Как правильно менять масло, чтобы избежать толчков в авто с коробкой автомат?

Частичная замена масла в коробке автомат: как меняется трансмиссионное масло АКПП

Трансмиссия АКПП требует к себе особого внимания. Именно по этой причине для увеличения периода нормальной работы агрегата необходимо своевременно менять трансмиссионное масло.

Смазочная жидкость в автомате, в отличие от МКПП, выполняет целый ряд задач и служит в качестве рабочего тела в АКПП. При этом для стабильного и долговременного использования автоматической коробки масло нужно менять.

В этой статье мы рассмотрим, как выполняется самостоятельная неполная замена масла в АКПП, а также какие плюсы и минусы имеет частичная замена масла в коробке автомат.

Частичная замена масла: плановое обслуживание АКПП

Итак, для нормальной работы коробки необходимо, чтобы масло было чистым, залито в должном объеме, а также подходило по свойствам. Что касается чистоты, замена АТФ требуется для того, чтобы устранить элементы естественного износа АКПП, образовавшиеся в процессе работы. Стружка действует как абразив, повреждая каналы гидроблока, соленоиды и другие элементы.

Также со временем жидкость ATF теряет свойства, что также является основанием для замены. Если коробку не обслуживать, ухудшение защитных свойств приводит к износу трущихся металлических деталей и поверхностей, подшипников и т.д.

Еще нужно обратить внимание на то, что коробка автомат может перегреваться по причине того, что отвод тепла в случае с грязным отработанным маслом заметно ухудшается (радиатор охлаждения АКПП может не справляться).

  • Нужно всегда помнить, что трансмиссионное масло становится непригодным после 50 тыс. километров пробега и требует полной замены всего масла на свежее.
  • Однако частичная замена масла, которую нужно делать каждые 20 тыс. километров пробега, позволяет отсрочить полую замену на 30-40 тыс. км. При этом в рамках частичной замены за один подход удается «освежить» около 1/3 части от общего объема ATF в АКПП.

Чтобы разобраться, рассмотрим, в каких случаях производят частичную и полную замену масла. При частичной замене сливается только часть масла от общего объема и заменяется новой жидкостью.

В таком случае большая часть масла остается, а свежая порция смешивается с остатками. Хотя это не способствует полному обновлению, частичная замена позволяет вернуть часть свойств, удалить определенное количество грязи из АКПП и т.д. Сам процесс замены простой и относительно доступный.

Если же говорить о необходимости произвести полную замену масла, понадобится соответствующее оборудование (аппаратная замена). Такое оборудование зачастую имеется только в специализированных автосервисах.

Вернемся к частичной замене масла. Такой способ необходимо осуществлять чаще, при этом нужно приобрести всего 3-5 литров масла (для полной замены требуется не менее 10). Плюсы этого способа очевидны: дешевизна и меньший риск причинить вред коробке. Главное, заливать только такое масло, которое ранее уже было залито в АКПП (избегать смешивания разных продуктов).

Чтобы частично поменять масло в автомате:

  • АКПП прогревается (нужно проехать около 10 км), затем машину поднимают на подъемнике или загоняют на смотровую яму. При частичной замене не требуется менять фильтр АКПП, соответственно, нет никакой необходимости в снятии поддона. При этом будет предпочтительным использовать перчатки во время проведения работ (для защиты от всевозможных загрязнений).
  • Понадобиться канистра либо любая другая тара, которую необходимо поместить под сливным отверстием, после этого неспешно при помощи ключа (часто на 19) выкрутить сливную пробку, подставить емкость, а затем открутить полностью от руки.
  • Дождавшись, когда весь объем жидкости стечет, пробку можно закрутить с рекомендуемым усилием (указано в мануале). Теперь немаловажно определить количество слитого масла. Как уже говорилось выше, при частичной замене сливается не весь объем жидкости, а только часть, которая составляет 30 или 40 процентов от общего объема.
  • Для замера подойдут самые обыкновенные банки или какая-либо другая емкость, при помощи которой можно точно определить объем слитой отработки.
  • Далее нужно открыть капот и извлечь щуп АКПП. Вместо щупа в его отверстие требуется поместить воронку. Если доступ затруднен, можно вставить подходящий по диаметру резиновый шланг, в другой конец которого вставляется воронка.
  • Теперь небольшими частями нужно влить в АКПП ровно столько же масла, сколько было ранее слито из коробки. Важно заливать точно определенное количество трансмиссионного масла.
  • Затем щуп должен быть помещен на место, после чего следует завести машину на 10-15 минут, после чего включить режим P и далее переключать все последующие режимы, задерживаясь на каждом по 5-10 сек.

