В россии растет спрос на автомобили отечественных марок

Эксперты выяснили, в каких городах наиболее и наименее популярны отечественные автомобили

Автомобили отечественных брендов сохраняют лидерство по спросу на вторичном рынке в России, – на их долю, по данным портала Авито Авто, в апреле-мае 2021 года приходится 35% от общефедерального спроса.

Автомобили японских марок на втором месте с 18% спроса, «немцы» занимают третью строчку, отвоевав долю в 16%. На четвертом месте по востребованности на вторичном авторынке с долей спроса в 13% — корейские автомобили, а замыкают топ-5 автомобили американских брендов, на долю которых приходится 9% спроса.

Наибольшей популярностью отечественные бренды пользуются в Тольятти, Махачкале, Саратове, Ставрополе и Ульяновске: в каждом из этих пяти городов доля спроса на подержанные автомобили российских марок превышает 40%.

В Тольятти — домашнем регионе АвтоВАЗ — уровень востребованности российских автомобилей выше, чем во всех других городах страны: на отечественные бренды приходится 60% спроса. В Махачкале и Ставрополе на долю отечественных брендов приходится по 48% спроса на вторичном авторынке, а в Саратове и Ульяновске — по 44%.

В топ-10 городов по уровню спроса на подержанные российские автомобили также вошли Омск (доля спроса на отечественные автомобили — 42%), Самара (41%), Курск (39%), Волгоград (38%) и Пермь (37%).

Меньше всего интересуются российскими автомобилями в Калининграде: здесь на долю автомобилей отечественных брендов на вторичном авторынке приходится только 2% спроса. В городе большим спросом, чем российские автомобили пользуются машины немецких, японских, корейских, французских, американских и даже чешских брендов.

Также в топе городов с самой низкой долей спроса (по 13%) на подержанные российские автомобили ─ Москва и Санкт-Петербург. В обеих столицах на первом месте по доле спроса на вторичном авторынке немецкие бренды, а на втором — японские.

В Симферополе доля спроса на отечественные автомобили с пробегом — 19%, немецкие и японские автомобили в городе оказались популярнее российских.

В Иркутске автомобили российских брендов отвоевали долю в 20% спроса, японские марки в городе пользуются большим спросом и занимают первое место по востребованности.

Лидерство российских автомобилей в большинстве регионов страны можно объяснить их сравнительно невысокой стоимостью. По данным Авито Авто, средняя цена отечественного автомобиля с пробегом в апреле—мае 2021 года составила 180 000 рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 17,6%.

Машины японских, немецких, корейских и американских брендов обходятся покупателям заметно дороже. «Немцы» стоят в среднем 680 010 рублей, «корейцы» — 622 611 рублей, автомобили японских брендов — 600 000 рублей, а автомобили американских марок — 379 997 рублей.

Японские, немецкие и корейские бренды на вторичном авторынке за год подорожали сильнее, чем российские: средняя стоимость «японцев» выросла на 20%, «немцев» — на 27%, «корейцев» — на 30%.

Herald353 › Блог › Записки перекупа #62. Анализ рынка подержанных автомобилей на январь 2021

Сегодня будет много букв и мало картинок) Хочу попытаться проанализировать ситуацию, сложившуюся на автомобильном рынке сегодня. Последние три месяца можно было наблюдать нездоровый спрос на автомобили, и, как следствие, выросшие в среднем на 15-20% цены. Почему же это произошло в то время, как все население кричит о том, что денег нет? Давайте разберёмся.

Во время весеннего карантина многие автомобильные заводы приостанавливали свою работу и выпуск новых автомобилей прекращался, это привело к тому, что у дилеров закончились складские запасы готовых автомобилей, банально нечего было больше продавать. Из-за растущих очередей дилеры тупо начали взвинчивать цены, из-за отсутствия новых автомобилей и выросших цен на них люди начали смотреть вторичку, вырос спрос, выросли и цены, масла в огонь подлил и постоянно скачущий курс валют. И что мы имеем на сегодня? В январе 2021 года новый Solaris в салоне в хорошей комплектации стоит 1 300 000 руб, а в 2014 году мы покупали отцу новую Camry в салоне с мотором 2.5 в комплектации Elegance за 999 000 руб) К слову, сейчас такая Camry того же 2014 года с пробегом под 200 000 км в более менее хорошем состоянии обойдётся примерно в 1 400 000 руб) Ну а новая Camry будет стоить где-то 2 — 2.2 млн.
Конечно, это всё очень печально, буквально за три-четыре месяца всё население стало условно беднее и уже не может позволить себе тот автомобиль, который могло позволить буквально 3-4 месяца назад…

