобилем с механической коробкой передач. О трех самых главных пагубных привычках или явных ошибках автовладельцев и хотелось бы напомнить, чтобы автомобилисты, особенно начинающие, не забывали, чего стоит избегать при работе с третьей педалью.

Совет, как не спалить сцепление

Итак, вот три самые распространенные ошибки, приводящие к проблемам со сцеплением

Ошибка № 1: Слишком долгий отпуск сцепления

Знаете, как безошибочно определить, что перед вами новичок? Если вы увидите на парковке автомобиль, за рулем которого сидит сосредоточенный/напряженный/испуганный человек, мотор автомобиля ревет на явно повышенных оборотах, но при этом машина практически не едет – все эти признаки явно указывают на то, что человек недавно сел за руль автомобиля с ручной коробкой переключения передач.

Да, все через такое проходили в том или ином виде – так происходит рассинхрон действий в работе с педалями сцепления и газа. Первую недостаточно быстро отпускают, вторую, наоборот, излишне быстро нажимают. Итого в определенный момент диски сцепления входят в зацепление, но не полностью, а начинают буксовать, тереться друг о друга. В итоге подгорают фрикционные накладки дисков, происходит их постепенное разрушение.

Если производить подобное «упражнение» ежедневно, то новое сцепление придется заменить не через сотню-другую километров, а гораздо раньше. Вряд ли оно пройдет более 50 тыс.

Есть и другой вариант той же ошибки: рассинхрона в отпуске сцепления и работе педалью газа. Он заключается в постоянном, при каждом переключении во время движения, чрезмерном трении ведомого диска и маховика, что также приводит к чрезмерному нагреву и быстрому износу поверхностей. Чаще всего такое происходит в пробках. Поэтому нужно быть предельно внимательным тем, кто лишь начинает постигать азы управления автомобилем на МКПП, и прежде чем выезжать в город, основательно потренироваться на площадке в отработке выверенных движений в привычной, не стрессовой ситуации.

В противном случае дорогостоящая замена неизбежна.

Работать сцеплением нужно правильно. То есть педаль сцепления нужно отпускать плавно, но при этом одновременно, быстро, без «бросаний», чтобы диск не буксовал, но и не соударялся при замыкании сцепления.

Ошибка № 2: Держать ногу на педали сцепления во время движения/выжимать педаль сцепления на светофоре, не выключая передачу

Вариаций ошибочных действий может быть множество. Одни неопытные водители ездят с левой ногой, постоянно находящейся над педалью сцепления. Их логика продиктована страхом того, что они вовремя не успеют выжать педаль сцепления и выключить передачу, например в опасный момент.

Это очень большое заблуждение и ошибка, потому что:

1. Со временем (скорее, очень быстро) нога начнет уставать, и постепенно ступня будет приближаться все ближе и ближе к педали сцепления, в итоге нажав ее. Легкого нажатия не будет достаточно, чтобы разомкнуть диски, но начнется постепенное буксование (ослабление давления диска на маховик), и внешний слой дисков начнет подгорать, грубеть, со всеми вытекающими последствиями – узел начнет приходить в негодность. И через несколько десятков тысяч километров потребует замены.

2. Выжимать и держать педаль сцепления на светофоре, не выключая передачу.

Не менее редкий вариант, который хоть и не приведет к выходу из строя дисков, но также может повредить механизм сцепления. Механизм хоть и простой и надежный (по сути, ломаться в нем практически нечему), но, как известно, при определенных умениях сломать можно все что угодно!

В механизм сцепления входят не только диски с фрикционной поверхностью, но и корзина и выжимной подшипник. Они-то и получат излишнюю, совершенно ненужную нагрузку при такой неправильной эксплуатации. А поскольку сама по себе работа по разбору сцепления недешевая, то траты на ремонт, даже без замены диска, не будут малыми, а скорее будут сопоставимы. Например, корзина сцепления Sachs на Hyundai Solaris обойдется в 2 500 рублей:

Диск сцепления того же производителя обойдется плюс-минус в аналогичную сумму.

Поэтому с материальной точки зрения разницы нет никакой.

Те же проблемы могут преследовать нетерпеливых водителей: лучше не включать передачу, пока светофор не загорится зеленым или, по крайней мере, желтым.

Если машина едет накатом, сцепление также должно быть отпущено для того, чтобы защитить выжимной подшипник.

Итого: сцепление состоит не только из диска, но и ряда других деталей, поломка которых также не прибавит средств в вашем кошельке.

Ошибка № 3: Перегруз и использование прицепа

Сцепление также быстрее выйдет из строя, если нагрузить автомобиль. При этом перегруз может не выходить за рамки паспортных данных, но если вы раз за разом, на протяжении многих лет возите сотни килограммов на легковушке, знайте: сцепление на вашем автомобиле прослужит заметно меньше, чем на тех автомобилях, на которых не возили тяжелые грузы.

Каждый старт со светофора, каждое переключение при перегрузе будет вынуждать работать диск на пределе, вызывая преждевременный износ.

Не меньше достанется сцеплению, если возить нагруженный дачный прицеп или буксировать «на галстуке» другие автомобили.

Совет напрашивается сам собой. Если хотите, чтобы сцепление жило дольше, не перегружайте автомобиль. Лучше сделать больше поездок на дачу, чем пытаться вывезти весь урожай за один заход.

Вот основные советы для автомобилистов, привыкших следить за своим автомобилем и не допускать преждевременных поломок, ремонт которых недешев и достаточно проблематичен.

Сколько стоит нормо/час работ и запчасти по замене сцепления?

Для понимания того, что поломка сцепления — это не очень дешевое «удовольствие», приведем в пример несколько пакетов (корзину, выжимной подшипник, диск) на ходовые марки и стоимость работы по их замене

Lada Vesta

Комплект сцепления фирмы Lux: 4.5-5 тыс. рублей

Lada Granta

Комплект сцепления фирмы SACHS: 5-6 тыс. рублей

Kia Rio

Комплект сцепления фирмы SACHS: 5-7 тыс. рублей

Hyundai Solaris

Комплект сцепления фирмы SACHS: 7 тыс. рублей

Lada 4×4 («Нива»)

Комплект сцепления фирмы SACHS: 4.5-5 тыс. рублей

Стоимость нормо/час по замене сцепления для представленных моделей: от 4 до 7 тыс. рублей

Итого, минимальная стоимость работ с запчастями по замене комплекта сцепления обойдется в 8-9 тысяч рублей, что, согласитесь, не дешевоt удовольствие, особенно при условии, что этих трат можно несложно избежать, просто научившись правильно переключать механическую коробку передач.