Холодный пуск двигателя: последствия для двс

Холодный запуск двигателя и ресурс силового агрегата

Многие автолюбители хорошо знают, что зимний период считается достаточно тяжелым для разных узлов и деталей автомобиля. Как правило, опытные водители заранее отдельно подготавливают машину к зиме, причем такая подготовка не ограничивается банальным переходом на зимние шины и подзарядкой аккумулятора.

Важно понимать, что двигатель также не является исключением из списка узлов и агрегатов, которые подвержены усиленному износу при эксплуатации в условиях холодов. Другими словами, если затрагивать холодный пуск, ресурс мотора в этом случае несколько сокращается. В этой статье мы рассмотрим, к каким последствиям приводит холодный запуск двигателя, вред такого пуска, а также способы свести возможные риски к минимуму.

Холодный пуск двигателя: вред для ДВС

Как известно, даже исправный двигатель может с трудом заводиться при сильном похолодании. Дело в том, что моторное и трансмиссионное масло густеет, АКБ сильнее расходует заряд, бензин хуже испаряется, а солярка в дизеле становится вязкой и с трудом прокачивается по системе питания. В результате стартеру труднее проворачивать коленчатый вал, горючее также хуже воспламеняется в цилиндрах.

Так как моторное масло становится менее текучим и хуже прокачивается, в момент запуска «на холодную» получается так, что двигатель первые секунды испытывает масляное голодание. Так или иначе, но увеличенного износа двигателя не избежать. Как правило, речь идет об износе ЦПГ (поршни и стенки цилиндров), шеек коленвала, коренных и шатунных вкладышей и т.д.

Если просто, масло становится вязким и до определенного прогрева не подается к нагруженным парам в должном количестве и под нужным давлением. Результат — детали испытывают высокие нагрузки и страдают от сухого трения.

Но и это еще не все. Как уже было сказано выше, компрессия холодного мотора понижена, что требует больше топлива для его запуска. При этом через увеличенные зазоры между поршневыми кольцами и стенкой цилиндра горючее в холодном ДВС попадает в поддон картера, ухудшая в дальнейшем свойства смазочного материала. Особенно эта проблема актуальна в том случае, если мотор приходится долго крутить, чтобы он завелся.

На практике это значит, что если в моторное масло попадает бензин или солярка, причем в больших количествах, такой разбавленный топливом смазочный материал не способен обеспечить надежную защиту мотора от износа после выхода двигателя на рабочие температуры. Результатом может стать не только сокращение ресурса, но и поломка двигателя, его заклинивание и т.д.

Также любые уплотнители и прокладки страдают от перепада температур, так как холодный ДВС после запуска начинает быстро нагреваться, при этом нагрев происходит неравномерно. Не удивительно, что в резиновых изделиях появляются трещины, которые затем приводят к утечке масла и других технических жидкостей.

Достаточно вспомнить простой наглядный пример, когда после длительной стоянки с вывернутыми колесами зимой на автомобилях с ГУР можно наблюдать течь рулевой рейки. Причина-потеря эластичности манжетов и сальников механизма рулевого управления, которые после запуска мотора и начала работы насоса гидроусилителя попросту не держат рабочее давление. Похожая ситуация происходит и с сальниками в двигателе.

Как избежать проблем при холодном запуске мотора

Если проанализировать основные рекомендации специалистов, большинства описанных выше проблем можно избежать, хотя и не полностью. Давайте разбираться.

  • Когда речь заходит об автомобилях, которые эксплуатируются в регионах, где нет значительного понижения температур в зимний период, тогда в рамках подготовки машины к зиме следует выполнять ряд общих стандартных процедур.
  1. Первым делом необходимо убедиться в работоспособности АКБ и стартера. От эффективности работы аккумулятора напрямую будет зависеть возможность крутить стартер, который, в свою очередь, прокручивает маховик двигателя. Аккумулятор нужно зарядить при помощи ЗУ. В том случае, если он обслуживаемый, следует проверить плотность электролита в аккумуляторе, при необходимости долить или заменить электролит и т.д.

2. Также перед наступлением холодов необходимо проверять и своевременно менять свечи зажигания (свечи накаливания для дизеля), а также другие ответственные элементы (например, высоковольтные свечные бронепровода). Такой подход позволит исключить проблемы с воспламенением смеси в цилиндрах.

