Почему плохо включается первая передача в lada kalina: причины и решение

Причины нестабильного включения первой передачи на Калине и решение

Как известно, от работы коробки переключения передач (КПП) зависит не только движение авто, но и его функционирование в целом. Неисправности КПП влекут за собой не только невозможность переключения скоростей, но и дорогой ремонт транспортного средства. Поэтому, если вы являетесь владельцем автомобиля Lada Kalina, то вам будет интересно узнать, почему плохо включается первая передача на Калине или не включается вовсе. Также мы расскажем вам о ремонте неисправностей в домашних условиях.

Помните о том, что проблемы с коробкой передач в любом автомобиле запускать нельзя. В противном случае может произойти череда поломок, на которую придется потратить не только много времени и сил, но и денег.

Автомобиль ВАЗ Калина

Почему могут быть перебои с включением первой передачи?

Причины поломок этого агрегата волнуют многих владельцев Калин, поскольку выход из строя тех или иных элементов КПП, из-за которых плохо включаются передачи, уже можно назвать «болезнью». И эта болезнь, так или иначе, связана с определенным дефектом производства и сборки серийных моделей этого авто на заводе, которая, к сожалению, так и не была устранена инженерами «АвтоВАЗа».

На самом деле прямых причин, из-за которых плохо включается первая скорость, может быть не мало, в результате чего даже опытные специалисты не смогут сразу вычислить поломку. Что уж говорить о рядовых автолюбителях.

Рычаг переключения скоростей в Калине

Так из-за чего же плохо включается первая передача?

  • выход из строя кардана или кулисы — эти неисправности часто становятся причинами невозможности включить первую передачу;
  • поломка непосредственно рычага КПП Калины — также является распространенной проблемой;
  • ослабление хомута;
  • шлицы коробки отработали свой срок службы — стерлись;
  • неисправность в работе выжимного подшипника — довольно редкая поломка, встречаемая у автовладельцев этой модели Лады. Обычно при поломке выжимного подшипника все без исключения передачи включаются с неприятным звуком, можно сказать, хрустом, и для переключения нужно прикладывать дополнительные усилия;
  • неполное выключение сцепления — решение заключается в замене;
  • выход из строя тяги привода управления устройством переключения скоростей;
  • в КПП ослабли винты крепежа шарнира либо же рычага штока выбора скоростей, поэтому их нужно затянуть;
  • поломка сальников;
  • неверное регулирование привода переключения скоростей;
  • выход из строя либо законченный срок службы пластиковых элементов в приводе управления КПП;

Коробка переключения скоростей Калины в разборе

Пути решения проблемы

Если вы решили самостоятельно произвести ремонт вашей КПП, то предлагаем вам воспользоваться нашей инструкцией. Вы должны быть готовы к тому, что любой ремонт подразумевает демонтаж и разбор коробки передач. Помните о том, что если во время разбора КПП вы заменили хотя бы одну деталь, то нужно подобрать регулировочное кольцо для подшипников дифференциала.

Инструментарий

Для демонтажа и ремонта КПП Калины приготовьте:

  • набор торцевых гаечных ключей. В частности, вам понадобятся ключи на «10», «13», «14» «17», «32»;
  • большая шлицевая отвертка;
  • бородок;
  • молоток;
  • емкость для слива трансмиссионной жидкости;
  • плоскогубцы;
  • шприц для заправки агрегата трансмиссионным маслом;
  • крестообразная отвертка.

Также попросите о помощи друга, ведь для снятия вам понадобится помощник и, разумеется, гараж с ямой или эстакада. Итак, снимаем агрегат :

  1. лезем под днище авто и находим пробку слива масла для коробки, подставляем подготовленную емкость и откручиваем крышку сливного отверстия;
  2. очистите крышку для слива трансмиссионной жидкости от грязи и металлической стружки;
  3. подождите около 30 минут, пока все масло не сольется. Сливать трансмиссионную жидкость лучше на прогретом авто, особенно если вы производите ремонт агрегата в зимнее время года. В противном случае масло будет густое и полностью не выльется из агрегата;
  4. отключаем аккумулятор и демонтируем воздушный фильтр, снимаем стартер;
  5. после этого нужно отсоединить поводок тросика сцепления;
  6. далее, отсоединяем колодки проводов от устройства блокирования задней передачи и от выключателя задней скорости;
  7. берем торцевой ключ на «10» и откручиваем болты крепления защиты картера сцепления, после чего снимаем крышку;
  8. далее, демонтируем оба привода передних колес;
  9. теперь нужно отключить тягу управления КПП от штока переключения скоростей;
  10. при помощи ключа на «19» откручиваем гайки крепежа картера сцепления к КПП, одновременно удерживая болты гаек ключом такого же размера;