Как видно, способ хорошо подходит в том случае, если изначально масло не сильно грязное, а сама коробка работает исправно. Другими словами, частичная замена нужна для поддержания чистоты смазки и обновления ее свойств, что позволяет увеличить ресурс автомата. Однако для получения оптимального результата необходимо проводить данную операцию не один раз, а каждые 20 тыс. км. пробега, чтобы обновить основной объем.

Полная замена масла в АКПП

Если частичные замены не выполнялись или масло сильно грязное, нужна полная замена ATF в АКПП. При помощи нужного оборудования удается полностью слить загрязненное масло, промыть коробку, после чего заправить агрегат свежей трансмиссионной жидкостью.

После полной замены масла снижается расход топлива, меньше потери в ГДТ. Общая промывка системы благоприятно влияет на дальнейшую работу АКПП, повышается скорость и плавность переключений. При этом такой способ замены масла заметно дороже частичной заменой и не всегда гарантирует исправную работу АКПП.

Советы и рекомендации

Как видно, частичную неполную замену масла можно вполне производить самостоятельно. Более того, чтобы не навредить АКПП (особенно старым), самими специалистами по ремонту большее предпочтение отдается частичной замене со снятием поддона и заменой фильтра АКПП.

Некоторые дополнительно прибегают к методу пролива (в этом случае нужно коло 10 литров масла), частично имитируя аппаратное вытеснение. Единственное, частичная замена независимо от способа все же выполняется чаще, чтобы активно обновлять масло в автомате.

Также если владелец даже нового авто намерен максимально увеличить ресурс АКПП, можно между полными заменами также частично менять масло самому без снятия поддона и замены фильтра.

Еще поводом для проведения, как минимум, частичной замены, являются сбои в работе АКПП. С одной стороны, это часто позволяет быстро и сравнительно недорого нормализовать работу автомата, а также своевременно обнаружить и предотвратить более серьезные поломки.

Напоследок отметим, что в ряде случаев только заменой ATF проблемы АКПП можно не решить. Например, если как до замены, так и после нее цвет масла быстро меняется, масло мутного оттенка с мелкими частицами или явными следами металлической стружки, а также отмечено присутствие специфического запаха гари, тогда коробке сначала нужна дефектовка и последующий ремонт.

Когда нужно менять масло в КПП: механическая и автоматическая коробка. Виды трансмиссионных масел, срок службы, способы замены масла МКПП и АКПП, советы.

Как заменить масло в АКПП: доступные способы замены ATF в коробке автомат, плюсы и минусы каждого способа. Как лучше менять трансмиссионное масло в АКПП.

Как правильно заливать масло в коробку передач: автоматическая коробка АКПП и механическая трансмиссия. Тонкости и нюансы, на что обратить внимание, советы.

Как заменить трансмиссионное масло в коробке передач: замена масла в МКПП и АКПП. Когда менять масло в коробке на автомате и механике. Полезные советы.

Как поменять масло в роботизированной коробке: когда нужна замена, какое масло выбрать, сколько масла нужно в коробку робот. Процесс замены масла в РКПП.

Как подобрать масло для механической коробки передач. Замена масла в КПП «механика», периодичность и особенности замены трансмиссионных масел в МКПП.

Замена масла в АКПП: рекомендации специалистов

Для обеспечения бесперебойной работы трансмиссии, требуется своевременная замена масла в АКПП. Трансмиссионная жидкость в автоматической коробке передач выполняет как минимум три функции:

  1. Собственно, снижение трения в подвижных узлах.
  2. Обеспечение работы гидротрансформатора.
  3. Создание необходимого давления в системе переключения передач (клапана КПП).

В отличие от смены рабочих жидкостей в двигателе, обслуживание автоматической коробки требует определенного умения, и при необходимости использования специального оборудования.

Большинство автовладельцев доверяют эту процедуру специализированным сервисам. Однако, при соблюдении всех требований изготовителя авто, замену можно выполнить своими руками.

Можно ли самостоятельно определить, когда менять масло?

Периодичность замены масла в коробке автомат определена в регламенте технического обслуживания автомобиля. В некоторых моделях срок составляет 60 тыс. км, в других автомобилях – 160 тыс. км. Универсальных сроков нет, главное – не превышать установленный производителем лимит.

Рекомендации по замене масла от производителя ATF — видео

Однако, в зависимости от условий эксплуатации, и манеры езды, трансмиссионная жидкость может потерять эксплуатационные свойства намного раньше срока. После этого коробка начинает усиленно изнашиваться, и вскоре потребуется дорогостоящий ремонт или полная замена узла.

Как минимум, необходимо периодически проверять уровень и цвет трансмиссионной жидкости с помощью щупа. Она должна иметь красноватый оттенок (в большинстве автомобилей), быть прозрачным, и не иметь в своем составе посторонних примесей (включая водную эмульсию и твердые частицы).

