Замена помпы на ваз 2106

Последовательность действий по замене помпы в автомобиле ВАЗ 2106

Внеплановая замена помпы ВАЗ 2106 производится в случае, если при эксплуатации силовой установки «шестерки» появляются стуки и шумы, которые не должны сопровождать работу насоса системы охлаждения жидкостного типа (помпы). Также замена всего изделия или, в крайнем случае, замена сальника помпы необходима при появлении течи в районе установки водяного насоса транспортного средства.

Устройство помпы автомобиля

При многих дефектах выполняется замена помпы на ВАЗ шестой модели, видеоролик о которой всегда можно посмотреть в интернете. Водяной насос «шестерки» предпочитают менять целиком, т.к. многие автолюбители не занимаются ремонтом этого компонента системы охлаждения автомобиля в силу ее невысокой цена при приобретении в магазине запчастей. Цена водяного насоса «шестерки» в различных торговых точках достаточно приемлема, варьируется от 600 до 700 рублей.

Жидкостная основа (тосол) выполняет функцию охладителя силовой установки, которая нагревается при эксплуатации. Но охладитель перемещается при помощи т.н. «помпы» (водяного насоса), которая своими лопастями крыльчатки заставляет жидкость поступать в подведенные патрубки. При неработающем водяном насосе «шестерки» температура мотора начинает неуклонно увеличиваться, что может привести к его перегреву, деформации отдельных элементов и последующей поломке. Поэтому необходима замена помпы либо ее ремонт.

Из чего состоит водяной насос, можно увидеть при замене сальника помпы ВАЗ 2106: это насос центробежного принципа действия, которому передается момент вращения от шкива коленвала моторного агрегата транспортного средства. Деталь расположена с правой стороны от «движка» и смонтирована с прокладкой из паронита. Изделие отлито из легких сплавов алюминия, вал которого снабжен двухрядным неразборным подшипником без обоймы. На одном концу вала расположена лопастная крыльчатка, на другом краю – ступица шкива.

Колечко уплотнительного типа с помощью сальника заставляет находиться крыльчатку в состоянии готовности к эксплуатации. Под действием вращающейся крыльчатки создается требуемое давление, с помощью которого тосол нагнетается в охладительную систему и поступает для охлаждения силовой установки и других агрегатов транспортного средства.

Все компоненты водяного насоса можно увидеть при замене сальника помпы, которая осуществляется при слесарно-ремонтных мероприятиях. Для выяснения, циркулирует ли охлаждающая жидкость в системе отопления и функционирует ли помпа «шестерки», проделываем следующие нехитрые действия: заводим и нагреваем двигатель до рабочей температуры 90 градусов по Цельсию и сжимаем двумя руками верхний патрубок, направленный к радиатору. Если водяной насос функционирует, то будет ощущаться циркуляция тосола в системе.

Замена водяного насоса ВАЗ 2106

Для проведения такой технологической операции, как снятие и замена водяного насоса ВАЗ 2106 необходимо подготовить слесарный инструмент следующего назначения:

  • набор головок торцевых с трещотками и воротком;
  • металлический удлинитель небольшого сечения;
  • отвертка;
  • набор слесарных ключей для работы на транспортном средстве.

На предварительном этапе требуется демонтировать ременную передачу с генераторного устройства, и в чистую емкость слить тосол или иной охладитель из системы в полном объеме.

Далее поводим следующие ремонтные мероприятия:

  1. Откручиваем затяжные хомуты крепежа патрубков подачи жидкости-охладителя.
  2. Отсоединяем патрубок помпы «шестерки».
  3. Откручиваем гаечный крепеж трубки из металла слева. Эта магистраль направляет охлаждающую жидкость к отопительному комплексу, поступая в радиатор отопления.
  4. Затем освобождаем трубку от шпилек, применив некоторое усилие и подав изделие вбок.
  5. Отвинчиваем болтовой крепеж водяного насоса к двигательному блоку «шестерки», причем одно из креплений расположено в центральной верхней части.
  6. 2 других крепежа расположены в нижней части водяного насоса.
  7. В окончании технологического процесса демонтируем помпу.

Для замены помпы при посещении автомобильного магазина запчастей ВАЗ приобретаем обновленную запасную деталь и устанавливаем ее, соблюдая принцип обратной последовательности. Иногда достаточно произвести замену сальника помпы ВАЗ 2106, если корпусная часть помпы не деформирована и не имеет трещин и проржавевших дырок (в случае «экономичного» использования воды вместо тосола). Как правило, замена сальника осуществляется при убывании охлаждающей жидкости из системы вследствие течи в районе водяного насоса, что дает основание предполагать, что вышел из строя сальник изделия.

Конструктивно эти два компонента: подшипник и сальник расположены в кожухе помпы с натягом, а ступица шкива и крыльчатка насажены на вал изделия методом запрессовки. Соответственно, крепления этих деталей сильно усложняют разборку водяного насоса «шестерки». При отсутствии условий, приравненным к кондициям слесарной мастерской, ремонтные работы по замене сальника помпы рекомендуется проводить в усеченном варианте, подменив новую крышку с обновленными компонентами.