Коробка переключения скоростей Калины в разборе

  • теперь отводим в сторону реактивную тягу с кронштейном от КПП;
  • отсоединяем пластиковое крепление тросика дроссельной заслонки от агрегата переключения скоростей;
  • при помощи ключа на «13» откручиваем болт крепления катушки зажигания двигателя к устройству сцепления;
  • используя ключ на «19», откручиваем верхние болты, на которых КПП крепится к блоку цилиндров — при этом нужно учесть, что передний болт немного короче заднего;
  • отсоединяем и уводим в сторону тросик и жгут проводов;
  • далее, нужно подставить регулируемые упоры под поддон картера мотора и КПП;
  • при помощи ключа на «19» откручиваем нижние болты, которые крепят агрегат к блоку цилиндров;
  • ключами на «14», «15», «13», «17» и «19» открутите болты крепежа передней и задней опоры силового устройства к КПП;
  • теперь можно отвести ваш агрегат от мотора.
  • Рассмотрим ремонт основных поломок, встречающихся в машинах Калина. Данные поломки можно устранить в домашних условиях, имея базовые знания по ремонту КПП.

    Замена выжимного подшипника сцепления

    Замена сальников

    • вытащите сальник внутреннего шарнира из агрегата при помощи плоской отвертки;
    • возьмите новую деталь и запрессуйте ее до упора внутрь агрегата;
    • теперь открутите болты фиксации направляющей втулки и снимите ее;
    • используя отвертку, снимите сальник первичного вала;
    • таким же образом запрессуйте новую деталь, чтобы ее рабочая сторона была направлена внутрь агрегата;
    • теперь отключите тягу управления агрегата от шарнира переключения скоростей;
    • открутите болт фиксации гарнира к штоку переключения скоростей и демонтируйте его;
    • аккуратно, при помощи молотка и зубила выбейте обойму из картера агрегата и демонтируйте ее в сборе с сальником штока переключения скоростей;
    • извлеките непосредственно сальник и замените его на новый, вбивая на место до упора;
    • рабочую сторону детали лучше смазать трансмиссионной жидкостью.

    Замена вилки выключения сцепления

    Теперь вы знаете, что нужно делать, если плохо включается первая скорость. Замену этих компонентов можно произвести своими силами в домашних условиях. Главное — это четко следовать инструкциям. Если вы не уверены в своих силах, то обратитесь за помощью к специалистам. Сделав все, как сказано в инструкции, установите КПП обратно на ее место, после чего залейте в нее трансмиссионную жидкость.

    Видео «Ремонт агрегата переключения скоростей в автомобиле ВАЗ»

    В этом видео показан процесс ремонта коробки переключения скоростей в автомобиле ВАЗ. Инструкция является общей и подойдет для автомобилей Калина.

    Передачи включаются туго: почему так происходит

    Одна из довольно распространенных неполадок в автомобилях – тугое включение передач на МКПП. Неопытные водители не всегда обращают на это внимание. Либо наоборот, начинают заранее сильно беспокоиться. Давайте разберемся, в чем причина тугого переключения и что нужно делать, а также что должен знать каждый автовладелец касательно данного вопроса.

    Передачи включаются с усилием: неисправности КПП

    В автомобилях с механической коробкой передач переключение скоростей производится самим водителем. При помощи рычага из салона он воздействует на кулису и далее на весь механизм коробки. Упрощено говоря, водитель передвигает шестеренки на валах.

    Поскольку вращение валов происходит на высоких оборотах, требуется охлаждение. Оно осуществляет при помощи специального трансмиссионного масла. Масло также защищает поверхности трущихся деталей от преждевременного износа. Смазку необходимо вовремя менять. В среднем, это делают после каждых 40-50 тысяч километров пробега.

