Ремонт и замена ваз нива своими руками

Лада 4×4 3D Хохлушка › Бортжурнал › Не дешевое удовольствие восстанавливать Нивас)))

Хочу развеять миф о том, что восстановить Ниву это копейки!

Многие говорят да че там, я сейчас возьму убитую Ниву вкину тридцатку в неё и у меня будет тоже самое! Уверяю вас братья что это миф.

Конечно можно все делать своими руками как многие драйвовчане, но… ручки не у всех заточены под ремонт. По крайней мере, у меня точно не заточены. Да времени практически нет. Большинство работ делаю не сам.

Впервые в жизни я решил посчитать все затраты по восставлению машины. Чтобы развеять этот миф. Каждый болтик проценил. И вот такая картина у меня получилась. Выкладываю почти полный список работ и запчастей на которые мне пришлось потратится))))?

Только не выпадайте в осадок. Меняю все что меня каким либо Макаром не устраивает. На сегодняшний день это выглядит вот так:

77000₽ Нива 2005г

250₽ клеммы Аккума
361₽ свечи зажигания denso
94₽ воздушный фильтр Невский
548₽ высоковольтные провода слон
85₽ замок капота
50₽ Wd40
740₽ Буксировочный трос 12т 2шт
40₽ топливный фильтр с отстойником
250₽ аптечка
198₽ сумка автомобильная
80₽ Гофра подогрев карбюратора
8400₽ Карданы шрус 2шт 8400₽
105₽ Передний сальник на коленвал
40₽ Сальник на передний редуктор
40₽ Задний сальник на раздатку
470₽ Боковые подушки раздатки 2шт
4845₽ Промежуточный вал
250₽ Трос ручника
640₽ Колодки задние
700₽ Цилиндр задний тормозной
25₽ центрирующий ролик промвала
20₽ накладка педали сцепления
20₽ накладка педали тормоза
80₽ гайка м8 16шт
80₽ гровер м8 16шт
320₽ Фильтр масляный MANN FILTER
1450₽ Масло motul turbolight 10w40
3100₽ Масло КПП motul gear 75w90
230₽ Трос спидометра
150₽ Крышка залива масла
82₽ Пробка сливная масляная
203₽ батарейка крона для мультиметра
2150₽ Радиатор основной завод
80₽ Бачок под тормозную жидкость
385₽ Цилиндр сцепления
40₽ Патрубок печки бол зав
35₽ патрубок печки мал зав
95₽ Патрубок радиатора угол
145₽ Патрубок радиатора Нижний
75₽ Патрубок радиатора коротыш
225₽ Патрубок радиатора верхний
35₽ Шланг подогрева радиатора
55₽ Шланг расширительного бачка
105₽ Сальник редуктора 2121 3шт
4000₽ Бампера Урбан
650₽ Решетка радиатора Урбан
225₽ Значок Ладья на реш. радиатора
150₽ Сальники раздатки 3шт
200₽ Трубка тормозная металл
1000₽ помпа водяная
45₽ Бачок охлаждающей жидкости
105₽ Бачок омывающей жидкости
120₽ Шланг топливный
230₽ Шланг вакуум.усилителя тормозов
80₽ шланг тормозного бачка
150₽ Хомут патруб 16-27 маяк печ. 10шт
