Авто с акпп: преимущества и недостатки коробки автомат

АКПП: плюсы и минусы применения

Одним из основных конструктивных элементов, используемых в трансмиссии автомобилей, является автоматическая коробка передач (АКПП). Этот агрегат в процессе эксплуатации выполняет несколько важных функций, изменяя по мере необходимости параметры крутящего момента (усилия, развиваемого двигателем) и скорости движения транспортного средства (ТС).

Кроме этого, обеспечивается разъединение двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и трансмиссии.

Специалисты подразделяют все АКПП на 3 группы:

  1. Бесступенчатые (вариатор).
  2. Ступенчатые (гидроавтомат).
  3. Комбинированные (роботизированные коробки-автомат).

Общее устройство агрегата

В конструкции всех типов АКПП имеются следующие структурные элементы:

  • Гидротрансформатор (ГТД). Состоит из реактора, турбины и насосного колеса с большими лопастями. Узел выполняет роль сцепления (передача вращательного движения от ДВС к ведущим колесам машины). Его основная задача – обеспечить плавность и равномерность вращения без рывков и толчков.
  • Планетарная передача (ПП). Представляет собой узел с набором скоростей. Здесь происходит управление шестернями с учетом выбранного режима движения ТС.
  • Комплект фрикционных накладок и механизмов торможения. Они управляют и при необходимости останавливают элементы ПП.
  • Блок управления. Отвечает за оптимальный режим работы АКПП с учетом конкретных условий дорожного движения.

Особенности работы автоматической коробки

После пуска двигателя в ГТД поступает трансмиссионное масло, постепенно давление увеличивается. Насосное колесо приводится в движение, но другие элементы (турбина и реактор) остаются неподвижными.

При включении передачи и увеличении подачи бензина в цилиндры ДВС скорость вращения насосного колеса возрастает. Образующиеся потоки масла приводят в движение турбину, далее тяговое усилие передается на колеса, и автомобиль начинает движение.

С достижением определенной скорости движения передача меняется автоматически. Под воздействием фрикционов и тормозной ленты пониженная передача отключается. Одновременно с этим растущее давление потока масла разгоняет повышенную передачу. Таким образом происходит переключение без потери мощности.

Снижение скорости или полная остановка двигателя роняет давление в системе, и происходит переключение в обратном порядке (с высшей передачи на низшую).

Достоинства агрегата и его недостатки

Возросшие требования к качеству управления ТС привели к существенному усложнению конструкции современных автомобилей. Установка автоматической КПП на легковые и грузовые машины самым лучшим образом сказалась на работе двигателя и ходовой части, а также на повышении скоростных параметров.

Водителю на автомобиле с механической коробкой передач во время движения периодически приходится выжимать педаль сцепления, перемещать рычаг переключения, выбирая ту или иную передачу самостоятельно с учетом скорости движения и состояния дорожного полотна.

Использование коробки-автомата отменяет необходимость перечисленных действий. По сравнению с механическими КПП у «автоматов» есть ряд важных преимуществ:

  • Простота и комфорт при управлении ТС. Водитель машины с «автоматом» не отвлекается от контроля за дорожной ситуацией, ему не нужно следить за режимом переключения скоростей.
  • ДВС, а также основные узлы и агрегаты (ходовая часть, подвеска, тормозная система и проч.) защищены от перегрузок, в результате чего существенно увеличивается их эксплуатационный ресурс.
  • Использование специальных программ движения (устанавливаются на современные модели внедорожников с АКПП) позволяет повысить проходимость авто в условиях бездорожья или сильно заснеженной дороги.
  • Повышенная надежность и безотказность работы. На «автомате» нет таких деталей, как диск сцепления, тросик, выжимной подшипник и ряда др. Вывести из строя АКПП намного сложнее.

При своевременном обслуживании и правильной езде ресурс современных агрегатов может достигать миллиона километров, что в разы превосходит аналогичный параметр механической коробки.

Однако есть у АКПП и несколько минусов, которые нужно знать и учитывать при покупке нового автомобиля:

  • Стоимость ТС с «автоматом» выше по сравнению с моделями «на механике».
  • Расход топлива при эксплуатации автомобиля в городском режиме увеличивается в среднем на 15-20%.
  • Техническое обслуживание (ТО) обойдется дороже. В частности, предъявляются высокие требования к качеству трансмиссионного масла (ATF жидкости). Оно должно быть оригинальным, рекомендованным производителем.
  • Автомобиль с АКПП нельзя буксировать на тросе или жесткой сцепке.
  • Движение можно начинать только после предварительного прогрева коробки. На это потребуется больше времени, чем для прогрева антифриза, используемого в системе охлаждения двигателя. Соответственно, увеличивается расход топлива.

Подведем итог

Плюсы и минусы у коробки-автомата по сравнению с механикой очевидны. Перед покупкой авто все эти параметры важно учесть и проанализировать. В целом, механическая трансмиссия на данный момент является более практичным и надежным вариантом. «Автоматы» идеально подойдут для начинающих водителей и тех автомобилистов, которые большую часть времени передвигаются в условиях городских пробок.