    Что касается причины тугого включения передач, их может быть несколько. При этом чаще всего они связаны с неполадками в сцеплении или самой КПП. Если изучить список наиболее частых поломок, тогда можно выделить следующие:

    • плохо отрегулирована кулиса. В особо сложных случаях может потребоваться замена пластиковых втулок. Эта процедура, как и регулировка, может быть произведена своими силами;
    • поломка гидравлического привода. Если он потек, то может совсем не получиться включить передачу, так как невозможно выключить сцепление;
    • оборвался или слетел тросик сцепления (в тросиковом сцеплении);
    • вышла из строя корзина сцепления.

    Исключение составляет задняя передача, так как на ней синхронизаторов нет;
    Кстати, когда туго включается задняя передача, то нередко возникают посторонние шумы, лязг, хруст. Такие явления прямо указывают на износ зубьев шестеренок.

    Что в итоге

    Итак, главные причины того, что туго включаются передачи, заключаются в неполадках механизма сцепления и КПП. При этом большую часть из них можно устранить самостоятельно при наличии инструментов, запасных частей и определенных навыков.

    Почему включение передач может быть затруднено или не включается первая передача, вторая, задняя и т.д. Основные причины неисправностей КПП, рекомендации.

    Причины затрудненного включения передач на заведенном моторе. Трансмиссионное масло и уровень в КПП, износ синхронизаторов и шестерен коробки, сцепление.

    Как переключать передачи без сцепления: езда без сцепления на машине с МКПП в случае возникновения неисправностей. Советы и рекомендации.

    Передачи (скорости) МКПП не включаются после замены сцепления: основные причины, настройки и регулировки. Диагностика неполадок, полезные советы.

    Сцепление: корзина, выжимной, диск сцепления. Назначение и устройство, принцип работы корзины сцепления. Как увеличить срок службы сцепления.

    Автоматическая коробка не переключает скорости: автомобиль не движется вперед или назад, нет переключения АКПП на отдельные передачи, причины.

    Почему первая передача включается плохо? Советы водителей

    Одной из самых распространенных коробок передач, применяемых на авто, в том числе и марки ВАЗ, является механическая. Хотя на многих современных авто уже в конструкцию включают автоматическое устройство переключения передач. Но от использования механических коробок не отказываются.

    Ведь механическая коробка передач ВАЗ, как и любой другой марки авто, является очень надежной, неприхотливой и требует минимум обслуживания. Она способна выдерживать значительные нагрузки без какого-либо вреда для себя. Доказательством тому является частое использование такого вида коробок передач на авто, участвующих в различных соревнованиях.

    Но какой бы надежной и простой не была «механика», с ней тоже случаются неприятности. Одна из таких неисправностей – плохо включается первая и задняя передача. Причем иномарки не являются исключением.

    Но чтобы понять, почему первая передача включается плохо, нужно в начале разобрать конструкцию данного типа КПП.

    Устройство трансмиссии

    Итак, схема коробки передач достаточно проста.

    На каждом из валов расположены шестерни разных диаметров и с различным количеством зубьев, при этом часть этих шестерен, установленных на ведомом валу, может перемещаться по нему.

    Принцип работы

    Рабочая схема коробки передач такова. Ведущий вал принимает вращение от ведомого диска сцепления и передает его на промежуточный. Если на коробке включена нейтральная скорость, зацепления шестерен промежуточного вала с ведомым нет, авто обездвижено, поскольку вращение не передается.

    При включении какой-либо передачи водитель вводит в зацепление шестерню ведомого элемента с определенной шестерней промежуточного. И вращение начинает передаваться от ведомого вала на колеса. Авто начинает двигаться.

    В зацепление необходимые шестерни вводит блок управления, состоящий из трех ползунов и вилок. Каждая из вилок одета на специальную проточку элемента. То есть водитель при помощи рычага КПП и посредством специальной кулисы воздействует на определенный ползун, перемещая его в одну из сторон. При этом вилка на ползуне толкает шестерню, и та заходит в зацепление. На изменение скорости переключения передач влияют путем ввода в зацепление разных по размеру и количеству зубьев шестерен.

    Чтобы не происходило возвращение ползуна с вилкой в исходное положение, блок управления коробкой оснащен фиксаторами. Последние – подпружиненные шарики, которые входят в проточки на ползунах. То есть на ползуне имеются в определенных местах проточки.

    Это упрощенное описание конструкции и принципа работы механической трансмиссии.

    В некоторых авто в КПП ползун, отвечающий за включение первой скорости, обеспечивает также и включение задней. У них и бывает такое, что плохо включается первая и задняя передача. Разумеется, на эту поломку нельзя не обратить внимание.