Зачем нужна помпа на ВАЗ 2101–2107 и как проводится замена насоса

В ходе эксплуатации мотор современного автомобиля нуждается в отводе тепла от его блока цилиндров. Эту задачу призван выполнять водяной насос или помпа. Любая деталь подлежит естественному износу и в конце концов подлежит замене. Не исключение и машины марок ВАЗ 2101, 2106, 2107 и прочая «классика».

Что делает помпа на автомобиле

Насос охлаждения монтируется ближе к фронтальной части блока цилиндров, а крутящий момент передаётся ремнём генератора. Элемент решает функцию постоянной подачи охлаждающей жидкости (ОЖ), что значительно повышает эффект отвода тепла от мотора.

Состоит деталь из корпуса, вала с крыльчаткой, герметичного сальника и подшипников. Как правило, корпус и крыльчатка бывают изготовлены из алюминиевого либо магниевого сплава. Что касается крыльчатки, то она изготавливается из пластмассы.

Если иметь в виду конструктивную схему, то помпа ВАЗ классика состоит из двух половинок: одна не содержит никаких подвижных элементов и бывает постоянно закреплена на блоке цилиндров, другая — включает подвижные части, такие как крыльчатка, подшипники.

Подшипники обеспечивают вращение вала. В корпусе имеются специальные каналы для подвода и отвода жидкости. Крыльчатка вращается, возникает центробежная сила, которая отбрасывает ОЖ к наружным стенкам корпуса. Таким образом, создаётся давление, нагнетающее жидкость в специально предусмотренную трубку, расположенную в БЦ (блок цилиндров). Делая большой круг (циркуляцию), жидкость вновь попадает в насос уже через нижний патрубок.

Конструкция помпы в системе охлаждения двигателя

Из-за такой чёткой последовательности и эффекту циркуляции жидкости, обеспечивается охлаждение самых горячих элементов двигателя.

Как и говорилось выше, деталь на классике имеет некоторые особенности. Из-за того что конструктивно насос состоит из двух частей, многие при замене путают переднюю крышку с полноценным насосом. На самом деле, под названием водяной насос подразумевается весь узел в сборе, включающий также патрубки.

Между крышкой и корпусом помпы установлена бывает герметичная прокладка, защищающая от утечек. В процессе замены её тоже следует обновить.

Признаки неисправности водяного насоса на «классике»

Помпа на ВАЗ — очень важная деталь. Именно от неё большей частью зависит: будет ли греться автомобиль или нет. Не стоит говорить, что поломка элемента — вещь неприятная, однако есть и свой плюс. Так, выходящая из строя деталь всегда даёт знак опытному водителю, который должен уметь распознавать основные признаки приближающейся поломки.

В первую очередь рассмотрим признаки разрушающихся подшипников насоса. Пусть и незначительный, но излишний люфт приводного шкива — уже повод задуматься. Также шуршание, вой, рокот и другие характерные звуки сработанных подшипников должны насторожить водителя.

Интересно замечание по звукам дают опытные автомобилисты. Двигатель, говорят они, не скрипит, а стучит или шумит. Наоборот, всё что пищит или скрипит — это характерные признаки генератора, роликов или помпы. Вой — свидетельствует о перетяжке ремня ГРМ или ремня генератора.

Если не обратить внимание на эти признаки, то после нескольких десятков километров пробега автомобиля может начаться течь ОЖ, хотя это не аксиома, ведь сколько есть примеров, когда при полностью развалившемся насосе течи не было. Лучше акцентировать внимание на шум: скрежет подшипников со временем лишь усилится, и не заметить его будет невозможно.

Что касается течи, то она больше зависит от качества сальника. Он стоит в помпе и призван обеспечивать герметичность. Жидкость может выходить из дренажного отверстия, если оно предусмотрено на помпе (зависит от модели насоса — есть с отверстиями и без). Со временем течь будет только усиливаться, если не принять меры по замене.

Проверить подшипник можно наглядно:

  • просунуть руку и взяться за шкив помпы;
  • пошевелить его вперёд и назад;
  • если наблюдается хотя бы незначительный люфт, то это значит, что какой-то износ подшипников присутствует.

Однако если свиста нет и люфт совсем незначительный, то какое-то время помпа ходить ещё будет. Можно снять ремень генератора, и проверить шкив так. Это позволит лучше прочувствовать свободный люфт.

Таким образом, пока не появился конкретный скрежет, и нет критического выхода тосола наружу, ехать можно. От первого признака шуршания или слабого свиста до полного выхода из строя возможно проехать ещё 1000–6000 километров. Тут уже, как повезёт — волшебных советов нет.

С другой стороны, и это надо учитывать, помпа может выйти из строя и гораздо раньше, не доходя до стадии скрежета. Всё может произойти быстро и незаметно для владельца авто, и не стоит дожидаться, когда уровень шума повысится, чтобы заменить насос.

Важно понимать, чтобы бывает такая поломка водяного насоса, при которой ухода тосола и шума вообще не будет. А двигатель будет кипеть. Например, такое случается, когда пластиковая крыльчатка отходит от вала. По сути, вал как и раньше крутится, но крыльчатка бездействует и просто болтается. Одновременно перестанет греть и печка.

