Акб 6ст-190, 90, 100 и 132: модельный ряд, технические характеристики

Аккумуляторы стандарта 6СТ — запуск двигателя без проблем

Стандарт АКБ 6СТ-190 предназначен для использования на большегрузных автомобилях, трактора, автобусах и другой подобной технике. Другие стандарты используются для легковых машин и иных транспортных средств. Все об обозначении АКБ 6СТ, что оно означает и многое другие вы узнаете в статье.

Особенности АКБ

Маркировка АКБ несет в себе информацию о конструкции и свойствах данных устройств. Так, цифра 6 несет в себе информацию о том, сколько последовательно подключено аккумуляторов. А СТ – это означает «стартерная батарея», характеристика устройства по функционалу.

Цифры, идущие после 6СТ – это номинальная емкость в Ампер-часах. Для крупнотоннажных автомобилей это значение должно быть достаточно большим, для них не хватит 60 или 100.

А для легковых автомобилей выпускаются аккумуляторы на 55 Ампер/часов, 60, 100, 132 и более. Выбирать новое устройство необходимо исходя из рекомендованных производителем автомобилей показателей батарей.

Это стандартное обозначение согласно российскому ГОСТу. В мире более широко используется немецкий вариант, DIN, в виде пятизначного кода.

Наиболее распространенные стандарты

Хотя различных стандартов АКБ по ГОСТу 959-91 достаточно много, есть несколько наиболее распространенных. Именно на их выпуске сосредоточены большинство производителей.

  1. АКБ 6СТ-190. Используется для практически всей большегрузной техники. В перечень входят не только крупные автобусы, но также «Камазы» и другие подобные автомобили. Пусковой ток от 1000 до 1300 А.
  2. АКБ 6СТ-60. Используется для запуска бензиновых автомобилей, предназначен для моторов небольшого объема. Плюсом является небольшой размер и вес и при этом высокие характеристики, может иметь прямую и обратную полярность. Саморазряд достаточно низкий, срок службы долгий. АКБ СТ-60 – отличный выбор для небольших современных городских машин, может использоваться на отечественных автомобилях и иномарках.
  3. АКБ 6СТ-100. Модели такого типа могут использоваться на большинстве современных легковых машин. Плюсом является их универсальность. АКБ-100 – отличный выбор для машин Ауди, БМВ и других европейских, японских и американских марок.
  4. АКБ 6СТ-132. Предназначена для использования на автотракторной технике. Имеет особенно прочный корпус, способный выдержать значительное механическое воздействие. Может работать при низких температурах, а срок службы 6СТ-132 близок к обычному межремонтному периоду у машин такого класса.

В видео ниже — обзор популярных моделей 6СТ-66 от компании ISTA (автор ролика — Компания Электромотор).

Достоинства и недостатки

Использование устройств с таким обозначением имеет свои плюсы:

  1. ГОСТ 959-91, которым и предусмотрена маркировка батарей 6СТ-60, был создан достаточно давно. Тем не менее, он является достаточно полным и охватывает практически все типы подобных устройств.
  2. Большинство современных крупных производителей для реализации батарей на территории России используют такую маркировку. Но вы можете столкнуться с тем, что заказанные из-за границы имеют другую, уже упомянутую выше DIN.
  3. Что касается класса 6СТ, то относящиеся к нему аккумуляторы достаточно мощные и надежные, чтобы доверить им свой автомобиль. Что шестидесятый аккумулятор, что 100 отлично справляются даже в сложных условиях.

Цена вопроса

Видео «Аккумулятор Akom 6СТ-75»

Данное видео посвящено одной из популярных моделей батарей стандарта 6СТ-75 (автор ролика — Компания Электромотор).

Выбираем аккумулятор для грузовиков 6СТ на 190 а/ч 12v

Двигатели грузовых автомобилей обладают довольно большой мощностью и зачастую требуют использования дизельного топлива (по причине необходимости повысить степень сжатия в камере сгорания).

Поэтому использование маломощных аккумуляторных батарей неэффективно для обеспечения электросистемы двигателя автомобиля. Вот почему большие автомобили (в частности, грузовики) оснащаются аккумуляторными батареями 6СТ на 190 А/ч.

Вес аккумуляторного элемента на 190 а/ч для грузовиков

Изготовление пластины для мощного аккумуляторного элемента проводится из материала, имеющего немалый удельный вес, а точнее — из свинца.

Вот только это не может сказываться на общей массе готового изделия. Электролитом зачастую выступает слабый раствор серной кислоты, чья масса тяжелее воды.

Однако несмотря на то что самым «подходящим» материалом, является пластик, корпус прибора все равно добавляет несколько кг — из-за довольно больших габаритов готового изделия.