    На других же КПП первая скорость и задняя разделены и за включение их отвечают разные ползуны. В таких авто проблемы с включением первой скорости могут не отражаться на включении задней.

    Вариантов, почему первая передача включается плохо – несколько. Также зависит все от того, как проявляется причина – невозможно включить ее, при этом все сопровождается металлическим скрежетом со стороны коробки, или же скорость включается, но сразу же самостоятельно выключается.

    Плохое включение из-за ползуна

    Вначале рассмотрим, почему первая передача включается плохо и виной тому проблемы именно с трансмиссией.

    Зачастую проблема с включением скорости кроется в фиксаторе и ползуне. Появление заусеницы возле проточки для фиксатора на ползуне запросто может мешать заходу шарикового фиксатора в проточку. При перемещении ползуна фиксатор упирается в эту заусеницу и не может ее преодолеть без значительного усилия со стороны водителя. При этом шестерни сильно сближаются, но в зацепление не входят, и зубья одной шестерни бьются о другую.

    Выбивание скорости

    Если она включается, но сразу же выключается, то возможно заедание фиксатора в выжатом положении, поэтому свою работу он уже не выполняет. Также возможно разрушение пружины, которая поджимает шариковый фиксатор. Без усилия пружины он не сможет удерживать ползун в нужном положении.

    При создании значительного усилия во время включения передачи может погнуться вилка включения.

    Причиной плохого включения может быть и неправильная установка кулисы ручки КПП. В таком случае кулиса не доводит шестерню для полного зацепления.

    Устранение неисправности КПП

    Устранение неисправностей с коробкой передач производится путем снятия ее с авто, разборке, дефектовке деталей, если обнаружено, что какие-то из них сильно изношены. Особое внимание нужно обратить на состояние ползунов и фиксаторов. Если на ползунах замечены заусеницы, их нужно убрать при помощи напильника. Также надо проверить состояние пружин и шариков фиксатора. Пружины должны быть целыми, а фиксатор без проблем перемещаться в своем посадочном месте. При надобности изношенные или поврежденные элементы нужно заменить.

    Также следует внимательно осмотреть вилки включения на изгиб. Даже незначительный изгиб может повлиять на легкость включения передачи.

    После сборки также должна быть выполнена регулировка переключения передач. Если быть точным, выставляется положение кулисы.

    Неисправности сцепления

    Зачастую причиной того, почему первая передача включается плохо, является не сама коробка, а сцепление.

    Современная трансмиссия передач оснащена синхронизаторами, которые уравнивают скорость вращения шестерен, обеспечивая легкость входа в зацепление.

    Однако первая скорость синхронизатором не оснащена. Если сцепление «ведет», то при выжиме педали его полного прекращения передачи крутящего момента от мотора к КПП не производится.

    Из-за этого происходит разность вращения валов и шестерен первой передачи, в частности.

    Вполне возможно, что и задняя скорость тоже не будет включаться, или включаться затруднительно. При этом, если удалось все же включить передачу, автомобиль начинает двигаться даже при полностью выжатой педали сцепления. Дополнительным признаком проблем со сцеплением является то, что автомобиль дергается при переключении передач, особенно если какие-то из них не оснащены синхронизаторами.

    Как проверить сцепление?

    Указать на неисправность сцепления, а не коробки может помочь двигатель авто. Если при заглушенном моторе все скорости включаются легко, никаких проблем не возникает, а при заведенном моторе плохо включается первая и задняя передача, или вовсе ее невозможно включить – следует обратить внимание на сцепление.

    Причиной того, что сцепление «ведет», зачастую является неправильная его регулировка.

    Регулировка и ремонт сцепления

    Первое, что нужно сделать при проблемах со сцеплением, то это произвести регулировку.

    Если регулировка не помогла, то придется демонтировать сцепление с авто, проводить дефектовку и заменять изношенные элементы. Иногда со временем происходит износ всех составных частей системы. В таком случае производится полная замена сцепления – ведущего и ведомого дисков, выжимного подшипника.

    Заключение

    Выше указаны основные причины того, что на авто затруднено включение передач. Хотя, как указано в начале, если механическая трансмиссия очень надежна, то чаще виной плохого включения является сцепление, а не сама коробка.