3. Еще отметим, что перед зимой следует также заменить все фильтры (воздушный, масляный, топливный), проверить уровень и состояние антифриза в системе охлаждения. Также с наступлением холодов нужно заливать в бак качественное топливо на проверенной АЗС. Что касается горючего, особенно это важно учитывать для дизельных двигателей, которые остро нуждаются в специальной «зимней» солярке.

4. Заключительной рекомендацией, конечно же, является прогрев двигателя перед поездкой. Хотя многие автопроизводители утверждают, что современные моторы не нуждаются в прогреве, практическая эксплуатация показывает обратное.

  • Если учесть все сказанное выше, особенно ответственные автомобилисты сразу могли подумать, что можно и вовсе не заводить мотор «на холодную». Другими словами, автомобиль ставится в гараж и зимой не эксплуатируется.

Сразу отметим, такие автовладельцы встречаются, но по понятным причинам их меньшинство. При этом важно понимать, что далеко не всегда отказ от эксплуатации в зимний период позволяет говорить о том, что такой подход только увеличивает срок службы автомобиля и двигателя.

  • Итак, перейдем к варианту, когда машина используется круглый год, при этом зимой отмечается значительное понижение температур (от -30 и ниже). Самым простым выходом из ситуации может быть теплый паркинг или отапливаемый гараж, куда авто ставится на ночную стоянку.

Также в этом случае можно дополнительно оборудовать автомобиль предпусковым автономным подогревателем двигателя типа Webasto или Гидроник, установить отдельный подогреватель масла в поддоне, реализовать подогрев топлива, утеплить двигатель и капот, приобрести пускозарядное устройство для запуска двигателя и т.д.

Естественно, такие решения потребуют дополнительных затрат (иногда достаточно объемных), однако в случае комплексного подхода двигатель будет легко заводиться даже в сильные морозы, меньше расходовать топливо на прогрев и медленно остывать. Также в значительной мере повышается комфорт эксплуатации как бензиновых, так и дизельных ДВС.

Что в итоге

Как видно, некоторых последствий холодного пуска можно избежать только путем достаточно серьезных денежных вливаний (установка автономных предпусковых подогревателей двигателя, подогревателей масла в поддоне и т.д.) в сочетании с хранением авто в теплом гараже.

Однако, если техническое состояние автомобиля хорошее или машина новая, не стоит бояться холодного пуска. Ресурс многих современных двигателей составляет, в среднем, около 300-350 тыс. км. (как бензиновые, так и дизельные ДВС).

Перечисленного выше вполне может быть достаточно для того, чтобы ущерб после холодного пуска оказался минимальным, а двигатель в процессе работы максимально безболезненно вышел на рабочие температуры.

Почему стоит установить предпусковой автономный отопитель Вебасто на бензиновый двигатель. Преимущества отопителя на бензиновом авто, особенности работы.

Как завести дизель в морозы: особенности холодного запуска дизельного мотора. По каким причинам холодный дизельный двигатель не заводится, диагностика.

Подогрев моторного масла перед запуском: для чего это нужно. Доступные способы подогрева масла, что нужно знать. Предпусковой подогреватель масла в поддоне.

Типы предпусковых подогревателей двигателя: электрические 220 В или с автономным источником питания, жидкостные. Отличия, особенности выбора и установки.

Что такое Вебасто (Webasto). Принцип работы автономных предпусковых подогревателей. Плюсы и минусы жидкостного подогревателя и воздушного отопителя (фена).

Запуск дизельного мотора зимой. Присадки-антигели в солярку, керосин и замена топливного фильтра. Обогрев топливного бака, свечи накаливания, аккумулятор.

DZENISOVA › Блог › Что нельзя делать с двигателем при запуске в сильный мороз

Хорошо забытое старое, вспомним несколько правил для морозной погоды.
Отличная статья, оставлю в блоге. Ссылка на источник прилагается.

«Холодный» запуск двигателя – важные правила!
В теплую погоду, проблем с запуском двигателя, при условии, что все системы и агрегаты в автомобиле исправны, проблем не возникает. Вставил ключ в зажигание, провернул и поехали. Но зимой, при минусовой температуре, такая простая и незамысловатая процедура завода может сработать далеко не всегда, а иногда и стать основной причиной, по которой придется транспортировать свою «ласточку» на сервис при помощи эвакуатора. Чтобы этого не произошло, а ресурс двигателя и сопутствующих ему систем не снижался, опытные специалисты рекомендуют соблюдать несколько нехитрых правил.