Существует ещё вариант перегрева мотора. Помпа исправна, новая. Однако в жару или в тяжёлых условиях езды по бездорожью, в пробках на светофорах вентилятор часто включается, а мотор начинает греться. Происходит это по причине несоответствия конструкционных особенностей помпы: например, если внутри установлена крыльчатка меньшего размера, чем нужно (на старых образцах помпы крыльчатка оснащена маленькими лопастями, которые могут не осиливать охлаждение более мощного двигателя).

Читайте также  Подкатные домкраты

Если у владельца при покупке новой помпы имеется выбор, то лучше отдавать предпочтение моделям с крыльчаткой большего размера.

Крыльчатки помпы: маленькая (слева) и большая

Большой зазор между крыльчаткой и корпусом помпы также может стать причиной недостаточного потока тосола по системе охлаждения. Зазор должен быть не больше 1,5 мм. Особенно сильно проявляется этот недостаток на холостых оборотах, в пробках.

Зазор между крыльчаткой и корпусом насоса не должен превышать 1,5 мм

Оригинальные способы диагностики работы помпы были найдены в одном автомобильном журнале.

  1. Нужно взять несколько чистых листков белой бумаги и разложить их вечером под машиной. Утром проверить бумагу, если она мокрая, со следами зеленоватой жидкости, значит, помпа пропускает.
  2. Включить на полную мощь отопитель в салоне. Если стрелки индикатора температуры воды взлетят резко вверх, остановить машину. Проверить на ощупь состояние радиатора охлаждения после остановки двигателя и состояние приводного ремня насоса. Если элементы чересчур горячие, с насосом не всё в порядке.
  3. Откройте капот автомобиля. Если явно присутствует запах ОЖ, это указывает на неисправность помпы.
  4. Двигатель включается в режим холостого хода. Затем нужно зажать пальцем верхний патрубок насоса. Если помпа работает, то чувствуется небольшой толчок жидкости.

Замена помпы на ВАЗ 2101–2107 (инжектор и карбюратор)

Итак, помпа неисправна и принято решение о её замене. Кстати, процедура эта может быть напрямую связана с обновлением охлаждающей жидкости.

Расположение

Помпа сидит на БЦ. Она прикручивается болтами к корпусу блока (указаны стрелками на фото).

Расположение помпы на блоке автомобиля ВАЗ (гайки указаны стрелками)

Тонкости выбора

Выбор помпы — дело ответственное. Если не придать ему должного внимания, можно оказаться с носом — потратите деньги на «левый» или восстановленный, но бывший в употреблении товар.

Особо нужно проверять сальник. Желательно, чтобы он был нового образца, а не старого. Новые образцы бывают с пружинками, старые — без них.

Не должно быть никакого люфта. Рекомендуется вскрыть упаковку прямо в магазине, на месте. Проверить изделие на наличие поперечного люфта подшипника, если он наблюдается — вернуть или поменять.

На корпусе настоящей вазовской помпы должен присутствовать логотип ТЗА, что означает изготовление методом литья. Если знака нет — это кустарная работа.

Приобретение родного вазовского насоса — гарантия надёжности и долговечности. Только в крайнем случае, если подходящего варианта нет, можно прислушаться к рекомендациям продавца или профессионала, советующего подбор наиболее оптимального насоса.

Инструменты и материалы для замены

Понадобятся следующие инструменты:

Монтировка нужна для придержания шкива помпы от прокручивания

В комплекте гаечных ключей должны быть все основные размеры

Тара для слива ОЖ должна быть широкой

Помимо инструментов понадобятся и материалы:

  • сам насос, новый и заводской;
  • новая ОЖ для замены старой жидкости;
  • прокладка;
  • герметик на силиконовой основе;
  • новый комплект гаек и шайб (рекомендуется).

Алгоритм проведения замены

  1. Открыть сливное отверстие и аккуратно слить жидкость. Сколько тосола выйдет, столько и нужно будет залить (если до этого не было течи). Если же течь была, то желательно полностью освободить систему от ОЖ, и залить по инструкции 9,8 л.
  2. Обесточить аккумуляторную батарею. Разъединить колодку электро-вентилятора.
  3. Снять защитный кожух вентилятора.

Теперь открыт доступ к различным элементам блока цилиндров.

  1. Расслабить гайку натяжения ремня генератора (М17), и снять ремень.
  2. Открутить скобу, зафиксированную к помпе, и отвести её в сторону.
  3. Придерживая шкив помпы, открутить три крепёжных болта.
  4. Затем открутить четыре гайки, фиксирующие насос к двигателю.
  5. Насос демонтировать, зачистить посадочное место шкуркой.
  6. Поставить новую помпу, смазав предварительно посадочное место герметиком.

Остальной процесс сборки проводится уже в обратной последовательности.

Видео: как снять и установить помпу

Ремонт помпы

В некоторых случаях возможен ремонт водяного насоса. Он рекомендован в тех ситуациях, когда происходит либо износ подшипников, либо сальника, находящего внутри устройства.

Ремонт помпы позволит сэкономить около 600–700 рублей, что в принципе, не так уж мало. Ремонтопригодность насоса определяют по состоянию крыльчатки и вала. Если они сравнительно новые, то можно восстанавливать.

Полноценная замена помпы на автомобилях ВАЗ только к лучшему. Новый агрегат стоит недорого, и после замены двигатель автомобиля начнёт полноценно функционировать.