    Что делать, если закусило скорость в коробке передач «Лады Калины»

    Если закусило скорость в коробке передач «Лада Калина», придется искать неисправность и ремонтировать автомобиль. Если вы опытный водитель, диагностикой и ее дальнейшим устранением неисправности можно заняться самому.

    Для многих водителей неприятной неожиданностью становится случай, когда переключение заклинивает. Рассмотрим, что делать, если закусило скорость в коробке передач «Лада Калина».

    Почему так происходит

    Обычно скорости не закусывает на новом автомобиле. Если закусило скорость в коробке передач «Лада Калина», автомобиль прошел много километров – трансмиссия и отдельные ее элементы изношены. Причин закусывания передач в КПП несколько:

    • выход из строя привода сцепления или самого сцепления;
    • деформация или отсоединение реактивной тяги (кулисы);
    • выход из строя механизма выбора передач МКПП;
    • заклинивание шестерни передачи;
    • нарушение блока управления роботизированной или автоматической коробки;
    • выход из строя актуатора или соленоида выбора передач.

    Обрыв троса выбора передачи

    Возможен обрыв троса выбора передачи.

    Вышло из строя сцепление или его привод

    На «Калине» с МКПП установлен механический привод сцепления, который идет от педали до самого сцепления. На роботизированной коробке приводом сцепления управляет актуатор – сервопривод, на который поступает команда от блока управления. Трос привода сцепления можно приобрести по артикулу 1118-1602210 за 600-800 рублей.

    Артикул Название Цена, рублей
    1111-1601182 Нажимной подшипник 500
    2110-1601180 Муфта в сборе 700
    11186-1601130 Диск сцепления 1700

    Сцепление на автомобиле тоже со временем выходит из строя. Особенно быстро это происходит у любителей быстрой езды. Сломаться оно может, если изначально было некачественно изготовлено. Замените этот узел и постарайтесь бережно работать с ним в дальнейшем.

    Комплект сцепления ВАЗ Калина

    Трогаться с места на высоких оборотах, бросать сцепление или удерживать его выжатым во время движения не стоит. Предвестниками скорой поломки могут быть:

    • повышенный шум;
    • вибрации;
    • толчки;
    • неполное выключение сцепления.

    Порвался трос

    Аналогично всем тросам, со временем он растягивается и рвется. Если дело в нем – придется менять. Артикул троса 21902-1703114-00. Цена около 2500 рублей.

    Погнута или отсоединилась реактивная тяга (кулиса)

    Кулиса на механической коробке за день двигается сотни раз, когда водитель переключает передачу.

    В нашем случае она либо отсоединилась, либо вышла из строя. В первом случае нужно поставить на место, а во втором – заменить.

    Кулиса коробки передач

    Артикул кулисы – 1118-1703300. Цена около 1300 рублей.

    Поврежден механизм выбора передач внутри МКПП

    Как и кулиса, механизм постоянно используется, потому изнашивается со временем. Для замены механизма выбора передач нужны знания по ремонту, место, оборудование. Если у вас всего этого нет – лучше обратиться в автосервис. Артикул 11190-1703050-01. Стоит около 3000 рублей.

    Заклинило шестерню

    Шестерни страдают при агрессивных переключениях.

    Причина может быть и в масле, которое давно не меняли. При трении шестерен друг об друга в масло попадает мельчайшая металлическая стружка, которая со временем накапливается и может привести к заклиниванию механизма. Иногда ее закусывает, переключить на нейтралку из-за этого не получается.

    Как и с механизмом выбора, придется снимать и разбирать трансмиссию для замены шестерен. Аналогично лучше доверить эту работу профессионалам и провести замену в хорошем сервисе. Запчасти стоят гораздо дешевле, чем на иномарку.

    Заглючил блок управления АМТ или АКПП или окислились контакты устройства выбора передач

    В случае неисправности электронного блока управления его придется разобрать и проверить. Хорошо изучите печатную плату. Там не должно быть следов жидкости, окислений, дефектов пайки. Если что-то из этого есть, плату можно почистить и пропаять. Если не разбираетесь в этом – отнесите блок автомобильному электрику или тем, кто занимается ремонтом электроники.

    Сгорели актуатор или соленоид выбора передач

    Актуатор – сервопривод в роботизированной коробке. Именно он выжимает сцепление. На него приходит ток от блока управления, за счет чего он двигается. Как любая электроника, со временем может сгореть, и его придется заменить. Стоит он довольно дорого. Артикул – 21820160901201. Цена 10 тысяч и более.