Вес полностью заправленной автомобильной батареи составляет по меньшей мере 47 кг при емкости в 190 а/ч. Такое изделие оборудуется комфортными рукоятями для перемещения.

Разновидность клемм и габариты

Перед приобретением АКБ владельцы массивных автомобилей (грузовиков, например) обязаны заранее перепроверить габариты приобретаемого аккумулятора для его комфортной установки в предназначенную нишу.

Согласно типовых норм, АКБ6СТ-190 А/ч имеют следующие габариты: 223 (210-236) мм — высота; 223 (218 — 228) мм- ширина;513 (507-524) мм — длина.

Однако определенное количество производителей на рынке имеют ряд отличий от типовых габаритов, в скобках написан минимум и максимальная разница.

Учитывая большую распространенность в мире использования аккумуляторной батареи, имеющей обратную полярность, большинство производителей изготавливают их на европейский манер.

В качестве исключения также производятся батареи с прямой полярностью — конкретно для отечественного рынка.

Количество электролита в элементе питания на 190 а/ч

Как было указано ранее, масса готового к использованию прибора (емкостью в 190 а/ч) равняется 47 килограммам. Электролит обычно берет на себя 25% от общей массы заряженной батареи.

В случае приобретения сухозаряженного аккумуляторного элемента в целях экономии следует приобретать около 3 бутылок электролита (каждая объемом в 5 л), поскольку подобной аккумуляторной батареи зачастую довольно использования серной кислоты (водный раствор)в объеме 12 литров.

Подзарядка АКБ 190 а/ч (какой ток использовать)

Проводить зарядку большого аккумулятора для грузовиков следует, используя силу тока, эквивалентную10 процентам от вместимости АКБ.

Это обеспечит высокоэффективную зарядку. 19А является подходящим значением к элементу на 190 ампер-часов. Зарядка в данном случае будет занимать около 10 часов.

Чтобы не допустить полное отгорание металла, а также его сильный нагрев, следует качественно закреплять все провода, которые подводятся к клеммам батареи, что также обеспечит соблюдение пожарной безопасности использования изделия.

Какому автотранспорту наиболее приемлема АКБ 190 а/ч

На массивные автомобили (например, грузовики) обычно устанавливаются приборы на 12v, емкость которых насчитывает 190 а/ч. В данном случае подразумеваются автомобили, чей общий вес превышает 3,5 тонны.

В эту же категорию входят автобусы и специализированная техника, на который также устанавливаются подобные аккумуляторы. Однако не только наземный транспорт оснащается подобными батареями повышенной емкости.

Дизельные двигатели не только грузрвиков, но и разного рода судов могут быть запущены при помощи установки всего 1 такой батареи.

Как выбрать для грузовика аккумулятор 190 а/ч

Не столь редки случаи, когда во время осуществления грузоперевозки, случается непредвиденная поломка автомобиля, что абсолютно недопустимо. Причиной этому может быть покупка некачественных аккумуляторных батарей для грузовиков на 190 ампер-часов.

Но вероятность такой поломки можно снизить, отдав предпочтение более качественным аккумуляторным элементам, более известных производителей. Однако это не говорит о том, что стоимость таких аккумуляторов будет исключительно высокая.

Для грузовиков, к примеру, можно привести такие варианты как Тюменский аккумулятор; Исток UNO; FIREBALL; а также: EXTRA START; MAGNUM; VOLT; АКОМ; MUTLU; VARTA; TOPLA; BOLK и BLACK HORSE. BOSCH.

Всегда следует остерегаться мошенничества и фальшивых производителей, однако указанные выше марки производителей аккумуляторов определенно заслуживают внимания и доверия покупателей.

Еще одним способом обезопасить себя от возможного риска покупки контрафактной продукции является посещение официальных торговых точек известных марок производителей.

Если же вы пользовались (пользуетесь) аккумулятором для грузовиков, емкость которого составляет 190 ампер-часов, расскажите об этом опыте в комментариях. Для других автомобилистов эта информация будет полезной и дополняющей в рамках данного материала.

Отзывы

Для опытных водителей грузовиков не является секретом, что аккумулятор — это всего лишь расходный материал (учитывая то, что запуск мощного мотора проводится независимо от погоды).

Но каково было удивление, когда после покупки аккумулятора Bosch 190 а/ч на 12 вольт полностью опроверг все сказанное выше и бесперебойно работает уже пятый год.

Читайте также  Проводка ваз 2107: ее замена, поиск неисправностей и доступная электросхема

Город Уфа, Александр:

Поставил на Камаз Тюменский аккумулятор, чему несказанно рад. Cпасибо всем, кто советовал. И цена в разумных пределах, и качество высокого уровня — все, что следует сказать о Тюменском аккумуляторе.

