Процедура ремонта и замены трапеции стеклоочистителя и его деталей (втулки, тяги и других)

Hyundai Elantra Simply_Reliably 한국에서 수 › Logbook › №128 Колхозный ремонт трапеции стеклоочистителя

Всем привет!
В начале 2016 года у меня сломалась трапеция стеклоочистителя. Ну как сломалась — соскочила водительская тяга со штока моторчика трапеции. Тогда я купил новую оригинальную трапецию, старую выкинул, и ездил довольный.
Прошло 11 месяцев (вот оно качество современных запчастей) и случилась та же неприятность – водительский дворник замер в вертикальном положении. Да еще и слякотной ночью в левом ряду многополосного шоссе. Хорошо рядом оказался технический карман, нырнул в него и, как в прошлый раз, поднял пассажирский дворник градусов на 30 вверх, чтобы он охватывал водительскую часть. Но при первых же взмахах он также остановился… Пришлось в походных условиях доставать трапецию.

Оказалось, что слетели обе тяги с моторчика, но я решил вернуть на место только пассажирскую, немного подмотав под нее изоленты (ибо водительская все равно тут же слетит, а вот пассажирской слететь сложнее), и собрал все обратно. Так и начал снова ездить с одним дворником.

Очередную трапецию решил не покупать, так как ранее натыкался на варианты восстановления трапеции, в частности ее водительской втулки (из-за которой и соскакивает тяга). Варианта восстановления два: первый прикрутить водительскую тягу к штоку моторчика болтом с шайбами, второй всунуть в нашу трапецию втулку от жигулей. Мне второй показался более правильным и быстрым.
Опирался на БЖ Paponcha www.drive2.ru/l/458115369077365480/, где черным по белому написано: «Кстати! Берите именно ремкомплект 2110 там 4ре одинаковых втулки!у калины 3ри две больших одна маленькая она и подходит, так что от десятки нужно».
Ну хорошо, мной был найден и заказан на Emex по коду 2110370533PK ремкомплект трапеции стеклоочистителя ВАЗ-2110 за 219 руб. Также, читая комментарии к ряду БЖ про ремонты трапеций разных автомобилей, я нашел код втулок Great Wall 52050-11D01, и решил их еще прикупить пару штук, благо цена 20 руб.
Когда пришли заказы, я был несколько удивлен размером втулок в ремкомплекте ВАЗ-2110, если это маленькие, то тогда какие большие у Калины? Но помня про БЖ Paponcha , я был спокоен, что десяточные втулки подойдут, у него же там и фотки есть втулки в тяге. А вот втулки Great Wall заметно меньше десяточных, и вроде как с виду больше подходят нам.

Дополнительно я купил оригинальные уплотнители, которые одеваются на шток моторчика, код 98155-26000, стоимость 34 рубля штука

Поскольку мне надо было довольно срочно ехать в деревню к родителям, то рискнул ехать с одним дворником (расстояние 1200 км), а там уже чинить трапецию. И надо сказать, что косяк такого расположения пассажирского дворника начал всплывать на скоростях после 130 км/ч – он просто отрывался от стекла и касался его небольшой своей частью. Но в целом доехал нормально.

На следующий день после приезда начал возню с трапецией. Одного взгляда на нее и втулки от ВАЗ-2110 стало достаточно, чтобы понять – эти вещи несовместимы. Данные втулки слишком большие, в них тонет весь шток моторчика трапеции, да и невозможно такую втулку засунуть в маленькое отверстие на тяге, сколько не держи ее в кипятке…

Либо в БЖ Paponcha все напутано, либо ему достался ремкоплект ВАЗ-2110 в котором сам производитель напутал втулки… Я могу утверждать одно – втулки от ВАЗ-2110 не подходят для нас. Никак. Нужен ремкомплект от Калины! Но у меня ремкомплекта от Калины не было, так что надо было либо ехать в город искать его (возможно безуспешно), либо пытаться всунуть втулку от Great Wall…
Вот так выглядит шток моторчика трапеции, на который одеваются тяги дворников, на нижний шарик одевается пассажирская тяга, на верхний водительская. Как видно диаметр этих шариков разный.

Верхний шарик имеет диаметр

11,6 мм
Нижний шарик имеет диаметр

12,75 мм
Что уже дает представление о том, какой внутренний диаметр должен быть у втулок.
У десяточной втулки внутренний диаметр

15 мм, а у Great Wall

12,35 мм, что не сильно больше диаметра шарика, и возможно она подойдет, с учетом того, что немного обожмется при запрессовке в тягу.

