Жидкий ключ своими руками. 9 рецептов как сделать аналог wd-40

WD-40 Своими руками — универсальная проникающая смазка: ТОП-3 простых рецепта

Кто не знает ВэДэшку? Она отлично себя зарекомендовала, её используют даже для ловли карася! Однако у неё есть один большой минус – цена. За один литр чудодейственного средства нужно отдать примерно 1 тыс. рублей.

Поэтому не удивительно, что многие стали искать рецепт для самостоятельного изготовления, и, как станет ясно из этой статьи, не напрасно. Итак… WD-40 своими руками (проникающая смазка).

Рецепты от “Кулибиных”

Сила есть – WD не надо

Для прояснения вопроса с ВД-40 следует начать с её официального состава, — он более-менее известен.

  • Уайт-спирит – 50%
  • Летучие углеводороды — 25%
  • Минеральное масло — 15 %
  • Сверхсекретная добавка – 10%

Насчёт секретной добавки ходят слухи, что это обычный парафин, — именно он обладает водоотталкивающими свойствами.

Основываясь на этой информации появился первый рецепт, максимально приближенный к официальной WD-40.

Рецепт №1

Для изготовления понадобится:

  • Уайт-Спирит
  • Бензин “Галоша”
  • Минеральное масло 5W-30 (40)
  • Парафин
  • Ёмкость для проникающего средства

Использование парафина не обязательно, особенно если средство будет использоваться для откручивания ржавых гаек и болтов. Его рациональней использовать в тех случаях, когда состав будет использоваться также для смазки каких-либо узлов: например, гаражных петель.

Рецепт следующий:

  • 4 части Уайт-Спирита
  • 3 части бензина “Галоша”
  • 1 часть минерального масла

Начинают с того, что наливают в ёмкость масло (1 часть). Использование синтетики также допустимо.

Добавляем 4 части Уайт-спирита. Если нужно изготовить водоотталкивающее средство, то на этом этапе добавляют расплавленный парафин. Его лучше заранее смешать с растворителем в соотношении 1 к 50, т.е. на 100 мл уайт-спирита 2 мл парафина.

Добавляем 4 части растворителя

Бензин “Галоша” – это лёгкие углеводороды. Его нужно добавить 3 части.

В состав наливаем бензин

Хорошо встряхиваем. ВД-40 домашнего изготовления готово.

Интересно заметить, что себестоимость самодельного средства в 10 раз дешевле оригинального WD-40, а качество ничуть не хуже.

Если нужно немного, то можно и купить

Рецепт №2

Растворитель 50 мл

Этот рецепт уже нельзя назвать ВД-40 – это значительно серьёзней. По испытаниям по смазывающему и проникающему свойству оно в несколько раз превосходит ВД-40.

Для проникающей смазки понадобится:

  • уайт-спирит
  • преобразователь ржавчины: цинкарь, цинкор и другие дешёвые аналоги
  • сухая смазка: нитрат бора, молибден, графит, и т.п.

В ёмкость наливаем 1 часть уайт-спирита, в нашем случае – 50 мл.

Добавляем любую сухую смазку, в нашем случае это “форум”.

Также можно использовать графит, зеленку, молибден и т.п.

Добавляем 0.05 части, т.е. если растворителя 50 мл, то сухой смазки 2,5 мл (половина чайной ложки).

Немного сухой смазки

После добавляем преобразователь ржавчины – 1 часть.

Любой преобразователь ржавчины

Хорошо размешиваем и заливаем в бутылку с распылителем.

Размешиваем и средство готово

Полученная смазка хорошо себя показала. Её тестировали на трение, т.е. при каком усилии наступает заклинивание детали, обработанной этим средством, — результаты были в пользу самоделки: усилие, прикладываемое на деталь было больше в пять раз, чем на неё же только обработанную ВД-40.

Рецепт №3

Этот рецепт немного отличается от рецепта №2, и обладает лучшей проникающей способностью в сравнении с рецептами №1, 2.

Для изготовления понадобится:

  • растворитель 650
  • водостойкая смазка: зелёнка, графит и т.п.
  • присадка prolong или другой аналог антифрикционной смазки

В ёмкость помещаем 10мл водостойкой смазки.

Растворитель 650 – 50 мл

Добавляем растворитель и перемешиваем.