С чем столкнулся я как профессиональный продавец автомобилей с пробегом за эти пресловутые последние 4 месяца? В первую очередь, конечно, резкое уменьшение количества хороших вариантов для перепродажи. Целый автомобиль, да ещё и с небольшим зазором от среднерыночной стоимости, купить стало гораздо сложнее, а с учетом того, что цены резко выросли, многие просто перестали работать, не понимая, почем покупать и почем продавать. Сейчас в итоге я покупаю машины дороже, чем раньше точно такие же машины продавал… Да даже просто подобрать автомобиль под заказ, не привязываясь к низкой цене, беря за основу хорошее состояние, сейчас очень трудно — нездоровый спрос всё ещё сохраняется, хотя за январские праздники он стал ощутимо меньше. Хорошие автомобили с небольшим пробегом без зарегистрированных ДТП продаются по верхним ценам рынка за несколько часов после размещения объявления, в то время, как с плохими отчетами машины висят по низу рынка месяцами. Этого я, кстати, никогда не понимал и, наверное, не пойму: что плохого в том, что у автомобиля есть несколько вторичных окрасов и пробег, к примеру, 150.000 км, но автомобиль полностью обслужен, технически исправен, имеет полную историю ремонтов, и на 100% выполняет свою функцию? Если у десятилетнего автомобиля пробег больше 100 000 км, спрос на него резко падает, а если, к примеру, 70-80 тыс км, то его реально продать в полтора раза дороже, чем такой же с пробегом 150.000. Ну да ладно, это лирика, спрос диктует правила, приходится под них подстраиваться.

Просто 2 примера: Mercedes-Benz E200, 2010 г.в., первый был куплен богатым и щедрым мужчиной в подарок своей даме, через полгода он ей надоел и был продан в трейд-ин, откуда его купил перекуп и продал второму владельцу, в итоге в ПТС уже записаны представительство, дилер, дама, снова дилер, перекуп и второй владелец. Тот поездил еще 2 года и продал третьему владельцу, он при оформлении еще и дубликат получил. Третий проездил долго, лет 5, машина была семейной, летом на море, в субботу на дачу, в среднем проезжали 20 000 км в год. Машина была членом семьи, за ней ухаживали, ее берегли и обслуживали только оригинальными запчастями. Как-то осенью какой-то мудак процарапал ее во дворе ключом по всему боку, в итоге 4 детали перекрасили. Потом в пробке как-то зимним вечером владелец случайно ткнул таксиста в задний бампер, у таксиста машина служебная, поэтому оформили ДТП… Через 5 лет семья решила продать Мерседес, перед продажей поменяли лобовое стекло — ну старое уже совсем, отпескоструенное, трещина пошла, и покрасили капот от тех же сколов. Машину купил четвертый владелец, поездил на ней месяца 4, да она больше стояла, чем ездила, и технически осталась все также идеальной, что-то не срослось, и решил он ее продать. И НЕ СМОГ! Что мы имеем? 4 хоза, дубликат (аж в дрожь бросает от этого слова) ПТС, пробег 200 000 км (10 лет по 20 000 км в год, это же нормально?), крашена бочина и морда, еще и ДТП по переду зарегистрировано. Да ее даже смотреть никто не поедет с такой историей! А по факту мы имеем живой целый автомобиль, который при правильном содержании еще столько же проедет! И второй автомобиль, точно такой же: куплен другим богатым дядькой себе в поместье как поджопник. На учете он на нем, но ездит на нем, к примеру, его сотрудник, повар, няня, кто-то еще, естественно, машину не берегут, но ездят недалеко и пробеги небольшие. Потом он (все там будем) умирает, машина 2 года стоит, пока делится наследство, и потом машина, как ненужная, попадает в свободную продажу. 10 лет, 1 владелец, пожилой пенсионер, последние 2 года стояла, пробег всего 80 000 км. Оборвут телефон, первыми, конечно, приедут перекупы, и через несколько дней продадут в подбор, попилив с ушлым подборщиком (про таких уже давно собираюсь написать) бешеный зазор в цене, который нальет покупателю в уши и покажет идеальный отчет. А что потом? Через 10 000 км новый владелец попадет на ТО-90, которое ему выйдет примерно в 90) Со всех рассохшихся за 2 года прокладок будет течь, зато не бит, не крашен, 1 владелец. Только мы никогда не думаем о том, что ездим мы не на ПТСке, а на машине… Так вот скажите, почему первый вариант, ухоженный и живой, будет долго висеть по низу рынка, а второй разорвут по верху? Мы же не на отчете ездим, а на автомобиле, важно состояние техническое, а не состояние баз… Грустно. Но раз есть спрос, я буду давать предложения.