Диаметр отверстия под втулку в водительской тяге

14,9 мм. Наружный диаметр втулки 2110

19,5 мм, а втулки GW

17 мм без учета крюков.
Так что я решил не искать калиновский ремкомплект, а попытаться поставить втулку от GW немного ее подпилив.
Для начала вынул родную втулку из тяги, для чего подержал ее в кипятке несколько минут, она размякла и плоскогубцами вытащилась, конечно сама при этом была полностью уничтожена.

При наложении отверстия в тяге на втулку Great Wall кажется, что она хорошо подходит, даже прорези в тяге совпадают с наплывами-крюками на втулке.

Но это не так, втулка Great Wall больше чем требуется, как раз за счет этих 4-х крюков и очень жесткая, ее бесполезно размачивать в кипятке, не тот материал. Ее невозможно запрессовать без расточки отверстия в тяге. Поэтому отверстие в тяге было немного подработано напильником, а с самой втулки были сточены все направляющие, кроме двух (оставил для фиксации ее от вращения).

После этого через проставку запрессовал молотком втулку в тягу

Этот момент можно считать успешным. Втулка сидит плотно и не проворачивается. Кстати, если внимательно посмотреть на втулку Great Wall, то у нее есть небольшой бортик по внутреннему краю, после запрессовки внутренний диаметр втулки уменьшился, и бортик стал не давать одеть втулку на шарик штока, в итоге этот бортик был обточен до нужного размера. Также у этой втулки внутренний диаметр идет конусом, расширяясь внутрь.

Насаживать водительскую тягу с втулкой GW на шток моторчика также пришлось с помощью молотка и проставки – от руки не одевалась. В итоге с последним ударом молотка втулка раскололась в верхней своей части, хотя уже полностью села на место

Но рабочая зона осталась целой, а этот раскол может даже к лучшему, он как бы немного подпружинивает втулку, расклинивает ее в посадочном месте. Я не знаю, что должно произойти, чтобы эта втулка слетела со штока, поскольку сидит очень плотно в том числе из-за характерного бортика на втулке Great Wall и конуса. Но поскольку втулка треснута сверху, может это в дальнейшем приведет к ее разрушению. Посмотрим.

Пока я проехал уже порядка 4000 км, погода нынче такая что дворниками приходится пользоваться часто, и они работают без нареканий и без потери скорости.
Вот так примерно выглядит работа трапеции в целом, на втулке GW

А в качестве запаса я все же купил ремкомплект трапеции от Калины, код для заказа 1118370533PK, обошелся в 253 руб. Хорошо видно, что одна из втулок этого комплекта действительно меньше остальных, и она бы отлично подошла! Она настолько меньше втулки 2110, что влезает в нее.

Маленькая калиновская втулка имеет внутренний диаметр 11,5 мм, наружный 15 мм — это то, что доктор прописал для нашей трапеции. Сравнение трех втулок ниже на фото:

Если втулка от Great Wall сломается, поставлю калиновскую (если она теперь подойдет нормально, я же там ради втулки Great Wall чутка расковырял посадочное место).
Удачи на дорогах!

Замена трапеции стеклоочистителя – чтобы дворники работали!

Трапеция стеклоочистителя является важнейшим элементом для стекол нашего авто. И так как осадки часто непредсказуемы, и подгадать сухую погоду очень непросто, этот узел должен быть всегда исправен.

Стеклоочистители – забота о чистоте

Сегодня личным транспортом никого не удивишь, и комплектация современных моделей направлена на обеспечение должной безопасности участников дорожного движения. Одними из основных элементов, отвечающих за наше спокойное передвижение, являются стеклоочистители авто. Именно они обеспечивают чистоту лобового и заднего стекла во время осадков, удаляют капли влаги, грязь, следы от насекомых и прочий мусор.

А разве можем мы реально оценить ситуацию на дороге, когда стекло недостаточно очищено, все в разводах, и нам постоянно приходится напрягать зрение? Из этого следует, что качественная работа дворников имеет непосредственное влияние еще и на наше здоровье. Но сейчас нас интересует не узел в целом. Мы поговорим о трапеции. Именно она отвечает за преобразование вращательного импульса мотора в поступательное движение щеток стеклоочистителей.

Трапеция представляет собой довольно сложное электромеханическое устройство и часто выходит из строя. Основными элементами очистителя являются корпус, тяги, валы и моторчик. Составные части редуктора – пальцы и шарниры. Принцип работы заключается в следующем: моторчик стеклоочистителя создает вращательное перемещение пальца и приводит в движение саму трапецию. Тяги соединяют валы с редуктором и осуществляют передачу колебательных движений. В результате щетки дворников перемещаются из стороны в сторону и очищают стекло от загрязнений.

Читайте также  Как проверить уровень масла в двигателе тойота

Когда понадобится новая трапеция?