Основные достоинства и недостатки АКПП

Статья об основных плюсах и минусах автоматической коробки передач. Особенности использования коробки-автомат. В конце статьи — видео о 4 секретах замены масла в АКПП, о которых мало кто знает. Статья об основных плюсах и минусах автоматической коробки передач. Особенности использования коробки-автомат. В конце статьи — видео о 4 секретах замены масла в АКПП, о которых мало кто знает.

При выборе автомобиля многих покупателей терзают сомнения – какой коробке передач отдать предпочтение? Одни считают, что нет ничего лучшего, чем МКПП, другие же выбирают АКПП. Каждый вариант обладает плюсами и минусами. Однако большинство автопроизводителей оборудуют свои новые машины «автоматами». В этой статье будут рассмотрены достоинства и недостатки таких коробок.

АКПП – общий принцип действия

В Европе около 80% проданных автомобилей оснащены «автоматом». В США этот показатель еще выше. В нашей стране за 2015 год было продано 48% автомобилей с АКПП. При этом только 10% бюджетных машин оборудованы «автоматом», тогда как в премиум-сегменте таких автомобилей 80%. Из этого следует, что АКПП очень популярна во всем мире, поэтому автомобилистам нужно больше узнать об особенностях этой коробки.

Прежде чем перейти к рассмотрению плюсов и минусов АКПП, нужно разобраться в нюансах устройства и работы автоматической коробки, так как это влияет на ее преимущества и недостатки.

В АКПП скорости переключаются без участия водителя (в автоматическом режиме). «Сердце» автомата – гидравлический трансформатор. Именно коробку с этим устройством можно по праву назвать автоматом. Так уж сложилось исторически. Первая АКПП появилась в 30-е годы прошлого столетия. Естественно, современные «автоматы» сильно отличаются от коробок середины прошлого века, однако принцип их действия остался прежним.

Любая АКПП состоит из следующих элементов:

    Гидравлического трансформатора, который передает усилия с мотора к ведущим колесам. Это основной элемент любого «автомата».

Планетарной передачи, которая передает крутящий момент силовой установки к разным деталям коробки.

Фрикционной муфты, переключающей передачи при получении сигнала от электронного блока управления.

Обгонной муфты, предохраняющей детали АКПП от ударов, толчков и защищающей фрикционную муфту от вибрации при переключении передач.

  • Соединительных механизмов (различных валов, барабанов и шестерен).
  • Гидравлический трансформатор включает центробежный насос, соединенный с коленвалом мотора, и турбину, соединенную с коленвалом коробки. Эти элементы, работая совместно, выполняют функции сцепления.

    На ранних моделях АКПП переключение передач полностью зависело от положения педали акселератора, но на современных коробках за это отвечает электронных блок. Естественно, положение педали газа важно, однако электронный блок дополнительно обрабатывает информацию от различных датчиков и принимает соответствующие решения о переключении скоростей.

    Когда водитель нажимает на «газ», крутящий момент мотора передается на гидротрансформатор. Электронный блок обрабатывает имеющиеся сведения и включает необходимую передачу.

    Когда мы разобрались в общем устройстве и принципе работы «автомата», можно переходить к рассмотрению его достоинств и недостатков.

    Основные преимущества АКПП

    Вот основные плюсы автоматической коробки передач:

      Комфортность управления автомобилем. Водитель машины с «автоматом» может полностью сконцентрироваться на управлении авто, а не думать постоянно о переключении скоростей. Коробку-автомат очень любят начинающие водители и представительницы слабого пола, так как при управлении автомобилем им не нужно постоянно думать о переключении передач и сосредотачивать свое внимание на рычаге коробки. В результате, они меньше отвлекаются и утомляются. Кстати, в сложных дорожных ситуациях и вечных пробках мегаполисов даже опытные водители благодарят «автомат».

    Повышение безопасности движения. Этот пункт следует из предыдущего. Поскольку водителю меньше приходится отвлекаться на переключение скоростей, он сосредотачивается полностью на дорожной обстановке, что снижает вероятность возникновения аварии.

    Комфортность езды. Все новички знают, как трудно трогаться с места на машинах с «механикой». Этой проблемы нет у АКПП. Автомобиль с «автоматом» плавно трогается и плавно останавливается, так как за это отвечает электроника. Правда, водителю придется немного привыкнуть к педали тормоза. Поначалу машина будет «клевать носом», и пассажиры в ней будут махать головой и валиться. Однако со временем водитель привыкнет, и езда на автомобиле будет комфортной.

    Снижение износа мотора. «Автомат» предотвращает перегрузки силовой установки и ходовой части машины по причине ошибок водителя. Естественно, этот факт повышает срок эксплуатации двигателя и снижает вероятность дорогостоящих ремонтных работ. Риск перегрузить двигатель практически сведен к нулю, так как АКПП самостоятельно подбирает нужную передачу и время ее переключения. Только не стоит забывать об использовании качественного моторного масла.

    Пассивная безопасность. Машина с коробкой-автомат не заведется, если положение рычага будет отличаться от «Р» или «N». Естественно, это предотвратит «прыжок» авто вперед либо назад, если водитель оставит рычаг в положении «D» либо «R».

    У всех автомобилистов случались ситуации, когда они забывали, что машина стоит «на скорости» и запускали мотор. Это приводило к «прыжку» автомобиля вперед, что могло вызвать аварию. С «автоматом» такого не случится.