    Соленоид – аналог актуатора в автоматической коробке. Представляет собой электромеханический кран, на который приходят сигналы с блока управления. Он открывает и закрывает каналы, управляя потоками жидкости.

    Как определить неисправность и что делать дальше

    Если закусило скорость в коробке передач «Лада Калина», придется искать неисправность и ремонтировать автомобиль. Если вы опытный водитель, диагностикой и ее дальнейшим устранением неисправности можно заняться самому. Если опыта нет – обратитесь в сервис. Ремонт российских автомобилей недорог, у мастеров большой опыт. Самому без знаний чинить не стоит, можно только сделать хуже.

    Что делать если плохо включается первая передача

    Процессу трогания автомобиля с места и переключению передач учат в автошколе, и каждый водитель это умеет. Неважно, механическая коробка у его машины или одна из разновидностей автомата (АКПП). Но рано или поздно все коробки начинают выходить из строя, что проявляется разными способами, в том числе и затруднённым включением передач.

    Как включить первую передачу без вреда для КПП

    Для включения необходимой для плавного трогания с места первой передачи надо в случае КПП с ручным управлением нажать на педаль сцепления и затем переместить рычаг в соответствующее положение.

    Что делать, если рычаг «упирается», и передача включаться не желает – в школах не учат. Или особо не акцентируют на этом внимания. Потребуется освежить в памяти, что конкретно при этом происходит в трансмиссии автомобиля.

    При переключении передач происходит несколько процессов:

    • выжим педали сцепления обеспечивает разрыв потока крутящего момента от маховика двигателя к первичному валу коробки передач, ведущий диск освобождает ведомый, в норме прочно зажатый между ним и поверхностью маховика;
    • вал коробки останавливается или снижает скорость вращения, создаются благоприятные условия для сцепления зубчатых венцов первой передачи;
    • для полного выравнивания скоростей, чтобы зубья вошли в зацепление без удара и бесшумно, используется синхронизатор – устройство, притормаживающее более быструю шестерню из двух задействованных относительно второй;
    • синхронизатору потребуется некоторое время для полного исполнения своих обязанностей, и оно зависит от исходной разницы в скоростях вращения, а также полноты выключения сцепления;
    • по окончании процесса шестерни оказываются сцепленными, скорость включена, можно отпускать сцепление.

    Чтобы минимизировать износ и вероятность поломки, надо выполнить несколько условий:

    • сцепление должно быть правильно отрегулировано, то есть полностью выключаться и не передавать часть момента за счёт остаточного трения;
    • разницу в оборотах шестерён желательно уменьшить, тогда нагрузка на синхронизатор будет ниже;
    • не стоит спешить с переключением и толкать упирающийся рычаг, наступит пробой синхронизатора с неизбежным ударным износом.

    Когда автомобиль стоит на месте, не стоит добавлять оборотов перед выжимом сцепления, так относительная скорость валов увеличится, придётся гасить лишнюю энергию трением в синхронизаторе. Нажимать на акселератор надо только после включения скорости.

    Если машина катится, то происходит обратный эффект, синхронизатору придётся разгонять первичный вал, на что он потратит время и часть своего ресурса. Можно ему помочь, освоив приём перегазовки. Этому учили водителей грузовиков, где применяются не полностью синхронизированные коробки.

    Методика переключения «вниз», то есть, например, со второй на первую при движущемся автомобиле, выглядит так:

    • под сброс газа плавным движением рычаг переводится из положения второй передачи в нейтраль, коробке это никак не повредит даже без выжима сцепления, надо только не прикладывать силу;
    • нажатием на акселератор обороты добавляются до тех, на которых автомобиль двигался бы с данной скоростью на первой передаче, плюс некоторый запас на время переключения;
    • быстро и одновременно нажимается педаль сцепления, сбрасывается газ, включается нужная скорость, сцепление включается, газ снова добавляется.

    Если понять принцип работы синхронизаторов коробки и освоить до автоматизма несложный приём перегазовки, то это позволит увеличить ресурс КПП практически до полного износа и утилизации всего автомобиля, коробка становится «вечной». Да и сцепление при умелой работе педалями почти не изнашивается.