Первое из них, которым многие водители часто пренебрегают, касается времени, которое должно пройти после поворота ключа зажигания в положение «ON». Категорически не рекомендуется запускать стартер сразу же, особенно в морозную погоду, если автомобиль простоял ночь на холоде. Необходимо дождаться пока все индикаторы на приборной панели сначала загорятся, а затем погаснут (большая часть из них). Как правило на это уходит 5-10 секунд.

Читайте также  Как отключить иммобилайзер ваз 2110

В это время «организм» автомобиля пробуждается, а бензонасос успевает подкачать немного топлива, что существенно улучшит запуск мотора. На машинах с дизельным двигателем обязательно следует дождаться пока произойдет нагрев свечей накаливания и не погаснет соответствующий индикатор на панели.

На автомобилях с механической коробкой передач при минусовой температуре за бортом следует выжать педаль сцепления, прежде чем проворачивать ключ или нажимать на кнопку пуска «Start/Stop», которая присутствует на многих современных автомобилях.

Это позволяет существенно снизить нагрузку на двигатель и другие системы во время холодного старта, да и летом пренебрегать этим простым правилом не стоит. Дело в том, что при свободном сцеплении стартер, даже самый мощный может не справиться с нагрузкой, ведь ему придется вращать на морозе не только коленвал мотора, но и трансмиссионные шестерни и валы, которые в этот момент находятся в сильно загустевшем масле ввиду низкой ночной температуры.

Если запуск с выжатым сцеплением прошел успешно, но обороты двигателя заметно плавают или нестабильны, стоит подержать сцепление еще некоторое время, пока стрелка на тахометре не стабилизируется, но не в коем случае не подгазовывайте, ни на автомате, ни на ручной коробке, это крайне негативно влияет на двигатель в холод.

При полностью заряженном и исправном аккумуляторе, после соблюдения вышеперечисленных техник и наличия качественного топлива в баке машина должна без проблем завестись. Но если индикаторы гаснет, а стартер не крутит — значит пора менять АКБ или заряжать его в домашних условиях, если это возможно (батарея должна быть обслуживаемой). Но если ехать необходимо срочно, следует прикурить его и проехать без того, чтобы глушить мотор не менее 2-3 часов, чтобы он немного зарядился от штатного генератора.

Если освещение приборов в норме, стартер крутит, но запуска не происходит — выньте ключ из зажигания и выждите не менее 20 секунд перед повторной попыткой. Ни в коем случае нельзя «насиловать» стартер. Максимальное количество попыток не должно превышать 4-5 раз с обязательным временным интервалом между ними.

Прогревать или не прогревать?
Пожалуй, главное заблуждение в среде автолюбителей заключается в том, что многие уверены в необходимости прогревать двигатель после запуска на холостом ходу не менее 5-10 минут. На самом деле, это мнение ошибочно.

Инжекторный двигатель не требует прогрева, и достаточно от 30 секунд до нескольких минут, чтобы все узлы и системы пришли в норму и были полностью готовы к работе независимо от внешних климатических факторов. В момент прогревания мотора «на холодную» происходит его наибольший износ, кроме того в это время выхлоп автомобиля наиболее вреден для человека и окружающей среды.

Поэтому если у вас автомобиль с инжекторным типом двигателя, то после успешного старта, как только индикатор оборотов станет на отметку 0,8-1,1( в зависимости от конкретного типа мотора и мощности авто) сразу начинайте движение, но старайтесь избегать повышенных оборотов и резких подгазовок в течение 10-15 минут после начала поездки, это негативно влияет на работу цилиндро-поршневой группы мотора. Важно помнить, что чем плавней начнется работа двигателя, тем лучше будут реагировать все сопутствующие ему узлы и системы.

Тоже самое касается и автомобилей с дизельными двигателями, которые практически не нагреваются на холостом ходу и в целом требуют больше времени для прихода в оптимальное рабочее состояние. Именно поэтому, все современные иномарки на дизелях оснащены системой дополнительного подогрева уже с завода. Если таковых нет, то специалисты советуют приобрести и установить отдельные системы типа «Webasto», которые можно активировать за полчаса-час до поездки. При этом обращать особое внимание на обороты на дизеле не стоит, рабочую температуру подобные агрегаты как раз набирают именно под нагрузкой, особенно в зимнее время года.

И напоследок стоит сказать о качестве топлива. Зимой, лучше выбирать более качественный бензин с повышенным октановым числом и дополнительными присадками, тоже самое касается и дизельного топлива. Это позволит не только улучшить запуск двигателя, но поможет стабилизировать расход топлива, который в зимний период, как правило повышается.