    Читайте также  Что такое cvt коробка передач: особенности и принцип работы

    Кроме того, автовладелец не сможет вытащить ключ, пока не поставит рычаг в положение «Р». Владельцы автомобиля с «механикой» периодически оставляют машину на «нейтрале», забывая включить стояночный тормоз. Естественно, их машина может покатиться и ударить другое авто.

  • Лучшая проходимость автомобиля. Благодаря специальным программам повышается проходимость машины по песку и снегу. Ведь «автомат» передает крутящий момент мотора к колесам плавно, часто также включается функция «антибукс», предотвращающая пробуксовку ведущих автоколес. Также исключена возможность произвольной остановки силовой установки.
  • Как видите, АКПП имеет множество достоинств. И может сложиться впечатление, что коробка-автомат просто идеальна, но и в этом механизме есть множество минусов.

    Основные недостатки АКПП

    Вот главные минусы коробки-автомат:

      Цена автомобиля. Машина с коробкой-автомат стоит примерно на 1000-2000 долларов дороже, чем авто с «механикой». Речь идет о среднем ценовом сегменте. Если же говорить о более дорогих авто, то на них в основном устанавливают АКПП, что также повышает их первоначальную стоимость. МКПП устанавливают либо на модели в базовой комплектации, либо на спорткары.

    Повышенный расход топлива. В городском цикле машины с «автоматом» расходуют на 10-15% больше горючего, чем авто с «механикой». Водителю необходимо следить за показаниями датчиков. При движении по трассе расход примерно одинаковый.

    «Автомат» требует тщательного ухода. Особенно это относится к замене масла. Масло в АКПП необходимо менять чаще, чем в МКПП (примерно каждые 70 тысяч километров пробега). При этом дополнительно меняется масляный фильтр. Масло в «автомате» используется не только для смазки трущихся деталей, но и для передачи крутящего момента в трансформаторе. Отсюда и высокие требования к замене масла.

    Если водитель не будет своевременно менять масло, элементы коробки будут изнашиваться быстрее, что приведет к дорогостоящему ремонту.

    АКПП очень дорого ремонтировать. «Автомат» — более сложный с технической точки зрения механизм, чем «механика». Поэтому для его ремонта нужны квалифицированные специалисты и специальное оборудование. Далеко не каждая СТО сможет выполнить ремонт АКПП. Кроме того, в такой коробке много технологичных деталей, которые стоят очень дорого. Следует также отметить, что самостоятельно починить АКПП не получится.

    Снижение динамических показателей и максимальной скорости автомобиля. Для разгона машины потребуется больше времени. Именно поэтому на всех спорткарах установлена «механика». Однако для среднестатистического водителя разница не будет столь существенной.

    Низкий КПД. АКПП отличается достаточно низким коэффициентом полезного действия, отбирая приблизительно 10% мощности мотора.

    Есть нюансы использования авто с АКПП зимой. В сильный мороз нужно тщательно прогревать машину, а также отказаться от резкого старта. Если автомобиль застрянет в сугробе, то раскачать его, как машину с «механикой», не получится. Водителю придется самому вытаскивать автомобиль. Машине с АКПП сложнее передвигаться по гололеду. Хотя многие современные «автоматы» имеют «зимний режим».

    Невозможность завести автомобиль «с толкача» при разрядке АКБ. Поскольку в авто с АКПП нет жесткой связи мотора и трансмиссии, не удастся запустить двигатель простым вращением колес. При буксировке машины с «автоматом» мотор все равно не заведется. Автомобиль с АКПП можно завести лишь с помощью стартера. Мало того, буксировать неисправный автомобиль следует крайне осторожно. Авто с АКПП не стоит тащить больше 40 километров. При этом скорость буксировки не должна превышать 40 км/ч. В противном случае масло перегреется, и коробка рассыплется прямо на глазах. В таком случае лучше вызвать эвакуатор, это поможет сэкономить на ремонте АКПП намного больше, чем вы заплатите за эвакуатор.

    «Автомат» весит больше, чем «механика» (примерно на 20-30 кг). Это увеличивает вес самого автомобиля.

  • На авто с АКПП не получится выполнить определенные приемы контраварийного вождения (силовое скольжение, управляемый занос, прием «газ-тормоз»). Тормозить в драйвовом режиме тоже не выйдет.
  • Подведем итоги

    Автомобиль с коробкой-автомат подойдет людям, для которых комфорт важнее, чем стоимость машины. АКПП отличается высокой надежностью и при надлежащем уходе и грамотном управлении исправно прослужит очень долго.

    Автоматическая коробка подойдет для машин, которые в основном используются в городе с его постоянными пробками и светофорами. АКПП сохранит водителю его нервы, ведь ему не придется постоянно переключать передачи.

    Мало того, большинство современных автомобилей оборудованы «автоматом», поэтому водителям так или иначе придется привыкать к этой коробке. Возможно, скоро абсолютно все новые машины будут оборудованы именно автоматической коробкой передач.