  • машина не движется в режимах «драйв» или «задний ход»;
  • при переключении передач ощущаются толчки;
  • посторонние звуки из-под днища в районе КПП;
  • характерный запах горелых фрикционов;
  • передачи включаются с задержкой;
  • отсутствует одна из передач;
  • некоторые передачи работают с пробуксовкой при движении под нагрузкой;

На щитке приборов (или при диагностике автомобильным сканером) появилась информация о неисправности АКПП.

При первых признаках, и отсутствии механических поломок (или неисправностей управляющей электроники), произведите внеплановую замену масла в автоматической коробке передач.

Что из себя представляет замена масла?

Полное или частичное обновление трансмиссионной жидкости в коробке. Замена масла в автомате может производиться без разборки корпуса, или со снятием поддона и сменой фильтра.

Универсальной методики, как правильно менять масло, не существует. Каждая АКПП имеет особенности конструкции. В некоторых коробках есть сливное и заливное отверстия, в большинство моделей трансмиссионка заливается через канал щупа уровня.

Вне зависимости от конструкции, порядок замены масла АКПП должен обеспечить максимальное замещение старой жидкости на новую, и очистку поддона от мусора и продуктов износа:

  • слив отработки через пробку в картере, или откачка жидкости из отверстия для щупа;
  • демонтаж поддона, очистка полостей, замена фильтра;
  • заливка нового масла.

Полная самостоятельная замена

Если вы решили произвести полную замену масла АКПП без посещения профильного сервиса, рекомендуется следующая методика:

  1. Проехать на малых оборотах порядка 5 км, для прогрева коробки.
  2. Установить автомобиль на смотровую яму гаража, заглушить двигатель.
  3. Слить жидкость через пробку или откачать из отверстия смотрового щупа.

Разумеется, полная замена масла АКПП производится только на специальном оборудовании. Система образует замкнутый контур, через герметичные соединения вытесняется старая ATF, под давлением закачивается новая.

При этом, если выполнить все пункты методики, вам удастся самому поменять масло в АКПП примерно на 70%-80%.

В большинстве случаев, после подобной операции работоспособность узла восстанавливается. Таким же образом можно проводить и плановую замену трансмиссионной жидкости, если вы не привязаны к сервисному центру гарантийными обязательствами.

Частичная замена масла плюсы и минусы

Если у вас нет технической возможности полностью обновить ATF, производится частичная замена масла в АКПП.

Как заменить масло в коробке автомат, с целью «освежить» состав:

  • первое правило — замена масла в АКПП производится в точном соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля: в части соответствия жидкостей. Добавлять ATF другого типа нельзя;
  • поменять масло в коробке автомат можно в несколько этапов, с каждым разом процент обновления растет;
  • Разумеется, полного вытеснения отработки не произойдет, но вашей коробке станет легче работать.

Прогретый автомобиль устанавливается на смотровую яму.

  1. Через сливную пробку (или отверстие щупа) сливается максимально возможное количество отработки, замеряется объем.
  2. Заливается столько же свежей трансмиссионной жидкости.
  3. Процедура повторяется через 300-500 км. (3-5 циклов)

Более качественная процедура – снятие поддона, промывка или замена масляного фильтра. В этом случае процент обновления существенно увеличивается.
Несомненный плюс: экономится время, и деньги (на посещение сервиса). К минусам можно отнести перерасход ATF, и невозможность полностью обновить состав жидкости.

Пять способов правильной замены масла в АКПП — видео

Итог:
Производя полную или частичную замену трансмиссионной жидкости своими руками, вы берете на себя ответственность за состояние автомобиля. Далеко не все коробки-автоматы без последствий могут «пережит» такой способ обслуживания.

Памятка водителя: когда и как самому менять масло в АКПП

Масло в автоматической коробке переключения передач, или ATF, выполняет несколько функций:

отводит тепло от нагревающихся деталей,

служит рабочим телом для гидравлической системы управления и гидротрансформатора.

АКПП работает нормально, если масло имеет определенные смазывающие свойства и вязкость — например, 2000 мПа при температуре 20°C. ATF не может сохранять свои свойства вечно — его нужно периодически менять. О том, когда и как это делать, расскажем в статье.

Когда менять масло в АКПП

Интервал замены масла прописан в паспорте каждого автомобиля — найдите нужную цифру. В среднем он составляет 80000–90000 км пробега. Производитель устанавливает меньший интервал замены масла для тяжелых условий эксплуатации — например, в случаях, если автомобиль ездит по грунтовой дороге или в местностях с большим количеством пыли: например, в пустынях.

Многие дилеры советуют менять масло в АКПП чаще, чем рекомендовано производителем. Это связано с тем, что интервал слишком большой для российских условий эксплуатации. Если обобщить советы, то чтобы коробка переключения передач работала корректно, нужно менять масло раз в 60000–80000 км пробега.

Проверить состояние масла можно самому. Для этого вытащите щуп — масло должно быть светлым. Если оно слишком темное или имеет неприятный запах гари, отправляйтесь в СТО.