Читайте также  Замена воздушного фильтра авео т250

Извиняюсь за лирику) Так что же нас может ждать дальше на рынке автомобилей с пробегом? Дешеветь автомобили точно уже не будут, так что нужно привыкать к новым ценам и трехлетним солярисам за 1 000 000. Зимой спрос скорее всего немного поутихнет, а в марте — апреле снова вырастет, но на фоне того, что у дилеров появится, наконец, в наличии необходимое количество новых автомобилей, спрос на подержанные уже не будет таким агрессивным, как последние 3 месяца 2020 года. Еще скорее всего растянется понятие рыночной стоимости автомобиля с пробегом. Так как подборщики и блогеры приучили автолюбителей покупать автомобиль по отчёту, а не по реальному состоянию, то автомобили, зарегистрированные в ДТП, автомобили с большим количеством регистрационных действий, автомобили с немаленькими пробегами, будут продаваться дольше, соответственно цена на них будет падать, а так называемые «целки», «пирожки», будут и дальше дорожать и продаваться по верху рынка, поэтому разброс цен будет больше. Но сейчас сложилась такая ситуация, когда про любой автомобиль можно узнать всю его историю, и потенциальные покупатели находятся в шоке от того, что 75% автомобилей старше 8-10 лет, в продаже имеют скрученный пробег. Я очень надеюсь, что в течение следующих 1-2 лет решающую роль будет играть не цифра на одометре, а все же реальное техническое состояние автомобиля, и цифры 200 + у 10-15 летних машин будут восприниматься как норма, а не как что-то ужасное. То, что сейчас все хотят пробег «до соточки» вне зависимости от того, сколько автомобилю лет, всё же со временем отойдет на второй план и не будет таким актуальным, как сейчас. Нет, я не спорю, всегда приятно купить автомобиль с минимальным пробегом, но просто сейчас это доходит до маразма и безумия. Я сижу во многих группах по перепродаже автомобилей, по подбору, и такие варианты с небольшими пробегами, но очень старые, продаются за какие-то безумные деньги. Из реальных примеров за последние 2-3 месяца могу вспомнить: Хонда Аккорд седьмого поколения, 2007 года, с реальным пробегом 86 000 км, была продана за 820 000 руб! Да, там идеальное состояние, на это же стоимость следующего поколения, пусть и с немного бОльшим пробегом. Honda Jazz какого-то 2005 или 2006 года с пробегом 30-40 тысяч км предлагалась за 650 000 руб! Это же бред! Это устаревшая технология и застоявшийся автомобиль! Если сейчас начать его активно эксплуатировать, то под замену пойдут все расходники, все прокладки, со всех щелей потекут все технические жидкости, автомобиль будет приносить больше проблем, чем удовольствия, несмотря на то, что у него свежие мотор и коробка. Несколько раз продавались старые Qashqai 8-9 г.в. с небольшими пробегами в крутых комплектациях, но по цене свыше 1 000 000 рублей! Я не могу этого понять. За эту цену можно купить автомобиль следующего поколения. Откуда взялся этот мандраж по минимальному пробегу?