    Видео — 4 секрета замены масла в АКПП:

    Плюсы и минусы автоматической коробки (АКПП)

    Содержание :

    Чем хорош автомат? Плюсы и минусы АКПП

    Перед покупкой нового или подержанного автомобиля водителю следует учитывать рабочий объем двигателя, мощность, тип трансмиссии и многое другое. Далеко не все обращают внимание на коробку передач, хотя во многом от того, насколько удачной будет связка мотора с КПП, зависят скоростные показатели автомобиля, плавность разгона и комфорт управления. Автоматом оснащают самые разные модели авто уже продолжительный промежуток времени.

    Плюсы автоматической коробки

    За рулем автомобиля с АКПП водитель может полностью сконцентрироваться на процессе вождения. Конструктивно автоматическая трансмиссия устроена так, что не требует физического присутствия педали сцепления в салоне. Под ногами только две педали – газ и тормоз. Есть селектор коробки передач, который чаще всего напольный или кнопочный.

    Под рулевым колесом селектор ставили преимущественно в американские машины, выпущенные в конце прошлого столетия. На европейских и японских авто повсеместно встречаются автоматические коробки с расположенным на полу (по середине консоли) селектором. Водителю нужно его использовать только для включения определенного режима, а всю остальную работу делает электроника.

    На практике машина с автоматом – это комфорт и удобство, идеальный вариант для эксплуатации в городе. В условиях высокого темпа вождения, что актуально в больших городах и мегаполисах, начинающие водители испытывают серьёзный стресс за рулем автомобиля с механической коробкой. Автомат полностью избавит от необходимости самостоятельного разъединения КПП от двигателя. То есть, выжимать сцепление и с помощью ручки переходить на повышенную или пониженную передачу больше не нужно. Автомобиль с АКПП дарит свободу и чувство уверенности. Заглохнуть из-за медленно или быстро отпущенного сцепления не получится.

    Другие явные плюсы АКПП:

    1. электроника отвечает за выбор передаточного числа, учитывая скорость движения транспортного средства, степень нажатия педали газа;
    2. переключение скоростей происходит фактически без потери мощности;
    3. гидротрансформатор, являющейся неотъемлемой частью АКПП, предотвращает перегрузки двигателя и ходовой части;
    4. современные модели внедорожников с автоматической коробкой получили специальные программы, выбрав которые, водитель значительно улучшит способность автомобиля передвигаться в условиях бездорожья или сильной заснеженности дороги;
    5. за счет плавного изменения крутящего момента, поступающего от двигателя, составные части АКПП меньше подвержены износу – прибавка к общему ресурсу трансмиссии;
    6. больший уровень безопасности, ведь водителю-новичку не придется отвлекаться на переключение скоростей, достаточно сконцентрироваться на дорожной обстановке.

    Получаем практичный городской автомобиль, подходящий для передвижения в условиях сильной загруженности дороги (сюда входят и дорожные пробки, что характерно крупным городам). Конструкция автомата несложная, но в плане устройства она уступает механике, в которой меньше деталей и сложных механизмов.

    Автомат или механика — что выбрать? Видео

    По возможности стоит исключить любые серьёзные нагрузки на трансмиссию: так водитель дополнительно продлит её срок службы. Неумелыми и неосторожными действиями новичку будет трудно нанести автоматической КПП серьёзный вред. Но есть и слабые стороны узла, поэтому для полноты картины следует рассмотреть недостатки АКПП.

    Минусы автоматической коробки

    Будь автоматическая коробка безальтернативным узлом, её сразу начнут ставить на все автомобили. Но, несмотря на все достоинства, автомат далеко не тот агрегат, который способен отстранить водителя от возникающих во время эксплуатации авто проблем. Будучи простой и надежной трансмиссией, выполняющей большую часть работы за водителя, автоматическая коробка все же подвержена поломкам. Как и все агрегаты, она имеет свой ресурс, который с неправильным обслуживанием и агрессивным стилем вождения ощутимо сокращается.

    В классическом автомате есть сложные и дорогостоящие механизмы, например гидротрансформатор или контроллер (блок управления). Если АКПП полностью выйдет из строя, потребуется потратить немалое количество времени на поиск квалифицированного исполнителя. К тому же затраты на ремонт будут ощутимо выше стоимости восстановления механики.

    Некоторым автоматическим коробкам свойственны абсолютно «детские» болезни. В 5-ступенчатом автомате Mercedes-Benz 722.6 уже после 100 тыс. км пробега зачастую владельцы вынуждены менять встроенную в гидроблок плату, которая страдает от перегревов коробки и скопления продуктов износа.

    В АКПП AL4/DP0 слабые соленоиды (электромагнитные клапаны управления). Автоматические коробки передач на шесть ступеней от Aisin – TF60/TF80 – получили не самый надежный корпус с гидротрансформатором. Первый подвержен деформации в результате воздействия высокой температуры. Второй узел обычно требует ремонта из-за быстрого естественного износа соленоидов.