Аккумуляторы Исток

Аккумуляторы «Исток» пользуются популярностью за счет качественных характеристик, надёжности и применения современных технологий. Однако, необходимо сделать парильный выбор модели, а также обеспечить должный уход, который продлит срок эксплуатации.

Производитель аккумуляторов Исток

Компания Исток появилась за счет объединения двух предприятий — Международной Научно-Промышленной корпорации “ВЕСТА” и завода аккумуляторов в Курске. Подробнее о компании можно узнать на их официальном сайте http://www.akbkursk.ru/. Главная задача, поставленная перед производителем — выпуск приборов повышенной мощности с увеличенным сроком эксплуатации.

Производство первого совместного аккумулятора было представлено в 2002 году. По утверждениям отдела маркетинга в одном изделии потребитель получить сочетание инновационных технологий, последних разработок и применение знаний настоящих профессионалов.

Где используются аккумуляторы Исток

Продукция компании активно используется владельцами легковых и грузовых автомобилей. Для мотоциклов отечественного и иностранного производства компания разработала отдельную серию АКБ — Исток Электро.

Владельцы оценят устойчивость к вибрациям, прочный корпус и низкий саморазряд. В любых условиях агрегат обеспечит функциональность техники, что и необходимо каждому потребителю. Модельный ряд обслуживает все классы легковых автомобилей, начиная от малолитражек и заканчивая джипами. Для микроавтобусов, грузовиков и спецтехнике есть отдельная линейка батарей.

Применяемые технологии и их особенности

  • Малосурьмянистые сплавы, легированные оловом и селеном, позволяют обеспечить защиту решетки от проявления коррозии, тем самым продлить срок годности изделия.
  • Используемые свинцово-кальциевые сплавы снижают саморазряд и расход воды АКБ. Снижается потребность в обслуживании такого изделия, увеличивается запас эксплуатационных свойств.
  • Прочность активной массы достигается за счет применения ортофосфорной кислоты, которая снижает показатели осыпания материала на 50 процентов. Аккумулятор устойчив к нагрузкам, хорошо принимает заряд.
  • Применение инновационного расширителя увеличивает срок эксплуатации отрицательного электрода.
  • Прочность изделий ISTOK гарантирована за счет использования качественного сополимера полипропилена.
  • Взрывобезопасность и устойчивость к окружающей среде гарантирована.

Технические характеристики модельного ряда

На рынке представлен широкий модельный ряд, позволяющий подобрать АКБ для легковых и грузовых автомобилей. В зависимости от этого отличаются технические характеристики каждого изделия.

Легковые батареи Исток

Батарея на легковой автомобиль подбирается с учетом объема двигателя, посадочного места и объема электрооборудования. В зависимости от этого подбирается емкость и ток холодной прокрутки. Модельный ряд предполагает широкий диапазон от 45 до 110 Ач, в зависимости от этого показателя варьируется и стоимость продукции. Эта категория пользуется большим спросом.

Название Емкость, Ач Пусковой ток, А Размеры, мм Вес, кг
6СТ-45N /R 45 450 212x175x190 12.5
6СТ-50N /R 50 490 212x175x190 13
6СТ-55N /R 55 500 242x175x190 15.8
6СТ-60N /R 60 580 242x175x190 16.5
6СТ-62N /R 62 600 242x175x190 17
6СТ-66N /R 66 620 277x175x190 17.8
6СТ-75N /R 75 680 277x175x175 16.6
6СТ-77N /R 77 700 277x175x175 19.3
6СТ-85N /R 85 800 312x175x175 19.6
6СТ-90N /R 90 780 353x175x190 26
6СТ-100N /R 100 850 353x175x190 25.5
6СТ-110N /R 110 950 353x175x190 27

Грузовые АКБ Исток

Выбор грузовых аккумулятор достаточно широкий, что позволяет покрыть большую часть грузового транспорта. Емкость варьируется от 132 до 225 ah при пусковых токах от 880 до 1600 Ампер. Решившись на покупку такого АКБ, потребитель непременно сделает правильный выбор, ведь в продаже имеются модели с прямой и обратной полярностью.