При малейшей поломке трапеции нарушается корректная работа дворников. Чаще всего, производится установка новой детали. Однако в некоторых случаях можно ограничиться приобретением ремкомплекта трапеции стеклоочистителя и заменой отдельных ее элементов. Итак, на что стоит обратить пристальное внимание?

Самый первый признак поломки – ослабление давления в системе, то есть дворник не справляется с потоком воды, снега. Также может возникнуть шум во время работы, затруднен обратный ход стеклоочистителя – вы видите напряжение, с которым щетка перемещается по стеклу. Кроме того, увеличивается люфт. В результате стекло недостаточно чистое, появляются разводы, это все негативно отражается на видимости, а значит, и на нашей безопасности.

Причиной поломки часто является износ деталей, ведь в основном они делаются из пластика, иногда недостаточно качественного. Выйти из строя трапеция может и в результате механического повреждения, допустим, во время ДТП.

Очень важно правильно подобрать новую трапецию. Внешне они могут быть одинаковыми, при этом различаются по способу крепления. Например, автомобили ВАЗ имеют два варианта трапеции – старого и нового образца. В одном случае она фиксируется посредством 2 шпилек, во втором – 4. Кроме того, различными являются и размеры поводков стеклоочистителей, а также разъемы подключения к электромотору.

При наличии определенных знаний можно решить все эти проблемы прямо во время ремонта, срезать лишние крепежные элементы, заменить поводки, но к чему эта дополнительная работа? Да и нет гарантии, что после подобных преобразований дворники будут работать, как надо. Довольно велика вероятность появления люфта, либо щетки с трудом будут возвращаться в исходное положение. Поэтому не стоит гоняться за незначительной экономией, приобретайте «родную» качественную деталь, которая прослужит долгое время.

Замена – подробно и в деталях

Конечно, при первой же неисправности можно отправиться в сервисный центр, где специалисты за считанные минуты выполнят ремонт дворников. Однако такой вариант потребует лишних материальных затрат, а учитывая, что замена трапеции стеклоочистителя – процесс не столь трудоемкий, можно решить подобную проблему и самостоятельно. Начнем с того, как поменять весь механизм.

Сначала следует демонтировать старую деталь, кстати, этого не избежать и во время ремонта. Для этого нам понадобится ключ на 12. Откручиваем гайки, фиксирующие дворники, и снимаем их. Будьте аккуратны, так как пружина достаточно упруга, и могут возникнуть некоторые трудности с демонтажем. Чтобы облегчить процесс, предварительно отогните поводки. Далее откручиваем саморезы крестовой отверткой и вынимаем пластиковую часть. Поддев ножом, вытаскиваем заглушки и снимаем оставшиеся крепежные элементы.

Чтобы добраться непосредственно до трапеции, следует извлечь и пластиковые части кожуха. Сама же деталь крепится к электрическому мотору. Далее откручиваем гайки и винт, посредством которых к кронштейну кузова фиксируется трапеция стеклоочистителя и электродвигатель. Не забудьте обесточить разъемы питания во время такого ремонта. Демонтируем электромотор, снимаем все крепления трапеции и вытаскиваем ее.

Новая деталь попадает к нам в руки в разобранном состоянии, поэтому перед установкой ее следует собрать. Итак, крепление осуществляется тремя болтовыми соединениями. Первый элемент вставляется в ушко возле резинового кожуха. Учтите, придется приложить некоторые усилия, только не стоит сразу фиксировать его болтом. Далее надевается оставшаяся часть узла, при этом обязательно отрегулируйте ее положение.

Теперь можно закрутить все гайки и приступить непосредственно к установке. Итак, собирается трапеция стеклоочистителя в обратном порядке, но будьте готовы к тому, что придется регулировать положение щеток. Кроме того, неплохо было бы смазать все соединения и трущиеся поверхности графитовой смазкой. Только не используйте литол, так как он теряет свои свойства при низких температурах.

Если достаточно ремонта …

Если причиной неисправности послужила, например, изношенная втулка, то можно ограничиться ремонтом трапеции стеклоочистителя. Открутив поводки дворников, осторожно демонтируем их. Будьте предельно аккуратны и избегайте резких движений во время ремонта, так как очень легко повредить лакокрасочное покрытие кромки капота.

Затем снимается жабо и стопорные кольца, после чего трапеция стеклоочистителя достаточно легко вытаскивается. Ремкомплект имеет все необходимое, что может подлежать замене, поэтому вам нужно просто воспользоваться им. В некоторых случаях новые втулки необходимо рассверлить (если нет ремкомплекта на вашу модель автомобиля). Обязательно регулярно охлаждайте сверло, иначе под воздействием высоких температур втулка деформируется. Затем разбираем старый механизм.