Некоторые проблемы в работе АКПП могут служить признаками низкого уровня масла или старого ATF. Вот самые распространенные из них:

Низкое давление масла в магистрали.

При переключении передач машина пробуксовывает.

На затяжном подъеме на последней скорости АКПП пробуксовывает и переключается на пониженную.

Машина не едет — ни назад, ни вперед.

Машина не переключается с P или N на любую скорость.

При включении любой скорости есть толчок, машина переключается на скорость, но не едет.

У каждой из этих проблем могут быть другие причины. Например, низкое давление масла в магистрали может быть не только из-за низкого уровня масла, но и из-за неисправного клапана сброса в масляном насосе, загрязненных соленоидов или гидроблока. Подробнее о проблемах читайте в нашей статье про смерть коробки.

В паспортах авто Mercedes Benz с пятиступенчатой АКПП серии 722.6 было написано, что масло залито на весь срок службы. Менять рекомендовали только при экстремальных условиях эксплуатации. Сейчас тот же Mercedes Benz рекомендует менять ATF после 125 000 км пробега или один раз в пять лет для семиступенчатой АКПП 722.9.

Как проверить уровень масла в АКПП

Если уровень масла низкий, коробка переключения передач перестанет корректно работать. Тогда надо просто долить недостающее количество ATF. Чтобы проверить его уровень, нужно посмотреть на щуп. Он расположен под капотом авто. Обычно щуп моторного масла желтого цвета, а щуп масла АКПП — красного.

Уровень ATF проверяют на прогретой коробке. Заведите двигатель, проедьте 10–15 км в положении АКПП «Drive» и припаркуйте машину на ровной поверхности. Затем переведите рычаг селектора в положение P — «Parking» — и дайте двигателю поработать на холостом ходу еще 2–4 минуты.

Не заглушая двигатель, вытащите щуп масла АКПП и протрите его насухо тканью, которая не оставит ниток и ворса. Затем вставьте его обратно в трубку, подержите там 4–5 секунд и вытащите. На щупе будет две зоны — вам нужна отметка Hot. Уровень масла должен располагаться между максимальной и минимальной насечками, примерно посередине. Если масло выше максимальной отметки зоны Hot, его залито слишком много. Если ниже — нужно долить ATF.

На некоторых автомобилях уровень масла проверяют по-другому. Например:

В автоматических коробках BMW, большинства моделей Volkswagen и Audi уровень виден через смотровое окошко, а щуп отсутствует. Чтобы проверить ATF, понадобится подъемник.

АКПП Dodge, Hyundai, Jeep, Mazda, Mitsubishi, некоторых моделей Volkswagen и Audi нужно ставить в положение N.

В автомобилях Honda уровень масла АКПП нужно проверять при заглушенном двигателе.

Как менять масло в АКПП

Масло в автоматической коробке переключения передач можно поменять двумя способами: частичным и полным. Частичная замена требует меньше времени и ATF, но при такой процедуре старое масло смешивается с новым, поэтому полученная смесь все равно неидеальна. Полная замена занимает больше времени и сил, но ее точно хватит на 30000–50000 км пробега.

Пошаговая инструкция по частичной замене

Заранее подготовьте все необходимое — новое масло, маленькую воронку и пустую мерную тару для замера количества слитого масла. Затем:

Открутите сливную пробку в картере АКПП — она расположена снизу.

Подставьте под сливную пробку мерную тару и дождитесь, пока масло стечет.

Посмотрите, сколько масла вытекло — нужно будет залить столько же масла, сколько стекло.

Залейте ATF в щуп АКПП при помощи маленькой воронки.

После этого проверьте уровень масла — если его недостаточно, долейте еще. Если переизбыток — слейте лишнее через сливную пробку.

Пошаговая инструкция по полной замене

Подготовьте все необходимое:

новое масло, пустую мерную тару и воронку;

прокладку поддона АКПП и герметик;

уплотнительное кольцо сливной пробки;

кисточку, емкость для промывки деталей, ацетон и бензин;

фильтр АКПП, если вы хотите его поменять;

головки для снятия болтов — для разных авто нужны разные размеры.

Также вам понадобится помощник, чтобы завести автомобиль после долива масла. Перед процедурой желательно проехать на машине 5–10 км, чтобы прогреть ATF.

Шаг 1. Сливаем масло.

Поставьте машину на яму, на ручник, переведите селектор в нейтральное положение. Открутите сливную пробку и подставьте емкость, подождите, пока масло сольется. Затем открутите болты, на которых держится поддон, и сорвите его с герметика. Будьте осторожны — в поддоне останется масло, при неосторожном движении вы можете вылить его на себя. Это ATF тоже вылейте в мерную тару. Затем снимите фильтр — из-под него тоже потечет масло, соберите его в тару.

Шаг 2. Обрабатываем поддон.