Название Емкость, Ач Пусковой ток, А Размеры, мм Вес, кг
6СТ-132N /R 132 880 513x189x213 38.4
6СТ-135N /R 135 900 513x189x213 40.3
6СТ-140N /R 140 930 513x189x213 41.5
6СТ-190N /R 190 1300 530x233x233 52
6СТ-200N /R 200 1450 530x233x233 53
6СТ-210N /R 210 1500 530x223x223 53.5
6СТ-225N /R 225 1600 518x274x240 65

Обслуживание и зарядка

Простые правила ухода за АКБ позволят продлить срок службы:

  • Нужно всегда следить за уровнем электролита и в случае его нехватки доливать дистиллированную воду.
  • Батарея должна быть сухой и чистой, так как из-за влаги и грязи может происходить замыкание между клеммами.
  • Клеммы должны быть чистыми, рекомендуется смазывать их специальными средствами.
  • Иногда проверяйте крепление АКБ, она не должна болтаться.
  • Следите, что бы батарея была заряжена и в случае необходимости подряжайте ее.
  • Один раз в три месяца проводите проверку напряжения в момент запуска мотора.

Напряжение нормально заряженной батареи находится в диапазоне от 12,6 до 12,7 вольт, если оно опускается до 11,6, то она считается разряженное и ее необходимо зарядить.

  1. Снять аккумулятор с автомобиля;
  2. Принести ее в хорошо проветриваемое помещение с плюсовой температурой;
  3. Дать ее отогреться до температуры помещения;
  4. Протереть от влаги и грязи;
  5. Открыть крышки в каждой банке и при необходимости долить воду;
  6. Подключить ЗУ;
  7. Ток выставляем 14,4 В;
  8. Напряжение 10% от емкость батареи, то есть если емкость 72 Ач, то напряжение должно быть до 7,2 А (округляем в меньшую сторону до 7 Ампер);
  9. Время заряда занимает порядка 10 часов;
  10. После зарядки отключите ЗУ и проверьте еще раз уровень электролита, после чего закрутите крышки.

Не закрывайте банки перед зарядкой, что бы при кипении электролита пар свободно выходил, он кстати ядовитый, поэтому помещение должно хорошо проветриваться.

Как узнать дату выпуска и расшифровать код

Маркировка необходима, чтобы подобрать изделие правильной ёмкости, напряжения, учесть показатели тока холодной прокрутки и т.д.

  • 6 – число, указывающее на количество последовательно соединенных АКБ.
  • СТ – прибор стартерного типа.
  • Получается, что 6CT – это стартерная батарея из 6 банок и в автотранспорте используются только такие.
  • Емкость батареи – от 45-225 Ач.

В продаже имеются варианты с разным показателем расхода воды:

  • N – c нормальным, классическим расходом.
  • L – с малым расходом.
  • VL – с очень малым расходом.

При прямой полярности в маркировке ничего не указывается, обратная обозначается буквой R. Чтобы определить год изготовления батареи емкостью 45-110 Ач, необходимо обратить внимание на 10-значное число в правом верхнем углу крышки. Месяц изготовления – первые две цифры, год производства – следующие две цифры, а вот остальные — идентификационный номер агрегата. Дата выпуска АКБ емкостью 132-225 Ач указывается во фронтальной части корпуса на торце.

Пример: Маркировка 0617 987654 – аккумулятор изготовлен в июне 2017 года, 987654 – идентификационный номер.

У Вас был или есть Аккумулятор Исток? Тогда расскажите в комментариях о своих впечатлениях о нем, это очень поможет остальным автолюбителям и сделает материал более полным и точным.

Отзывы

  1. Заказывал бактерию в сети-запчастей АТЛ еще пять лет тому назад. До сих пор работает исправно. Согласно документации, требовалась модель 6СТ-55, но посидев на форумах, изучил отзывы и приобрел «шестидесятую». Зимой АКБ не снимал, только отсоединял клеммы. В таком жестком режиме машина все равно заводилась, со временем показатель емкости упал, аккумулятор был продан вместе с машиной.
  2. Заряжать прибор можно без проблем и не переживать о падании напряжения. Работает хорошо даже в морозы — прочный и морозостойкий пластик корпуса. Кроме ряда ощутимых преимуществ столкнулся с проявлением коррозии на планке крепления, поэтому пришлось шлифовать клеммы бумагой. В остальном в работе батарея устраивает и оправдывает вложения.
  3. Пусковой ток этого прибора ниже существующих иностранных аналогов. Такие батареи менее устойчивы к работе при низких температурах, но стоят они значительно дешевле иностранного аналога. В целом качество изделия оправдано вложенными средствами. Несмотря на это агрегат работает долго и хорошо выдерживает подзарядку.

Чтобы убедиться во всех преимуществах столь современных приборов, стоит один раз купить подходящую модель «Исток». Потребители отмечают, что продукция отечественного производителя оправдывает все вложения.

2.2. Типы, общие характеристики условные обозначения аккумуляторных батарей

Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи подразделяются на танковые, автомобильные и мотоциклетные.

В табл. 1 приведены общие характеристики основных типов танковых, автомобильных и мотоциклетных аккумуляторных батарей.