Замена помпы на ваз 2106

Помпа ваз 2106

Тосол выполняет функцию охлаждения двигателя, проходя по трубкам и магистралям, расположенных, как внутри двигателя, так и патрубкам в силовом отсеке транспортного средства. Но тосол должен нагнетаться и циркулировать под воздействием специального устройства, которым и является водяной насос. Двигатель «шестерки» охлаждается по схожему принципу, поэтому помпа ВАЗ 2106 и заставляет охладитель перемещаться. При выходе ее из строя при работающем двигателе его температура начинает повышаться, что может привести к перегреву мотора и к разрушению охладительных магистралей.

Замена

Для проведения такой технологической операции, как снятие и замена водяного насоса ВАЗ 2106 необходимо подготовить слесарный инструмент следующего назначения:

набор головок торцевых с трещотками и воротком;

металлический удлинитель небольшого сечения;

набор слесарных ключей для работы на транспортном средстве.

На предварительном этапе требуется демонтировать ременную передачу с генераторного устройства, и в чистую емкость слить тосол или иной охладитель из системы в полном объеме.

Как промыть систему охлаждения двигателя по ссылке.

Ремонт

Закрепите водяной насос в отрезке металлической трубы, направляя крыльчатку вверх; затем, пользуясь выколоткой из мягкого металла, выпрессуйте вал через крыльчатку, а вал с подшипниками — через корпус насоса. Снимите крыльчатку.

Выпрессуйте скользящее кольцевое уплотнение при помощи выколотки, направленной с внешнего конца насоса.

Снимите центральное и прокладочное кольца с крыльчатки.

Очистите корпус насоса и крыльчатку керосином и вытрите насухо.Имейте в виду, что вал и подшипники вместе со ступицей вентилятора и уплотнительными деталями должны обязательно заменяться новыми.

Закрепите корпус насоса с крыльчаткой, направленной вниз, затем поставьте оправку (отрезок металлической трубы) на внешнюю дорожку качения подшипника и запрессуйте новый вал и подшипник так, чтобы дорожка качения была вровень с концом копруса.

Поставьте корпус насоса с крыльчаткой, направленной вверх, и смажьте уплотнительной пастой гнездо кольцевого уплотнения в корпусе.

При помощи оправки (металлической трубки) запрессуйте кольцевое уплотнение под прямым углом в корпус.

Поставьте новое прокладочное кольцо на упорное кольцо. Затем смажьте прокладочное кольцо пастой для тормозного цилиндра и запрессуйте кольцо в крыльчатку скошенной стороной вперед.

Очистите вал, гнездо в крыльчатке и уплотнительные поверхности, затем поставьте вал на опору и напрессуйте крыльчатку вровень с концом вала. Проверьте размер «а» (см. иллюстрацию Поперечный разрез водяного насоса).

Нагрейте новую ступицу вентилятора до синего цвета (примерно до 300°С). Очистите вал и при помощи двухмиллиметровой металлической проставки установите ступицу. Поставьте ступицу на оправку (металлическую трубку), вставьте вал и запрессуйте его до регулировочной прокладки. Подождите, пока ступица плотно охватит вал, затем окуните ее в поду и удалите проставку.

Как поменять

При замене помпы рекомендуется поменять охлаждающую жидкость в системе.

Необходимые инструменты для замены помпы

Набор ключей на «8», «10», «13», «17» «27-30» (рожковые и накидные).

Емкость для слития охлаждающей жидкости

Устанавливаем под мотор, пустую емкость, и сливаем охлаждающую жидкость, открутив пробку на блоке двигателя. Если вы решились на замену ОЖ, тогда придется еще открутить сливную пробку на радиаторе охлаждения.

Отключаем и вынимаем из моторного отсека аккумуляторную батарею

Отсоединяем контактную колодку от электровентилятора и снимаем его, предварительно окрутив ключом на «17» три болта.

С помощью ключа на «17» ослабляем гайку натяжителя ремня генератора и снимаем его.

Откручиваем гайку на 17 на скобе помпы и отводим скобу в сторону.

Теперь необходимо снять шкив привода помпы. Для этого нужно открутить три болта, предварительно зафиксировать шкив с помощью отвертки.

Следующим этапом будет снятие помпы с двигателя. Для этого открутите четыре гайки крепления и демонтируйте ее.

После снятия снимите старую прокладку и тщательно зачистите посадочные места на помпе и блоке двигателя.

Установите новую прокладку и новую помпу. Произведите остальную сборку в обратной последовательности.

Залейте охлаждающую жидкость в систему, при этом краник радиатора отопителя должен быть открыт. Также для удаления воздушной пробки из системы необходимо отсоединить шланг от впускного коллектора и подождать пока ОЖ не начнет из него вытекать, затем снова одеть на место.

Как снять

Крышка водяного насоса ВАЗ -2106 зафиксирована на корпусе четырьмя гайками (ремень привода генератора и шкив для наглядности сняты).

1. Демонтируйте с автомобиля аккумуляторную батарею (для комфорта работы).

2. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «замена охлаждающей жидкости на автомобиле Ваз 2106»).

3. Отпустите три болта фиксации шкива, фиксируя его от прокручивания отверткой.

4. Демонтируйте ремень привода генератора.