Если нужно подогнать втулку по длине, то сделать это можно с помощью напильника. При этом обязательно проследите, чтобы осталось место под стопорное кольцо и шайбу, так что периодически примеряйте новую деталь на старую ось. Сборка трапеции и ее монтаж после ремонта проводятся в обратном порядке. В результате таких работ исчезнет люфт щеток стеклоочистителей, они будут плотно прилегать к стеклу и, соответственно, отлично справляться со своими функциями.

Ремонт и замена трапеции стеклоочистителя своими руками

От чистоты лобового стекла зависит безопасность водителя и людей, находящихся с ним в машине, во время движения при плохой погоде. Очищает поверхность стекла очиститель, поэтому от его исправности будет зависеть, насколько чистым будет стекло. В статье рассматривается трапеция стеклоочистителя (ТС): устройство, признаки и способы неисправностей, дается инструкция по замене.

Характеристика трапеции стеклоочистителя

Трапеция является одним из важнейших элементов стеклоочистительного механизма. От ее исправности зависит работа всего узла. Чтобы поддерживать работоспособность ТС, необходимо знать, какое ее устройство и как она работает.

Назначение и устройство

Трапеция – тот элемент очистителя стекла, который переводит вращательные движения вала электрического двигателя в движения дворников. Поэтому она является одной из составляющих безопасности в условиях непогоды.

Устройство в разобранном виде

Конструкция ТС почти не отличается для всех моделей автомобилей. Различия заключается в форме, размерах ее составляющих и способах крепления.

Состоит устройство из следующих деталей:

  • корпуса;
  • шарнирных чашек;
  • тяг;
  • шарниров.

Для снижения потерь при трении и расхода электроэнергии соединения устройства изготавливаются из полиформальдегида. У него низкий коэффициент трения и высокая износостойкость. Металлические части защищены от коррозионных процессов и трения гальваническим слоем.

Принцип работы состоит в следующем: моторчик приводит в движение палец, который заставляет двигаться трапецию. Валы соединяются с редуктором с помощью тяг, осуществляя колебательные движения. Результатом этой работы являются движения щеток очистителя из стороны в сторону, благодаря которым очищается поверхность стекла.

Признаки неисправностей и способы их устранения

Для того, чтобы трапеция стеклоочистителя была работоспособной, необходимо знать признаки ее неисправности и стараться их устранять, как только они обнаружатся.

Еще одним признаком неисправности механизма является прерывистое движение щеток, скачками. Причиной этого является окисление на приводах поводков, находящихся во втулках ТС. Если не обращать внимание на окись, может выйти из строя электромотор, так как на него ложится большая нагрузка.

Моторчик стеклоочистительного механизма

Если изношены втулки трапеции стеклоочистителя, появляется люфт стеклоочистительных поводков. Ослабление давления в узле приводит к тому, что дворник не прилегает плотно к стеклу, и не справляются с потоками дождя. Если неисправна тяга трапеции стеклоочистителя, затрудняется движение щеток.

Причиной неисправности может быть износ отдельных деталей. В этом случае нужно снять, разобрать механизм и заменить изношенные элементы.

В каких случаях деталь необходимо менять?

Если появились признаки неисправности ТС, для того, чтобы разобраться, необходим ремонт или замена, следует провести диагностику. Если возможен ремонт трапеции стеклоочистителя, то следует заменить сломанные или изношенные детали (автор видео — GARAj Alex Fierro).

Если принято менять полностью устройство, то при покупке нового изделия следует обращать внимание на способ крепления и размер. Трапеции могут отличаться штекером подключения к электромотору и размером поводков.

Вывод можно сделать один: покупать следует оригинальные изделия, предназначенные именно под вашу модель автомобиля.

Инструкция по замене трапеции

Замена трапеции стеклоочистителя может быть выполнена самостоятельно, так как это простой процесс. Менять нужно весь механизм.

Перед работами следует приготовить инструменты и материалы:

  • крестовую и плоскую отвертки;
  • набор ключей;
  • новое изделие;
  • графитную смазку.

Фотогалерея «Пошаговая замена трапеции стеклоочистителя»

Для этого следует выполнить следующие действия:

  1. В первую очередь нужно отключить питание автомобиля, сняв клемму с «-» с АКБ.
  2. На следующем этапе нужно демонтировать старую трапецию. Для этого нужно снять облицовку ветрового окна и расширительный бачок.
  3. Затем нужно отсоединить разъем двигателя дворников.
  4. Далее нужно выкрутить левую и правую гайки крепления очистителя стекла, снять дворники, все заглушки и крепеж с помощью крестовой отвертки. На кожухах также нужно снять пластиковые детали.
  5. Затем нужно открутить крепежные гайки кронштейна электродвигателя к кузову автомобиля, а также крепеж, соединяющий трапецию с мотором. После этого можно демонтировать мотор.
  6. После демонтажа электромотора можно извлекать ТС.
  7. Перед установкой новую ТС нужно собрать, так как она реализуется в разобранном виде.
  8. Установив новое изделие, механизм следует собрать в обратном порядке.