Добавляем антифрикционную присадку – 2-3 мл.

Размешиваем, переливаем в бутылку с распылителем – готово! Теперь даже самую ржавую гайку можно открутить чуть ли не руками.

Есть ВД, а сил не надо

Тематическое виде: WD-40 своими руками. Как сделать почти полный аналог. Просто о сложном

WD-40 своими руками. Как сделать почти полный аналог. Просто о сложном

WD-40 Своими руками — универсальная проникающая смазка: ТОП-3 простых рецепта

Тематическое виде: Мощнейшие проникающие смазки своими руками

Мощнейшие проникающие смазки своими руками

WD-40 Своими руками — универсальная проникающая смазка: ТОП-3 простых рецепта

Для нас очень важна обратная связь с нашими читателями. Оставьте свой рейтинг в комментариях с аргументацией Вашего выбора. Ваше мнение будет полезно другим пользователям.

УАЗ 31519 Тардис › Бортжурнал › Рецепт проникающей супер-жидкости: как открутить любую ржавую гайку

Проблема приржавевшего крепежа актуальна для всех, кто сам обслуживает свое авто. Владельцы УАЗов попадают в эту категорию думаю процентов на 99.

Стандартом де-факто стала жидкость ВД-40. По моему мнению, не столько благодаря своим выдающимся свойствам, сколько лаконичному названию и приятному дизайну упаковки. Короче, благодаря маркетингу. Мне она никогда не казалась особо эффективной, лить нужно много, а толку мало. И всегда было интересно, как-то ведь откручивали ржавые гайки в СССР? В смутные 90-е я с переменным успехом использовал для этого тормозуху. Естественно, это была ДОТ-4. Про БСК я что-то может и слышал когда-то, но в глаза не видел ни разу.

Распространенный сегодня подход: ВДэшка — мат — еще ВДэшка — мат — паяльная лампа — мат — зубило — мат — болгарка — победа. Против мата я не возражаю, но болгарка и паяльная лампа — это как-то не культурно по отношению к крепежу. К тому же не безопасно, нередко при этом страдают окружающие детали. Я не люблю одноразовые вещи, люблю то, что можно разобрать, починить и снова собрать. К тому же, применительно к отечественным машинам, заводской крепеж обычно гораздо качественнее кооперативной сыромятины. Для тех, кто реставрирует автомобили, сохранение родного крепежа может быть особенно важно.

И я отправился на поиски рецепта для таких как я. Гугл выдал кучу неконкретного и невразумительного хлама. А выручил меня в который раз Драйв. Нашел вот эту запись. Кому интересны подробности — добро пожаловать по ссылке. Там и история вопроса и теоретическое обоснование. Там я и узнал, почему для этих целей не годится ДОТ-4, а нужна именно БСК. Я же делюсь конкретным рецептом и иллюстрирую его на примере.

Итак, нам понадобится:

1. Тормозная жидкость БСК.
2. Керосин.
3. Цинкарь
4. Медицинский шприц, лучше всего 10мл.

Хотя БСК сейчас не продается на каждом углу, но в крупных магазинах типа avtoall она есть в достатке, там же я купил и остальное. Действуем так:

1. Набираем в шприц полкубика цинкаря.
2. Набираем 3,5 кубика БСК (доводим объем до 4мл).
3. Набираем 6 мл керосина (доводим объем до 10мл).

С ее помощью я раскрутил много ужасных с виду соединений, вроде того, что на первом фото, но ничего не сфоткал, чтобы наглядно продемострировать вам. Поэтому специально для статьи стал искать что-нибудь страшное и всем очевидное. Взгляд упал на серьгу задней рессоры на одном из моих доноров. Это не мелкашка какая-нибудь, гайка на 22, и место, омываемое всеми солями городской эксплуатации (машина всю жизнь проработала в поликлинике и кроме города ничего не видела). В общем, смотрите.

Читайте также  Как поменять сетку бензонасоса на ваз 2115

Судя по бежевой краске поверх ржавчины, этот узел последний раз разбирали до покраски машины. А красили ее очень давно.

Хочу обратить внимание на очень важный для успешной разборки момент. Если имеется резьба, выступающая за гайку, которая при откручивании должна пройти через нее, такую резьбу обязательно нужно хорощо очистить металлической щеткой. Иначе гайке просто некуда будет откручиваться. Это одна из главных причин, почему болты ломаются при откручивании. Чтобы сэкономить время и силы, лучше всего взять щетку в виде насадки на дрель. В труднодоступных местах поможет гравер. Но и вручную тоже можно, главное постараться.

Наносим жидкость. Из шприца это делать очень удобно — точно пападаешь, руки не пачкаешь, лишнего не льешь.

Теперь курим или делаем 5 минут еще что-нибудь полезное. За 5 мин вся жидкость впиталась, «проникла» куда нужно. Теперь самое время аккуратно обстучать гайку молотком с разных сторон, чтобы в слое ржавчины появились трещины. Чтобы не замять резьбу, это можно сделать через надетую на гайку головку.

Еще раз хорошенько смачиваем и еще 5 мин курим. В принципе второй раз наверное можно и не смачивать, просто я курить люблю.

И поехали. Конечно пришлось взять рычаг побольше и крутилось оно туго, но ведь крутилось! В процессе откручивания перед гайкой начинает скапливаться снятая ей грязь и ржавчина. Ее нужно периодически удалять тряпкой и металлической щеткой, чтобы она не затрудняла вращение, вернув гайку на пару оборотов назад. При этом можно еще раз смазать перед и после гайки, крутиться сразу начинает легче.

А вот и долгожданная победа. Никаких болгарок и паяльных ламп. 15 минут, из которых 10 паузы, которые можно с пользой занять (покурить например). Резьба вполне цела и у меня остается качественная серьга и пара гаек, которые отработали 22 года и отработают еще столько же, если их хорошо почистить, покрасить и прогнать резьбу.

Жидкость эта настолько же эффективнее WD-40, насколько и дешевле. Такого набора стоимостью с большую банку ВДэшки хватит, чтобы полностью разобрать пару ржавых машин, а может и больше.

Поделки своими руками для автолюбителей

Делаем жидкий ключ лучше, чем WD-40

Думаю у многих были такие неприятные случаи, когда ломаются болты, особенно в очень неудобных местах, одно дело, когда болтики маленькие, вы можете его просто отломить и заменить, а другое дело когда болт достаточно большой и тут на помощь приходят дополнительные смеси или смазки, чтобы гайки откручивались как можно легче.

Я перепробовал множество проникающих смазок и не получил ожидаемого эффекта, все они были очень похожи между собой, лишь слегка размягчали ржавчину но откручивались гайки всё равно либо очень туго, либо болты отламывались.Вот решил сделать свою проникающую смазку, которая будет превосходить покупные, итак первый вариант подойдёт исключительно для откручивания, либо разъединения сильно заржавевших деталей.

Нам понадобится;

ёмкость типа небольшого стаканчика, наливаем чуть меньше половинки Уайт-спирита,затем нам нужна какая-то сухая смазка, неважно какая, это может быть нитрид бора, графит, молибден, но я вот например использовал сухую смазку «форум» (почитать про неё можно в интернете)

Насыпаем примерно пол чайной ложки сухой смазки «форума», перемешиваем и добавляем любой преобразователь ржавчины можно самый дешевый, примерно где-то 50/50 с уайт-спиритом.

Потом еще раз перемешиваем, кстати перед каждым применением такую смазку придётся встряхивать или взбалтывать.

Вот и готов наш жидкий ключ. 1 вариант

Попробуйте сделать, всё откручивает просто на ура, даже с тем, чем не справляется распространённая ВД-40.

Второй вариант; нам понадобится растворитель, как видите у меня это 650, что остался, далее моторное масло желательно взять синтетику и смазку, можно взять простую графитовую смазку, я использовал так называемую «Зелёнку».

В наш стаканчик ложим шприц зелёнки или любой другой смазки, далее наливаем растворителя полстаканчика, растворитель нам нужен для того, чтобы консистенция получилась более жидкая, соответственно у ней будет больше проникающей способности. Перемешиваем, когда «зелёнка» раствориться, наливаем два колпачка синтетики и опять хорошо всё перемешиваем.

Введите электронную почту и получайте письма с новыми поделками.

В этой смазке есть такая фишка, когда мы её наносим, жидкость быстро проникает во все места, потом растворитель практически сразу улетучивается и остаются только смазочные материалы, мощный модификатор трения.

Ну вот и готов второй вариант, но скажу сразу мне понравился больше первый вариант. Но кому как, надеюсь статья была кому-то полезной.

Бюджетный аналог WD-40 в домашних условиях

WD-40 – это популярное средство одноименного американского бренда. Оно появилось очень давно, около полувека назад, и на данный момент поставляется практически во все страны мира. У «ведешки» есть только один недостаток – высокая стоимость. Именно поэтому в народе существует немало рецептов, позволяющих изготовить WD-40 своими руками.

Это действительно возможно, а, главное – доступно. Все ингредиенты, вне зависимости от рецептуры, есть в любом хозяйственном магазине, а некоторые из них и вовсе хранятся в гараже у каждого автомобилиста.

Состав оригинального WD 40

Это интересный нюанс, который необходимо осветить. Состав настоящей «ведешки» очень ревниво оберегается производителем, благодаря чему компания WD-40 до сих пор остается мировым лидером изготовления этого спрея. Более того, компания намеренно не запатентовала этот аэрозоль, чтобы не раскрывать всех секретов его состава.

Однако здесь есть одна хитрость, которая поможет изготовить данное средство в домашних условиях. На упаковке оригинального указывается паспорт безопасности. Из него мы знаем, что этот спрей необычайно летуч и пожароопасен. Отсюда же узнаем и основные компоненты, в числе которых:

  • 50% – бензин-растворитель «уайт спирит», представляет собой смесь жидких алифатических и ароматических углеводородов, получается путем дистилляции нефти и нередко проходит процедуру гидроочистки;
  • 25% – летучие углеводороды;
  • 15% – минеральные масла;
  • 10% – инертные ингредиенты, которые хранятся в тайне производителем.

Это, конечно, не прямая памятка к изготовлению самодельного WD-40, но все же позволяет пролить свет и подобрать оптимальный состав.

Аналоги популярного средства

Высокая стоимость оригинальной «ведешки» подталкивает отечественных потребителей к поиску более доступных аналогов. Зачастую им это удается, но ценой экономии является снижение качества. Если настоящий американский WD-40 обладает мощным водоотталкивающим эффектом и без труда устраняет окисление болтовых соединений, то отечественные и зарубежные аналоги действуют гораздо медленнее и не настолько эффективно.

Если вы сотрудник СТО или слесарной мастерской, и вам по долгу службы требуется невероятное количество этого аэрозоля, то его можно заменить следующими средствами:

  • G-Power (для большего удобства приводим среднюю стоимость и объем – 250 р./400 мл);
  • 3TON (150 р./520 мл);
  • ABRO Masters «AB-8» (335 р./450 мл);
  • CC 1000 (150 р./400 мл);
  • «Элтранс УПС-40» (108 р./210 мл).

Если вы ищете аналог с идентичным составом и качеством, то вряд ли удастся найти 100% совпадение. Тем и хорош знаменитый WD-40. Но можно попытаться сделать его самостоятельно по популярному и проверенному рецепту, который будет приведен далее.

Необходимые ингредиенты

Чтобы сделать собственную «ведешку», мы рекомендуем взять:

  1. «Уайт спирит» – если изготавливаете средство для себя и будете пользоваться им раз в несколько месяцев, то смело покупайте зарубежный растворитель. Если же хотите сэкономить или предполагаете, что вам потребуется большое количество конечного продукта, то приобретайте нефрас-С4-155/200, он тоже сгодится.
  2. Бензин «Галоша» – он так и называется. Вы можете найти и любой другой бензин повышенной летучести, однако именно этот чаще всего указывается в ходе кустарного изготовления. Он состоит из тех самых легких углеводородов, которые нужны.
  3. Минеральное масло – можно взять обычное моторное масло для автомобилей. Идеальным выбором станут 5W-40 и 5W-30. Некоторые народные умельцы экспериментировали и с синтетическим маслом, но лучше не рисковать.
Читайте также  Замена лампы ближнего света лада ларгус

Теперь очень интересный нюанс. Бытует мнение, что в состав оригинального WD-40 входит рыбий жир. Именно поэтому его нередко используют в качестве приманки на крупную рыбу. Так это или нет – вопрос остается открытым. Однако при изготовлении собственной «ведешки» все же рекомендуется воспользоваться аналогом рыбьего жира – парафином. Потребуется всего несколько грамм обычного свечного воска, не растопленного.

Важно! При изготовлении WD-40 ни в коем случае не поджигайте свечу и не растапливайте парафин самостоятельно.

Он нужен в твердом виде: «уайт спирит» растопит его. Помните, что вы будете смешивать легко воспламеняющиеся ингредиенты, поэтому любой источник открытого огня строго запрещен!

Популярные рецепты как можно сделать WD 40 своими руками

Теперь вам известен основной состав кустарной «ведешки», а потому можно приступить к ее изготовлению. Набирать указанные выше компоненты рекомендуется шприцем, тем более в нем есть мерные деления, что поможет без труда подобрать массовую долю.

Смешивать компоненты необходимо в небольшой бутыли (лучше стеклянной, т. к. растворитель может разъесть тонкий пластик). Смешав «уайт спирит», бензин и минеральное масло, добавьте в них несколько кусочков парафина и хорошенько перемешайте.

«Ведешка» готова! Можете смело опробовать ее в действии, нанеся небольшое количество на колесные диски или же на смеситель с известковым налетом. О способах нанесения мы поговорим в конце, а сейчас следует уделить несколько слов другим известным рецептам изготовления WD-40.

Состав более точного аналога этого спрея (его удалось вывести опытным путем) выглядит следующим образом:

  • 45–50% – тот же «уайт-спирит»;
  • 15–25% – тяжелый парафиновый дистиллят;
  • 12–18% – гидроочищенные изопарафины;
  • 2–3% – двуокись углерода.

Эти ингредиенты менее доступны для обычного потребителя, а их смешивание должно происходить в лабораторных условиях. Приготовление «ведешки» по такому рецепту требует немало знаний и практики в области химии, поэтому мы не рекомендуем прибегать к данному методу.

Техника безопасности

Работа вдали от открытого источника пламени – это самое главное требование, которое необходимо учесть при самостоятельном изготовлении «ведешки». Помните, что от этого может зависеть ваше здоровье и даже жизнь!

Поскольку и «уайт спирит», и бензин «галоша» – это крайне летучие и легко воспламеняющиеся вещества, необходимо работать вдали от любых нагревательных приборов с открытыми элементами. Это могут быть мощные лампы и, разумеется, обогреватели.

Температура воздуха должна быть в пределах от –40 до +30 градусов Цельсия. Работать необходимо в хорошо проветриваемом помещении. Разумеется, следует избегать попадания ингредиентов на слизистые оболочки и кожу.

Как заправить проникающую смазку в баллончик

Теперь настало время для одной небольшой хитрости. Вы никак не сможете сделать аэрозоль в домашних условиях, поскольку для этого нужно специальное оборудование. Но пользоваться «ведешкой» в стеклянной бутылке неудобно. Как же быть?

Вы можете прибегнуть к простому способу. Перелейте готовый раствор в пластиковую бутылку, оставшуюся от освежителя воздуха или же какого-либо средства по уходу за телом. Вставьте в горлышко обыкновенный рычажный пульверизатор, который можно приобрести в любом хозяйственном магазине и плотно закрутите крышку.

Теперь у вас есть собственный образец WD-40, готовый к использованию. В заключение скажем, что «ведешка», изготовленная вручную, обходится значительно дешевле оригинального спрея. Если средняя его стоимость порой достигает 350–400 рублей за баллончик объемом 400 мл, то ваш спрей обойдется примерно в 100–150 рублей. Экономия очевидна.

Качество кустарной «ведешки» вполне приемлемо. Если вы планируете использовать это средство в мастерской, то оно сгодится и поможет ощутимо сэкономить на расходе.

Как сделать дешевый аналог ВД-40 своими руками

Универсальная смазка WD-40 (жидкий ключ) нашел широкое применение. Он способен устранить скрип, вытеснить влагу, очистить поверхность, защитить от коррозии, освободить заржавевшие и заклинившие механизмы. Если Вы считаете, что цена этой смазки завышена, предлагаем вам приготовить аналог WD-40 самому.

Состав ВД-40

  • 50 % — растворитель уайт-спирит;
  • 25 % — вытеснитель, двуокись углерода;
  • 15 % — минеральное масло;
  • 10 % — инертные ингредиенты.

Точный состав продукта до сих пор является коммерческой тайной и тщательно охраняется. Продукт не запатентован, чтобы избежать раскрытия технологии изготовления. В связи с этим в интернете можно найти другие составы ВД-40.

Полный состав WD-40:

  • солярка (20%);
  • керосин (20%);
  • изопропиловый спирт (20%);
  • масло касторовое/силикон (10%);
  • ацетон (10%);
  • сольвент (10%);
  • ПАВ (около 10%).

Упрощенный состав WD-40:

  • керосин(40%);
  • сольвент(20%);
  • изопропанол(20%);
  • масло кастровое(10%);
  • ПАВ(10%).

Но самый простой состав WD-40:

  • солярка и керосин (40%) или один из них
  • сольвент/бензин+ацетон (40%) или один из них
  • масло касторовое/силикон 10-20%.

В смеси должно быть обязательно касторовое масло или силикон (как смазка), легкокипящий растворитель (бензин, изопропанол, сольвент, ацетон, толуол) и углеводород, не кипящий при обычных условиях, но хорошо проникающий в любые щели и хорошо растекающийся (соляра, керосин).

Как сделать WD-40 в домашних условиях

Истории наших читателей

«Гребаный таз. «

Всем привет! Меня зовут Михаил, сейчас расскажу историю о том, как мне удалось обменять двенашку на камри 2010г. Все началось с того, что меня стали дико раздражать поломки двенашки, вроде ничего серьезного не ломалось, но по мелочи, блин, столько всего, что реально начинало бесить. Тут и зародилась идея о том, что пора менять машину на иномарку. Выбор пал на таёту камри десятых годов.

Да, морально то я созрел, а вот финансово никак не мог потянуть. Сразу скажу, что я против кредитов и брать машину, тем более не новую, в кредит это неразумно. Зарплата у меня 24к в месяц, так что насобирать 600-700 тысяч для меня практически нереально. Начал искать различные способы заработка в интернете. Вы не представляете сколько там развода, чего только не пробовал: и ставки на спорт, и сетевой маркетинг, и даже казино вулкан, в котором удачно проиграл около 10 тысяч(( Единственным направлением, в котором мне, казалось, можно заработать — это торговля валютой на бирже, это называют форексом. Но когда начал вникать, понял что это оочень сложно для меня. Продолжил копать дальше и наткнулся на бинарные опционы. Суть та же, что на форексе, но разобраться намного проще. Начал читать форумы, изучать трейдерские стратегии. Попробовал на демо счете, потом завел реальный счет. Если честно начать зарабатывать удалось не сразу, пока понял всю механику опционов, слил около 3000 рублей, но как оказалось это был драгоценный опыт. Сейчас зарабатываю 5-7 тыс. рублей в день. Машину удалось купить спустя пол года, но как по мне это неплохой результат, да и дело не в машине, у меня изменилась жизнь, с работы естественно уволился, появилось больше свободного времени на себя и семью. Будете смеяться, но работаю прямо на телефоне)) Если ты хочешь изменить свою жизнь как я, то вот что советую сделать прямо сейчас:
1. Зарегистрируйтесь на сайте
2. Потренируйтесь на Демо-счете (это бесплатно).
3. Как только что-то будет получаться на Демо-счете, пополняйте РЕАЛЬНЫЙ СЧЕТ и вперед, к НАСТОЯЩИМ ДЕНЬГАМ!
Также советую скачать приложение на телефон, с телефона работать намного удобнее. Скачать тут.

Читайте также  На горячую плохо включаются передачи: причины

Рецепт №2:

  • Моторное масло 5W-30;
  • Уайт спирит;
  • Бензин «Галоша»;
  • Парафин (растопить свечку);
  • Бутылка от дезодоранта.

Смешиваем Моторное масло (1 часть), уайт-спирит (4 части), парафина (совсем немного), бензин (3 части). Заливаем получившийся дешевый аналог WD-40 в бутылку. Процесс изготовления также показан на видео:

Себестоимость 100-120 рублей за 1 литр WD-40. Цена оригинальной WD-40 около 160 рублей за 100 мл. Таким образом, смазка WD-40, сделанная в домашних условиях, будет стоить дешевле более чем в 10 раз, а ее изготовление не займет много времени. Самодельная WD-40, по своим свойствам, не хуже оригинальной смазки.

Кстати, а Вы знаете как можно применять WD-40 в быту?