5. Открутите три болта фиксации шкива помпы ВАЗ -2106 и демонтируйте шкив.

6. Открутите гайку фиксации натяжной планки генератора к крышке насоса, демонтируйте шайбу.

7. Демонтируйте натяжную планку со шпильки, отодвинув генератор от двигателя.

8. Открутите четыре гайки фиксации крышки насоса, демонтируйте пружинные шайбы, отверткой осторожно отсоедините крышку от основания и демонтируйте ее.

Читайте также  Капитальный ремонт зданий и сооружений

9. Демонтируйте прокладку крышки насоса.

Как проверить

Если с нее не капает, снять ремень, пошатать, покрутить. Шатается/шумит, поменяй.

Самостоятельная замена помпы на классических моделях автомобилей ВАЗ

Классические модели автомобилей ВАЗ отличаются простой конструкцией, что позволяет автовладельцам проводить большинство ремонтов самостоятельно. Диагностика и замена механического насоса охлаждающей жидкости также довольно просты, и могут быть выполнены своими руками.

Назначение и расположение водяного насоса

Водяной насос (помпа) предназначен для циркуляции антифриза в системе охлаждения двигателя в принудительном режиме. Таким образом охлаждаются наиболее нагретые части двигателя — цилиндры, поршни и камеры сгорания. Горячий антифриз поступает в радиатор, где охлаждается встречным потоком воздуха.

Без водяного насоса охлаждающая жидкость не может циркулировать в каналах и магистралях. Поэтому при эксплуатации автомобиля с поврежденным насосом двигатель быстро перегревается и выходит из строя, а следовательно, требует дорогостоящего ремонта.

Конструкция водяного насоса довольно проста. На валу, встроенном в корпус со встроенным фланцем, с одной стороны находится рабочее колесо, а с другой — ступица ведущего шкива. Вращение вала обеспечивается парой подшипников, а уплотнение корпуса — внутренним сальником.

Некоторые производители дополнительно оснащают насос смазочным ниппелем — насадкой для нагнетания смазки в подшипник.

В классических моделях ВАЗ водяной насос устанавливается на передней части двигателя и прикручивается не непосредственно к блоку цилиндров, а к отдельному корпусу.

Вал насоса и рабочее колесо приводятся в движение серповидным ремнем, идущим от шкива коленчатого вала к генератору. Устройство и принцип действия этого агрегата одинаковы для карбюраторных двигателей классических моделей ВАЗ и для двигателей с впрыском топлива.

Диагностика неисправностей

Для водяных насосов на классических моделях ВАЗ характерны следующие поломки:

  • износ подшипников и возникающий люфт вала;
  • Утечка ртути через сальник;
  • Вал перекос и заклинило.

Почти все отказы насосов происходят из-за износа подшипников. Насос работает нормально с небольшим износом и зазором вала. По мере увеличения зазора в корзинах подшипников уплотнение начинает протекать антифризом, а с места установки насоса при работающем двигателе можно услышать неестественные шумы — шумы или потрескивания. В результате вал наклоняется. Возможны три сценария дальнейшего развития.

  • Подшипник заедает, и ремень соскальзывает со шкивов. Двигатель продолжает работать, но на приборной панели горит красный индикатор разряда аккумулятора, и температура охлаждающей жидкости быстро повышается до максимальной.
  • При заедании подшипника вал распадается на две части. Как и в первом случае, лампа разряда аккумуляторной батареи загорается при работающем двигателе и максимальной температуре охлаждающей жидкости.
  • Из-за перекоса вала вращающееся рабочее колесо пробивает отверстие в стенке корпуса насоса, через которое вся охлаждающая жидкость выходит за секунды, и двигатель сразу же перегревается. В этом случае потребуется замена не только насоса, но и корпуса, в котором рабочее колесо пробило стенку.

В отличие от переднеприводных моделей ВАЗ, где помпа спрятана под крышкой ГРМ, в «классике» она на виду. Это позволяет избежать неприятных последствий. Необходимо лишь периодически проверять насос следующим образом.

  • Запускаем двигатель, открываем капот и слушаем. Если вы слышите подозрительные шумы в передней части двигателя, нажмите педаль акселератора вручную.и увеличивайте количество оборотов до тех пор, пока не станет отчетливо слышен гул.
  • Тщательно осмотрите переднюю часть двигателя на предмет утечки охлаждающей жидкости.
  • Если вы обнаружите утечку антифриза, возьмитесь за шкив насоса рукой и переместите его вдоль оси вала, чтобы обнаружить люфт.
  • Если вы чувствуете небольшой люфт или сомневаетесь в диагностике натянутого ремня, открутите гайку крепления генератора на регулировочном кронштейне и ослабьте ремень. Затем снова покачайте шкив помпы.

Ввиду приличного возраста оригинальные запчасти для этих автомобилей завод уже не выпускает. Серийно доступные запчасти редко служат более 50 000 км. Помните об этом номере при техническом обслуживании автомобиля, чтобы вовремя обнаружить неисправность.

Если вы обнаружите небольшой люфт, не начинайте сразу замену водяного насоса. Он еще будет «жить» на 3-5 тысяч. км пробег. Однако за ее состоянием придется постоянно следить и заранее заказывать новый насос.