    Отметим и другие не менее значимые недостатки АКПП:

    1. автомобиль с автоматом в среднем на 1000-2000 долларов стоит дороже модификации с механикой;
    2. в городском цикле эксплуатации автомобиль с автоматической КПП расходует топлива на 15-20% больше аналогичной машины с МКПП при равных условиях;
    3. коробка требует более щепетильного и качественного обслуживания, в первую очередь это касается трансмиссионного масла: ATF жидкость должна быть только оригинальной, рекомендованной изготовителем КПП;
    4. буксировка на дальние расстояния станет настоящей проблемой только по той причине, что масляный насос установлен на первичном валу, что приведет к масляному голоданию;
    5. с разряженным аккумулятором двигатель машины не запустить «с толкача»;
    6. автоматическая коробка нуждается в прогреве, который занимает больше времени, чем выход на рабочую температуру двигателем;
    7. менее высокий показатель КПД: АКПП отбирает примерно 10% от мощности двигателя, это одна из причин, почему спортивные авто обычно оснащают механикой.
    Читайте также  Как притереть клапана в домашних условиях

    Автомобиль с автоматом не позволит исполнить некоторые приемы контраварийного вождения: управляемый занос, силовое скольжение. Еще автомат в сборе на 20-30 кг тяжелее механики, что неблагоприятно сказывается на общем весе транспортного средства. Прибавка к массе – не есть хорошо, ведь машина с АКПП и так уступает в плане динамики аналогичному ТС с механикой (разгон до 100 км/ч). Хотя на премиум моделях разгон до сотни отнимет считанные секунды.

    Плюсы и минусы АКПП и механики очевидны, и именно на них следует ориентироваться перед покупкой авто. Механическая трансмиссия пока что во всех смыслах остается более практичным и надежным вариантом. Однако авто с МКПП идеально подойдет водителю со стажем, привыкшему переключать скорости ручкой и желающему наслаждаться процессом эксплуатации машины с механикой. Начинающему водителю определенно придется по душе авто с АКПП, которым и проще, и комфортнее управлять.

    MUTANT19PyC › Блог › «Автомат» или «механика»: плюсы и минусы коробок передач.

    «Автомат» или «механика»: плюсы и минусы коробок передач.

    Когда приходит пора выбирать новый автомобиль, мы, как правило, думаем о том, с каким типом двигателя и коробки передач будет наша будущая машина. Если раньше выбор состоял из двух вариантов – механическая или автоматическая трансмиссия, то сегодня наряду с обычной «механикой» можно избрать автоматическую, роботизированную или бесступенчатую коробку передач. В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы перечисленных выше трансмиссий.

    Простая сложная «механика»

    По своему устройству механическая коробка передач – просто устроенный агрегат, если, конечно, сравнивать ее с автоматическими и роботизированными трансмиссиями. Эта простота обусловливает невысокую стоимость автомобиля, оснащенного такой коробкой, и простоту в обслуживании и эксплуатации. Впрочем, на счет последнего можно поспорить: принцип работы механической КПП предполагает активное участие водителя, и потому роль человеческого фактора в эксплуатации «механики» весьма велика. Одно дело, если машину с МКПП водит опытный водитель, знающий, на каких скоростях нужно переключаться на ту или иную передачу, и владеющий приемами эксплуатации в сложных условиях (например, если авто застряло в снегу или песке). Совсем другое дело, когда машину с таким типом трансмиссии водит новичок. Здесь есть большой риск того, что по банальному незнанию правил эксплуатации МКПП начинающий водитель может, что называется, угробить коробку за относительно короткий срок (в то время как максимальный ресурс такого агрегата может исчисляться сотнями тысяч километров пробега). Тем, кто все же решил выбрать автомобиль с механической КПП, стоит знать все о положительных и отрицательных сторонах этого типа трансмиссии.

    1) Простота конструкции, относительная дешевизна ремонта и обслуживания.

    2) Большой ресурс эксплуатации (некоторые коробки передач данного типа могут использоваться даже после того, как выйдет из строя «родной» двигатель автомобиля).

    3) Экономия топлива (по сравнению с автоматической КПП, автомобиль на «механике» потребляет на 10-15% меньше горючего) и высокая динамика разгона.

    4) Высокий процент коэффициента полезного действия (механическая КПП позволяет использовать всю мощность двигателя и его крутящего момента).

    5) Хорошая приемистость автомобиля (быстрота увеличения оборотов двигателя) при которой водитель сам избирает стиль вождения, регулируя момент переключения скоростей.

    6) Меньший, чем у автоматической КПП, вес.

    7) Возможность запуска двигателя при вышедших из строя зажигании и аккумуляторной батареи.

    8) Возможность буксировки автомобиля без использования эвакуатора, на жесткой или гибкой сцепке на любые расстояния.

    Минусы МКПП:

    1) Сложность эксплуатации для новичков (начинающие водители из-за необходимости использовать сцепление могут повредить как само сцепление, так и узлы коробки – например, включив вместо передней передачи заднюю или не включив полностью сцепление).

    2) Перегрузка мотора при некорректном включении передач (тоже касается неопытных водителей, которые могут забыть вовремя переключиться на высшую или низшую ступень, заставляя, тем самым, работать мотор на повышенных оборотах).

    3) Увеличенный, по сравнению с АКПП, промежуток переключения передач (во время переключения с низшей на высшую ступень и обратно двигатель на определенный промежуток времени разобщается с трансмиссией, что ведет к потере мощности).

    4) Усталость водителя при эксплуатации «механики» при езде в городском режиме (приходится постоянно включать/выключать передачи).