Промойте поддон и магниты на нем бензином с помощью кисточки. Если осталась старая прокладка, удалите ее. Если в поддоне есть металлическая стружка, опилки или инородные предметы, это — повод проверить АКПП. После промывания протрите детали насухо тряпкой, не оставляющей ворс и нитки.

На этом этапе можно установить новый фильтр, если вы собираетесь менять его. Если нет — старый фильтр можно промыть бензином, но это не даст полной очистки.

Шаг 3. Устанавливаем поддон.

Обезжирьте место установки поддона и сам поддон ацетоном. Установите прокладку поддона АКПП, затем нанесите небольшое количество герметика на днище авто, в местах соприкосновения с поддоном, и на сам поддон. Установите его на место и закрутите болты.

Будьте внимательны — со стороны сливной пробки может капать масло. Если не обезжирить это место, в будущем ATF будет подтекать. Чтобы избежать такой проблемы, можно на время заткнуть отверстие ветошью, снять ее перед установкой поддона и сразу надеть его.

Шаг 4. Заливаем масло.

Посмотрите, сколько масла слили из АКПП. Залейте такое же количество через щуп с помощью маленькой воронки.

Шаг 5. «Продавливаем» масло и доливаем.

Найдите два шланга охлаждения масла АКПП — они расположены внизу радиатора. Нам нужен тот, который расположен слева по ходу движения. Аккуратно отсоедините его и опустите конец шланга в емкость для слива — любая большая бутылка от 5 литров подойдет. Затем попросите помощника завести двигатель на ручнике, на нейтральной передаче. Из шланга польется масло — насос АКПП выдавит старое ATF новым, и масло полностью поменяется.

Сливайте масло до тех пор, пока из шланга не пойдет новое — оно будет визуально светлее старого. Заглушите двигатель, установите обратно шланг охлаждения АКПП, замерьте количество слитого масла и долейте аналогичное количество через щуп.

Шаг 6. Проверяем уровень масла.

Проверьте уровень масла по холодным и горячим меткам. Если жидкости недостаточно — долейте. Будьте предусмотрительны и старайтесь не перелить масла — сливать лишнее намного сложнее, чем долить немного.

Кратко о том, как поменять масло

Открутите сливную пробку

Слейте масло в бутылку, посмотрите, сколько литров получилось

Залейте то же количество литров нового ATF через трубку щупа

Проверьте уровень масла

Проедьте на авто 5–10 км

Открутите сливную пробку, снимите поддон и фильтр, слейте все масло, посмотрите, сколько литров вышло

Промойте поддон и магниты бензином, вытрите насухо.

Установите новый фильтр

Поставьте поддон на место

Залейте столько же масла, сколько слили, через щуп

Отсоедините левый шланг охлаждения АКПП, заведите двигатель на холостых, «продавите» старое масло новым

Посмотрите, сколько масла вышло из шланга, присоедините его обратно

Долейте столько же через щуп

Проверьте уровень масла

Если не хотите сами заниматься проверкой уровня и качества масла в АКПП, его заменой, посетите СТО. Процедура в СТО занимает меньше времени, кроме того, вы получите гарантии качества работы.

Причины появления толчков в АКПП после замены масла

Если после замены масла в АКПП появились толчки, выясните причину их возникновения. Проведите сбор симптомов. Сложный механизм работает слаженно пока все составные элементы действуют “по инструкции”. Возникшие неполадки одной детали передаются по цепочке остальным узлам. Долгое игнорирование проблемы приведет к преждевременному капремонту или замене агрегата.

  1. Безопасный срок замены трансмиссионной жидкости в АКПП
  2. Симптомы некорректной работы АКПП
  3. Толчок на определенной передаче
  4. Переход в аварийный режим
  5. Причины толчков после замены масла в АКПП
  6. Недостаточный прогрев трансмиссионной жидкости
  7. Недостаточный уровень жидкости в трансмиссии
  8. Износ гидронасоса
  9. Засорение каналов гидросистемы
  10. Потеря герметичности гидросистемы
  11. Загрязненный фильтр АКПП
  12. Залипание соленоидов
  13. Износ фрикционных дисков
  14. Проблемы с электроникой
  15. Заключение

Безопасный срок замены трансмиссионной жидкости в АКПП

Заводы-изготовители заливают ATF в 6-ступенчатые агрегаты «на весь срок службы». Имеется ввиду, что коробка пройдет 150 000 км, а затем наступает плановый капремонт с заменой рабочей жидкости.

Ресурс АКПП рассчитывают исходя из идеальных условий эксплуатации:

  • рабочая температура агрегата составляет 75 — 90℃;
  • автомобиль движется плавно, без резких стартов и торможений;
  • машина не буксирует прицепы массой, выше рекомендуемой;
  • водитель регулярно обслуживает автомобиль.