Все о холодном пуске

Многие владельцы машин убеждены, что холодный пуск двигателя зимой навредит автомобилю или некоторым его комплектующим. Отчасти они правы, так как при запуске мотора данный агрегат и вспомогательные узлы работают на пиковой нагрузке. А так как в холодном двигателе коэффициент вязкости смазочного материала становится больше, нагрузка на оборудование увеличивается. Поэтому, если вы не правильно выполняете холодный запуск двигателя, последствия не заставят себя ждать. Соответственно, рекомендуется, чтобы машина ночевала в теплом гараже, а не на улице, или хотя бы нужно соблюдать меры предосторожности, прежде чем запускать мотор при температуре ниже -25 градусов.

Чем опасен холодный запуск авто для вспомогательного оборудования

Данный вопрос активно обсуждается среди владельцев авто, потому что не у каждого есть возможность ставить машину в теплом помещении. Есть даже сплетни о том, что при температуре окружающей среды один холодный запуск двигателя равен пробегу в 100 000 километров и больше, но они не подтверждены никакими исследованиями. Хотя даже без каких-то тестов очевидно, что имеет место ускоренный износ некоторых узлов.

Как влияет холодный запуск автомобиля на ресурс стартера

По нескольким причинам при холодном запуске первым страдает стартер:

Загустевшее масло затрудняет вращение коленчатого вала.

Аккумулятор расходует больше энергии на запуск двигателя.

Бензин медленнее испаряется и плохо воспламеняется.

Вязкость дизельного топлива увеличивается, и ему сложнее просочиться в камеру сгорания.

Все это в совокупности приводит к тому, что холодный запуск авто негативно сказывается на ресурсе стартера. Из-за повышенного потребления энергии и непосильной нагрузки увеличивается вероятность пробоя изоляции между обмотками или полный их выход из строя.

Запуск холодного двигателя и вред для АКБ

При низкой температуре емкость батареи снижается, она полностью может сесть, так как пуск холодного двигателя требует большей силы тока. Как говорилось выше, стартеру требуется больше энергии, чтобы провернуть коленчатый вал в загустевшей смазке. Поэтому батарея работает на износ, отдавая на старт двигателя все свои ресурсы, что негативно влияет на ее срок службы. Чтобы избежать этого, рекомендуется снимать АКБ и заносить в теплое помещение, дабы запуск двигателя в минус 30 выполнялся при полной емкости аккумулятора, что не так пагубно влияет на его ресурс и повышает возможности стартера.

Износ двигателя при холодном пуске

Что касается самого силового агрегата, сокращение его ресурса из-за частых холодных пусков способствуют более дорогостоящему ремонту, чем замена стартера и АКБ. Проблема в том, что при отрицательной температуре все комплектующие теряют объем, и между деталями незначительно увеличивается зазор. Поэтому холодный запуск автомобиля способствует снижению компрессии, так как больше топлива уходит в картер между поршневыми кольцами и стенками цилиндров. Повышенный расход топлива не так страшен, как его последствия, потому что чем больше бензина или солярки попадает в моторное масло, тем быстрее смазочный материал теряет свойства. Следовательно, если часто выполнять холодный запуск двигателя, износ гарантирован следующим деталям:

шейки коленчатого вала;

коренные и шатунные вкладыши;

опорные подшипники коленчатого вала.

Все эти детали смазываются моторным маслом, и если оно теряет свойства, износ данных комплектующих ускоряется. Также следует сказать о масле, ведь часто холодный старт двигателя приводит к разгерметизации поддона. Это обусловлено тем, что при температуре ниже -25 резиновые прокладки теряют эластичность и становятся жесткими. Запустившийся мотор быстро нагревается, а по причине резкого температурного перепада в прокладках появляются микротрещины, открывающие путь наружу для смазочного материала. Поэтому запуск двигателя в холодную погоду, когда на улице ниже -25, не рекомендуется без предварительного подогрева поддона картера.

Как сделать запуск холодного двигателя безопасным

Выше мы рассмотрели холодный запуск двигателя, что это и какие последствия от этого могут быть. Лучший способ не допускать таких проблем — исключить запуск холодного мотора. Для этого можно выполнить следующее:

утеплить двигатель с капотом;

запастись пуско-зарядным устройством;

установить устройства для подогрева моторного масла и топливной системы;

оборудовать двигатель автономным подогревателем.