Таблица 1. Общие характеристики танковых, автомобильных и мотоциклетных аккумуляторных батарей

Тип и исполнение батарей Номиналь- ное напряжение, В Номиналь- ная емкость, А·ч
режим 10 / 20 ч
Габаритные размеры, мм Масса, кг
без/с электролитом
Кол-во электролита, л
в АБ / в аккумуляторе
Танковые батареи
6СТЭН-140М* 12 140 / 126 587 х 238 х 239 52.5 / 62.0 8.0 / 1.33
6СТ-140Р 12 140 / 126 587 х 238 х 239 51.0 / 62.0 8.0 / 1.33
12СТ-70М* 24 — / 70 587 х 238 х 239 58.0 / 67.5 9.0 / 0.75
12СТ-70** 24 — / 70 587 х 238 х 239 58.0 / 67.5 9.0 / 0.75
12СТ-85Р 24 85 / 80 585 х 239 х 240 62.0 / 72.0 10.0 / 0.83
Автомобильные батареи
3СТ-150ЭМС
(ЭРС, ЭМ, ЭР)***
6 150 / 135 326 х 176 х 238 22.0 / 28.2 4.8 / 1.60
3СТ-150ТМС
(ТРС, ТМ, ТР)
6 150 / 135 326 х 176 х 238 21.0 / 27.2 4.8 / 1.60
3СТ-215ЭМ
(ЭР)
6 215 / 195 428 х 195 х 242 34.0 / 42.8 7.0 / 2.33
6СТ-45ЭМ
(ЭР)
12 45 / 42 240 х 179 х 224 16.0 / 19.8 3.0 / 0.50
6СТ-50ЭМС
(ЭРС, ЭМ, ЭР)
6 50 / 45 260 х 175 х 235 17.0 / 21.5 3.5 / 0.58
6СТ-55ЭМ
(ЭР)
12 55 / 50 262 х 174 х 226 17.5 / 22.4 3.8 / 0.63
6СТ-60ЭМ
(ЭР)
12 60 / 54 283 х 182 х 237 19.5 / 22.4 3.8 / 0.63
6СТ-75ЭМС
(ЭРС, ЭМ, ЭР)
12 75 / 68 358 х 177 х 239 24.0 / 30.4 5.0 / 0.83
6СТ-75ТМС
(ТРС, ТМ, ТР)
12 75 / 68 358 х 177 х 236 22.0 / 28.4 5.0 / 0.83
6СТ-82ЭМС
(ЭРС, ЭМ, ЭР)
12 82 / 75 391 х 186 х 240 27.5 / 33.8 5.4 / 0.90
6СТ-90ЭМС
(ЭРС, ЭМ, ЭР)
12 90 / 81 421 х 186 х 238 28.0 / 35.6 6.0 / 1.00
6СТ-105ЭМС
(ЭРС, ЭМ, ЭР)
12 105 / 95 476 х 187 х 238 31.0 / 39.8 7.0 / 1.17
6СТ-132ЭМС
(ЭРС, ЭМ, ЭР)
12 132 / 120 514 х 211 х 243 41.0 / 51.2 8.0 / 1.33
6СТ-182ЭМС
(ЭРС, ЭМ, ЭР)
12 182 / 165 522 х 282 х 243 55.0 / 70.2 11.5 / 1.92
6СТ-190ТР
(ТМ)
12 190 / 170 587 х 238 х 238 57.2 / 71.7 12.0 / 2.00
6СТ-190ТРН
(ТМН)
12 190 / 170 587 х 238 х 238 58.2 / 72.7 12.0 / 2.00
Мотоциклетные батареи
6СТЭН-140М 6 — / 12 144 х 100 х 192 — / 4.0 0.315 / 0.105
3МТ-8 6 8 / — 81 х 78 х 143 1.4 / 1.8 0.4 / 0.13
6МТС-9 12 9 / — 140 х 78 х 142 3.2 / 4.0 0.7 / 0.12
6МТС-22 12 22 / — 194 х 130 х 166 7.0 / 9.0 1.9 / 0.32

* — сепаратор из мипора.