    Удобный, но дорогой в обслуживании «автомат»

    Если механическая коробка передач отличается простотой конструкции, то у автоматической количество узлов и агрегатов больше, что, в свою очередь, влияет на дороговизну ее изготовления, ремонта и эксплуатации. Однако такая коробка более удобна в пользовании, особенно при езде в городе, так как здесь не требуется постоянное включение/выключение сцепления – это придется по вкусу водителям-новичкам. Таким образом участие человека в работе автоматической трансмиссии сведено к минимуму. К тому же, сегодня покупатель может выбирать из нескольких видов автоматических коробок передач: гидромеханической КПП (обычный «автомат»), механической КПП с двумя сцеплениями, роботизированной КПП и бесступенчатого вариатора. У каждого из этих типов трансмиссий есть свои плюсы и минусы, на которых мы остановимся подробнее, но сначала укажем на общие положительные и отрицательные черты автоматических КПП.

    1) Легкость эксплуатации (нет необходимости постоянно включать сцепление).

    2) Отсутствие риска перегрузить двигатель (коробка-«автомат» сама выбирает оптимальный момент для переключения на повышенную или пониженную передачу).

    3) Сокращенный промежуток времени между переходами с низшей ступени на высшую и обратно без потери мощности двигателя.

    Минусы АКПП:

    1) Дорогой ремонт и обслуживание.

    2) Большой вес агрегата (по сравнению с механической КПП).

    3) Относительно невысокая приемистость автомобиля (наиболее характерно для гидромеханических АКПП).

    4) Более высокий, по сравнению с «механикой», расход топлива (характерно для гидромеханических, роботизированных КПП и вариатора).

    5)Невозможность буксировки автомобиля на гибкой или жесткой сцепке (только при помощи эвакуатора).

    6) Отсутствие торможения двигателем в режиме Drive (для такого типа торможения приходится переключаться в режим пониженной передачи).

    7) Небольшой по сравнению с механической КПП ресурс эксплуатации до капремонта (максимально — до 200 тысяч километров пробега).

    Теперь остановимся на негативных и позитивных качествах каждого вида указанных здесь АКПП.

    Итак, к плюсам гидромеханической КПП можно отнести возможность передачи большого крутящего момента от двигателя к колесам, надежность и долговечность конструкции. К минусам — провалы при переключении передач, невозможность буксировки.

    К положительным сторонам роботизированной КПП отнесем относительную дешевизну (по сравнению с другими «автоматами») производства и эксплуатации, а к минусам – рывки при переключении скоростей.

    Коробка передач с двумя сцеплениями позволяет передавать максимальный крутящий момент на уровне механической трансмиссии, без потери мощности двигателя. А вот негативным моментом в эксплуатации такой коробки является ее ненадежная конструкция и дорогостоящий ремонт.

    Наконец, к плюсам бесступенчатого вариатора относится самое плавное из всех перечисленных КПП переключение передач и возможность использования максимального коэффициента полезного действия двигателя. А к минусам – сравнительно короткий срок службы до капитального ремонта (как показывает практика, зачастую проводить капитальный ремонт вариаторов приходится на пробеге 100-110 тысяч километров) и отсутствие возможности передачи максимального крутящего момента от двигателя к колесам.

    Пока что наиболее практичной во многих отношениях является механическая трансмиссия. Но прогресс не стоит на месте, и современные автоматические коробки передач становятся все более надежными, долговечными и, что главное, экономичными. Такой вид трансмиссии как коробка с двумя сцеплениями уже «научили» расходовать меньше топлива, чем обычная механическая КПП. Но сложность конструкции и следующая из этого дороговизна ремонта и обслуживания таких трансмиссий пока что говорит не в пользу «автоматов».

    «Механика» против «автомата» — плюсы и минусы

    Дело в том, что каждый из видов трансмиссии имеет как плюсы, так и минусы. С учетом ряда особенностей можно предположить, во сколько водителю обойдется эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт или замена коробки передач. Далее мы рассмотрим, какие преимущества и недостатки имеет коробка автомат.

    Плюсы коробки автомат

    Итак, не только от двигателя, но и от коробки передач напрямую будет зависеть, как автомобиль разгоняется с места, насколько плавно переключаются передачи и т.д. Также удачное сочетание двигателя и коробки в ряде случаев позволяет добиться экономии топлива и удобства в движении.

    Как известно, многие автолюбители при выборе автомобиля отдают свое предпочтение автоматической коробке, считая ее наиболее комфортной как в управлении, так и в движении. На практике это действительно так, то есть АКПП — один из лучших вариантов для движения по городу и перемещения в пробках.

    Гидромеханическая АКПП работает на основе планетарной передачи с использованием гидротрансформатора. Также при пользовании автоматом не нужно иметь определенных навыков, как на механике МКПП.