Читайте также  Замена топливного фильтра на volkswagen polo sedan (инструкция)

Все это конечно требует финансовых затрат, но зато не придется выполнять холодный пуск двигателя и ремонтировать силовой агрегат раньше времени. Иногда это даже целесообразнее с финансовой стороны, несмотря на дороговизну оборудования для автономного подогрева двигателя. Можно уменьшить износ двигателя при холодном пуске, заранее озаботившись этой необходимостью.

Холодный пуск, какой от него вред? Выбор зимнего масла.

Для опытных автолюбителей не секрет, что от ряда характеристик моторного масла, зависит сохранность двигателя после зимней эксплуатации. Конечно, сегодня граница между зимним и летним маслом практически стёрта. Производители в основном предлагают универсальные продукты. Но если так совпало, что необходимо менять масло в межсезонье, тогда следует более внимательно выбирать масло. Дело в том, что летом, все требования к маслу сводятся к работе в высоком диапазоне температур и соответствующих нагрузок. А вот зимой, необходимо ещё учитывать холодный пуск двигателя, который зависит от вязкости масла при температуре ниже нуля.

Немного отступив от темы, следует сказать, что на сегодняшний день производители стремятся производить масла полностью универсальные. Множество производителей делают не только все сезонные масла, но и для разных двигателей. Например, существуют масла, которые предназначены для дизельных и в бензиновых ДВС одновременно.

Чем опасен для ДВС холодный пуск?

Даже самый исправный двигатель после долгого простоя заводиться с трудом. Наверно все замечали, что морозным утром стартер проворачивает коленчатый вал ДВС намного тяжелее и ему приходиться делать намного больше оборотов. Связано это с тем, что масло, которое залито в двигатель, густеет и масляному насосу тяжело нагнать давление масла в двигатель. Густое масло, не предназначенное для зимней эксплуатации, в минусовую температуру превратиться в “солидол”. В таком случае насос вообще не сможет загнать масло в систему смазки и двигатель заклинит. Плюс ко всему рабочая смесь (бензин с воздухом) хуже воспламеняется в цилиндрах двигателя.

Несложно догадаться, что в момент работы стартера и первые секунды работы ДВС, он испытывает масляное голодание. Детали двигателя работают “на сухую” – это катастрофические нагрузки на двигатель. Для справки: двигатель без масла может проработать от 2-х до 15-ти минут. Так что если в двигателе будет залито масло, не предназначенное для зимней эксплуатации, а за окном будет -20°C, то масляный насос просто-напросто не прокачает давление масла и он заклинит. Ходит мнение, что один холодный пуск двигателя при температуре за бортом -30°C, приравнивается к 200 км пробега.

На холодном моторе компрессия немного меньше, связано это со свойствами металлов. При холодном пуске часть горючего попадает в картер двигателя и из-за этого масло постепенно теряет свои смазочные свойства. Особенно это актуально когда приходиться долго крутить стартером, горючая смесь долго не воспламеняется и её содержимое направляется в поддон.

В двигателе огромное количество резиновых уплотнений: сальники, пыльники, прокладки, патрубки и т.д. Все они страдают от резких перепадов температур, когда двигатель прогревается и остывает. На морозе резиновые изделия дубеют, а при пуске двигателя начинают резко нагреваться. Поэтому неудивительно, что после зимы появляются утечки масла или ОЖ. Некачественные резиновые сальники, купленные не намного дешевле оригинала, потекут уже после первой зимы.

Я перечислил лишь самые распространённые последствия холодного пуска. Если углубляться в техническую часть автомобиля, то становиться ещё страшнее. Но не стоит слишком трепетно относиться к данной проблеме и ставить автомобиль в гараж на зиму. После такого простоя автомобилю придется ещё хуже.

Какое масло выбрать для зимней эксплуатации

Даже если масло в автомобиле отработало половину или даже треть своего ресурса, с наступлением холодов его рекомендуется заменить. Перед выбором масла, первым делом следует узнать что рекомендовал завод изготовитель автомобиля. Надо отталкиваться от характеристик именно рекомендуемого масла. От залитого масла зависит не только ресурс двигателя, но и уровень шума, расход топлива, эластичность элементов, простота запуска и т.д.