Когда сборка будет завершена, нужно отрегулировать щетки и смазать все узлы и детали механизма графитной смазки.

Видео «Как снять и заменить трапецию очистителя стекла на десятой модели ВАЗ»

В этом видео демонстрируется замена ТС на ВАЗ 2110 (автор ролика — Шурик ГайкоФ).

Читайте также  Замена салонного фильтра nissan qashqai

Как снять и отремонтировать трапецию стеклоочистителя

Трапеция стеклоочистителя — это узел в авто, который предназначен для очистки автомобильных стекол. Из-за мутного переднего и заднего стекла, покрытых водяными потеками или снегом, можно попасть на дороге в аварийную ситуацию. Чтобы этого не произошло, трапеция всегда должна быть в исправном состоянии. Из чего состоит трапеция дворников, по какому принципу она работает и как ее починить, давайте разберемся.

Принцип работы и устройство очистителя

Трапеция — это главная деталь стеклоочистительной системы, которая часто выходит из строя. Дворники начинают работать благодаря трапеции, которая переводит к ним вращательные движения, поступающие от вала электропривода. Система стеклоочистителя состоит из простой, но надежной конструкции. Сюда входят следующие элементы:

  • Электродвигатель и система управления.
  • Редуктор и червячный механизм.
  • Трапеция.
  • Рычаги, щетка, поводок.

Плавное движение щетки дворников получают через работающий электродвигатель, который передает величину усилия на стеклоочистительные поводки. Сделать величину усилия больше можно с помощью редуктора соединенным с электродвигателем. Это достигается путем снижения частоты оборотов вала. Чем частота оборотов меньше, тем на трапецию передается больше величина усилия. Благодаря трапеции две щетки работают качественно и синхронно.

Конструктивные особенности

Каждый производитель выпускает свои модели трапеций. По конструкции все устройства одинаковые, единственные отличительные черты — это разные размеры и формы деталей. Этот узел состоит из следующих частей:

  • Шарниров и шарнирных чашек.
  • Тяги.

Чтобы при движении щеток система сохраняла свою целостность, конструкция должна иметь определенный запас прочности. Запас прочности узла создается с помощью структурных звеньев трапеции. Какой должна быть структура звеньев, определяют специалисты с помощью расчетов.

Соединительные части трапеции изготовлены из материала, в состав которого входит полиформальдегид. Этот материал позволяет уменьшить потери из-за трения и сделать наилучшим расход энергии электропривода. Он обладает высоким уровнем износостойкости. Металлические элементы покрывают гальваническим слоем, который защищает их от коррозии.

Причины неисправностей трапеции

Если дворники стали плохо работать, это говорит о том, что трапеция стеклоочистителя повреждена или работает некорректно. В этом случае проводят диагностику системы. Если узел сломан, его полностью заменяют или ремонтируют. С помощью ремкомплекта можно заменить отдельные части механизма. О том, что во втулках механизма на приводах поводков образовалась окись, говорят следующие признаки:

  • Вне зависимости от режима заданной работы дворники слишком медленно работают.
  • Во время очистки стекол дворники самостоятельно останавливаются.
  • Появились скачки и неравномерные движения щеток.
  • Во время работы поводок создает характерный звук.

Эти причины нужно быстро устранить, так как возникает большая нагрузка на электродвигатель. Он может сломаться и якорь электрического мотора прогорит. Дворники не справляются с уборкой воды или снега — в системе пониженное давление. Если износились втулки (подшипники скольжения), то поводок бьется о капот.

Ремкомплект втулок

Для множества иномарок найти в магазинах ремкомплект новых втулок очень сложно. Но можно приобрести новую тягу, в которую втулки уже запрессованы. Стоит такая деталь максимум 50 $. Для более редких автомобилей даже тягу найти практически невозможно. Чтобы не бегать по магазинам в поисках деталей, лучше восстановить этот узел своими руками. Это делается двумя способами:

  • Ремкомплект втулок для вазовских машин стоит недорого и по своему диаметру втулки хорошо подходят для тяги трапеции не только в газели, но и в иномарках. Но перед покупкой ремкомплекта нужно достать изношенные втулки и замерить место для их посадки. Еще измеряется наружный диаметр шариков, которые расположены на валиках трапеции. Не подобрав в магазине втулки нужного диаметра, их можно сделать под заказ.
  • Изготовление втулок можно заказать в любом автосервисе. В качестве материала используют любой пластик, в состав которого входит тефлон. Благодаря тефлону детали имеют низкий коэффициент трения и не нуждаются в частой смазке. Втулкам, изготовленным из капролонового материала, дополнительно вытачивают буртики. Эти буртики не позволяют им выскакивать из посадочных мест. Можно изготовить четыре втулки, две из которых останутся запасными. Запрессовать в отверстия тяги втулки с буртиками из неэластичного пластика сложно. Перед самой запрессовкой их размягчают в кипятке. Нет смысла делать буртики на втулках из очень жесткого материала, так как во время прессования они испортятся. Буртики делаются после того, как втулки будут запрессованы в отверстия тяги. Торцы втулок развальцовывают с помощью паяльника.

