Правильное использование передач на коробке автомат: секреты и особенности

Управление коробкой автомат на автомобиле и эксплуатация АКПП

Сегодня автомобили с различными типами АКПП активно вытесняют модели с традиционной механической коробкой передач. Даже с учетом более высокой стоимости, автомобиль с коробкой автомат обеспечивает больший комфорт, а также в значительной степени упрощает эксплуатацию ТС (особенно если говорить о водителях-новичках).

В этой статье мы рассмотрим режимы и особенности работы «классической» гидромеханической коробки передач, так как роботизированные коробки РКПП (АМТ) отличаются от АКПП и будут рассмотрены отдельно.

Как переключать передачи на «автомате»

Начнем с того, что пользоваться коробкой — автомат достаточно просто и удобно. При езде такая коробка сама подбирает необходимое передаточное число с учетом нагрузки на двигатель, скорости движения ТС, положения педали газа и т.д.

Что касается водителя, главной задачей становится выбор необходимого режима при помощи селектора в салоне автомобиля. При этом на практике не все водители знают, как переключаются режимы АКПП для управления коробкой и что они означают.

Итак, рассмотрим традиционную гидромеханическую автоматическую коробку передач (АКПП с ГДТ). Управление автоматической коробкой передач предполагает наличие следующих режимов:

  • P — парковочный режим, парковка. В такой режим можно переводить селектор АКПП после полной остановки автомобиля в том случае, если дальнейшая езда не планируется (машина ставится на стоянку). Также в данном режиме можно запускать ДВС (например, для прогрева).

Единственное, чтобы избежать поломок, если автомобиль стоит на неровной площадке (имеется значительный уклон), сначала нужно затянуть стояночный тормоз («ручник»), а уже затем перевести селектор в режим «паркинг».

Кстати, в случае парковки на ровной площадке затягивать стояночный тормоз нет острой необходимости. Это позволяет зимой не пользоваться ручником, что, в свою очередь, исключает примерзание задних тормозных колодок, подклинивание тормозных цилиндров и т.д. (особенно в случае с барабанными задними тормозами).

  • D — движение вперед, передачи переключаются автоматически. Данный режим является стандартным для АКПП.

При езде в режиме «драйв» в случае кратковременной остановки (например, на светофоре) водителю достаточно удерживать автомобиль, нажимая на педаль тормоза. При этом переводить в селектор в режим P не нужно. Также при отпускании педали тормоза машина с АКПП не покатится назад в случае, если дорога имеет уклон.

  • R – задний ход, реверс. Включение данного режима означает, что автомобиль с АКПП будет двигаться только назад (включена задняя передача).

Обратите внимание, включать режим R можно только тогда, когда автомобиль полностью остановлен. Более того, переключение в данный режим должно производиться только при нажатой педали тормоза. Это позволяет избежать качения автомобиля вперед или назад в том случае, если машина стоит на неровной площадке.

  • N – нейтральная передача (нейтраль, нейтралка). Данный режим означает, что коробка и двигатель разомкнуты. Указанный режим позволяет произвести прогрев двигателя, выполнять буксировку машины с АКПП без вывешивания ведущих колес и т.д.

Нужно учитывать, что если машина поставлена в режим N, на уклоне без нажатой педали тормоза или включенного ручника автомобиль будет скатываться.

  • Режимы D3, D2, D1 (на разных АКПП обозначены L2, L или могут обозначаться просто 3, 2, 1 и т.д.) фактически являются блокировкой включения повышенных передач.

В указанных режимах проявляется более выраженный эффект торможения двигателем, который облегчает езду по горным серпантинам, дорогам с частыми спусками и подъемами и т.д.

  • Дополнительные режимы АКПП у разных производителей могут обозначаться: S-спортивный режим, Е — экономичный, W- зимний и т.п.

Например, в спортрежиме автомат будет «затягивать» переключение и переходить на повышенную передачу при высоких оборотах двигателя. Это позволяет автомобилю динамично ускоряться с места, выполнять обгоны.

В режиме экономии переключения передач, напротив, будут происходить раньше, двигатель не «раскручивается», а сам режим подходит для спокойной езды.

В режиме W (winter, зима) или S (snow, снег) коробка распределяет крутящий момент так, чтобы ведущие колеса не пробуксовывали. Если просто, автомобиль трогается не с первой, а сразу со второй передачи.

Еще отметим, что некоторые АКПП имеют режим «овердрайв», который отключает переход на самые высокие передачи. Например, 4-х ступенчатый автомат не будет переходить на четвертую передачу. Такой режим хорошо подходит для езды в черте города, где скорости невысокие, а движение предполагает постоянные разгоны и остановки.

  • Добавим, что АКПП также имеет так называемый режим «кик-даун» (дословно, удар или сброс вниз). Данный режим предполагает резкое понижение передачи для интенсивного ускорения в том случае, если водитель сильно нажимает на педаль газа.
  • Также следует выделить возможность ручного переключения передач на многих АКПП. Данная функция, хорошо известная под названием Типтроник (Tiptronic), позволяет водителю самостоятельно повышать и понижать передачи.

Как правило, полностью «ручным» переключением передач эту функцию назвать нельзя, так как КПП работает в полуавтоматическом режиме, имитируя ручное управление.

Техника вождения автомобиля с автоматической коробкой передач

Разобравшись с тем, как переключаются передачи на автомате, а также рассмотрев основные режимы работы АКПП, можно перейти к тому, как ездить на коробке «автомат».

Начнем с основного. Важно понимать, что автоматическая коробка «боится» постоянных резких разгонов с места, а также пробуксовки колес в грязи, снегу или на льду. Подобные условия приводят к тому, что коробка «автомат» перегревается.