    Причины перебоев на механике

    Основной проблемой, мешающей включить передачу на механической ручной коробке, становится неполный выжим сцепления по разным причинам:

    • нарушения в работе механического или гидравлического привода от педали к выжимному подшипнику;
    • деформация или начавшееся разрушение ведомого диска и его накладок;
    • искривление диафрагменной лепестковой пружины нажимного диска (корзины);
    • не полностью выжатая водителем педаль;
    • подклинивание опорного подшипника первичного вала.

    Сцепление, как говорят, «ведёт», вращающийся вал коробки не поддаётся усилиям блокирующего кольца синхронизатора. Рычаг переводится в положение первой передачи только со значительным усилием, что сопровождается хрустом и рывком всего автомобиля.

    Возможны проблемы и в самой коробке. Там всё устроено несколько сложнее, возможно придётся перебирать механизм, менять муфту синхронизатора в сборе и шестерни передач. Со временем стираются вилки переключения, появляется люфт в подшипниках валов, теряет свои свойства залитое в картер коробки трансмиссионное масло.

    Практически все подобные КПП устроены примерно одинаково, что упрощает понимание принципа работы и причин возможных проблем. Сложнее обстоит дело с «автоматами»

    Проблемы с переключением передач на АКПП

    В автоматических коробках принцип работы таков, что все передачи как бы включены постоянно. Изменение передаточного числа в планетарных механизмах производится взаимным подтормаживанием и фиксацией одних шестерён относительно других.

    Для этого используются фрикционные пакеты дисков, некие аналоги сцепления, которые поджимаются гидравлическими поршнями.

    Необходимое управляющее давление масла в этой гидравлической системе создаётся масляным насосом, а распределяется гидроблоком с соленоидами – электромагнитными клапанами. Командует ими электронный блок управления, следящий за показаниями своих датчиков.

    Отказы в переключении передач могут возникать по разным причинам:

    • не хватает производительности маслонасоса, низкое давление;
    • нарушена работа соленоидов из-за засорения, износа или коррозии;
    • не соответствует требованиям масло, которое служит основой АКПП, но стареет и загрязняется, именно от него обычно и возникают все проблемы;
    • подгорели фрикционные муфты;
    • блок управления обнаружил неисправность и перевёл коробку в аварийный режим.

    Как правило, до отказа переключаться классический гидроавтомат много раз сообщит о проблемах нарушениями в работе различных режимов, рывками, неадекватным выбором передач, сигналами о перегреве и ошибках. На всё это надо немедленно реагировать.

    Методы устранения проблем

    В работе трансмиссии всё определяется профилактическими мерами. Надо вовремя менять масло в агрегатах, не обращая внимания на уверения инструкций, что оно там залито навечно. Применять смазывающие продукты только нужных категорий по допускам и качеству.

    АКПП не любят спортивных режимов, резких разгонов с полностью нажатым акселератором или буксования ведущих колёс. После таких упражнений масло приобретает характерный запах горелого, как минимум его надо немедленно заменить вместе с фильтром.

    В механических трансмиссиях надо следить за состоянием сцепления, заменять его, как только появляются первые признаки пробуксовок или неполного выключения. К рычагу не надо применять лишнюю силу, исправная коробка переключается легко и бесшумно. Очень помогает в обеспечении долговечности описанный ранее приём перегазовки.

    Если проблема в коробке всё же появилась, то не стоит пытаться устранять её самостоятельно. КПП, как автоматические, так и ручные достаточно сложны и требуют в ремонте не просто знаний, но и опыта. Заниматься ими должны подготовленные специалисты по ремонту агрегатов, располагающие соответствующим оборудованием.

    Особенно это касается АКПП, куда с типовым набором инструмента автолюбителя лезть вообще бессмысленно. Даже простая замена масла отличается от той же операции для МКПП или двигателя.

    Ещё более деликатным устройством является АКПП вариаторного типа. Принципиально вариатор проще, но практическая реализация потребовала долгих лет разработок и экспериментов. Наивно думать, что его можно просто разобрать и починить. Такое, с некоторой условностью, проходит на маломощных скутерах, но никак не на автомобилях.

    Для самостоятельного исполнения можно выделить лишь один вид ремонта – замену сцепления. С ограничениями, поскольку не стоит этим заниматься без обучения на роботах и преселективных коробках.

    Очень часто новое сцепление позволит решить проблему затруднённого включения передачи при трогании с места.