** — сепаратор из мипласта.

*** — в скобках указаны варианты исполнения батарей с различными материалами сепараторов.

Таблица 2. Основные заводы-изготовители аккумуляторных батарей

Предприятие Типы изготавливаемых танковых и автомобильных батарей
Подольский аккумуляторный завод 3СТ-65ЭМ, 3СТ-150ЭМС, 3СТ-150ТМС, 3СТ-215ЭР, 6СТ-45ЭМ, 6СТ-50ЭМС, 6СТ-75ТМС, 6СТ-55ЭМ, 6СТ-190ТР
Курский завод «Аккумулятор» 6СТ-60ЭМ, 6СТ-75ЭМС, 6СТ-82ЭМС, 6СТ-90ЭМС, 6СТ-182ЭМС, 6СТ-190ТР
Тюменский аккумуляторный завод 6СТ-132ЭМС, 6СТ-55ЭР, 6СТ-90ЭМС
Саратовский завод свинцовых аккумуляторов 6СТ-128МС, 6СТ-55ЭМ, 6СТЭН-140М
Электротехнический завод, г. Комсомольск-на-Амуре 6СТ-75ЭМС, 6СТ-132ЭМС, 6СТЭН-140М
Производственное объединение «Источник», г. Санкт-Петербург 3СТ-215ЭМ, 6СТ-132ЭМС, 6СТ-190ТР, 6СТ-140Р, 6СТ-105ЭМС, 6СТЭН-140М, 12СТ-70М, 12СТ-85
Завод «Востсибэлемент», г. Свирск 6СТ-75ЭМС, 6СТ-132ЭМС, 6СТ-60ЭМ, 6СТ-128
Талды-Курганский аккумуляторный завод 6ТСТ-50ЭМС, 6СТ-132ЭМС, 6СТ-75ЭМС

Товарный знак завода-изготовителя наносится на межэлементном соединении, на экспортных батареях не наносится.

Танковые и автомобильные аккумуляторные батареи имеют маркировку, нанесенную на перемычках.

На каждой танковой и автомобильной батарее нанесены следующие обозначения:

  • товарный знак предприятия-изготовителя;
  • тип и исполнение батареи;
  • дата изготовления (год и месяц);
  • соответствующий ГОСТ или ТУ;
  • знаки полярности: «+» (плюс) и «—» (минус).

Маркировка танковых аккумуляторных батарей приведена на рис. 2 и 3.

2. Маркировка 12-вольтовых танковых аккумуляторных батарей 3. Маркировка 24-вольтовых танковых аккумуляторных батарей

На вновь разработанные автомобильные батареи кроме указанной маркировки наносятся номинальная емкость (в ампер-часах), номинальное напряжение (в вольтах) и разрядный ток (в амперах), если он больше ЗС2020— емкость батареи в 20-часовом режиме разряда) при температуре электролита -18 °С.

Тип батарей определяется:

  • количеством последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (3, 6 или 12), характеризующим ее номинальное напряжение (6, 12 или 24 В соответственно);
  • назначением (СТ — стартерная);
  • номинальной емкостью при 20-часовом режиме разряда (в А·ч).

Буквы в конце обозначения типа батареи характеризуют:

  • материал моноблока (Э — эбонит, Т — термопласт);
  • материал сепараторов (Р — мипор, М — мипласт, С — стекловолокно);
  • серию (Н — новая).

Обозначение материала сепараторов для танковых аккумуляторных батарей, выпущенных до 1977 г., не стандартизовано. Эти обозначения приведены в сносках к табл. 1.

Вид товарных знаков основных заводов — изготовителей аккумуляторных батарей приведен в табл. 2.

У танковых аккумуляторных батарей и автомобильной батареи типа 6СТ-190 знаки полярности дополнительно наносятся на защитном кожухе.

На каждой мотоциклетной батарее нанесены следующие обозначения:

  • товарный знак предприятия-изготовителя, тип батареи;
  • знаки полярности («+» и «—»);
  • дата изготовления (год, месяц);
  • обозначение соответствующего ГОСТа или ТУ.

Тип мотоциклетной батареи определяется:

  • количеством последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (3 или 6), характеризующим ее номинальное напряжение (б или 12 В);
  • назначением (стартерная — для пуска двигателя посредством стартера и питания других потребителей электрической энергии — МТС, нестартерная — для питания потребителей электрической энергии — МТ);
  • номинальной емкостью (в ампер-часах), определяемой при 20-часовом режиме разряда.

Кроме того, на общей крышке наносятся товарный знак предприятия-изготовителя, знаки полярности («+’ и «—»), дата изготовления (год, месяц) и обозначение стандарта.

Примеры условного обозначения

  • Танковая аккумуляторная батарея с шестью последовательно соединенными аккумуляторами номинальной емкостью 140 А·ч с сепараторами из мипора обозначается 6СТ-140Р.
  • Танковая аккумуляторная батарея с двенадцатью последовательно соединенными аккумуляторами номинальной емкостью 85 А·ч с сепараторами из мипора обозначается 12СТ-85Р.
  • Автомобильная аккумуляторная батарея с шестью последовательно соединенными аккумуляторами номинальной емкостью 75 А·ч в моноблоке из эбонита с сепараторами из мипласта обозначается 6СТ-75ЭМ.
  • Батарея такой же емкости, но собранная с сепараторами из мипласта и стекловолокна в моноблоке из термопласта (полиэтилена наполненного), обозначается 6СТ-75ТМС.
  • Мотоциклетная батарея из трех последовательно соединенных аккумуляторов на номинальную емкость 8 А·ч обозначается ЗМТ-8, а батарея из шести последовательно соединенных аккумуляторов на номинальную емкость 22 А·ч обозначается 6МТС-22.

Акб 6ст-190, 90, 100 и 132: модельный ряд, технические характеристики

Свинцово-кислотная стартерная аккумуляторная батарея 6СТ 190ТР (6СТ-190А) состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов), собранных в термопластовом моноблоке полиэтиленовой композиции.

Аккумуляторы собраны из блоков отрицательных и положительных пластин размерами 135,5×143 мм, разделенных между собой сепараторами. Толщина отрицательных пластин равна 1,9 мм, а положительных — 2,3 мм. Число отрицательных пластин в блоке 15, а положительных — 14. Сепараторы батарей изготовлены из мипора.

Для удобства заливки и контроля уровня электролита в эксплуатации отверстие в крышке аккумулятора выполнено с глубокой горловиной (тубусом).

Аккумуляторы соединены в батарею посредством межэлементных соединений, которые для уменьшения внутреннего сопротивления батареи выполнены с медными вставками. На межэлементном соединении между третьим и четвертым аккумуляторами имеется маркировка, где указаны тип батареи, номер технических условий, которым она соответствует, год и месяц выпуска и товарный знак завода-изготовителя.

Полюсные выводы выполнены под болтовое соединение с резьбой М10 и крепятся к моноблоку двумя винтами. С целью исключения случайных коротких замыканий полюсные выводы закрыты крышкой. Сверху батарея закрыта крышкой, снижающей загрязнение поверхности.

Техническая характеристика

Номинальное напряжение батареи, В

Номинальная ёмкость при температуре
электролита 23. 27ºС в режиме разряда, А·ч:
20-часовом
10-часовом

Сила тока при режиме разряда,А:
20-часовом
10-часовом

Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота

Масса, кг:
без электролита
с электролитом

Сила тока при режиме заряда, А:
20-часовом
10-часовом

Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние

Аккумуляторные батареи выпускаются заводами в сухозаряженном исполнении. Для приведения их в рабочее состояние приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте его в аккумуляторы и при необходимости после пропитки пластин подзарядите батареи. Приготовление электролита, заливка его в аккумуляторы и заряд батарей должны производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей. От качества приведения батарей в рабочее состояние зависит надежность дальнейшей их эксплуатации.

Плотность электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, зависит от климатического района эксплуатации (см. табл. 50).

Электролит требуемой плотности может быть приготовлен непосредственно из кислоты плотностью 1,83. 1,84 г/см3, однако, учитывая сильный разогрев раствора (до 80°С и выше), более удобно готовить электролит требуемой плотности из ранее приготовленного раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/ см3 при 15ºС. Количество воды, кислоты плотностью 1,83 г/см3 или ее раствора плотностью 1,40 г/см3, необходимое для приготовления 3 л электролита, приведено в табл. 51.

Таблица. 50.Плотность электролита при приведении стартерных аккумуляторных батарей в рабочее состояние

Плотность электролита при 15°С, г/см3

в конце первого заряда

Районы с резко континентальным климатом
с зимней температурой ниже минус 40 С

Районы с зимней температурой:
до минус 40°С
до минус 30°С

Круглый год
То же

Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от приведенных в таблице значений на ±0,01

Таблица 51. Плотность электролита в зависимости от количества воды и серной кислоты

Требуемая плотность
электролита при 15°С, г/см3

Количество воды и раствора
кислоты плотностью 1,40 г/см3 при 15°С,1

Количество воды и кислоты
плотностью 1,83 г/см3 при 15 °С, 1

Плотность электролита зависит от температуры, поэтому перед замером плотности следует предварительно замерить его температуру. Для того чтобы получить сравнимые результаты во всех расчетах, плотность электролита принято приводить к температуре 15°С. Поправки при определении плотности электролита в зависимости от его температуры приведены в табл. 52.

Таблица 52. Поправка к показанию денсиметра для различной температуры электролита

Температура электролита, °С

Поправка к показанию денсиметра

Примечание. Если температура электролита выше 15ºС, к показанию денсиметра прибавить поправку, если ниже — то вычесть

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 25°С в условиях умеренного климата и не выше 30°С в условиях тропиков. При более высокой температуре батарее следует дать остыть.

Порядок заливки электролита следующий: выверните пробки (предварительно срезав выступ на полиэтиленовых пробках, закрывающих вентиляционные отверстия у сухозаряженных батарей), заливайте до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего торца тубуса заливной горловины.

Не ранее чем через 20 мин и не позднее чем через 2 ч после заливки электролита проверьте его плотность и уровень. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 в каждом аккумуляторе по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батарею можно устанавливать на автомобиль без под-заряда. Если же плотность понизится более чем на 0,03 г/см3, то батарею следует зарядить.

Заряд аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи заряжайте от источника постоянного тока при приведении их в действие, а также в процессе эксплуатации и хранения. Заряд батареи проводите только в случае, если температура электролита не превышает 30°С. Положительный вывод аккумуляторной батареи подсоедините к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному. Величину зарядного тока установите и в дальнейшем поддерживайте на одном уровне реостатом или же путем изменения напряжения зарядного источника в зависимости от применяемого зарядного устройства.

Во время заряда плотность электролита в аккумуляторах постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Заряд батареи ведите до тех пор, пока плотность электролита и напряжение на выводах каждого аккумулятора не будут постоянными в течение 2. 3 ч при одновременном обильном газовыделении во всех аккумуляторах.

Температура электролита во время заряда также возрастает, особенно к концу заряда, поэтому периодически контролируйте температуру. В случае, если температура электролита выше 45°С, уменьшите величину зарядного тока наполовину или прервите на время заряд и охладите батарею до 30°С.

Периодичность замера плотности электролита и напряжения на аккумуляторах в начале заряда через 2. 3 ч, а в конце заряда — через каждый час.

Продолжительность заряда новой батареи колеблется в пределах 5 ч.

Если во время заряда уровень электролита в отдельных аккумуляторах понизился, восстановите его доливкой дистиллированной воды.

В конце заряда плотность электролита, приведенная к 15°С, должна соответствовать значениям, указанным в табл. 40, в зависимости от климатического района эксплуатации. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, то при повышенной плотности долейте дистиллированную воду или долейте раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3, если плотность ниже нормы. Перед доливкой часть электролита из аккумулятора отберите с помощью груши.

Корректировку плотности проводите только в конце заряда, когда плотность электролита больше не возрастает, а за счет газовыделения обеспечивается быстрое и полное перемешивание. Корректировка плотности улучшает работоспособность батареи и дает возможность правильно определять степень разряженное батарей в эксплуатации по плотности электролита.

Если разница между существующей и пробуемой плотностями велика, операции отбора и доливки выполните три-четыре раза.

Для надежного перемешивания электролита после каждой доливки воды или раствора кислоты заряжайте батарею не менее 30 мин.

Хранение аккумуляторных батарей

Хранение сухозаряженных батарей. Новые, незалитые электролитом аккумуляторные батареи 6СТ 190 храните в сухом проветриваемом помещении при температуре до минус 30°С. Хранение при более низкой температуре не рекомендуется во избежание образования трещин мастики.

При постановке батарей на хранение плотно вверните герметизирующие пробки в заливные горловины крышек и закрепите декакрышки и кожухи. Батареи устанавливайте в один ряд и защищайте от воздействия прямых лучей. Срок хранения сухозаряженной батареи не более трех лет. До истечения срока хранения батареи должны быть выданы в эксплуатацию.

Не реже одного раза в три месяца проверяйте состояние мастики (трещины, вспучивание и отслоение мастики от стенок моноблока и крышек не допускаются). При обнаружении трещин отремонтируйте батареи.

Хранение батарей, залитых электролитом. На хранение могут быть поставлены новые и бывшие в эксплуатации исправные и полностью заряженные батареи с электролитом.

Не допускается постановка на хранение частично заряженных батарей во избежание сульфатации пластин, приводящей к потере работоспособности батарей.

Аккумуляторные батареи 6СТ 190 устанавливайте на хранение по возможности в прохладном помещении при температуре не выше 0°С и не ниже минус 30°С.
Перед постановкой батарей на хранение осмотрите их, убедитесь в исправности и очистите от загрязнений и окислов. Поверхность батарей тщательно нейтрализуйте 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, протрите ветошью, смоченной водой, и вытрите насухо.

Батареи, поставленные на хранение при положительной температуре, кроме корректировки плотности электролита, подзаряжайте один раз в месяц для восстановления емкости, потерянной от саморазряда (см. «Заряд аккумуляторных батарей»).

Батареи, поставленные на хранение при температуре 0°С и не ниже минус 30°С, проверяйте ежемесячно по плотности электролита и подзаряжайте в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита, приведенной к 15°С, ниже 1,230 г/см3.

Допустимый срок хранения батарей составляет не более 18 месяцев, если батареи хранятся при температуре не выше 0°С; и не более 9 месяцев, если батареи хранятся при комнатной температуре и выше.