Тут вы наверное спросите меня, так что же тогда покупать, чтобы не потерять в деньгах и не разориться на обслуживании? Если стоит задача покупать автомобиль для души, то тут я ничего не посоветую, финансы уже не играют главной роли. Но если нужно просто максимально дешево и без убытка ездить, то, наверное, стоит выбирать 3-5-летний автомобиль в околоидеальном состоянии, когда цена на него уже не падает каждый год так сильно, как на годовалый, но все еще высокая, ездить на нём не больше полутора-двух лет, максимально стараясь поддерживать то состояние, в котором он был, и года через полтора у вас есть шанс продать его за те же деньги. А если это Toyota Camry, то возможно и дороже чем вы его покупали) Я, например, годами наблюдая, за сколько люди покупают новый автомобиль в салоне и потом за сколько его продают через пару лет, и неважно в частные руки, либо в тот же салон, наверное уже никогда не смогу позволить себе купить новый автомобиль. И дело не в том что они уже стоят каких-то неразумных денег и я не могу себе этого позволить, нет, я не могу себе позволить потерять столько денег за год-два довольно активной эксплуатации и считаю это абсолютно неразумным. Только ради того, чтобы говорить друзьям «Ну зато в неё никто не пукал».

В любом случае, это всё только мои мысли и моё субъективное мнение. Я никогда его никому не навязывал, но так уж сложилось, что многим тут оно интересно, поэтому я и продолжаю им делиться в своих записках)

Ну и в конце хотел бы добавить ещё пару слов о MINI из предыдущей записи. Машинка наконец-то полностью исправна, разобрались с турбиной, снова мелочи. Всему виной были вот эти трубки

из-за тканевой изоляции очень сложно было найти их деформацию, а из-за потери их герметичности турбина вылетала в аварийный режим. Трубки были заменены, теперь всё работает идеально, машина летает, как самолет, конечно с учетом погодных условий — антибукс срабатывает на первых 4х передачах)

Экспорт российских автомобилей резко вырос в прошлом году

Общий экспорт продукции российского автопрома (автомобили, сборочные комплекты, комплектующие) вырос в 2019 г. на 17% до $4 млрд, указано в исследовании EY. Рост зарубежных поставок наблюдается уже третий год подряд.

Результат превзошел ожидания правительства. В долгосрочной стратегии развития автопрома, утвержденной весной 2018 г., предполагалось, что в 2019 г. экспорт в базовом сценарии достигнет $2,9 млрд, оптимистичном – $3,4 млрд. Аналогичная ситуация была и в 2018 г. Тогда экспорт составил $3,4 млрд, а целевой уровень стратегии в зависимости от сценария – $2,5–2,8 млрд.

По итогам 2019 г. первое место в общей структуре экспорта автопрома вернули легковые и легкие коммерческие (LCV) автомобили – их доля составила 44% (год назад лидировали автокомпоненты с долей 47%). Они же обеспечили основную прибавку общего экспорта: поставки выросли на 34% до $1,7 млрд. В предыдущие четыре года экспорт либо стагнировал, либо рос, но меньшими темами, чем в 2019 г. (в 2017 г. – на 18%). Экспорт легковых автомобилей и LCV в 2019 г. в количественном выражении увеличился на 21% до 113 200 шт., оценивает EY.

Бурный рост поставок автомобилей за рубеж в 2019 г. связан, прежде всего, с восстановлением спроса в странах СНГ, объясняет EY. Об этом говорит и представитель Российского экспортного центра (РЭЦ).

Продажи легковых автомобилей и LCV на одном из основных экспортных рынков российских автозаводов – казахстанском – выросли на 23,3% до 71 417 шт., а в денежном выражении – почти на 32% до $1,71 млрд (данные отраслевого союза «Казавтопром»). В топ-3 рынка – Lada, Hyundai и Toyota. Рост рынка ускоряется: в 2017 г. он вырос в количественном выражении на 7%, в 2018-м – на 25%. Автомобильный рынок Белоруссии тоже продолжает расти, но динамика замедляется. В 2018 г. продажи увеличились на 54%, а в 2019 г. – на 22%, достигнув 64 504 машин, следует из данных Белорусской автомобильной ассоциации (емкость в денежном выражении не уточняется). В тройке лидеров – Lada, Renault и Volkswagen. Для сравнения: российский рынок сократился на 2,3% до 1,76 млн легковых автомобилей и LCV (данные АЕБ). В денежном выражении рынок легковых автомобилей увеличился на 5,6% до 2,54 трлн руб., по оценке «Автостата».