Если наблюдаются протечки на землю, заметен люфт в валу, и вы слышите дребезжащие звуки во время работы, насос следует немедленно заменить на новый.

Замена водяного насоса

Работа по сборке нового насоса на классической модели ВАЗ состоит из нескольких этапов.

  • Подбор и покупка новой детали.
  • Подготовка инструментов и рабочего места.
  • Демонтаж старого насоса и определение возможности его ремонта.
  • Установка нового насоса и проверка его работы.

Покупка нового насоса имеет смысл только в том случае, если вы уверены, что старый насос неисправен или его срок службы подходит к концу. Если рядом есть автомагазин, при разборке можно купить помпу.

Выбор новой помпы

Насосы с символом 2101, устанавливаемые на классические модели ВАЗ первой серии, в настоящее время не производятся. Подходят насосы (номера деталей 2107-1307011-75 и 2123-1307011-75) с увеличенным рабочим колесом и усиленной конструкцией. Прежде всего, они были произведены для «Нивы». Эти насосы немного дороже обычных. Так что проблем с правильным подбором нового насоса возникнуть не должно.

На силовых агрегатах ВАЗ 2101-07, оснащенных инжектором или карбюратором, используются насосы такой же конструкции и типоразмера.

Среди автовладельцев наибольшей популярностью пользуются насосы следующих производителей:

  • Luzar;
  • Hepu;
  • TZA;
  • «Фенокс».

Имеющиеся в продаже насосы с рабочими колесами из пластика, чугуна и стали. Насосы с пластиковыми рабочими колесами, оснащенными продолговатыми и выдавленными лопатками, зарекомендовали себя безупречно. Чугунные детали менее эффективны при перекачивании жидкостей, в то время как стальные детали подвержены коррозии и с большей вероятностью могут оказаться подделками.

Водяные насосы продаются в комплекте корпусов или по отдельности. Ваш выбор зависит от целостности корпуса — если он поврежден или корродирован изнутри старым ротором, приобретайте изделие целиком. Когда корпус цел, нужно только купить передаточную часть.

Подготовка инструмента и рабочего места

Для замены водяного насоса на классической модели ВАЗ понадобится ровный, освещенный участок или теплый гараж (в холодное время года). Поскольку все работы ведутся из-под капота, канал наблюдения не нужен.

Вам потребуются следующие инструменты:

  • набор торцевых ключей и головок;
  • отвертка плоская;лома;
  • Перчатки из материала и тряпки.
  • Кроме того, необходимы высокотемпературный герметик и 1 литр охлаждающей жидкости для повторного заполнения. Чтобы заподернуть охлаждающую жидкость, приготовьте контейнер емкостью 10 литров с широкой шеей (пластиковый контейнер или отрезать с боковой части канистды) и счетчика растяжения обычного шланга.

Чтобы избежать ожогов, все работы должны быть выполнены на холодном двигателе

Чтобы удалить насос в классических моделях VAZ, вам не нужно вращать коленчатый вал, выровнять маркеры сходимости или разбирать привод передач, как это в корпусе на передних транспортных средствах. Просто приверните свою машину на равной платформе и обездвижите ее ручным тормозом.

Демонтаж помпы

Слейте безработные жидкости в следующем порядке:

Откройте маску и на стороне сливной пробки. Поместите контейнер с бесперебойной жидкостью под автомобилем. Внутренний винт расположен на блоке цилиндра слева (в направлении перемещения) под третьей свечей зажигания. Сливный винт расположен рядом с индикатором давления масла.

  • Открутите винт гайкой с помощью клавиши 13 мм и поместите шланг одним концом в контейнере. Снимите винт до конца вручную и отсоедините его в сторону, немедленно размещайте шланг на отверстии.
  • Другая рука медленно открывает верхнюю вилку радиатора. Во время истощения разборки жидкости откройте вилку радиатора, чтобы позволить воздуху.
  • Когда разборка жидкости начинает запускать тонкую тропи на боковой стенке блока, прикрутите винт пробки и затяните его ключом.

Во время демонтажа насоса нет необходимости сливать всю охлаждающую жидкость. Нужно только уменьшить свой уровень ниже места установки насоса. Однако не рекомендуется резать интенсивный поток, потому что в этом случае много горячей воды проигрывает.

Чтобы заполнить свежепринесенную жидкость с свежим воздухом и каналом, отсоедините тонкие ветви нагрева коллектора (в карбюрарной версии двигателя). В двигателе с инжекторами кабель подключается к блоку дроссельной заслонки.

Диск генератора необходим для дальнейшей работы. Для этого плоский ключ 17 откручивают крепежную гайку натяжителя (расположен в верхней части совокупного крепежного кронштейна) и подтолкните корпус генератора в направлении коленчатого вала с помощью вала. Для более легкого доступа к гайке вы можете отключить и удалить аккумулятор.

Диск генератора необходим для дальнейшей работы. Для этого открутите крепежный гайку ключом 17 (расположен в верхней части монтажной кронштейны) и переместите корпус генератора в направлении коленчатого вала с помощью вала. Вы можете отключить и удалить аккумулятор, чтобы получить легкий доступ к гайке.

Когда ремень свободен, удалите его из шкивов и продолжайте разборку.