При соблюдении этих инструкций ATF сохранит рабочие свойства при пробеге 100 000 км. Но реальные условия вождения далеки от расчетных. Пробки, жара, «рваная» езда в городе увеличивают нагрузку на узлы машины. Детали быстрее изнашиваются и при агрессивной езде по трассе.

Рабочее тело в коробке загрязняется металлической стружкой, фрикционной пылью, клеевыми отслойками. Жижа теряет изначальную вязкость и не способна полноценно передавать крутящий момент гидротрансформатора. Присадки вперемешку со шлаком не смазывают детали, не обеспечивают трение фрикционов. ATF не успевает охлаждаться. Падает давление. Грязь забивает каналы гидроблока, вызывая «инсульт» автомата.

Менять масло в АКПП, чтобы не появились толчки, нужно по мере его загрязнения. Оптимальным сроком замены автомеханики считают 50 — 60 000 км. При тяжелых условиях работы автомата и в «необслуживаемых» агрегатах — не позднее 40 000 км.

Симптомы некорректной работы АКПП

Переключение передач в исправной коробке проходит плавно, без толчков и ударов. Водитель не слышит шорох, стуки или гул. Не ощущает вибрации.

Если после замены грязного масла внезапно появились толчки при переключении АКПП, нужно разобраться в характере их проявлений:

  • «на горячую» или «на холодную»;
  • слабые или сильные толчки;
  • постоянные или периодические.

На каждом этапе в работе АКПП задействованы разные узлы и каналы. Их неисправность выражается в появлении нехарактерных звуков и толчков.

Толчок на определенной передаче

Популярным симптомом после замены масла в АКПП отмечено появление рывков в работе коробки. При переключении селектора водитель чувствует неожиданные толчки и удары. Во время движения ощущается отклонение назад, а затем резко вперед.

Переход в аварийный режим

После замены ATF коробка может толкаться и переходить в аварийный режим:

  • при перегреве или неисправности температурного датчика;
  • внезапно из-за повреждения проводки или датчиков;
  • в режиме «D» или при переключении с 1 на 2 передачи из-за поломки датчиков вращения вала.

Замена масла в АКПП: все, что нужно знать автолюбителю

  • Какое масло выбрать
  • Периодичность замены масла в АКПП
  • Последствия езды на старом масле
  • Как проверить уровень масла в коробке
  • Способы замены
  • Как правильно менять масло в АКПП
  • Эксперимент, доказывающий необходимость замены масла
  • Рекомендации опытных автомехаников
  • Выводы

Некоторые современные автопроизводители утверждают, что жидкость для АКПП заправлена на весь срок службы машины. Так ли это на самом деле, ведь надо учитывать еще тяжелые условия эксплуатации и качество заливаемого состава. Но, не все автомобильные концерны так категоричны. Например, известная японская фирма Toyota предписывает всего 60-70 тыс. км пробега на штатном АТФ. Затем рекомендуется замена масла в АКПП. Тот же Mercedes-Benz, который раньше утверждал о том, что смазка в его пятиступке вечная, сегодня рекомендует менять жидкость в семиступке 722.9 после 120 тыс. км пробега или раз в 5 лет.

Какое масло выбрать

Другой вопрос — а какую смазку заливать на определенных пробегах? Рынок сегодня предлагает на выбор огромное количество аналогов, вполне приемлемых по составу родному ATF. Есть реальные примеры, когда заменитель даже превосходил по качеству оригинальную смазку, и коробка служила верой и правдой заводской срок или более.

В ряде случаев, когда проводится замена масла в коробке автомат, стоит использовать только составы, рекомендуемые производителем. Например, это актуально для АКПП последних лет выпуска, которые слишком чувствительны к малейшим несоответствиям присадок. Были случаи, когда из-за применения неродного АТФ автомат начинал шуметь и нестабильно работать. К примеру, 6-скоростная коробка ZF 6HP.

Почему же так происходит, ведь автоматические коробки современного образца конструктивно мало чем отличаются от старых АКПП. Просто все дело в новых конструктивных изменениях, из-за чего требования к составу смазки стали жестче. К слову, блокиратор гидравлики нового образца имеет больше режимов перехода. В таких условиях масло должно включать все необходимые примеси, чтобы создавался определенный тепловой баланс в парах трения.

Однако владелец не чувствует нестабильную работу коробки, но рано или поздно продукты износа неминуемо разрушают другие элементы трансмиссии. Поэтому нет никакой гарантии, что неоригинальное масло сможет обеспечить те же условия и не привести к гибели автомата раньше отведенного срока.

Периодичность замены масла в АКПП

Интервал замены жидкости АКПП обычно бывает указан в регламенте. Примерно ресурс смазки с учетом наших суровых условий составляет 60-70 тыс. км пробега транспортного средства. Дилеры еще больше укорачивают срок, рекомендуемый производителем, учитывая ежегодное ухудшение экологии, частые передвижения в пробках и другие сопутствующие условия.