Читайте также  Что такое центральный замок в автомобиле, как он работает и как его установить?

Российские автозаводы начали активно развивать экспорт на фоне сильно сократившегося после 2013 г. рынка, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. На динамике также сказались господдержка (прежде всего – компенсация части логистических расходов) и расширение сборочного производства российских брендов в Казахстане, где был введен утилизационный сбор.

Крупнейший российский автопроизводитель (и экспортер машин) «АвтоВАЗ» реализовал в 2019 г. на зарубежных рынках около 50 000 машин, сообщала компания. Это на 32% больше, чем в 2018 г. Главные экспортные рынки Lada – Белоруссия, Казахстан и Узбекистан. Зарубежные продажи выпущенных в России автомобилей Renault выросли на 14% до 15 785 шт., основные рынки – Белоруссия, Казахстан и Киргизия, рассказал представитель компании. Группа VW, по словам представителя, экспортировала из России 24 600 машин (в 2018 г. – около 20 000), из них почти 10 000 – Skoda Kodiaq в Европу. Экспорт Nissan из России упал на 27% до 4168 шт., машины поставляются в Казахстан и Белоруссию. УАЗ поставил за рубеж 5720 машин (рост на 29%), из них почти 80% отправились в страны СНГ и ближнего зарубежья. Рост связан с расширением географии реализации и модельного ряда на существующих рынках сбыта, поясняет представитель УАЗа.

В 2020 г. экспорт продукции российского автопрома может составить в зависимости от сценария стратегии автопрома $3,4–4,2 млрд.

Экспорт в 2020 г. будет расти, считает Беспалов: рынок в России стагнирует и автозаводы продолжат развивать зарубежные поставки, чтобы загрузить мощности. «Наши ожидания достаточно сдержанны. В первую очередь это связано с имеющимися и вновь появляющимися барьерами», – говорит представитель РЭЦа. Например, это касается введения утилизационного сбора. Преодолеть эти барьеры поможет организация локальной сборки, а также увеличение количества стран, с которыми подписываются соглашения о зоне свободной торговли, отмечает представитель РЭЦа.

Экспорт легковых автомобилей, скорее всего, вырастет в 2020 г. на 10–15%, для роста экспорта грузовых автомобилей и автобусов больших предпосылок не видно, говорит партнер EY Сергей Павлов. «На рынок в целом и экспорт из России в частности может сильно повлиять ситуация с эпидемией коронавируса», – предупреждает он. Многие цепочки поставок замкнуты на Китай, а способность китайских заводов компонентов к ритмичной работе в следующие два месяца под вопросом, поясняет Павлов. Это поставит под угрозу производство в России и других странах, указывает он. Кроме того, продолжает эксперт, развитие эпидемии может спровоцировать ограничение спроса со стороны частных лиц и компаний.

Иметь коня: продажи автомобилей в России бьют рекорды

Апрель 2021 года стал беспрецедентным по росту продаж новых автомобилей в России. Эксперты говорят, что рост мог быть и больше, если бы не дефицит машин у дилеров. Каких автомобилей не хватает, как изменятся цены и что происходит на вторичном рынке, разбирались «Известия».

Покупатели ринулись в салоны

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), рост почти в 300% стал рекордным за всю историю наблюдений за рынком. Результат достигнут во многом благодаря «черному» апрелю 2020 года, когда были закрыты все автосалоны и у людей не было возможности купить автомобиль привычным способом. По данным ассоциации, тогда падение составило 72,4% относительно апреля 2019 года. Для сравнения, всемирный кризис 2008 года снизил продажи новых автомобилей в России на 58%.

Как следствие, в 2020 году 240 автосалонов навсегда ушли с рынка, а остальные понесли серьезные убытки. Так, по данным журнала «АвтоБизнесРевю», продажи некоторых дилеров в 2020 году снизились на 20%.