Замена механизма очистителя

Менять механизм или отремонтировать — это покажет диагностика системы. При замене трапеция стеклоочистителя покупается целиком и только под свою модель автомобиля у оригинального производителя. Потому что внешне похожие трапеции разных производителей могут иметь неодинаковые разъемы для подключения и подсоединяться различными способами. Для автомобилей ВАЗ производят два вида трапеций. Одна фиксируется двумя шпильками, а вторая — четырьмя. У них разный размер поводков стеклоочистителей и разъемы подключения к электродвигателю.

Для автомобилей Ланос и Сенс каталожный номер механизма трапеции — 96303360 (корейский образец) и 245215200 (украинский стандарт). Как происходит замена детали и где ее сделать? Работу по замене можно сделать в сервисном центре либо самостоятельно:

  • Старую деталь демонтируют с помощью ключа на 10, 12, 13. Гайки, которыми закреплены дворники, окручивают, затем снимают щетки. Заранее нужно отогнуть поводки, так как из-за упругой пружины могут возникнуть трудности с демонтажем.
  • Затем крестовой отверткой откручивают саморезы и убирают пластиковую деталь.
  • Заглушки поддевают ножом, после этого убирают оставшиеся крепежи.
  • Если убрать пластиковые элементы кожуха, то откроется доступ к трапеции. Соединительную часть между трапецией, электродвигателем и кронштейном кузова откручивают. В целях безопасности отключают электропитание и достают мотор. Трапецию извлекают после удаления оставшихся креплений.
  • Перед установкой новую деталь необходимо собрать, закрепив тремя болтовыми соединениями. Первую часть, не скручивая болтом, вставляют в ушко, которое расположено около кожуха. Затем надевают оставшуюся часть узла, одновременно отрегулировав ее положение. Когда все готово, скручивают гайки и производят установку.
  • Сборку всего узла делают в обратном порядке.
  • После сборки узла производят регулировку щеток. На это может уйти много времени.
  • Обязательно графитовой смазкой нужно смазать все соединения и трущиеся поверхности. Не стоит пользоваться литолом. Он теряет свои свойства в холодное время.

Ремонт трапеции стеклоочистителя

Полную замену трапеции можно не проводить, если результат диагностики показал, что дворники перестали работать из-за изношенности втулки. В этом случае проводится ремонт дворников. Для тех, кто ни разу не занимался ремонтом стеклоочистителей, нужно знать, что нельзя выкручивать винт регулировки вала якоря. Это приведет к нарушению осевого зазора вала. Ремонт трапеции стеклоочистителя Калина и Черри амулет проводят следующим образом:

  • Кривошип трапеции держится с помощью гайки. Эту гайку нужно открутить гаечным ключом. Затем кривошип поддевают отверткой и снимают.
  • На кронштейне расположен моторчик. Он закреплен тремя болтами, которые откручивают гаечным ключом.
  • Винты, соединяющие провода и предохранители — откручивают. Провода отсоединяют от предохранителя. Моторедуктор осторожно снимают с кронштейна.
  • Отверткой поддевают и снимают стопорное кольцо, расположенное на валу редуктора. Под кольцом находятся регулировочные шайбы, которые нужно промаркировать и только потом снять. Маркировка поможет правильно установить их, во время обратной сборки.
  • Крышку на редукторе и расположенную под ней панель редуктора демонтируют. Затем убирают шестерню.
  • Корпус закреплен несколькими винтами. Один из них расположен с обратной стороны. Из корпуса достают две маленькие пластины, затем его отсоединяют от электродвигателя.
  • Из корпуса электродвигателя извлекают якорь. Чтобы внутри корпуса двигателя удалить всю угольную пыль, делают продувку сжатым воздухом.
  • С трапеции убирают два стопорных кольца. Тягу и кронштейн дворников отсоединяют. С двух валиков снимают регулировочные шайбы.
  • Из щеткодержателей, расположенных на корпусе редуктора, достаем пружины щеток. Пружины меняем, если они испорчены.
  • Проверяем щетки в щеткодержателе. Если при нажатии на щетки они заедают или двигаются плохо, это говорит о том, что щетки износились или покрылись осколками. В таком случае их заменяют.
  • Осматриваем якорь корпуса. Очищаем мелкозернистой шкуркой его коллектор. Если он сильно обгорел, то монтируем новый якорь.
  • Изношенную или поврежденную шестерню редуктора заменяют новой деталью.
  • Деформированную тягу можно попытаться восстановить или заменить. Собранную тягу меняют полностью, если шлицы и резьбы двух валиков испорчены.
  • Окисленный или подгоревший механизм самоостанова зачищают мелкозернистой шкуркой.
  • Все резиновые детали заменяют новыми.
Читайте также  Панель приборов уаз патриот, хантер и буханка: описание индикаторов, ремонт и распиновка щитка