70₽ хомут патруб 10-16 norma бенз 4шт
160₽ Хомут патруб 25-40 маяк рад 8шт
7500₽ Обивка салона 17 деталей
8500₽ сиденья салона Урбан
4700₽ аккумулятор Аком 65А
3903₽ Краска борнео 1124₽/л 3,9кг
3120₽ Лак 1405/л 3л
2000₽ панель правой двери грунтована
2400₽ зеркала
350₽ сабля задняя
1500₽ руль Урбан люкс
300₽ кожух рулевой колонки
24₽ Винты кожуха руля 4шт
200₽ сетка под решетку радиатора
500₽ шильдик 4х4 и Урбан
6150₽ остекление вокруг оригинал БОР
50₽ щуп масляный
1300₽ Подшипники на передние ступицы с сальниками 650₽х2шт.
500₽ Сайлентблоки ниж и верхрычагов
620₽ Болты нижних рычагов длинные в балку с шайбами и гайками 2шт
120₽ Резинки стабилизатора 4шт
2200₽ Компл реакт тяг усиленных Урба
200₽ Изолента абро чёрная 5шт
150₽ герметик ABRO большой
300₽ Сальники коленвала перед и зад
100₽ Прокладка клапанной крышки 100₽ прокладка поддона
160₽ Гайки на кардан 16шт
400₽ Удочки ручейки 2шт
3500₽ Уплотнители дверей 2 дверных и один багажник + резинки на стекла
150₽ 2х сторонний скотч 3М 5м 8мм
600₽ Переключатель дворников и Света Вертолет
1500₽ Трапеция дворников с мотором
40₽ Гайки на поводки чёрные
500₽ Поводки и щетки стеклоочист.
100₽ Успокоитель цепи
1200₽ Шумка утеплитель 3 рулона толст
60₽ Гофра чёрная ф12 2м
80₽ Гофра чёрная ф20 2м
950₽ Радиатор печки дааз оригинал
60₽ Резинки на задние аморт 8 шт
200₽ Пластиковые порожки на проемы
1300₽ Ковёр салона
550₽ Козырьки чёрные
850₽Коврики резиновые
2100₽ Потолок чёрный жесткий
800₽ Тоннель пола Урбан
400₽ кнопки стеклоподъемников
50₽ два штекера стеклоподъемников
250₽ Сигнал
4578₽ стп и сплен и битопласт
205₽ wd40
200₽ тормозная жидкость Felix 1L
1700₽ антифриз Felix 12л
450₽ бархотки
50₽ саморезы порогов
500₽ войлок
1700₽ 10листов стп 4мм
4120₽ 20листов стп 4мм, 4л сплена8мм
190₽ клипсы на двери и винты
8500₽ передние сидения
184₽ Клавиша аварийки
104₽ разъём прикуривателя евро
230₽ реле дворников
100₽ Лампа 2х контактная 21/5w луч белая 4шт
254₽ Плафон освещения 2шт
78₽ тара под бензин
30₽ плямягасители на карбюр 2шт
80₽ фильтр воздушный Салют
30₽ Лампочка освещения салона
116₽ трос спидометра 21213
100₽ Облицовка стоек пластик
30₽ саморезы крепления облицовки
140₽ Шланг на обратку и хомуты
9400₽ полуоси шеви Нива завод
600₽ Подшип пер ступицы прав
18000₽ Диски с резиной Pirelli
1200₽ новые колесные гайки
900₽ Страховка
990 выхлопная труба
5080 привод левый шеви нар.finval и внут.hofer
300 Газовые упоры багажника (с разборки)
800₽ колонки овалы pioneer
350₽ бокорезы

3600₽ замена карданов, промвала, сальников, троса ручника, задних колодок и цилиндров
1600₽ Замена масел
10000₽ кузовные работы
4303₽ чай курить
307₽ чай конфеты
300₽ курить в гараж
16227₽ в кассу за покрасочные работы
1300₽ Ремонт и настр. карбюратора
2500₽ Замена троса спид, прикуривателя, протяжка ходовой
2600₽ замена полуосей и ступ подшип
1000₽ Замена привода Лев и глушителя
1000₽ подрезка кузова для развала

Итого стоимость нивы на 13 июля 2019: 256239₽

Нива 2121 ремонт своими руками

Автомобиль Нива ВАЗ 2121 стал первым комфортабельным советским внедорожником. До ее выхода из ворот завода в 1977 году, автомобили повышенной проходимости использовались в основном для военных нужд. Для советского гражданина внедорожник, в принципе, был недоступен, и в открытой продаже их не было. Была возможность купить списанные УАЗы, но комфортабельностью они не отличались. Единственной альтернативой им был Волынец с двигателем от ЗАЗ 969, который был в свободной продаже, но он тоже не отвечал всем требованиям к комфорту, хотя его внедорожные свойства ценились очень высоко.

Нива перевернула для полудиких жителей страны советов понятие о внедорожнике – такого комфорта, как в шестерке, при проходимости УАЗа никто никогда не видел, но сначала потребителя останавливала довольно высокая цена, а позже и к ней привыкли. Нива стала активным сельским тружеником и городским жителем – по эксплуатационным показателям она ничуть не уступает классике ВАЗа.

  1. Характерные неисправности ВАЗ 2121
  2. Неисправности двигателя
  3. Трансмиссия Нивы
  4. Кузовные работы по ВАЗ 2121

Характерные неисправности ВАЗ 2121

Нива 2121 ремонт своими руками которой может выполнить каждый автолюбитель в своем гараже, до сих пор остается одним из самых популярных внедорожников среднего класса. Как и каждый автомобиль, Нива имеет свои характерные неисправности и болезни. Являясь очень выносливым и надежным автомобилем, она очень проста в обслуживании. Характерные неисправности автомобиля в основном связаны с особенностью ее конструкции:

  • полный привод и раздаточная коробка с демультипликатором иногда приносят некоторые хлопоты;
  • особенности конструкции кузова;
  • привод передних колес;
  • двигатели от ВАЗ 2106 не рассчитаны для применения на внедорожной технике;
  • характерная только для Нивы передняя подвеска.
Читайте также  Gdi двигатель: что это такое?

О некоторых из них мы расскажем вкратце, а подробнее остановимся все-таки на кузове. К нему вопросы появляются редко, но это не отменяет их актуальность

Неисправности двигателя

Главной проблемой двигателя Нивы стало то, что он изначально не был разработан для применения в тяжелых условиях. Этим и объясняются многие характерные для него поломки.

Для автомобилей с двигателем 1,7 литра самой большой проблемой стали гидрокомпенсаторы клапанов. Точнее их регулировка. При их установке необходимо соблюдать точно выверенное усилие, иначе они бут либо клинить, либо выкручиваться, если их недостаточно сильно зажать. Неисправность дает о себе знать характерным стуком, и если вовремя не отреагировать, то это может убить распредвал. Поэтому лучше не браться за это дело самостоятельно, если у вас недостаточно навыков.

Трансмиссия Нивы

Раздаточные коробки, как правило, проблем никогда не вызывают. Необходимо просто следить за уровнем масла. Карданные валы могут подарить неприятные моменты. Особенно, если их не смазывать каждых 10 000 км. Крестовины недостаточно долговечны, но при регулярной смазке проблем с ними не возникнет.

Другое дело – сальники. Мосты и раздаточная коробка комплектуются сальниками не самого лучшего качества, поэтому нередко протекают. Если не обращать на это внимания при замене масла, то можно запросто запороть раздатку. Сальники лучше покупать фирменные, согласно заводскому размеру. Тогда есть гарантия, что до следующего ТО масло не вытечет. У ВАЗ 2121 после 2011 года выпуска установлены итальянские сальники с завода, в этом случае нет поводов для беспокойства.

Кузовные работы по ВАЗ 2121

Мы представим несколько вариантов кузовных работ, которые вполне можно сделать своими руками в гараже при наличии ямы.

Коррозия

Перед тем, как приступить к борьбе с коррозией, нужно прикинуть, насколько это рационально. Если проще поменять прогнивший порог, то лучше сделать это, чем лепить латки к ржавчине. Тем не менее, есть некоторые способы, позволяющие придать кузову Нивы надлежащий вид.

Лужением можно добиться локализации мелких очагов ржавчины. Как это сделать, мы доходчиво показали на рисунке.

Эпоксидные смолы тоже могут стать временной защитой кузова от коррозии и частичного восстановления проржавевших участков. Для начала необходимо тщательно зачистить поврежденную зону, а затем с помощью стеклоткани нанести полимерную латку. После окончательного высыхания латку следует обработать наждачной бумагой, прошпаклевать, прогрунтовать и подкрасить.

Ремонт крепления лонжерона

В Нивах очень часто прогнивает место, где балка крепится к кузову. При наличии полуавтоматического сварочного аппарата это можно исправить путем изготовления новой накладки на посадочное место.

Сперва разбираем переднюю подвеску до получения свободного доступа до прогнившего места и болгаркой зачищаем его, удалив ржавые участки.


Затем вырезаем по картонной выкройке заплатку из живого металла, сверлим ее по периметру для лучшего контакта сварки с металлом автомобиля и привариваем на место следующим образом.


После этого шлифуем болгаркой точки сварки, грунтуем и покрываем антикоррозионной мастикой.

Нива ВАЗ 2121 – достаточно надежный и практичный автомобиль, который не требует дорогого ремонта. Практически все работы, в том числе и кузовные, вполне по силам сделать каждому в своем гараже при минимальных затратах.

Разборка и ремонт (переборка) двигателя

. и снимаем кронштейн.

. и снимаем кронштейн в сборе с подушкой.

После снятия кронштейнов на их крепежные шпильки и резьбовые отверстия в блоке цилиндров монтируем плиту разборочного стенда и закрепляем двигатель на стенде. Снимаем сцепление (см. тут)

Снимаем маховик и крышку картера сцепления (см. тут).

Головкой «на 17» отворачиваем три болта крепления к блоку цилиндров кронштейна генератора.

Отвернув гайку крепления кронштейна трубки к выпускному коллектору (см. тут).

Головкой «на 13» отворачиваем три болта крепления насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров.

На впрысковом двигателе демонтируем головку блока цилиндров в сборе с ресивером, впускной трубой и выпускным коллектором (см. тут).

На карбюраторном двигателе головку блока цилиндров снимаем в сборе с карбюратором, впускной трубой и выпускным коллектором (см. тут).

Снимаем маслоотделитель системы вентиляции картера, поддон картера и масляный насос (см. соответствующие разделы).

. и снимаем держатель в сборе с сальником.

Снимаем крышку привода распределительного вала, демонтируем цепь, звездочку коленчатого вала, валик привода масляного насоса, башмак натяжителя цепи (см. соответствующие разделы).
Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления кронштейна сливной трубки маслоотделителя системы вентиляции картера двигателя.

Вынимаем верхний вкладыш подшипника из головки шатуна.

Аналогичным образом извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.

Зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Таким же образом снимаем.

Для снятия поршня с шатуна.

Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо пальца.

Сдвинув поршневой палец.

Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то могут быть снова использованы. Поэтому при разборке помечаем детали, чтобы установить их в прежний цилиндр.

Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников.

После разборки двигателя тщательно промываем бензином и очищаем от нагара детали для проверки их технического состояния.

Для определения износа цилиндров.

Схема измерения цилиндров: А и В — направления измерений; 1,2, 3 и 4 — номера поясов

Основные размеры блока цилиндров

Для определения износа юбки поршня.

Микрометром измеряем диаметры.


Допустимые биения основных поверхностей коленчатого вала

Шейки коленчатого вала шлифуем до ближайшего ремонтного размера, если их износ или овальность больше 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски.
(читайте также статью «Коленвал — шлифовка или ремонт»)

После шлифования шеек коленчатого вала.

. тщательно промыть каналы для удаления остатков абразива и продуть сжатым воздухом.
Шлифовку шеек коленчатого вала, удаление и установку новых заглушек проводим на СТО.

Собираем двигатель в обратной последовательности.

Устанавливаем новые вкладыши подшипников коленчатого вала номинального или ремонтного размера (после шлифовки шеек).

В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока цилиндров устанавливаем верхние вкладыши коренных подшипников с проточками.

Смазываем вкладыши коренных подшипников моторным маслом и укладываем коленчатый вал в опоры.

С передней стороны пятой опоры устанавливаем сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.

Поршни к цилиндрам подбираются по классам.


Маркировка размерного класса цилиндров на блоке

Стрелка на днище поршня при установке его в цилиндр должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.

При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня или шатуна с усилием руки и не выпадал из них при вертикальном положении пальца.

Для проверки зазора в замке поршневого кольца вставляем кольцо в цилиндр и выравниваем кольцо днищем поршня.

Смазываем моторным маслом канавки на поршнях.

Устанавливаем на поршни кольца.

Если на кольце около замка нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», то кольцо устанавливаем меткой вверх.
Кольца должны проворачиваться в канавках свободно без заеданий.

Располагаем кольца следующим образом:

замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого кольца;
замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к оси замка верхнего кольца;
замок маслосъемного кольца — под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца (стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку).

Читайте также  Техническое обслуживание (то) toyota camry v40. полный регламент то 1, то 2, то 3

Перед установкой деталей ШПГ смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.

. и, стягивая оправку, сжимаем поршневые кольца.

Устанавливаем поршень с шатуном в цилиндр.

Гайки крепления шатуна затягиваем предписанным моментом (см. тут).

Дальнейшую сборку проводим в последовательности обратной разборке.

Видео

Кузовной ремонт нивы своими руками видео

Замена кузова

В России сразу несколько компаний занимаются продажей металлических кузовов для отечественных автомобилей в сборе или отдельными частями. Ознакомившись с ассортиментом данной продукции можно увидеть, что в подобных магазинах представлены широкие цветовые гаммы, что позволяет автовладельцу быстро подобрать подходящий вариант.

Вам будет интересно: Устройство, диагностика и ремонт задней подвески ВАЗ-2106

Как правило, кузова, предназначенные для автомобилей «Нива», оснащенные тремя дверями, окрашивались на заводе в несколько стандартных цветов. Все они перечисленных ниже:

  • Снежно-белый (заводской код 202).
  • Несси (заводской код 368).
  • Яшма (заводской код 140).
  • Балтика (заводской код 420).
  • Ледниковый (заводской код 221).

Вам будет интересно: «Хендай-Портер»: размеры кузова, технические характеристики, двигатель, фото

Автомобиль ВАЗ-2121 с пятью дверями окрашивалась на заводе тремя вариантами цветовой гаммы:

Ваз 2121- ремонт кузова своими силами

Среди моделей отечественного автопрома Ваз 2121 несколько выделяется из общего ряда не только за счет отличной проходимости, полного привода и несущего кузова, но и за счет того что «Нива», это первая самостоятельная, дошедшая до серийного выпуска, разработка ВАЗа. Серийно автомобиль начал выпускаться в начале 1977 года и сразу же начал пользоваться большим успехом у населения не только в союзе, а позднее и в России, но и во многих странах как ближнего, так и дальнего зарубежья. В своем классе внедорожник из России считается наиболее удачной моделью. Он нашел своего потребителя во Франции, Португалии, Испании и Канаде. И хотя большим спросом пользуются «Нивы» в комплектации с дизельным французским двигателем «Peugeot», машины с отечественным «1,6» тоже раскупаются весьма неплохо.

Избавление от царапин

Незначительные ржавчины и вспучены краски, появляющиеся на автомобиле, не является поводом для полной замены кузова. Операцию по восстановлению «Нивы» в этом случае можно с легкостью провести самостоятельно, при этом сэкономив приличную сумму собственных средств.

К примеру, царапины удаляются путем полировки лакокрасочного покрытия. Чтобы осуществить данную операцию обычно используются различные шлифовальные составы и специальные материалы. С их помощью можно легко и быстро снять верхний слой покрытия краски, тем самым выровняв потрепанные места на кузове. Полное устранение царапин возможно лишь в том случае, если наружный слой ЛКП не сильно испорчен. Также не рекомендуется снимать слишком большой слой краски во время восстановления «Нивы -2121» своими руками.

Восстановление геометрии

Вам будет интересно: Воздушное охлаждение двигателя: принцип работы, преимущества и недостатки

При сильных повреждениях кузова в результате столкновения транспортного средства мастерам приходится восстанавливать былую геометрию автомобиля. Деформация металла также возникает в результате резких перепадов температур или устареванию конструкции.

Активная эксплуатация, а также использование автомобиля в суровых природных условиях неминуемо приведет к быстрому износу кузова личного транспорта. Плохое качество дорожного покрытия часто приводит к излишнему надрыву болтовых и сварных соединений, сокращая ресурс автомобиля.

При необходимости восстановления старой «Нивы», устранения сильных повреждений на ее кузове, потребуется провести диагностику и восстановление геометрии автомобиля высокотехнологичным оборудованием в автосервисе. Самостоятельно в гараже правильно такую операцию выполнить невозможно.

Виды ремонта кузова

Если после диагностики выяснилось, что деформации подверглись лишь некоторые части кузова, восстановление «Нивы» проводят с помощью выстукивания или выдавливания поврежденных частей автомобиля. Такую работу осуществляют несколькими способами:

  • Без покраски. При этом ремонт основан на таком свойстве стали, как стремление выпрямиться в изначальное положение после деформации. При этом работниками автосервиса применяют специальные инструменты и технологии по выдавливанию вмятины. При необходимости восстановленную деталь полируют. Обычно такой способ применяют, если лакокрасочное покрытие автомобиля не повреждено.
  • Второй метод заключается в выпрямлении детали методом постукивания деревянным или резиновым молотком. Сильные удары по детали могут испортить ремонтируемый материал, поэтому, чтобы осуществить такую операцию, потребуется немалый опыт.
  • В некоторых случаях ремонтники вырезают поврежденную деталь кузова. Это делается в тех случаях, когда листовая сталь окончательно испорчена, и ее невозможно восстановить. Взамен удаленной части кузова изготавливается и приваривается новая. Затем место ремонта необходимо покрасить.
  • Если вышеперечисленные способы восстановления «Нивы» после ДТП не приносят успеха, слесаря меняют кузовные элементы целиком.

    Капитальный ремонт кузова

    В силу специфики своей эксплуатации и конструкции ваз 2121 требует к себе повышенного внимания, а именно повышенного контроля состояния кузова. В общем, если вы владелец подержанной «Нивы», и собираетесь ее эксплуатировать по назначению еще как минимум пару лет, внимательнейшим образом осмотрите состояние кузова ваз 2121 ремонт которого и усиление его отдельных элементов это скорее необходимость, чем предосторожность. Проблемными зонами, на которые следует обратить особое внимание, считаются:

    • Днище, а именно его коррозия и сквозные дыры в полу (уж очень часто машина преодолевает водные преграды без последующей качественной просушки);
    • Лонжероны, а именно на наличие трещин (последствия ударов при соответствующей усталости металла).

    Трещины лонжеронов, как правило, возникают в районе креплений:

    • Рулевого редуктора;
    • Маятника;
    • Балки двигателя;
    • Верхнего кронштейна переднего амортизатора;
    • Крепления задних амортизаторов;
    • Длинных реактивных тяг к самому днищу пола;
    • «Домика» тяги «Понара».

    На приведенных ниже фото наглядно показан ремонт кузова ваз 2121, который эксплуатировался всего пять лет.

    Реставрация задней части переднего лонжерона

    Когда и как нужно менять помпу на ВАЗ 2121 «Нива»

    Для циркуляции жидкости в системе охлаждения используется помпа. Несмотря на высокую надёжность узла, деталь может выйти из строя. Водяной насос ремонту не подлежит и меняется в сборе. Для этого необязательно быть автомехаником и иметь большой набор инструментов.

    Для чего нужна помпа в автомобиле

    Система охлаждения любой машины состоит из ряда элементов и охлаждающей жидкости. Одной из основных деталей является водяной насос, называемый помпой. Элемент предназначен для циркуляции жидкости по системе, в результате чего отводится тепло от головки блока цилиндров и самого блока цилиндров. Больше никаких функций на помпу не возлагается, но от неё напрямую зависит работоспособность мотора. В случае выхода из строя водяного насоса будет наблюдаться быстрый перегрев силового агрегата.

    Наиболее распространены помпы центробежного типа, что обусловлено конструктивными особенностями. В движение деталь приводится от коленчатого вала двигателя посредством ремня. По системе охлаждения жидкость циркулирует за счёт крыльчатки, которая располагается в крышке насоса.

    Основная часть помпы расположена с внешней стороны двигателя, а крыльчатка находится внутри системы. Работа насоса довольно проста: с помощью ремня деталь от коленвала получает вращение, приводя в движение зубчатое колесо либо шкив, жёстко закреплённый на оси. С противоположной стороны оси устанавливается крыльчатка, которая тоже начинает вращаться. Она находится в постоянном контакте с охлаждающей жидкостью. При работающем двигателе создаётся центробежная сила, которая заставляет двигаться жидкость по системе.

    Помпа для автомобиля необходима для циркуляции охлаждающей жидкости по системе охлаждения мотора и предотвращения его быстрого перегрева

    Когда необходима замена помпы

    Несмотря на простоту конструкции водяного насоса и высокую надёжность, узел находится постоянно в работе и с ним могут возникнуть неисправности, о которых лучше знать заранее. Слабыми местами в рассматриваемом элементе являются сальник и подшипник. При износе подшипника появляется люфт, шум, что выводит сальник из строя.

    Существует ряд признаков, которые свидетельствуют об износе помпы и необходимости её замены:

    • охлаждающая жидкость подтекает в области водяного насоса;
    • при работе силового агрегата появляется посторонний шум;
    • при работающем моторе визуально наблюдается люфт.

    Перечисленные признаки указывают на износ подшипника и сальника. Есть и другие менее распространённые причины выхода из строя водяного насоса. К таковым можно отнести: повреждение крыльчатки, появление трещин на корпусе детали, износ шкива либо зубчатого колеса.

    Стоит отметить, что помпа не подлежит ремонту, а меняется в сборе, поскольку конструкция является неразборной: все её элементы запрессовываются в корпус. В обязательном порядке при замене водяного насоса меняется и прокладка.

    Основными причинами замены помпы являются течь, шум подшипника и люфт

    Замена помпы на «Ниве»

    На автомобиле ВАЗ 2121 насос охлаждающей жидкости расположен в передней части блока цилиндров с правой стороны и его демонтаж не вызывает каких-либо сложностей даже у новичков.

    Помпа на «Ниве» располагается в передней части двигателя с правой стороны

    Инструменты для замены

    Чтобы произвести замену помпы, понадобится следующий перечень инструментов:

    • головка и ключ-трещотка либо накидной ключ на 13;
    • головка на 17;
    • трубка для слива жидкости подходящего диаметра.

    В процессе демонтажа может потребоваться другой инструмент, например, молоток, отвёртка, что зависит от сложившейся ситуации.

    Для демонтажа помпы потребуется перечень инструментов, который будет зависеть от того, снимается только помпа или насос вместе с корпусом

    Слив охлаждающей жидкости и замена насоса

    Прежде чем приступить к работе потребуется слить жидкость (воду, тосол) с системы охлаждения двигателя. Для этого нужно подставить подходящую ёмкость с левой стороны двигателя и, отвернув ключом болт на 13 приложить трубку к сливному отверстию и снять пробку с горловины радиатора. Далее можно приступать непосредственно к демонтажу помпы.

      С помощью ключа или головки на 13 откручиваем три болта вентилятора. Они же являются креплением шкива насоса.

    Чтобы снять вентилятор, потребуется головкой на 13 открутить три болта крепления крыльчатки и шкива насоса охлаждающей жидкости

    Для доступа к помпе необходимо снять натяжную планку генератора при помощи головки на 17

    С помощью головки на 13 необходимо отвернуть четыре гайки крепления помпы

    После откручивания гаек вынимаем помпу из корпуса, не забывая снять прокладку

    Бывают ситуации, когда помпу приходится менять вместе с корпусом. В этом случае потребуется открутить две гайки на 10 крепления трубки подвода жидкости к помпе накидным ключом либо трещоткой.

    В некоторых случаях приходится производить замену помпы вместе с корпусом, что связано с невозможностью её ремонта

    После чего трубка аккуратно отводится назад. Далее, отворачиваются три болта на 13: один сверху и два снизу. Крестообразной отвёрткой ослабляется хомут патрубка, идущий от термостата к помпе, после чего он сдёргивается. Далее, насос вместе с корпусом демонтируется с двигателя.

    После замены детали не забываем залить жидкость в систему охлаждения до необходимого уровня. В систему охлаждения автомобиля «Нива» совместно с системой отопления салона заливается 10,7 л. охлаждающей жидкости.

    Видео: замена помпы на «Ниве»

    Замена помпы на «Ниве» 21213 своими руками

    Каких-либо принципиальных отличий в замене насоса охлаждающей жидкости на ВАЗ 21213 по сравнению с ВАЗ 2121 нет. Разница заключается в том, что на более современных автомобилях вентилятор закрывается специальным защитным кожухом. Для его демонтажа понадобится накидной ключ и головка на 10. Ключом отворачиваются две гайки, которые соединяют части кожуха, после чего нижний кожух снимается. Верхняя часть кожуха крепится болтом под головку на 10.

    Установка производится в обратной последовательности. Единственное на что следует обратить внимание, так это на верхний кожух, на котором есть паз: его необходимо надеть на выступ кронштейна. На современных «Нивах», а именно на ВАЗ 21214, принудительный вентилятор охлаждения отсутствует: его сменили электровентиляторы, расположенные спереди радиатора охлаждения и управляемые посредством реле. Замена помпы производится аналогичным образом.

    На ВАЗ 21213 для снятие вентилятора потребуется демонтировать кожух вентилятора

    Какие помпы устанавливаются на карбюраторные и инжекторные «Нивы»

    Хотя старые добрые «Нивы» во многом сходны с новыми инжекторными автомобилями, но отличия есть, в том числе и в водяных насосах. Деталь выпускается для разных модификаций рассматриваемого авто. Например, насос 21230–1307011–82 может быть установлен на все «Нивы», но в некоторых случаях может использоваться запчасть на 2107, которая отличается крыльчаткой большей ширины.

    Покупая помпу нужно быть внимательным и следить, чтобы корпус подошёл к крыльчатке. В противном случае возникнут сложности при монтаже. Чтобы избежать ошибок, можно приобрести насос в сборе, т. е. крышку и корпус.

    Хоть классическая помпа и подходит на инжекторную «Ниву», деталь может попросту не справиться с высокой температурой и её замена потребуется раньше. Существуют следующие разновидности детали:

    • стандартный насос с крыльчаткой из пластика, у которой лопасти расположены ниже и имеют удлинённую форму;
    • помпа нового образца, оснащённая также пластиковой крыльчаткой с более длинными лопастями;
    • водяной насос HEPU, который имеет чугунную крыльчатку.

    Наиболее надёжным считается последний вариант, поскольку крыльчатка, изготовленная из пластика, попросту оплавляется и деформируется при высоких температурных показателях, в результате чего элемент может сорваться с оси, а насос заклинит. Плюсом запчастей с пластиковой крыльчаткой является приемлемая цена и доступность в продаже.

    Помпа HEPU считается наиболее надежным вариантом для автомобилей «Нива», поскольку крыльчатка выполнена из чугуна

    Как поставить вентилятор на помпу ВАЗ 21214

    Некоторые владельцы ВАЗ 21214 сталкиваются с ситуацией, когда штатные электрические вентиляторы системы охлаждения радиатора не справляются со своей задачей. Обычно проблема проявляется в летний период в городских пробках. В этом случае приходится задумываться об установке вентилятора на помпу, как на ВАЗ 2121, но при этом просто взять и поставить не получится. Дело в том, что пропеллер задевает шкив гидроусилителя руля. Проблема решается путём установки проставки в виде шайб между вентилятором и шкивом помпы.

    Чтобы лопасти вентилятора не цеплялись за гидроусилитель, их можно немного сточить либо установить проставки в виде шайб

    Некоторые автомобилисты прибегают к более кардинальным мерам, стачивая край лопасти пропеллера на 2–3 мм при помощи напильника.

    Для установки вентилятора на помпу Ваз 21214 необходимо немного сточить лопасти, чтобы они не цеплялись за гидроусилитель

    В результате описанных доработок двигатель прогревается практически так же, как и с электрическими вентиляторами, но при достижении температуры в +80˚С, дальше она поднимается очень медленно.

    После некоторых доработок вентилятор принудительного охлаждения радиатора занимает свое место и его работа не вызывает нареканий

    Произвести замену водяного насоса сможет даже начинающий автолюбитель. Главное, не торопиться и выполнить процесс в описанной последовательности, не забывая заменить прокладку и залить по окончании работ охлаждающую жидкость до требуемого уровня.