На такой низкой базе апрель 2021 года стал «прорывным» по продажам новых автомобилей. Так и произошло: в этом месяце, по данным АЕБ, было продано на 113 042 автомобиля больше по сравнению с апрелем 2020 года. Суммарно — 151 964 автомобиля против 38 922 в 2020 году. Апрель пока самый удачный месяц для авторынка в 2021 году.

Цены вырастут на фоне дефицита

Пагубные последствия пандемии до сих пор влияют на рынок. В наличии машин мало, в основном все под заказ, рассказывает генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.

«Апрельская отгрузка может быть еще накопленными заказами с начала года. Причины такой задержки две — первая в том, что заводы не рассчитывали на быстрое восстановление спроса и запланировали меньшие объемы выпуска. Пока непонятно, каким будет выход из кризиса после пандемии, но нынешний повышенный спрос — это неожиданность для многих. Соответственно, автомобилей не хватает, ведь обычно поставки планируются за полгода, а в некоторых случаях — и за год. Вторая причина — это кризис с полупроводниками», — рассказывает Целиков.

Разумеется, дефицит не может не отразиться на цене автомобилей. Целиков предполагает, что всё зависит от курса доллара к рублю. Если курс сохранится на нынешнем уровне, то удорожание автомобилей составит 10%, но если доллар будет стоить 80 рублей и больше, то рост может дойти до 15%.

Каких моделей не хватает

Дилеры отмечают, что дефицит, который образовался из-за локдауна, сохраняется почти у всех производителей до сих пор. А проблема с полупроводниками только усугубила ситуацию. В связи с этим несколько компаний показали отрицательный результат с января по апрель 2021 года относительно того же периода прошлого года. Например, Mitsubishi реализовала на 23,6% меньше своих автомобилей.

«Действительно, Mitsubishi сейчас испытывает трудности с поставками новых автомобилей. Как следствие, мы наблюдем потери по продажам. Причина, как и у многих автопроизводителей, локдаун и снижение мощностей. В ближайшее время проблема должна решиться, и к началу июня мы уже сможем поставлять больше автомобилей в салоны», — рассказал «Известиям» директор по маркетингу Mitsubishi Илья Никоноров. В подобную ситуацию попали и другие. Так, продажи Jaguar с начала года упали на 62,7%, а Nissan потерял 9,6%.

«Нехватка отдельных моделей, так или иначе, сохраняется по большинству марок — BMW, Audi, Mercedes, Jaguar Land Rover, Cadillac, Chevrolet, Volvo, Hyundai, Volkswagen. Существенной разницы по каждому отдельному бренду мы не наблюдаем, выделить наиболее пострадавшие от дефицита марки сложно. Ситуация с поставками в отрасли в целом — это, конечно, последствия пандемии. Например, сейчас на рынке существует нехватка автомобильных микрочипов и в связи с ней есть ограничения по опциям, которые управляют мультимедиа», — пояснил директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский.

Борьба за лидерство

Представители бизнеса отмечают, что отрасли потребуется еще много времени, чтобы ситуация с поставками полностью пришла в норму. Тройка самых продаваемых автомобилей в апреле 2021 года выглядит так: Lada Granta — 14 050, Lada Vesta — 11 178 и Kia Rio — 6996 машин.

Hyundai Solaris потерял одну позицию относительно результата марта и оказался на седьмом месте (5163 штуки). Недавно обновившаяся Toyota Camry обогнала своего главного конкурента Kia K5, поднявшись на девять пунктов и заняв 13-ю строчку. Впервые в топ-25 появился обновленный Hyundai Santa Fe. Nissan Qashqai и X-Trail, наоборот, исчезли из списка бестселлеров в апреле.

Читайте также  Kia picanto 2006 технические характеристики

Найдена причина роста цен на автомобили: машина грозит стать роскошью

Подорожание зафиксировано и на вторичном рынке

Продажи новых автомобилей в марте 2021-го упали на 5,7% к соответствующему месяцу прошлого года. Об этом сообщил Комитет автопроизводителей АЕБ. Причин несколько: доходы населения сократились, а цены наоборот выросли из-за падения рубля и логистических сложностей, вызванных пандемией и локдаунами. Но суть проблемы в другом — производителям не хватает специальных чипов, а без них автозаводы не могут работать на полную мощность. В итоге производство пришлось сократить, а стоимость оставшегося товара пересчитать в большую сторону. Какое отношение имеют иностранные чипы к российским потребителям? Самое прямое: пока поставки комплектующих не наладятся, авторынок продолжит лихорадить — новых машин не будет, взлетят цены на то, что еще не продали, а рынок вторички обнулится.