Основной параметр, который влияет на запуск холодного мотора у масел, это его вязкость. На лето водители предпочитают заливать масло погуще, а вот на зиму заливают жидкое масло, которое меньше загустевает с наступлением холодов. Густое масло заливают в двигателя с большим пробегом. Благодаря этому свойству, масло лучше смазывает трущиеся детали двигателя. А вот зимой, насосу намного тяжелее загнать густое масло в систему смазки, тем самым усугубляя последствия от холодного пуска. Поэтому вывод можно сделать только один – на зиму следует заливать жидкое масло, а на лето необходимо заливать густое. С таким выбором масел у двигателя однозначно увеличится моторесурс.

Как я уже сказал, масла на рынке в основном всесезонные. Теперь более подробно рассмотрим, какое же масло будет густым, а какое жидким. Для большего понимания существует специальная таблица, в которой каждый водитель может подобрать подходящие характеристики масла.

Из таблицы несложно понять, что первое число 10W означает температуру застывания:

  • Для 15w это -25 °C;
  • Для 10w это -30 °C;
  • Для 5w это -35 °C;
  • Для 0w это -40 °C.

А вот второе число означает максимальную температуру окружающей среды, при которой можно использовать масло:

  • Для 20 это максимальная температура 30 °C;
  • для 30 это максимальная температура 35 °C;
  • для 40 это максимальная температура 40 °C;
  • для 50 это максимальная температура 50 °C.

Конечно, такие цифры и эта таблица составлены в обобщённой форме, дабы можно было определиться с выбором масла. Если вдаваться в характеристики масел, то многое зависит от его основы, присадок и т.д. Но если выбрать масло в соответствии с таблицей, то холодный пуск не принесет никакого вреда.

Вывод

Вообще, проблема холодного пуска очень актуальна для РФ, ведь основная часть автомобилей в нашей стране эксплуатируется в широком диапазоне температур. Для предотвращения последствий холодного пуска необходимо не только заливать качественное масло, но и следить за состоянием АКБ, стартера, свечами зажигания и всеми элементами автомобиля, которые влияют на быстроту пуска ДВС. Если все узлы автомобиля будут исправно работать, залито качественное масло, тогда последствия от холодного пуска будут не критичны.

А вообще, если Ваш автомобиль прошёл уже более 150 000 км, рекомендуется менять масло между сезонами. Эти небольшие траты продлят ресурс вашего мотора.

Для того, что бы автомобиль не подводил Вас зимой, его обязательно следует подготовить к морозам и правильно пользоваться системой отопления салона.

Последствия запуска двигателя в мороз

Запуск двигателя в мороз, одна из самых больших проблем которую встречает водитель на своём пути. Низкая температура, настоящее испытание, которое негативно влияет на все механизмы и системы, оказывая пагубное воздействие на ресурс мотора в целом. Нарушая тепловой режим, не давая нормально завестись, мороз способствует повышенному расходу топлива, порче масла и резиновых компонентов агрегата.

Холодный запуск вреден, чтобы избежать негативных последствий, необходимо заранее минимизировать риски, подготовив мотор к зиме. Зная последствия запуска двигателя в мороз, необходимо шаг за шагом проверить все системы, выявить слабые места и устранить их.

Последствия переохлаждения

Начнем с того, что рабочая температура силовой установки 70-80°С. При понижении температуры окружающего воздуха, мотор необходимо прогревать, что бы он вышел на нормальную температуру эксплуатации. Кроме того, прежде чем греть, установку надо еще завести, а в сильный мороз это не простая задача.

Переохлаждение двигателя приводит к следующим последствиям:

  • усложненное формирование рабочей смеси;
  • разбавление моторного масла топливом;
  • повышение густоты масла под воздействием мороза;
  • увеличение зазоров между деталями вследствие сжатия металла от низких температур.

Пусковой износ двигателя

В холодное время года, негативные последствия запуска двигателя в мороз намного выше, от 5 до 15 раз. Причиной повышенного износа является несколько факторов.

  • Масляное голодание.

При запуске холодной силовой установки, для того, что бы все узлы получили смазку маслу надо от 40 секунд до нескольких минут. Все это время детали и механизмы работают на сухую, испытывая максимальное трение, что очень опасно.

  • Смывание масляной пленки.

Холодный пуск характерен плохим распылом топлива, топливо в камере сгорания поджигается не в газообразном, а в сжиженном состоянии. На момент пуска масляная пленка в цилиндрах мотора или отсутствует вообще, или очень тонкая, что грозит максимальным износом. Холодное топливо, скатывается по стенкам цилиндра, смывая остатки масляной пленки.

Влияющим фактором на скорость протекания масла по системе является его вязкость. Перейдя в холодный период на масло с правильными характеристиками, можно минимизировать последствия пускового износа.

Причины и последствия холодного запуска

К основным причинам можно отнести:

  • Потеря ёмкости аккумулятора;
  • Потеря работоспособности системы питания;
  • Утрата искрообразования системой зажигания;
  • Усложненная работа системы смазки;
  • Несоответствие качества топлива;
  • Резиновые детали.
  • Аккумуляторная батарея.
Читайте также  Почему не работает кондиционер kia (rio, ceed, spectra и sportage): ремонт, чистка и заправка

Чтобы запустить движок в холодную погоду требуется более сильный заряд аккумулятора. Уровень заряда падает на 70-80%, тогда как нагрузка на него увеличивается, поскольку более вязкое масло не дает легко прокрутить маховик, стартер и коленчатый вал.

  • Система питания.

При попадании в систему питания холодного воздуха силовые установки запускаются сложней, работают с перебоями. Одна из причин, нарушение герметичности резиновых шлангов (трещины, разрывы) из-за температурных перепадов.

В бензиновом двигателе, холодный окружающий воздух увеличивает свою плотность, а низкие температуры мешает нормальному испарению топлива. Эти два показателя делают рабочую смесь обедненной, из-за чего ее воспламенение затрудняется.

Дизельное топливо становится гуще, содержащийся в нем парафин начинает кристаллизоваться. Холодные детали мотора снижают температуру заряда, мешают смесеобразованию и самовоспламенению.

  • Система зажигания.

Для правильного и достаточного образования зажигания рабочей смеси необходима слаженная работа системы в целом. Для этого используются компоненты, такие как провода, свечи, и прочее оборудование установленного образца и рассчитанные на работу в климатических условиях с низкими температурами. Не стоит забывать, что правильное выполнение функций батареи зависит он генератора. Для обеспечения достаточной зарядки, он должен быть в хорошем техническом состоянии с нормально натянутым ремнем.

  • Система смазки.

Рабочая температура масла должна соответствовать уровню 70-90°С, пока эта температура не достигнута, говорить о нормальной работе силовой установки нельзя.

Загустевшее до состояния желе масло трудно прокачать по магистрали, для слабого аккумулятора или изношенного стартера это может стать настоящей проблемой. Большая нагрузка приходится и на насос, который при чрезмерно высокой вязкости не может нормально прокрутить лопатки ротора.

  • Плохое топливо.

При наличии в системе топлива, несоответствующего требуемому качеству, запуск двигателя будет практически не возможен. Особенно актуальна эта задача для солярки, которую с наступлением холодов необходимо сменить с «летней» на «зимнюю».

Забыв, или не успев это сделать, фильтр и топливная система дизельного мотора будет забита парафином. Для осуществления запуска силовой установки необходимо будет полностью вымыть её.

  • Резиновые детали.

В холодную погоду, при температуре ниже −25°С на резиновых изделиях появляются трещины, из которых могут вытекать рабочие жидкости. Потеря жидкостей в большом количестве делает эксплуатацию мотора невозможной и требует проведения ремонтных работ.

Итоги

На самом деле, последствий холодного запуска намного больше. Основной совет, что бы избежать неприятностей в мороз, содержите ваш агрегат в хорошем техническом состоянии. При конструктивном расчете, инженеры закладывают достаточный запас прочности мотору, что бы он нормально работал в наших условиях. Сократить этот запас может только безответственная и безграмотная эксплуатация.

Так ли страшен «холодный» старт двигателя?

В чем причина того, не заводится на холодную машина зимой, о пользе прогрева мотора и о том, для чего нужны подогреватели.

Сколько я контактирую с автомобилями (а это уже более 20 лет), столько слышу байку про то, что старт холодного двигателя дает такой же износ, как 50-100-200-500 (кто больше?) километров пробега. Почему байку? Потому что исходит она в основном от продавцов разных подогревателей моторов, электрических, автономных и прочих систем подогрева.

И достаточно активно поддерживается и распространяется самими автолюбителями как мудрость и «опыт поколений». Но давайте попробуем разобраться, что происходит на самом деле в моторе. Хочу предупредить, что все нижеизложенное – это не догма, а исключительно «мысли вслух». Но если вы с ними не согласны – приведите контраргументы.

Где статистика? Попробуйте найти хоть какую-то достоверную статистику по сравнению двигателей, которые запускаются всегда горячие или всегда холодные. Не найдете, потому что ее попросту нет. Какой процент в общем износе двигателя занимает именно холодный старт. Вряд ли больше каких-то едва заметных долей процентов. Что нибудь вроде: «Это двигатель прошел 300.000 км, а этот только 295.000 км. Потому что его запускали холодным!». На износ двигателя влияет куда более серьезные факторы, чем разница температуры при запуске на 3-4 десятка градусов.

Теплый мотор легче заводится. Да ничуть не бывало! Недавно со мной произошел такой случай. У меня стоит-таки подогреватель той фирмы, которая стала уже нарицательной в плане названий таких вещей. Мороз -30, прогрел двигатель градусов до +30. Завожу – вжик-пауза, вжик-пауза… Не заводится.

Аккумуляторы (их у меня 2, L200 Мицубиши) – старые, 6 лет уже. Не могут мой дизель провернуть. Почему? Потому что замерзли. Они-то остались холодными. Аккумулятор электричество вырабатывает посредством химической реакции. А на морозе химическая реакция идет просто никак. Поэтому горячий мотор или холодный разницы нет. Хороший аккумулятор (теплый аккумулятор) любой двигатель провернет. Даже при минус 40.

Когда машина не заводится, водитель не мотор снимает и греть уносит. А только аккумулятор. И этого, как правило, достаточно.

В теплом моторе масло более текучее и мотор лучше смазывается. Может быть в те времена, когда масло и было вязким и тягучим уже при нулевой температуре так и было. Но налейте в пластиковую бутылку современное масло 0W или 5W и положите на ночь морозилку. А утром сравните с маслом комнатной температуры. Посмотрите, какое масло быстрее стекает со стенок бутылки, холодное или теплое.

Масляный насос в двигателе создает давление в несколько атмосфер. Причем чем масло гуще, тем выше. Но все мировые масляные бренды давным-давно делают масло для очень широкого диапазона температур, начиная с самых «низов» — -40, а то и ниже.

Питание мотора. Для карбюраторного мотора, у которого смесь готовится путем испарения, разумеется, важна температура карбюратора. Но карбюратора, а не двигателя. Например, моторы с примитивными карбюраторами (вроде мотоблока), завести на морозе очень трудно. Но достаточно подуть на его карбюратор феном минуту-другую — и как говорится «с полтычка».

В современном автомобиле топливо впрыскивается в цилиндр через форсунки в виде мельчайшего аэрозоля. Уже по сути, в испаренном состоянии и независимо от температуры. И не верьте тому, что скажет, что оно там конденсируется каплями на ледяных стенках цилиндров. При сжатии (а это 10-12, а в дизеле и 20-25 атмосфер) происходят адиабатические процессы. Т.е. разогрев вплоть до самовозгорания. Топлива за рабочий цикл впрыскивается миллиграммы. Если там капли, то быстрее на сервис!

В подогретом двигателе меньше зазоры. Какие зазоры?! Все рабочие, значимые зазоры в двигателе делаются с расчетом на то, что они «выберутся» при полном прогреве двигателя. А это не 90 градусов. 90 градусов это температура антифриза. Для двигателя антифриз — холодильник.

А температура в тех местах, где важны зазоры — 400-500-600 градусов! В цилиндрах, кольцах, клапанной группе. Коэффициент теплового линейного расширения металлов — единицы на 10 в минус 6 степени. Проще – тысячные доли микрона на 1 метр. И они становятся важны только при разнице в несколько сотен градусов.

Нужно быть очень наивным или невежественным человеком, что бы думать, что подогрев мотор на несколько десятков градусов можно привести все зазоры в норму. Мы просто уменьшили эти зазоры на 5-10%. А в норму они придут спустя несколько минут работы мотора.

Подогрев мотора, таким образом, сводится лишь к созданию комфорта для человека. Вещь, безусловна важная, спору нет. Садиться в промерзший салон или уже нагретый – есть разница, знаю по себе. Но двигателю этот прогрев – практически индифферентен.

Современному двигателю заводиться что холодным, что теплым — без разницы. Для него стартовая температура что -30, что +30 безразлична. Обе они равно далеки от его реальной рабочей температуры. Если хотите завестись на морозе – греть надо не двигатель, а аккумулятор.

А подогревая мотор разными приспособлениями – вы греете в первую очередь салон, для себя любимого. Это очень приятно. Но это не имеет никакого отношения к вреду, который мы якобы наносим мотору, заводя его без подогрева. Нет никакого вреда. Это все продавцы подогревателей придумывают.