  • С тяжелой отверткой на вал насоса ослабьте и открутите три винта, которые защищают шкив с помощью 10-точечной отвертки. Снимите шкив и отложите в сторону. Водяной насосный шкив представляет собой отвертку, открученный и удален.
  • Открутите гайку, которая защищает скобу регулировки генератора, используя отвертку до 17.
  • Используя клавишу 13 мм, открутите четыре гайки, которые защищают фланец насоса к корпусу.
  • Тщательно откройте фланец насоса с отверткой и удалите его.
  • Очистите старую прокладку и остаток герметика с поверхности корпуса насоса и снимите любые жидкие остатки. Используйте небольшое зеркало, чтобы проверить состояние корпуса изнутри.
  • Оцените состояние удаленного насоса. Если утечки Desalina, и ролик немного свободно, вы можете это исправить.
Читайте также  Форд фокус 2 как проверить насос

Установка помпы

Перед установкой нового насоса проверьте, как он соответствует старому корпусу. Для этого вставьте насос прокладкой в ​​слот до остановки и поверните конец вала. Если ротор протирает на стену корпуса, у вас, вероятно, есть подделка.

Обратный порядок сборки нового насоса.

  • Примените жилищные фланцы и прокладки.
  • Установите насос в правильном положении — болты, которые защищают кронштейн генератора, должныбыть с левой стороны.
  • Затяните все крепежные болты в обратном порядке. Закрепите шкив.
  • Установите ремень привода генератора и натяните его, прижав лом к ​​корпусу электрического блока. Затяните зажимную гайку. Ремень генератора устанавливается и натягивается на заключительном этапе сборки.

Перед заливкой старую жидкость лучше профильтровать через мелкую латунную сетку. Вылейте жидкость осторожно, чтобы на дне емкости не образовался осадок.

Сначала залейте в систему свежий антифриз через заливную горловину радиатора. Медленно доливайте антифриз, наблюдая за трубкой, снятой с блока подогрева коллектора (в инжекторном двигателе — дроссельная заслонка). Как только жидкость потечет из трубки, сразу наденьте на разъем колпачок и закрепите зажимом. Осторожно залейте оставшуюся охлаждающую жидкость в расширительный бачок до нужного уровня (между отметками Min и Max).

По окончании работы закройте крышки радиатора и бачка и запустите двигатель. После прогрева до 80-90 ° C проверьте переднюю часть двигателя на герметичность и дождитесь включения охлаждающего вентилятора. Это означает, что в шлангах нет воздушных карманов, а значит, система охлаждения работает нормально.

Ремонт водяного насоса

Если старый корпус насоса цел, его можно отремонтировать — заменить вал на подшипники и сальник, имеющиеся в продаже. Для этого специальным съемником выдавите крыльчатку, а затем вытащите вал. Такая операция может сэкономить до 60% стоимости нового насоса и может быть проведена самостоятельно.

Самостоятельная замена помпы в системе охлаждения классических моделей ВАЗ не так уж и сложна. Используя стандартный набор инструментов и внимательно следуя инструкциям, вы сможете сделать это без посторонней помощи.

Замена помпы ВАЗ 2101 — ВАЗ 2107

Замена помпы, — это то, с чем рано или поздно, сталкивается практически любой владелец ВАЗовской классики. Если вы думаете, что поездите на классике совсем не долго, всего пол годика — годик, — лишь до тех пор пока не научитесь сносно водить, и за столь короткий промежуток времени сломаться у вас просто ничего и не успеет. То вам следует знать, что ресурс ВАЗовских помп может колебаться — нууу просто ооочень сильно. Некоторые водители гордятся тем, что водяной насос на их автомобиле ходит уже 100 000км, и при этом не подает признаков скорой кончины. Другие же водители вынуждены менять помпу уже через 5 000км.

В общем: если вы опытный водитель — вы все знаете и сами), ну а если вы новичок — не паникуйте, в замене водяного насоса ВАЗовской классики нет ничего сложного, нужен лишь хороший настрой и минимум инструмента.

Как же понять, что водяной насос ваших Жигулей уже доживает свое? Самые не понятливые водители узнают о этом по вытекшему из помпы тосолу. Как правило, это не приятное явление сопровождается перегретым двигателем, а происходит сей инцидент в самых разных, иногда в очень не подходящих местах.

Более ответственные водители замечают, что помимо звука самого двигателя. Из под капота их автомобиля доносится некий звук, напоминающий посвистывание подшипника. В более поздней стадии, посвистывание перерастает в тарахтение: тррр — тррр — тррр, — что то в этом роде… Стоит заметить, что вышеописанное тарахтение похоже на «звук ослабленной цепи». Если вы услышали такой звук: — откройте капот и подергайте шкив помпы. Чувствуете люфт? — наверняка «тррр-тррр» говорит именно уставший водяной насос вашего автомобиля.

Порядок выполнения работ по замене помпы ВАЗ 2101 — ВАЗ 2107

Итак, ваша помпа явно люфтит, что делать дальше? Для начала, необходимо снять с карбюратора «кастрюлю», и аккумулятор. Эти детали будут вам мешать при дальнейшей работе, их демонтаж занимает всего 5 — 10 минут.