На самом деле определить качество масла сможет каждый владелец самостоятельно. Достаточно вытащить щуп, и осмотреть жидкость. Цвет должен быть светлым, запах гари отсутствовать. Иначе — если смазка темная или воняет, надо везти машину на СТО.

Также надо обращать внимание на характерные признаки износа масла АКПП:

  • снижение давления в системе;
  • частые пробуксовки авто, особенно на подъемах и при переключении на нижние передачи;
  • сложности с переключением передач АКПП — толчки, не попадание скорости и т. д.

Безусловно, все эти симптомы могут вызываться также другими причинами, но сбрасывать проблему с устареванием жидкости не стоит.

Если машина работает в условиях нестандартного климата (средняя температура воздуха очень высокая или низкая) — периодичность замены масла в АКПП следует сокращать уже до 25-30 тыс. км пробега. Также желательно сразу обновлять ATF, если коробка подверглась не предусмотренным по паспорту нагрузкам — буксировка, эксплуатация на «сухую» и т. д.

Последствия езды на старом масле

Сильному износу в современных автоматических КПП подвергаются фрикционы. Стружка и грязь быстро забивают магистрали блока и соленоиды — каналы потом сложно поддаются очистке.

Особенно чувствителен к качеству масла гидротрансформатор последнего образца, который из-за плохого ATF часто выходит из строя. Жидкость для этого механизма подбирается правильно, чтобы от нагруженных элементов отводилось тепло и обеспечивались все условия для смазывания. Если же вовремя не заменять АТФ или заливать низкосортные составы, фрикционы начнут в скором времени изнашиваться и убивать остальные элементы АКПП.

Вообще, автомат — механизм конструктивно сложный, представляющий собой комбинацию механики, электроники и гидравлики. АТФ в нем не только выполняет смазочную функцию, но и является рабочим телом. С учетом данной особенности АКПП становиться очень чувствительным к уровню и качеству ATF.

Как проверить уровень масла в коробке

Щуп предоставляет возможность замерить количество масла в АКПП. Он для этого и предусмотрен, находится в подкапотном пространстве. Обычно бывает выкрашен в красный цвет, в отличие от щупа для проверки автола — этот измеритель желтого цвета.

Как правило, на щупе бывают две засечки — верхняя показывает норму масла, прогретого до нужной температуры. Нижняя метка соответствует правильному объему АТФ в холодном состоянии.

На некоторых автомобилях вместо проверочного щупа предусмотрено специальное окошко (Фольксваген, Ауди, БМВ, Киа). Автомобиль ставится на яму или домкрат, затем нужно посмотреть, сколько масла внутри коробки.

Уровень надо проверять на двигателе, прогретом до рабочей температуры (80-90° на обычных и 100-110° на форсированных моторах). На автомобилях марки Додж, Хюндай, Джип, Мазда и Митсубиси АКПП надо обязательно переключать в нейтральное положение. А на Хонда следует заглушить мотор, а потом уже проверять.

Недостаток трансмиссионки в АКПП может привести к довольно печальным последствиям, вплоть до полного разрушения механизмов. Нередко при дефиците ATF насос подхватывает воздух. Трансмиссионка превращается в подобие воздушно-масляной эмульсии — очень сжимаемой жидкости, из-за чего давление постоянно падает. Поэтому за уровнем смазки надо следить регулярно.

Способы замены

Масло заменяется двумя популярными способами — частичный долив и полная замена. В первом случае уходит меньше времени и жидкости. Принцип простой: оставшаяся в системе смазка смешивается с новой АТФ. Такой вариант не идеален, так как полученная смесь в скором времени снова превращается в жижу. Однако быстрота и сравнительная простота привели к тому, что данный метод используется повсеместно.

Как правильно менять масло в АКПП

В первую очередь надо подготовить необходимое оборудование — воронку, емкость для определения количества жижи, новую АТФ.

Теперь сам процесс, как менять масло в АКПП.

  1. Поставить авто на яму.
  2. Вывернуть пробку, заранее подставив под нее емкость.
  3. Дождаться полного слива.
  4. Закрутить пробку на место.
  5. Залить свежую АТФ.
  6. Посмотреть на уровень через окошко или с помощью щупа. Если жидкости недостаточно, то залить еще.

При переизбытке, надо слить лишнюю жидкость, открутив пробку.

Теперь о том, как провести полную замену, тоже быстро и без применения аппарата. Также подготавливается свежая жидкость и емкость, но вдобавок еще прокладка поддона коробки, герметик, сальник, головки, фильтр и бензин (керосин) для промывки.