    Основные плюсы АКПП:

    • удобство в управлении (автомобиль с автоматом оснащен селектором и двумя педалями – педалью акселератора и педалью тормоза, педаль сцепления отсутствует);
    • за процесс переключения скоростей отвечает электроника (автоматический выбор передаточного числа с учетом скорости автомобиля и степени нажатия на педаль газа происходит без прямого участия водителя);
    • переключение скоростей происходит практически без разрыва потока мощности (при помощи приводимых гидравликой многодисковых фрикционных муфт или ленточных тормозов);
    • надежная защита двигателя и ходовой части автомобиля от перегрузок (защиту осуществляет такой узел автоматической трансмиссии, как гидротрансформатор);
    • специальные программы, которыми оснащены многие современные автоматы, позволяют улучшить движение автомобиля по бездорожью или по снегу в зимнее время года;
    • автоматическая коробка передач имеет больший запас проходимости (обусловлено это плавностью изменения величины крутящего момента от ДВС);
    Читайте также  Регулировка зажигания дизельного двигателя

    Гидротрансформатор

    В современный автомат входит гидротрансформатор, выполняющий в автомобиле с КПП (подает вращающий момент) функции сцепления. Благодаря гидротрансформатору транспортное средство плавно трогается. Снижение динамических нагрузок в трансмиссии приводит к повышению долговечности двигателя, а также остальных механизмов трансмиссии. Уменьшение количества переключений передач уменьшает утомляемость водителя.

    Применение гидротрансформатора значительно увеличивает проходимость автомобиля по песку и снегу. Он создает устойчивую силу тяги с очень маленькой скоростью вращения на ведущих колесах, чем увеличивается их сцепление с поверхностью дорожного покрытия. Получается, что использование автоматических трансмиссий рекомендуется на внедорожниках. Гидротрансформатор имеет достаточно несложное устройство и объединяет три колеса:

    • Двигатель с гидротрансформатором связывает насосное;
    • Обеспечивает связь с первичным валом турбинное;
    • Усиливает крутящий момент реакторное.

    Рекомендуем: Какое должно быть давление в шинах автомобиля?

    Турбины на 3/4 помещены в масло и защищены специальным корпусом. Рабочий процесс гидромеханического привода основывается на том, что вращающий момент направляется от двигателя к насосному колесу, к турбинному колесу подается поток масла. Оно раскручивает колесо, и усилие предается на вал коробки скоростей. Весь процесс циркуляции масла проходит по особой траектории: с внешней стороны насосного кольца направляется на турбинное, а далее назад через центр механизма идет к насосному.

    Гидротрансформатор автоматически меняет крутящий момент по мере нагрузки, далее он передается к механической коробке, и передачи переключаются фрикционными устройствами. Гидравлический привод определяет достаточное передаточное число, изменяя напор жидкости для ее циркулирования между напорным диском и турбинным. Свою работу гидротрансформатор выполняет непосредственно с планетарной коробкой.

    Недостатки автоматической трансмиссии

    При всех своих достоинствах АКПП, как и любой другой агрегат, также имеет также свои недостатки.

    Основные минусы АКПП:

    • дорогостоящее техническое обслуживание (АКПП довольно сложный агрегат, требующий квалифицированного обслуживания и соблюдения правил эксплуатации);
    • повышенный расход топлива (расход топлива на автомате по сравнению с механикой в среднем на 10 процентов выше);
    • более медленный разгон по сравнению с автомобилями, оборудованными МКПП при равных объемных и мощностных характеристиках ДВС (гидротрансформатор АКПП «забирает» часть мощности ДВС);
    • трудности при буксировке (буксировка при выключенном двигателе может нанести вред коробке, поскольку вызывает масляное голодание всех механизмов АКПП);
    • отсутствие возможности завести автомобиль «с толкача» (если двигатель не запущен, то передача крутящего момента на ведущие колеса отсутствует).

    Как видно, на владельцев машин с коробкой автомат накладываются определенные ограничения, чтобы сохранить ресурс и увеличить срок службы агрегата. По этой причине важно знать основные правила эксплуатации АКПП.

    Главным минусом коробки автомат являются повышенные требования к условиям эксплуатации и качеству технического обслуживания. Неправильная эксплуатация коробки может привести к быстрому износу и полному выходу агрегата из строя.

    Основные рекомендации по эксплуатации АКПП:

    • перед поездкой АКПП нужно прогревать, дальнейшее движение на автомате должно быть плавным (агрессивный и рваный стиль езды влияет на зазоры в муфтах фрикционных дисков, планетарных шестернях и в самом дифференциале).
    • нельзя принудительно переключать рычаг АКПП на скорости с повышенной передачи на пониженную передачу (возможен выход из строя АКПП);
    • противопоказана буксировка других автомобилей или прицепов с таким же или большим весом (выход из строя АКПП и тормозных лент);
    • нельзя допускать перегрева коробки автомат (при длительной пробуксовке АКПП работает в режиме экстремально высоких температур, как следствие, происходит перегрев коробки и сгорание фрикционов);
    • на автомате крайне нежелательно дрифтовать (автоматическая коробка не способна выдержать столь долгую пробуксовку);
    • не следует допускать масляного голодания механизмов АКПП (нужен постоянный контроль уровня и качества трансмиссионной жидкости ATF).

    Начинать движение на автомобиле, оснащенном АКПП, необходимо плавно, без резкого нажатия на педаль газа. Режим должен быть выбран при помощи селектора заранее.