Давай, шевелись: почему перестают работать дворники и как чинить трапецию

Наверное, многим владельцам не очень новых автомобилей знакома ситуация, при которой щётки стеклоочистителя внезапно начинают работать медленнее обычного, а потом останавливаются окончательно. Иногда – прямо на половине хода, посреди стекла. Виноват в этом, к сожалению, не копеечный предохранитель. Во всём виновата трапеция.

Просто о простом

Трапеция дворников – этот тот самый механизм, благодаря которому вращательное движение мотора привода щёток преобразуется в их поступательное движение. На первый взгляд, ничего сложного в трапеции нет: несколько тяг, шарнирных соединений и втулок. Тем более непонятно, что там может сломаться. Обычно ничего и не ломается, просто со временем соединения забиваются грязью, корродируют и теряют подвижность. И вот в случае такого артрита у трапеции дворники сначала ходят медленнее, потом просто встают колом.

Есть ещё один вариант развития событий: горит моторчик. Этого лучше не ждать, а приниматься за ремонт. В сервисах в зависимости от их жадности за эту работу просят разные деньги. Кто-то готов сделать за пятьсот рублей (что редко), кто-то – за полторы тысячи (что чаще). Не грабёж, конечно, но многие, скорее всего, захотят поковыряться в любимой машине самостоятельно. Поэтому расскажем, как это сделать. В конце будет бонус для тех, что читает инструкцию после того, как уже всё сломает.

Работа имеет один весомый плюс: для её выполнения не требуется сложных «приспособ», динамометрических ключей, подъёмника или синхрофазотрона. Мы, например, всё сделали обычным набором инструментов из известного магазина за 600 рублей. Помимо отвёртки, ключей, молотка и «торкса» потребуется ещё графитовая смазка и какой-нибудь жидкий ключ вроде WD40, «Валеры», Runway или любой другой – тут всё на ваш вкус.

Практически все трапеции устроены одинаково и закисают в одном и том же месте. Мы будем в качестве примера разбирать Форд Фокус, трапеция которого уже три поколения подряд упорно закисает в самый неподходящий момент. Стабильность, чёрт бы её побрал. Есть ещё целый список машин, у которых трапеция закисает чаще, чем хотелось бы: от Mercedes W204 до Hyundai Elantra IV и любых Kia Ceed. Принцип везде будет одинаковым. Поэтому расскажем, как всё сделать на Форде, а если вам повезло купить другую машину, просто аккуратно проецируйте этот гид на свой автомобиль.

Болты, защёлки и гибкие пальцы

Сначала снимаем поводки дворников. Тут всё просто: снимаем защитные колпачки, откручиваем гайки и стаскиваем их со своих осей. Здесь ничего сложного нет.

Затем переходим к демонтажу пластикового жабо. У Фокуса оно из двух частей – верхней и нижней. Верхняя половина крепится простыми защёлками, которые легко сдвигаются отвёрткой. Главное – крепко держать их пальцами, потому что в последний момент защёлка может улететь куда-нибудь в моторный отсек. Складываем снятые защёлки вместе с гайками и шайбами от поводков дворников, вытаскиваем из паза уплотнительную резинку и снимаем половину жабо. И опять же – всё это сделать несложно.

На этом этапе трапецию уже хорошо видно. Некоторые тут уже останавливаются и вынимают её из машины. Честно говоря, это не очень просто, поэтому поработаем отвёрткой ещё немного и разберём машину чуть больше. Достаточно выкрутить всего два болта со шляпками под торкс, чтобы снять нижнюю часть жабо. Зато доступ к трапеции получится прямо-таки шикарным. Поэтому тратим ещё пару минут и снимаем эту деталь.

Только делать это надо осторожно: инженеры Форда (будь они прокляты хотя бы только за один замок капота!) зачем-то сделали подогрев лобового стекла двухзонным, поэтому справа и слева под жабо видны разъёмы подогрева половин стекла. Если размахивать снятым пластиком, как Тарас Бульба шашкой, можно повредить шлейфы.

Итак, мы теперь мы видим трапецию полностью.