Порядок замены масла в АКПП в этом случае выглядит так:

  • проехаться на автомобиле не менее 5-10 км, чтобы прогреть АТФ;
  • поставить машину на яму;
  • перевести рычаг АКПП на нейтральное положение;
  • подставить емкость, открутить пробку;
  • дождаться слива масла;
  • открутить болты поддона, сорвать крышку с герметика;
  • слить жидкость, находящуюся внутри поддона;
  • вывернуть фильтр;
  • тщательно очистить внутреннюю часть поддона — обработать кисточкой, смоченной в бензине, магниты;
  • протереть все детали сухой тряпкой, которая не оставляет ворс и нитки;
  • ввернуть новый фильтр;
  • поставить на место поддон;
  • вставить новую прокладку, заранее смоченную герметиком по всему кругу;
  • закрутить болты;
  • залить свежее масло в том же количестве, что было слито;
  • отсоединить левый шланг охлаждения и опустить его конец в емкость (можно в 5-литровую пластиковую бутылку);
  • завести мотор;
  • сливать ATF до тех пор, пока из магистрали не пойдет новое масло — определить свежую жидкость можно по более светлому цвету;
  • проверить уровень смазки — добавить или слить, если жидкость меньше или больше нормы.

Эксперимент, доказывающий необходимость замены масла

В любом автомате надо своевременно заменять АТФ. Это не просто слова, а проверенные экспертизой данные. Чтобы выяснить, насколько портится масло в АКПП в стандартных условиях работы автомобиля, журналом «За рулем» был проведен тест. Из коробок передач Ниссан Альмера (120 тыс. км пробег) и Датсун ми-До (60 тыс. км пробег) взяты пробы ATF.

На первый японский автомобиль устанавливается 4-ступенчатая АКПП производства Франции DP2, а на Datsunmi-DO стоит 4-диапазонная Jatco JF414E.

  • в оба автомата было залито АТФ с завода — оно еще не менялось ни разу;
  • обе машины ездили преимущественно по городу — дом-работа-магазин;
  • в коробку Альмеры заправлено с завода Elf Renaultmatic, а в датсуновскую — Genuine GM EJ-1;
  • специально для экспертизы машины подвергли высоким нагрузкам.

После испытаний масло проверили на кинематическую вязкость и кислотно-щелочное число.

Примечательно, что масло из АКПП Nissan Almera полностью превратилось в ненужную жижу, хотя состояние говорило об обратном — цвет ATFбыл более светлым, запаха гари практически не ощущалось. А вот жидкость из Jatco JF414E стало полностью черным. Эти факты лишний раз показали, что обращать внимание только на внешность и цвет смазки неправильно.

Исследование конкретно показало, что:

  • вязкость Elf Renaultmatic упала на 30%, что указывает на полное ухудшение полезных присадок — использовать такой АТФ нельзя, при езде должны ощущаться тычки и толчки при смене передач (за счет конструктивных особенностей автомобиля Альмера и коробки, эти признаки не наблюдались);
  • вязкость Genuine GM EJ-1 в целом оказалась не настолько ухудшена, однако масло тоже заметно подустало и требовало замены.

Рекомендации опытных автомехаников

Замена масла АКПП — ответственная процедура, считают специалисты. В некоторых случаях, если коробка старая и в ней ни разу не обновляли АТФ, полная замена может принести вред, а не пользу. Дело в том, что фрикционы и другие детали с наибольшим процентом износа, выделяют продукты, осаждающиеся на внутренней поверхности гидравлической системы автомата. Свежий состав начинает активно вымывать отложения и переносить их в гидроблок и соленоиды, что вызывает неизбежное засорение каналов. Как следствие, это приводит к сложностям при переключении скоростей.

Чтобы этого не произошло, рекомендуют выбирать самый щадящий метод обновления — частично, без снятия поддона. Из картера в этом случае сливается примерно 20-30 процентов АТФ от общего объема. Новое масло доливают до нормы, после 1000 км пробега процедуру повторяют — опять сливают 2-3 литра жидкости и заливают свежий состав.

Частичная замена проводится также обычным способом. Жидкость в этом случае обновляется разом, но нужно быть уверенным в полной исправности коробки. Из картера сливается весь объем жидкости, поддон разбирается, ставится новый фильтр. Подобная технология дает возможность обновить 50-60% от общего количества ATF. В идеальных условиях данный метод лучше проводить после двух щадящих способов замены.

Выводы

АКПП относится к основным механизмам автомобиля. От исправности данного узла зависит не только комфорт передвижения, но и куда важнее — безопасность водителя и пассажиров. Поэтому надо всегда смотреть на сроки замены масла в автоматической коробке передач. Если же появился запах гари и переключение скоростей вызывает вопросы, следует немедленно проверить уровень и при необходимости посетить СТО. В автосервисе проведут общую диагностику узла, которая позволит выявить не только устаревание ATF, но и такие характерные неисправности, как деформация уплотнителя и утечки, дефект поддона, разрушение фрикционов и т. д.