    Во избежание ускоренного износа АКПП при недолгих простоях автомобиля около 5 минут (например, на светофоре), не нужно устанавливать селектор переключения режимов в положение «N». Достаточно удерживать автомобиль при помощи тормоза, оставляя коробку в режиме «D»

    Рекомендуем также прочитать статью о том, как устроена и работает автоматическая коробка переключения передач. Из этой статьи вы узнаете об особенностях конструкции и принципах работы АКПП.

    Если автомобиль с АКПП забуксовал, необходимо перестать газовать, после чего перейти в режим пониженных передач. В случае, когда это не позволяет преодолеть препятствие, тогда лучше отказаться от попыток выехать своим ходом и обратиться за помощью.

    Также нельзя переводить селектор АКПП в режим «R» (движение задним ходом) до полной остановки автомобиля, до окончательного прекращения движения автомобиля включать режим «P», газовать в режиме «N» и сразу включать режим «D».

    Про гидротрансформатор

    Основой гидромеханического автомата является гидротрансформатор. Фактически в гидромеханической АКПП он выполняет роль, аналогичную сцеплению в обычном автомобиле – передает момент от двигателя к коробке.

    Рекомендуем: Принцип работы и особенности турбонаддува на бензиновых и дизельных двигателях

    Как видно из рисунка, устройство гидротрансформатора довольно простое и включает в себя три колеса специальной формы:

    • насосное, осуществляющее связь между двигателем и гидротрансформатором;
    • турбинное, выполняющее связь с валом (первичным) коробки передач;
    • реакторное, предназначенное для усиления крутящего момента.

    Все эти турбины закрыты специальным корпусом и на три четверти погружены в масло, заполняющее внутренний объем. Гидромеханический привод работает таким образом – насосное колесо, на которое поступает вращающий момент от двигателя, вращаясь, направляет на турбинное колесо поток масла, которое им раскручивается и предает усилие на вал коробки передач.

    Происходит циркуляция масла по сложной траектории – с внешней части насосного кольца на внешнюю часть турбинного, а затем через центр устройства обратно к насосному. Следствием такого движения является гидромеханическая передача момента к коробке передач от мотора.

    Такой гидромеханический привод обладает особенностью – из-за присутствия третьего, реакторного колеса, возможно усиление передаваемого момента. Происходит это благодаря его расположению в центре гидротрансформатора.

    Когда осуществляется гидромеханическая передача момента, поток масла от турбинного колеса направляется к центру устройства и затем возвращается обратно к насосному. Однако на его пути расположено реакторное колесо, и поток, оказывая на него давление, вызывает с его стороны ответную реакцию, которая, воздействуя на турбину, усиливает момент, переданный от насосного колеса.

    Такое дополнительное воздействие, возникающее, когда происходит гидромеханическая передача мощности от мотора, приводит к тому, что она увеличивается. Величина усиления зависит от разности скоростей межу колесами гидротрансформатора, чем она больше, тем более значительным оно будет. Это особенно полезно при начале движения, когда выполняется гидромеханическая передача мощности от двигателя, работающего на холостом ходу, к неподвижной трансмиссии.

    Очень полезным фактом являет то, что гидравлический привод автоматически устанавливает нужное передаточное число между колесами и двигателем, благодаря изменению величины напора жидкости при ее передаче между напорным и турбинным дисками.

    Однако диапазон такого изменения достаточно небольшой, и при этом отсутствует возможность, используя гидромеханический привод, разорвать связь между трансмиссией и мотором, поэтому гидротрансформатор работает последовательно с планетарной коробкой, позволяющей устранить отмеченные недостатки.

    Недостатки использования АКПП

    Постараемся разобраться, какие же недостатки кроются за использованием автоматической коробки передач.

    Начнем с расхода топлива. С такой трансмиссией он увеличивается на 1-2 литра по сравнению с той же механической коробкой передач. Учитывайте это при выборе.

    Следующий недостаток – это худшие динамические показатели, в том числе и величина максимальной скорости, которая ограничена использованием АКПП.

    Если говорить подробнее, то бережное отношение к двигателю не позволяет водителю максимально использовать весь скрытый в нем потенциал.

    Даже несмотря на то, что сегодня некоторые модели обзаводятся дополнительным спортивным режимом работы коробки.

    Но стоит отметить, что автомат позволяет эффективно ускоряться. Также встречаются коробки с адаптацией.

    В зависимости от стиля вождения водителя они под него подстраиваются.

    При активном стиле вождения авто будет двигаться в спортивном режиме, а при более спокойном перейдет в экономный режим.

    Вывод: показатели динамики и скорость будут напрямую зависеть от опытности самого водителя.

    Если не знать правил эксплуатации коробки-автомата, то можно столкнуться с плохим движением по различным поверхностям.

    Например, по грязи или снегу. Еще нужно учесть, что с АКПП не получится использовать некоторые приемы по контраварийному движению.

    Существенный недостаток кроется и в дорогом обслуживании и ремонте такой коробки.

    Каждые 30 тыс. км придется менять масло, а оно достаточно дорогое. А вот в механической коробке его можно вообще не успеть поменять.

    Если отнестись к этому вопросу несерьезно и не поменять масло в АКПП, то она может сломаться и придется проводить ремонт. А это отнимает достаточно времени и денег.