Теперь необходимо слить охлаждающую жидкость. Если этого не сделать, весь ваш тосол выльется, как только вы снимите старую помпу. Тосол сливается и с блока двигателя, и с радиатора охлаждения. На фото вы можете увидеть местоположение сливных пробок. Но перед тем как вы начнете выкручивать пробки, подготовьте тазик, или другую удобную емкость, объемом не менее 10л, — куда вы будете сливать тосол. Также желательно подготовить шлангу, которую вы подставите под струю вытекающего тосола и отведете ее в подготовленную вами емкость. Так ваш мотор останется чистым — это весьма важно, — если вы любите свой автомобиль, ведь тосол довольно сильно разъедает краску ( свежо покрашенный блок было бы оч.жалко).

Когда это уже готово, можно открутить Заливную горловину радиатора и откручивать сливную пробку на блоке. После того как вы полностью слили тосол с блока, пробку можно закрутить на место и приступить к откручиванию сливной пробки на радиаторе. Это следует делать осторожно: — вам понадобится два ключа на 17-ять. Одним вы будете выкручивать пробку, а вторым придерживать неподвижную гайку. Итак, — тосол слили, а сливные пробки закрутили. То, что слегка разбрызгалось под капотом, лучше сразу вытереть мокрой тряпкой.

Вторым этапом следует вытащить радиатор. Дело в том, что он будет мешать вам откручивать шкив — ( не так сильно если у вас установлен электровентилятор), но весьма сильно если привод вентилятора у вас принудительный, — то есть вентилятор закреплен прямо на шкиве помпы.

Перед демонтажем радиатора, сразу стоит снять и вытащить его кожух — так будет легче вытаскивать, а затем и устанавливать радиатор. После следует ослабить хомуты верхнего, — самого большого патрубка системы охлаждения, а также хомут нижнего патрубка идущего к термостату. Здесь стоит заметить, что отпускать следует тот хомут который ближе к термостату, а не к радиатору. То есть, — вытаскивать радиатор вы будете вместе с нижним патрубком идущим на термостат. Перед демонтажем радиатора его можно и снять совсем, но когда вы уже поставите новый водяной насос, нужно будет заранее, — перед установкой радиатора, прикрепить патрубок в таком же положении — как он и стоял. Дело в том, что на месте, когда радиатор уже установлен, затягивать хомут нижнего патрубка крайне не удобно. Поэтому его лучше просто не снимать. Теперь вам остается только стянуть с радиатора патрубок расширительного бачка и открутить два болта удерживающих радиатор. Можно вытаскивать).

Радиатор охлаждения снят. Теперь вы хорошо видите вентилятор закрепленный на шкиве помпы, а также те три болта на 13-ать, что удерживают вентилятор на шкиве. Сейчас вам нужно их только ослабить, — сорвать. После этого вам понадобится ключ с головкой на 22, для того чтобы ослабить натяжку ремня генератора. Ослабляется гайка выступающая с генератора, а не с помпы. После того как гайка фиксирующая положение генератора ослаблена, нужно сместить поближе к блоку сам генератор, — это как раз и ослабит натяжку ремня генератора. Иногда подвинуть генератор можно просто руками, иногда нужен рычаг по типу «лапки». Вот после того как ремень уже ослаблен, можно снимать вентилятор и сам шкив водяного насоса. Теперь вы уже хорошо видите саму помпу и четыре болта, которые ее удерживают. На этом этапе стоит снова вернуться к регулировочной планке. Если только что вы ослабляли гайку идущую с генератора, то сейчас, пока старая помпа еще не снята ( так просто удобней), стоит выкрутить гайку удерживающую регулировочную рейку на помпе, — ее нужно снять со старой помпы.

Вот и настал тот великий час, когда вы можете снять старый водяной насос. С помощью ключа, а лучше головки на 13-ать, вы выкручиваете 4 гайки крепления помпы. После этого, по старому водяному насосу можно слегка постучать молоточком, чтобы он сошел с герметика. Достаем!).

Обратите внимание на место прилегания помпы к блоку двигателя, — там может быть старый герметик. Это место следует тщательно очистить. Можно использовать: ножик, «нулевку», керосин, или растворитель. Когда посадочное место очищено, можно приступить к установке нового насоса.

Конечно же, между помпой и ее посадочным местом предусмотрена специальная прокладочка, которую вам, с обеих сторон нужно смазать герметиком. Обратите внимание, что при установке новой помпы, шток крепления планки натяжения смотрит в сторону правого крыла, а не вниз, вверх, или на лево…

Сборка после замены помпы ВАЗ 2101 — ВАЗ 2107

Основная работа уже сделана, теперь осталось собрать все на место. Обсудим некоторые моменты касаемые обратной сборки:

1 — После установке планки — натяжителя, ремень подтягивается не слишком сильно, — это может привести к быстрому выходу из строя подшипников помпы.

2 — При заливании охлаждающей жидкости, шланг подходящий к впускному коллектору следует снять и не одевать его до тех пор, пока при заливании в горловину радиатора тосола, он не начнет литься через этот патрубок. Данный прием позволит полностью удалить из каналов системы охлаждения воздух. Охлаждающая жидкость заливается до тех пор, пока пустым не окажется лишь само горлышку, а не по соты — ведь при этом верхний патрубок может наполнится не полностью.