Вернемся к езде на автомате и как управлять автомобилем с АКПП. Вождение автомобиля с коробкой автомат сводится к следующему:

  • начинать пользоваться коробкой автомат нужно при условии нажатой педали тормоза.
  • нажав на тормоз, для начала движения следует перевести селектор из Р или N в нужный режим (R, D, 3, 2, L);
  • если ранее был задействован стояночный тормоз, ручник нужно «опустить».
  • сняв машину с ручника и отпустив педаль тормоза, автомобиль медленно и плавно начнет движение (в ряде случаев, например, если автомобиль стоит на подъеме, отката назад в режиме D не произойдет, однако и явного движения вперед не будет);
  • чтобы ускориться, нужно нажать на педаль газа (акселератор). В режиме D автомат самостоятельно будет повышать передачи при разгоне и понижать при замедлении. Для незначительного снижения скорости без использования тормозов достаточно полностью отпустить газ.
  • чтобы добиться эффективного замедления/полной остановки нужно нажать на тормоз. Для последующего ускорения достаточно снова отпустить тормоз и нажать на газ.
  • переводить селектор из режима D в режим P или N при коротких остановках не нужно (данные режимы включаются только при длительном простое с работающим ДВС от 10-15 минут и более).
  • с учетом наличия разных режимов работы АКПП, водителю следует подбирать такой, который наилучшим образом подходит для конкретных условий эксплуатации.

Обратите внимание, запрещено переводить селектор в положение Р и R до полной остановки автомобиля или в движении. Игнорирование данного утверждения приведет к серьезной поломке АКПП.

Еще следует учитывать, что если возникла необходимость длительного простоя автомобиля с заведенным двигателем (пробка и т.д.), при этом отмечены высокие температуры наружного воздуха, тогда селектор нужно перевести из режима D в режим N, чтобы избежать перегрева коробки — автомат.

Советы и рекомендации по эксплуатации АКПП

Прежде всего, во время эксплуатации гидромеханической АКПП следует избегать работы такой коробки без предварительного прогрева. Это значит, что «автомат» нужно прогревать перед поездкой, причем независимо от наружной температуры.

На практике это значит, что после стоянки желательно запустить и прогреть ДВС, при этом после незначительного прогрева мотора нажимается педаль тормоза, после чего селектор выбора режимов работы АКПП задерживается в каждом положении от 30 сек. до 1 минуты.

Далее можно начинать движение, однако первые 3-5 километров следует избегать активных разгонов, задействовать режим кик-даун и т.п. Другими словами, не допускается повышение нагрузок на АКПП.

  • Еще одним нюансом при эксплуатации машин с «автоматом» является то, что автоматические трансмиссии могут выйти из стоя после длительной пробуксовки ведущих колес. Это значит, что если такой автомобиль основательно застрял в снегу или в грязи, от попыток выехать своим ходом лучше отказаться.

В противном случае «горят» фрикционы, коробка перегревается, сильно изнашивается, загрязняется продуктами износа и т.д. Результат — дорогостоящий ремонт АКПП, замена пакетов фрикционов, промывка каналов гидроблока и т.д.

Еще АКПП сильно изнашивается в том случае, если практикуется буксировка прицепа или других авто. Причиной снова является перегрев АКПП. Также добавим, что буксировать саму машину с автоматом также нужно правильно.

  • Также добавим, что владельцы машин с АКПП часто интересуются, нужно ли пользоваться стояночным тормозом на машине с автоматом. Дело в том, что все авто с автоматической трансмиссией имеют ручник, однако параллельно работает и блокировка в режиме P.

При этом нужно учитывать, что в режиме «паркинг» без использования стояночного тормоза вся нагрузка ложится на механизм блокировки и сокращает его ресурс. Также никак не следует исключать возможность поломки механизма во время стоянки, то есть «ручник» фактически является дополнительной страховкой.

Стояночным тормозом нужно пользоваться в том случае, если пришлось остановить автомобиль на спуске или подъеме. В этой ситуации селектор АКПП легче перевести в режим D или реверс из режима P только тогда, когда затянут стояночный тормоз. Получается, перед тем, как начать движение, нужно сначала нажать на педаль тормоза, затем перевести селектор в нужный режим, а уже затем опустить ручник.

Подведем итоги

Как видно, использование коробки — автомат не предполагает каких-либо сложностей, однако необходимо соблюдать определенные правила и придерживаться целого ряда рекомендаций.

Только соблюдение условий и правил эксплуатации коробки — автомат позволяет сохранить плановый ресурс АКПП (особенно с учетом достаточно высокой стоимости ремонта «автомата»), а также не испытывать каких-либо проблем и сбоев (толчки, пинки, рывки АКПП) во время езды на автомобиле с трансмиссией данного типа.

Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.

Коробка передач АМТ: устройство и работа роботизированной коробки передач, виды коробок-робот. Преимущества и недостатки роботизированной трансмиссии.

Гидротрансформатор АКПП (конвертер крутящего момента, ГДТ). Назначение, устройство гидротрансформатора, принцип работы и особенности.

Как работает коробка-автомат: классическая гидромеханическая АКПП, составные элементы, управление, механическая часть. Плюсы, минусы данного типа КПП.

Автоматическая коробка передач (АКПП, АКП) «классического» типа с гидротрансформатором: устройство и принцип работы. Плюсы и минусы гидромеханической АКПП.

Соленоид АКПП: устройство соленоидов, принцип работы. Частые неисправности и поломки клапанов-соленоидов, диагностика, ремонт и замена.

Коробка автомат — все о ступенях передач

КПП (коробка переключения передач) является основным конструктивным компонентом трансмиссионной системы авто. Сегодня вы узнаете о том, что такое автоматическая КПП, по какому принципу работает коробка автомат, надо ли переключать на нейтральную в пробке и другие нюансы работы АКПП.

Уже давно не секрет, что отечественные автолюбители долгое время относились к транспортным средствам, оборудованными коробками «автомат», с настороженностью. Однако со временем появляется больше любителей таких КПП, и «автоматы», так или иначе, начинают вытеснять «механику». На сегодняшний день это ярко выражено в Японии, США и Канаде, где более 90% транспортных средств оборудовано автоматическими КПП.

Читайте также  Как снять, поменять и отрегулировать фару lada kalina (универсал, хэтчбек): замена и тюнинг лампы

Пожалуй, главным отличием автоматической КПП от механической является переключение скоростей практически без прерывания потока мощности. То есть, когда одна скорость выключилась, другая передача включилась практически в этот же момент. Сильные рывки при переключении скоростей почти невозможны, чего не скажешь о «механике». Однако транспортное средств с АКПП имеет свои правила эксплуатации, при несоблюдении которых может наступить поломка агрегата.

Рычаг коробки «автомат»

Неотъемлемым преимуществом езды на автомобиле с автоматической КПП является комфорт. Гидротрансформатор АКПП позволяет обеспечить более мягкие условия езды и условия эксплуатации не только для мотора авто, но и для его ходовой части в целом.

Режим «Паркинг»

Запомните : единственное время, когда можно включить режим паркинга на рычаге коробки — это полная остановка машины, в противном случае поломка блокиратора КПП вам гарантирована. Многие владельцы сталкиваются с ошибками, которые впоследствии приводят к фатальным последствиям — они включают режим «Паркинг» в тот момент, когда авто не плотно зафиксировано на месте, а может еще двигаться накатом. Соответственно, если вы ставите автомобиль на уклоне, то перед включением режима «Р» необходимо поставить машину на стояночный тормоз. Такие действия помогут увеличить срок работы блокирующего устройства трансмиссии.

Положение «Parking» на коробке «автомат»

  • нажмите педаль тормоза;
  • подтяните стояночный тормоз;
  • отпустите педаль (транспортное средство может немного сдвинуться);
  • включайте на коробке положение «Паркинга».
  • переведите рычаг КПП в положение для движения;
  • нажав педаль тормоза, снимите «ручник»;
  • отключите положение «Р».

Режим заднего хода — «Реверс»

Как понятно из названия, этот режим коробки передач предназначен для обеспечения транспортного средства движения задом. Включение реверсивного хода допускается также после полной остановки машины в целях увеличения срока эксплуатации авто.

Если вы включили скорость с нажатой педалью тормоза, то ваша машина, естественно, сразу же не поедет. Но, только вы отпустите педаль, транспортное средство сразу же начнет движение назад, разумеется, если он не стоит в гору. Это происходит в результате того, что двигатель постоянно толкает само авто, даже в том случае, если вы не жмете на педаль газа.

Положение заднего хода на коробке «автомат»

Что нужно знать при движении задом: коробка распознает команды водителя во время перемещения ноги по педали газа». Так что, если при движении назад вы резко нажали на «газ», то ожидайте, что движение будет резким.

Помните! Включая это положение АКПП во время езды вперед, вы подвергаете поломке коробку и прочие компоненты трансмиссионной системы и двигателя.

Нейтральный режим

В этом режиме машина передвигатся вперед или назад без включения мотора. Таким образом, его можно перемещать, но исключительно на небольшие расстояния при выключенном двигателе. Самой распространенной ошибкой владельцев машин с коробками «автомат», которая связана с нейтральной передачей, является ее включение во время кратковременной стоянки (к примеру, в пробке). Отечественные водители расценивают нейтральную скорость на автоматической КПП идентично «механике» и зачастую практикуют ее включение тогда, когда они включили бы ее на МКПП.

Но это далеко не так. «Автомат» является более сложным и «мудреным» агрегатом, чем «механика», а назначение нейтральной передачи коробки (N) заключалось в «сервисном» режиме. То есть эта функция коробки предназначена для перемещения транспортного средства без участия мотора. В общем, включение этой передачи на постоянной основе не допускается.

Положение нейтральной передачи на автоматической КПП

В целях обеспечения большего срока эксплуатации вашей КПП, стоя в пробках, специалистами категорически не рекомендуется включать нейтральную передачу. Если вы хотите, чтобы ваши ноги немного отдохнули во время движения в долгой пробке, то включите режим «Паркинг», разумеется, если авто не будет в этот момент двигаться накатом. Однако переключать нейтральную скорость не надо, поскольку это только навредит автомобилю.

Видео от Олега Коняева «Устройство и работа автоматической коробки передач»

В этом видео-уроке подробно описано устройство и принцип работы коробки «автомат».

Движение вперед — «Drive»

Включение этого режима («D» на рычаге коробки), как вы поняли, обеспечивает движение транспортного средства вперед. На большинстве транспортных средств, оснащенных коробкой «автомат», эта скорость имеет защиту от произвольного включения. Соответственно, ее активация возможна только после того, как будет нажата педаль тормоза или кнопка непосредственно на рычаге КПП. Без нажатия на педаль тормоза попытки включения этой передачи будут блокированы механизмом защиты. При включении данного режима, трансмиссия во время движения автоматически переключает скорости.

Здесь коробка функционирует по такому же принципу, что и при включении реверсивного хода, то есть двигатель сам толкает машину, даже при отпущенной педали газа. Если вам нужно резко разогнаться, к примеру, обгоняя другое транспортное средство на дороге, то не бойтесь нажимать педаль газа в пол до упора.

Положение «Drive» на автоматической коробке

Наверное, главным недостатком традиционного «автомата» является небольшая задержка между нажатием педали газа и реальным разгоном автомобиля (около одной секунды). Это не так заметно при спокойной езде, но может быть ощутимо во время обгона.

При активации этого режима ваша АКПП задействует определенные передачи: в положении «L» — только первую скорость, в режиме «2» — только две скорости и так далее. Включение этого режима актуально во время движения транспортного средства в сложных условиях, к примеру, по эстакаде или по горным дорогам.

Если вы долгое время едите под уклоном или в гору, то в целях предотвращения перегрева тормозов можно включить режим «2» или «3». Таким образом, автомобиль будет ехать не выше второй или третьей скорости. Следует также отметить, что включение первой или второй передачи будет целесообразно при попытке заехать на крутую горку. Так ваша АКПП не переключится на повышенную передачу в самый неудобный момент и не заглохнет.

Коробка «автомат» в разрезе

Как говорят сами владельцы машин с коробкой «автомат», включение третьей передачи целесообразно при осуществлении быстрого обгона во время движения по трассе. На третьей скорости обгон происходит на повышенных оборотах мотора и транспортное средство развивает наибольшую мощность, что позволяет лучше всего разогнать машину. Средний предел скорости составляет около 130 км/час, но все зависит конкретно от каждой модели авто. Двигаясь на третьей передаче, нужно следить за тем, чтобы стрелка тахометра на панели приборов не переходила за красную черту.

При движении на второй передаче предел скорости составляет около 70 км/час. По словам автовладельцев, эту передачу целесообразно включать на довольно крутых склонах, либо на скользкой дороге. В свою очередь, активация первой передачи нужна во время езды по сельской местности и при других тяжелых условиях. Здесь скоростной режим ограничен: 40 км/час.

На сегодняшний день в большинстве современных автомобилей этот режим заменяет функция «Tip-Tronick» — она предназначена для ручного переключения скоростей на АКПП. Но есть и коробки, на которых при активации «4-3-2-L» КПП автоматически переключает скорости на повышенных оборотах работы мотора.

Видео «Режимы работы автоматической коробки передач»

В этом видео подробно описываются положения работы скоростей на автоматической коробке передач и прочие нюансы АКПП.

Вам пригодился этот материал? А что вы знаете о коробке «автомат» такого, чего не рассказали мы? Поделитесь своими знаниями с пользователями нашего портала!

Как управлять автоматической коробкой передач

Сейчас, наверняка, найдется совсем немного противников утверждения, что коробки передач с автоматическим их переключением довольно быстрыми темпами вытесняют с рынка механические КПП. Кстати, а вы знаете в чем разница между АКПП и МКПП? Но, несмотря на то, что подавляющая часть водителей выбирает автомобиль с коробкой автоматом, лишь малая их часть правильно пользуется «автоматом», что может повлечь существенное снижение эффективности или, что гораздо хуже, поломке узла.

Пользоваться коробкой автоматом очень просто и удобно

И, помимо базовых знаний о том, что АКПП автоматически выбирает передаточное число, наиболее подходящее условиям движения, и, тем самым наделяет езду удобством, каждый водитель должен знать основные принципы правильного использования такого агрегата, дабы не сокращать срок его службы.

Коробка автомат – как пользоваться

Прежде всего следует разобраться, как переключаются режимы в автоматической коробке передач

Режимы переключения и управления АКПП

Управление автоматической коробкой передач состоит в следующем.
• Парковочный (буква Р на селекторе) – предназначен для пуска двигателя. Переключение в позицию Р производится после полной остановки и постановки авто на «ручник»;

• Движение вперед (D) – стандартный режим работы АКПП, используемый чаще остальных;

• Реверс (задний ход, позиция R) – автомобиль способен двигаться только назад. Переключение во время остановки с нажатой педалью тормоза;

• «Нейтралка» (N) – режим, когда двигатель и коробка автомат полностью разомкнуты. Чаще всего используется для прогревания мотора на холостых оборотах при холодной погоде;

• D3 (S) — Режимы пониженной передачи: переключается на спусках или подъемах. Автомобиль больше тормозит двигателем;

• D2 – предназначен для тяжелых условий (скользкое покрытие, горная дорога и т.п.). Движение возможно на первой и второй передаче. Движение на третьей и четвертой передаче запрещено.

• D1 на японских автомобилях обозначается как L — движение возможно только на первой передаче. В основном применяется при торможение двигателем на крутых спусках, движение по грязной, заболоченной или заледенелой дороге, где нужно двигаться «внатяг», без перегазовки.

Дополнительные режимы работа АКПП

Кроме того, более современные коробки автоматы оснащаются все большим количеством добавочных алгоритмов работы: нормальный или обычный (N), экономичный (Е), спорт-режим (S) и прочие. Имеется режим овердрайв, этот режим обсуждается в отдельной статье.

Основные правила использования коробки автомата

Прежде всего следует помнить, что автоматические коробки не любят резких ускорений и длительной пробуксовки колес – это приводит к их перегреву «автоматов». В случае невозможности движения ни в одном направлении не стоит лихорадочно перемещать кулису в пазу селектора, а лучше обратиться за посторонней помощью и подтолкнуть или отбуксировать авто. Общий процесс вождения автомобиля и использования коробки автомата состоит в следующем. Чтобы начать пользоваться коробкой автоматом нужно:

  • утопить педаль тормоза, селектор из положения Р, N или R переключается в положение D;
  • автомобиль снимается с ручного тормоза;
  • после плавного отпускания педали тормоза машина понемногу и плавно начнет двигаться вперед;
  • для наращивания скорости следует больше задействовать акселератор, что будет сопровождаться повышением передач; — для снижения скорости достаточно ослабить давление или полностью отпустить педаль газа. Передачи будут сменяться уже в сторону понижения;
  • при желании более существенного замедления или остановки необходимо задействовать тормоз, а во время возобновления движения достаточно снова прибегнуть к педали газа;
  • важно помнить, что при таком ритме езды коробка передач должна постоянно находиться в «драйве» (положение D), сменять который целесообразно лишь во время длительной стоянки.
Читайте также  Как заменить аккумулятор в машине

Добавочные алгоритмы работы автоматической коробки

Зимний режим «автомата» Зависимо от изготовителя он может иметь различную маркировку: Winter, значок *, Snow, W и т.п. Основным предназначением зимнего режима является минимизация пробуксовки, для чего исключается активация первой передачи. Для старта используется вторая ступень, что позволяет более плавно передать колесам крутящий момент, что очень важно на скользком покрытии. Любая смена передачи проходит при пониженных оборотах двигателя, обеспечивая тем самым плавность работы КПП и практически полностью исключая возможность возникновения заноса. При теплой температуре окружающего воздуха активизировать данный алгоритм строго запрещено.

Категорически запрещается переводить рычаг переключения скоростей в положение «Р» и «R» в движение. Чтобы перевести рычаг в это положение нужно остановиться. Иначе можно вывести из строя автоматическую коробку. Не рекомендуется также во время движения переводить рычаг в положение «N», это может вызвать занос, особенно на обледенелой дороге.Во все остальные положения рычаг переключения скоростей во время движения переводить можно. Также рекомендуется переводить рычаг в положение «N» при длительных остановках с работающим двигателем, например, в пробках или светофорах. Особенно это актуально летом, при высоких температурах, так как поможет избежать перегрева «автомата».

Видео : Как пользоваться автоматической коробкой АКПП

Особенности при управление автомобилем с АКПП

Во-первых , следует отчетливо помнить, что ни одна АКПП «не любит» работать непрогретой, особенно с повышенной нагрузкой. Именно по этой причине, даже при теплой температуре окружающего воздуха, первые несколько километров после длительной парковки следует проехать с низкой скоростью и без энергичных ускорений, дабы прогреть масло в трансмиссии. Также важен тот момент, что коробке передач нужно немного больше времени для выхода на рабочую температуру, нежели двигателю. Для быстрейшего прогрева автоматической коробки в холодную погоду можно стоя на месте несколько раз поменять режимы работы, постоять с активированным режимом D (удерживая тормоз) или же в начале движения на непродолжительное время активировать зимний режим.

Вторым моментом следует придерживаться дорог с хорошим покрытием. Поскольку современные коробки передач, даже механические, не отличаются любовью к бездорожью. Исключение – специальные автомобили, приспособленные к подобным условиям. Также автоматические трансмиссии плохо реагируют на буксировку тяжелых прицепов или других автомобилей. В таких ситуациях они подвержены быстрому перегреву, что значительно ускоряет износ. Кроме того, избегайте и буксировки самого «автоматического» авто. Некоторые исключения могут быть отражены в инструкции к машине, но они мало когда выходят за границы расстояния в 50 км и скорости перемещения более 50 км/ч.

Нужен ли автомобилю с коробкой автоматом ручной тормоз?

Абсолютно все автомобили оборудованы стояночным тормозом. Отличаются лишь механизмы его реализации: механический, электромеханический или полностью электронный. Однако, несмотря на это, подавляющее большинство владельцев авто с АКПП пренебрегают его использованием, мотивируя это тем, что достаточно поставить машину на «паркинг», а при короткой остановке и вовсе достаточно и рабочего тормоза. Но, к сожалению, такой подход не верен. Поскольку даже в инструкции производителя предписывается постоянное использование ручного тормоза при длительной стоянке. Вероятнее всего такая предосторожность вызвана банальной перестраховкой автомобильных компаний, которую, справедливо говоря, сложно назвать излишней. Тем более что существует множество ситуаций, в которых невозможно обойтись без «ручника»:

  • его следует обязательно активировать при остановках или оставлении машины с работающим двигателем;
  • ручной тормоз будет незаменим в качестве страховки при замене колеса или проведения подобных манипуляций;
  • при незапланированной остановке на спуске или подъеме селектор автоматической трансмиссии потребует к себе излишних усилий при переводе в Р, если не будет затянут стояночный тормоз. В подобной ситуации, при начале движения, ослаблять «ручник» следует только после перевода селектора из «паркинга» в «драйв» Не лишним будет напомнить, что сколь бы опытным ни был водитель, только лишь соблюдение предписанных производителем последовательностей и условий эксплуатации АКПП позволить минимизировать проблемы в ее работе и максимизировать удовольствие от удобной езды. Ну а основным аргументом станет гарантированное достижение указанного срока службы коробки автомата.

Видео: Как водить машину с автоматической коробкой передач. Принципы управления

Как (не) ездить на «автомате»: полное руководство по АКПП

27 августа 2018 Категория: Секреты автомобилей.

После «механики», водить машину с автоматической трансмиссией — чистое удовольствие, особенно по городу. Но из-за более «нежного» и требовательного устройства гидравлических коробок, нужно знать, как ездить на АКПП, чтобы не сломать и не убить ее раньше срока.

Правильная эксплуатация АКПП

Перед поездкой на автомобиле с «автоматом», заведите мотор и подождите минуту, чтобы трансмиссионное масло распределилось по коробке. В холода прогрейте таким образом коробку минут 10-12. Начав движение, первые 500-1000 м преодолейте так, чтобы не пришлось нагружать коробку.

Важно: заводите двигатель только в положении Р. Затем выжмите тормоз и переведите рычаг в положение D или R: завист от того, как вам нужно выехать со стоянки.

Режим движения — D

Это основной режим, в котором вам предстоит ездить. Когда будете останавливаться на светофорах, просто удерживайте педаль тормоза. Помимо основного режима Drive, на отдельных моделях коробки предусмотрены дополнительные:

  • 2 — использует только первую и вторую передача. Помогает при езде в горах и на крутых спусках. Ограничивает скорость до 40-60 км/ч.
  • L — аналог понижающей передачи для внедорожников. Используется в тяжелых условиях: бездорожье и тп. Не использовать, если скорость больше 15 км/ч.

Важно: когда выбирете на коробке режим D, дождитесь легкого толчка, только после него выжимайте газ. В среднем, АКПП нужно порядка 1 секунды, чтобы прийти в полную готовность к движению. В противном случае, внутренние механизмы коробки могут не справиться с нагрузкой.

Не вздумайте пользоваться второй ногой при движении на «автомате». Если впереди у вас возникнет препятствие и вы резко выжмете тормоз, сила инерции потащит ваше тело вперед — включая ногу на педали газа. Поэтому: левую ногу на подставку. Привыкайте.

Режим нейтральной передачи — N

Важно: режим N в АКПП предусмотрен только для обслуживания в сервисе и при буксировке.

Пивычка «переходить на нейтралочку» при движении с уклона может вылиться в преждевременный ремонт коробки. Тем более не имеет смысла ждать зеленого сигнала светофора, включая режим N.

Буксировка в режиме N

Конечно, лучше вообще не буксировать автомобиль с АКПП. И уж тем более, тянуть автомобилем с АКПП другое авто.

Но если доставить ваш авто с «автоматом» нужно недалеко — 50 км предел — а двигатель заводится, включайте режим N и ползите, не превышая 50 км/ч.

Важно: Использовать буксировку как способ завести двигатель «с толкача», если у вас АКПП, категорически нельзя. Это убивает коробку на раз-два. Как и буксировка в снегу, песке.

Режим заднего (реверсивного) хода — R

Режим заднего хода, как и отальные режимы на «автомате», включается только после полной остановки. Выжав педаль тормоза, переведите селектор коробки в положение R.

Важно: никогда не включайте режим R, пока автомобиль не остановлен ПОЛНОСТЬЮ. Это чревато поломками внутри самой коробки и снаружи — элементов трансмиссии, ДВС.

Часто такую ошибку совершают при попытке вписаться в небольшое парковочное место постоянно переключаясь с D на R и обратно, кажется небольшой и допустимой ошибкой не остановить автомобиль полностью. Даже если не с первого раза, такая ошибка приведет вас к капитальному ремонту АКПП. Ее нужно избегать любой ценой. Для этого — контролировать свои действия.

Режим паркинга — P

Режим паркинга, который подразумевает заблокированный вал и ведущие колеса, используют при длительных остановках и стоянках. Некоторые предпочитают ставить АКПП в режим P при длительном ожидании светофора.

Важно: Режим Р можно включать только после полной (!) остановки автомобиля. Переход из режима паркинга в режим D или R — только через выжатую педаль тормоза.

Остановка на уклоне в режиме P

В условиях ровной площадки для стоянки или на незначительном уклоне достаточно просто перейти в режим паркинга. Но если машину нужно поставить на хорошую такую горочку, задействуйте ручник.

А именно: удерживая тормоз, затяните ручник, отпустите педаль. Автомобиль немного откатится, скорее всего. Затем выберите положение P селектором. Готово, вы восхитительны.

Снимаем машину с ручника в той же последовательности: выбираем режим D, выжимаем педаль тормоза, опускаем ручник. Поехали.

Важно: если постоянно пренебрегать стояночным тормозом и сохранять неподвижность машины за счет режима паркинга, это большая нагрузка на коробку. В конечном счете шестерня блокиратора АКПП (металлическая лапка) быстро износится и сломается — и автомобиль будет скатываться с уклона при включении положения Р.

Дополнительные режимы работы АКПП

OD OverDrive

Эта кнопка по умолчанию «утоплена» в рычаг тех АКПП, где больше чем 3 ступени передач. Соответственно, нажатой эта кнопка «дозволяет» переходить на 4,5..и т.д. передачу.

Чтобы активировать режим Овердрайв, кнопку нужно выключить. Тогда коробка перестает переключаться выше, чем на третью передачу. На приборной панели загорается лампочка «O/D OFF».

Проделывать такое полезно, когда нужно быстро разогнать автомобиль. Обороты двигателя остаются высокими, а передача — низкой. А еще Овердрайв полезен на затяжных подъемах, за счет придания тяги мотору.

Кроме того, отжав кнопку O/D, вы вызовете мягкое торможение двигателем.

Важно: не практикуйте включение O/D, если скорость движения выше 120 км/ч.

Kickdown

Кик-даун активирует сама коробка, когда водитель резко выжимает газ. АКПП автоматически переходит на пониженную передачу. В результате — интенсивный разгон при высоких оборотах. Очень полезно при маневрировании на трассах и в экстремальных ситуациях, когда нужно быстро «убраться».

Важно: Нельзя пользоваться кик-дауном «по приколу»: он сильно нагружает коробку. И не стоит активировать этот режим, чтобы красиво умчать с места, особенно, если скорость ниже 20 км/.ч.

PWR/Sport

Это программный режим автоматической трансмиссии для более «спортивной» езды. Позволяет осуществлять переключения на оборотах выше ,чем обычно. Динамика улучшается, а вот расход топлива возрастает. Для самой же коробки постоянную езду в таком режиме щадящей не назовешь.

Snow

«Снежный» режим позволяет разгонять автомобиль, минуя первую передачу. Риск, что колеса начнут буксовать в снегу, таким образом снижается. А еще в этом режиме передачи сменяются в более узком диапазоне оборотов — движение становится безопаснее.

Важно: некоторые «умельцы» включают Snow для экономии топлива круглогодично. Но если зимой гидротрансформатор коробки переносит отсутствие первой передачи нормально, то летом это может вызывать перегрев механизма. И привет, капремонт.

Читайте также  Круиз-контроль на hyundai solaris (автомат): описание и критерии выбора системы

Как продлить жизнь «автомату»

1. Самый простой и быстрый способ угробить АКПП — посадить за руль человека с агрессивной манерой вождения, который привык «рвать» с места в карьер, тормозить «в пол» и совершать резкие маневры. Манера вождения — один из ключевых факторов ресурса коробки-«автомата». Обслуживание АКПП — лишь второй по значимости фактор.

2. Известны «народные» рекомендации, что зимой перед началом движения коробку-автомат нужно прогреть, включая все передачи на АКПП и останавливаясь на каждой по 10-15 секунд (выжав педаль тормоза), ничем не обоснованы.

Пользу от такого «прогревания» не подтверждают специалисты автосервисов. В некоторых руководствах по эксплуатации прямо указано — оставляйте селектор и положении P.

Для выхода АКПП в рабочий режим достаточно, как только температура снаружи опустилась ниже +5, прежде чем ехать, включить двигатель и дать ему поработать несколько минут.

3. Чтобы продлить жизнь «автомата», важно следить за уровнем масла (маслом называют трансмиссионную жидкость ATF — Automatic Transmission Fluid) в коробке.

Для этого использовать масляный щуп из двигателя, не допускать утечек и менять масло с фильтром каждые 40-60 тыс. км (первая замена — спустя 80-100 тыс. км. и далее каждые 60, а лучше — 30-40 тыс. км). Использовать только оригинальное масло для замены.

Несмотря на заверения производителей о «необслуживаемости» коробки, менять жидкость ATF в автомобиле нужно регулярно.

Это подтверждают и сервисмены, которые регулярно ремонтируют последствия такой вот «необслуживаемости», и владельцы, которые хоть раз сливали трансмиссионное масло самостоятельно и видели, как вместо залитой ярко-красной жидкости из коробки течет грязно-коричневая жижа.

Помимо предупреждения потенциальных проблем с износом трущихся деталей внутри коробки, свежее масло положительно сказывается на характеристиках работы АКПП — режимы переключаются плавно, без пинков.

Многие специалисты при жалобах владельцев на работу «автомата» первым делом рекомендуют менять трансмиссионную жидкость.

Но есть тут тонкий момент.

Если пробег автомобиля очень солидный, а предыдущая замена жидкости ATF неизвестно, когда проводилась (и проводилась ли вообще), нужно быть готовым к неприятным последствиям обслуживания коробки. А именно: что после замены трансмиссионного масла она попросится на ремонт.

Этому есть две причины.

Во-первых, при эксплуатации АКПП внутри коробки накапливается вода. Она поступает туда через сапун вместе с воздухом в периоды стоянок автомобиля. Влагой напитываются накладки фрикционов: чем дольше не менялось масло, тем больше внутри «автомата» влаги.

Значит, тем больше и риск того, что накладка фрикционов отслоится от диска фрикциона — и новое масло поможет этому процессу.

Во-вторых, из-за того, что новое масло эффективнее вымывает грязь, оно может поднять отложения металлической стружки и пыли, и эти комья грязи забьют масляные каналы — и привет, ремонт.

Поэтому обслуживание коробки автомобиля с пробегом выше 150 тыс. км или с неизвестной историей обслуживания — вопрос неоднозначный.

Как пользоваться коробкой автомат

Автоматическая трансмиссия устанавливается на большинстве современных автомобилей как импортного, так и отечественного производства. Вместо привычного рычага переключения передач, здесь установлено специальное удобное устройство – селектор. При переходе с механической на коробку автомат АКПП у водителей возникает закономерный вопрос, как еюпользоваться. Перед эксплуатацией нового авто с коробкой автомат владельцам рекомендуется изучить особенности управления машиной, переключения режимов, а также технического обслуживания АКПП.

Описание главных режимов работы АКПП

Для всех автомобилей, оборудованных автоматической коробкой, обязательными функциями являются режимы АКПП, которые на панели управления обозначены латинскими литерами P, R, D,N. Чтобы перейти на один из режимов, водитель воздействует на рычаг выбора диапазонов –селектор. Внешне данный механизм очень напоминает привычный рычаг переключения передач, установленный на механической трансмиссии. Основное отличие состоит в способе управления автоматической коробкой. Водителю нет необходимости отвлекаться от ситуации на дороге, чтобы перейти на другой режим работы.

  • P –парковочный режим (паркинг).
  • R –задний ход (реверс).
  • D –движение вперед (драйв).
  • N –нейтральная передача.

Водители выбирают режим паркинга P, если машина останавливается надолго, для продолжительной стоянки. В этом случае все элементы управления отключены, выходной вал и колеса блокируются. Даже при запуске двигателя машина не может сдвинуться с места.

При попытке перевода рычага в положение заднего хода R на ходу автомобиля рабочие элементы автоматической коробки передач ломаются и выходят из строя. Если трансмиссия не оборудована специальной системой блокировки, запрещено включать режим реверса, пока машина полностью не остановится. Его используют при необходимости сдать назад. Если рычаг коробки находится в положении R, также запрещено запускать двигатель внутреннего сгорания.

Самым популярным является режим D. Благодаря режиму «Драйв», водителям обеспечены условия для максимально комфортного управления автомобилем с автоматической коробкой передач. При усиленном нажатии на педаль газа в пол коробка автомат самостоятельно выбирает самую подходящую скорость. Если необходимо затормозить или изменить условия езды, в автоматическом режиме двигатель осуществляет торможение.

Дополнительные режимы АКПП

Автоматические трансмиссии современных транспортных средств с большим количеством рабочих диапазонов снабжены несколькими добавочными программами. Чтобы воспользоваться дополнительными возможностями, водители здесь пользуются специальными кнопками-переключателями:

  • режим ЕСО (экономичный);
  • спортивный S;
  • kickdown —максимальных ускорений;
  • зимний;
  • аварийный.

При включении кнопки экономичной программы топливо расходуется в минимальном количестве, благодаря ограничению скоростного диапазона на каждой передаче. При переходе на повышенную ступень силовой агрегат сначала работает на холостых оборотах, постепенно повышая их, но не достигая максимума. Данная программа обеспечивает плавный спокойный ход машины.

В спортивном режиме S двигатель внутреннего сгорания работает на полную мощность, которая максимально используется коробкой перемены передач. При переключении АКПП на последующую передачу вращение выходного вала полностью передается на коробку, развивая все большее ускорение.

В режиме максимальных ускорений удобно совершать обгон на дороге.

Программа аварийного режима включается электронным блоком управления при возникновении неисправностей в ЭБУ или автоматической трансмиссии. Находясь в данном режиме, автомобиль имеет возможность самостоятельно дотянуть на одной передаче до ближайшего сервисного центра, не переключаясь.

Описание зимнего режима «W»

Наибольшей популярностью среди автолюбителей пользуется дополнительная программа под названием «зимний режим».

Возможные обозначения зимнего режима:

  • снежинка *;
  • «Snow»;
  • «Winter»;
  • «СOLD»;
  • буква «W».

При использовании данной программы машина на заснеженной трассе начинает движение со второй передачи без пробуксовок. Последующие переключения передач производятся на меньших оборотах силового агрегата. Это предусмотрено, чтобы избежать резких заносов и ускорений автомобиля. В летний период данная программа не используется, т. к. на «Winter» коробка автомат получает дополнительный нагрев за счет повышенных нагрузок. При отрицательных температурах окружающей среды масло в трансмиссии быстро остывает, благодаря чему, дополнительный нагрев не представляет угрозы для коробки передач.

Режим «Snow» нежелательно применять при движении по чистым магистралям внутри города, где имеется сравнительно хорошее покрытие. Он более востребован для проезда по грунтовым проселочным дорогам в условиях зимы. Самое опасное использование зимней программы в условиях пробуксовки автомобиля. Рекомендуется избегать мест, где колеса машины могут увязнуть (скользкие участки под рыхлым снегом, глубокие лужи грунтовых дорог и пр.).

Особенности управления автомобилем с АКПП

Как управлять машиной с автоматической коробкой передач. При управлении автомобилем, оборудованным коробкой автомат, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Исключить резкие ускорения.
  2. Длительные пробуксовки колес.
  3. Прогревать АКПП перед ее эксплуатацией.

Независимо от температуры окружающей среды, даже в летнюю жару, начинать движение со стоянки нужно на пониженной скорости, без резких ускорений. При этом трансмиссионное масло в коробке автомат достаточно прогреется.

Важно: Для прогрева масла до рабочих температур в коробке автомат требуется больший отрезок времени, чем в силовом агрегате.

Чтобы ускорить процесс прогрева автоматической коробки передач в зимнее время, нужно попеременно изменять режимы без трогания с места. При этом активируется режим Драйв, а педаль тормоза удерживается.

Автовладельцам известно, что машины с коробкой автомат не рекомендуется буксировать или использовать в качестве тягача. Детали автоматической коробки передач сильно перегреваются и выходят из строя во время буксировки при выключенном моторе.

Управление машиной с автоматической коробкой передач начинается со следующих действий:

  1. Нажать на педаль тормоза.
  2. Установить рычаг переключения скоростей в позицию D.
  3. Снять машину с ручного тормоза.
  4. Плавно отпускать тормозную педаль.
  5. Автомобиль начинает движение.
  6. Чтобы увеличить скорость транспортного средства, нужно усилить давление на педаль акселератора.
  7. Для остановки автомобиля необходимо воздействовать на педаль тормоза.
  8. При установке авто на длительную стоянку селектор переводится в положение «паркинг».

Для каждого транспортного средства разработана специальная сопроводительную документация, где изложены рекомендации по обслуживанию конкретного авто коробки передач. Здесь также прикладывается подробная инструкция, как правильно пользоваться коробкой автомат.

Ошибки при пользовании коробкой автомат

Многие автовладельцы считают, что управление коробкой автомат является простым примитивным процессом. Это – ошибочное утверждение, т. к. многие начинающие водителя допускают многочисленные ошибки, которые впоследствии приводят к большим неприятностям.

Одна из основных оплошностей – это перевод коробки в режим паркинга при каждой остановке (пешеходный переход, красный свет светофора и пр.). Частые переключения АКПП приводят к ускоренному износу рабочих деталей и узлов трансмиссии и сокращению срока эксплуатации коробки автомат.

Несвоевременный перевод автоматической коробки передач в зимний режим также является большой ошибкой неопытных автовладельцев. Горе-водители часто включают зимой режимы, которые запрещено использовать в холодный период. Такие нарушения приводят к выходу из строя коробки автомат и системы электронного управления, дорогостоящему ремонту АКПП.

Правильное пользование автоматической коробкой передач, включение режимов, езда безрезких рывков и маневров – гарантия долгой работы АКПП без сбоев и поломок рабочих механизмов и агрегатов.

Чтобы продлить жизнь коробки автомат, необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями производителей, использовать режимы АКПП с учетом дорожных, погодных условий и прочих особенностей движения.

Советы опытных автолюбителей

Автомобили с автоматической коробкой передач пользуются повышенным спросом среди потребителей. Управление такой коробкой доступно как опытным профессионалам, так и начинающим водителям. Ошибки при эксплуатации автоматической коробки передач приводят к поломке ее элементов. Стоимость коробки автомат существенно отличается от механических аналогов.

Несколько советов помогут избежать неприятных ситуаций с коробкой автомат:

  • постоянный контроль уровня масла в коробке передач;
  • своевременная замена трансмиссионного масла;
  • при вождении необходимо плавно и осторожно воздействовать на селектор коробки передач;
  • при полной или частичной замене масла в коробке передач необходимо использовать только рекомендованные марки смазочных веществ.

При соблюдении простых общепринятых правил эксплуатации автоматической коробки передач гарантируется ее целостность и стабильная работа. Если следовать представленным советам, можно существенно сэкономить материальные средства на ремонт как коробки, так и автомобиля в целом.