В нашем случае трапеция крепится тремя болтами, которые мы и выкручиваем. Теперь можно вытаскивать её наружу, но опять же – очень осторожно. Нет ничего удивительного в том, что к мотору трапеции подходят провода, которые рвать не надо. Надо снять клемму, но это проще сделать, если немного вытащить всю трапецию на свет божий. Длина проводов это позволяет, а защёлку разъёма инженеры Форда (пусть им будет пусто за всю электрику!) поставили снизу. Так, что на месте её зажать очень и очень трудно. Поэтому немного вытаскиваем трапецию наружу, затем снимаем клемму.

Всё, трапеция у нас в руках. Можно выдохнуть. Но не сильно, потому что самое сложное нас ждёт впереди.

Немного силы и много умения

Шарнирные соединения трапеции обычно делают из полиформальдегида. Это такой прочный материал с очень низким коэффициентом трения. Из него, например, в последнее время часто делают медиаторы для гитаристов. А для машин – вот такие соединения, где сила трения должна быть минимальной, а износостойкость – высокой. Еще он не ржавеет, что тоже неплохо. В силу всех этих факторов можно сказать, что разбирать шарниры практически бессмысленно: там ничего не закисает, а ломать соединение ради любопытства вредно. Ну а если всё-таки разберёте, можно убрать оттуда грязь. Вот это будет не лишним.

А теперь перейдём к нашему главному врагу. Трапеция закисает именно в этих местах: это втулки с осями поводков. Как только их не пытаются защитить всякими колпачками и колечками, но вода всё-таки попадает внутрь и делает своё чёрное дело.

Оси надо вытащить из втулок. Для этого сначала снимаем защитный колпачок и стопорное кольцо. Насчёт подлости последнего предупреждать не буду: все знают, что оно может улететь куда угодно. Но при некоторой сноровке снять него несложно.

А вот теперь начинаются танцы с бубном. Точнее, с молотком, «вэдэшкой» и матюгами. Если трапеция ещё не закисла намертво и дворники хотя бы как-то ходили, выбить оси будет намного проще. В противном случае будет сложно. К тому же стучать молотком придётся по торцу, на котором нарезана резьба под сами дворники. Если это делать с фанатизмом, дворник потом поставить на своё место не получится. А без фанатизма выбить ось из втулки сложно.

Тут помогут жидкие ключи (но это не точно). Тем, кто ими раньше не пользовался, дам один единственный совет: брызгать на ось и лупить молотком одновременно бесполезно. Сначала надо забрызгать закисшее соединение, потом подождать минут пять-десять, потом можно постучать молотком. Если ось хотя бы чуть-чуть сдвинулась с места, процедуру стоит повторить. Лишней «вэдэшки» не бывает.

Итак, допустим, что выбить ось всё-таки удалось. Осталось её только смазать. Многие ошибочно полагают, что та же самая WD-40 так хорошо размягчает коррозию, удаляет влагу и творит прочие чудеса. А еще – что детали, на которые она попала, потом никогда не ржавеют. Это не так. Пока эта чудо-жижа не высохла, ось даже будет неплохо вращаться в своей втулке из-за небольшого количества масла в «вэдэшке». Но хватит её ненадолго, как и в случае с любым другом «жидком ключом». Смазки из них плохие, так что как только ось высохнет, её надо смазать. Лучше всего подойдёт графитовая смазка. Ну и когда ось щедро смазана, всё можно собирать в обратном порядке. Кто один раз разобрал, всегда сможет собрать обратно.

Важен только один момент: желательно перед установкой поставить трапецию в то положение, в котором она когда-то закисла. Иначе есть неиллюзорные шансы после первого же включения перемолотить ожившим механизмом и дворники, и самого себя.

Обещанный бонус

К сожалению, у очень сильных и упорных людей ремонт трапеции часто заканчивается её полным разрушением с помощью молотка и собственной дури. Площадка, на которой стоит мотор, часто сделана из довольно хрупкого сплава, который не выдерживает упорства владельца молотка. Она ломается, и в этом случае никакие чудеса вроде супротека, синей изоленты и димексида уже не помогут. Выход один – покупать другую трапецию. Новую, оригинальную, аналог, с разборки, китайскую – вопрос денег, предпочтений или религии, выбор за вами. Главное, что бесплатная работа обернётся тратами на новые запчасти и лишними действиями, связанными с перестановкой мотора. Можно, конечно, купить в сборе, но это будет заметно дороже.

А при покупке трапеции с разборки нужно её хорошенько проверить. В лучшем случае она тоже будет закисшая, и её придётся точно так же разбирать и смазывать. В худшем она может быть разбита: со временем соединения из полиформальдегида изнашиваются и начинают люфтить. А с этим бороться уже невозможно.