Фото: Геннадий Черкасов

Март 2021-го ознаменовался снижением уровня продаж автомобилей на 5,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В России реализовано в первый месяц весны всего 148 676 автомобилей.

Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель отметил, что в целом ситуация на рынке не вызывает удивления. «Покупательский интерес несколько снижается по мере роста цен, в некоторых случаях по-прежнему наблюдается дефицит в предложении определенных моделей. Неопределенность с повышением утилизационного сбора также не помогает рынку. Наибольшее замедление продаж наблюдается в массовом сегменте», — сказал он.

К слову одной из главных причин снижения продаж большинство дилеров считают ухудшающуюся доступность машин, в том числе из-за нехватки чипов- микросхем, необходимых для панелей управления приборами, блоков управления двигателем, кузовной электроникой, тахографов. Из-за карантина в 2020-м производители автомобилей массово сократили заказы чипов. Исторически изготавливают эти микросхемы два крупных завода: японский и тайваньский. Падение спроса на их продукцию вынудило приостановить производство. Когда интерес к чипам вновь взлетел, они не смогли моментально нарастить выпуск комплектующих. Между тем, японскому предприятию совсем не повезло. В конце марта на территории завода произошел пожар: сумма ущерба, которая также включает в себя испорченное оборудование, оценивается в диапазоне от $158 до $218 млн.

«Чипы нельзя изготовить за один день. Требуется примерно полгода. Между тем продукция этих двух заводов необходима не только для производства автомобильных чипов, но и чипов для ноутбуков и смартфонов, спрос на которые из-за перехода на удаленку серьезно вырос», — подчеркивает автоэксперт Игорь Моржаретто. В общем, производственное отставание от потребностей рынка производства чипов оценивается экспертами в 2-4 месяца.

Ликвидировать такое производственное отставание заводы, возможно, смогут только к лету. До этого момента все мировые автомобильные компании будет лихорадить, рассказывает наш собеседник. Фирмы, работающие на российском рынке, проблема точно не обойдет стороной. По крайней мере, в США из-за нехватки комплектующих пришлось остановить несколько автозаводов. В нашей стране пока этого не случилось, но перебои с поставками чипов есть, поэтому ряд комплектаций в ближайшее время собрать просто не смогут.

Несмотря на статистику АЕВ и тревожные заявления дилеров, Минпромторг не видит дефицита автомобилей на российском рынке. Игорь Моржаретто полагает, что специалисты министерства судят по наличию машин в дилерских центрах. «Действительно, зайдя в салон любого дилера, мы видим, что машины стоят. Но это зачастую дорогие комплектации, которые просто не по карману подавляющему большинству потенциальных покупателей. Не хватает авто в доступных массовому потребителю комплектациях. Бюджетных машин практически в продаже не осталось», — утверждает эксперт.

Между тем на вторичном авторынке тоже очень тяжелая ситуация. Цены на машины б/у-сегмента взлетели. Хорошие машины за адекватные деньги уже раскупили. Что касается стоимости новых авто, то с января 2021-го все без исключения машины подорожали на 5-8%. Рост цен продолжится, убежден наш собеседник. Причины: дефицит комплектующих, инфляция, падение рубля и обещания Минпромторга поднять утилизационный сбор на 25%.

«Авторынок, безусловно, будет и дальше сжиматься. Сказывается и завершение программ господдержки, которые на протяжении всего 2020 года неплохо помогали авторынку. Сейчас, в 2021 году продавцы смотрят на ситуацию с осторожностью: работники автосалонов в частных беседах говорят, что чаще обычного заказывают новые модели машин только после поступления заказа с частичной предоплатой от конкретного покупателя», — отметил в разговоре с «МК» шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв.