Бензиновый кризис в рф набирает обороты: банкротства независимых азс и, всё-таки, 100 рублей за литр!

Противостояние властей и нефтяников РФ разжигает новый топливный кризис

(Рейтер) — Недостаток предложения разогнал оптовые цены на бензин в РФ с начала месяца почти на 20%, вплотную приблизив их к историческому рекорду кризисного для топливного рынка 2018 года, и грозит ростом цен рознице, несущей огромные убытки.

Камнем преткновения стало резкое падение маржи переработки НПЗ: нефтяники не заинтересованы в убыточном выпуске дополнительных объемов бензина для внутреннего рынка, в то время как регуляторы настаивают на увеличении продаж, опасаясь недовольства потребителей.

В этой ситуации стал уместен торг: переработчики хотят получить послабления налогового бремени для восстановления рентабельность производства, но власти не спешат идти им навстречу, в частности менять формулу демпфирующей надбавки, призванной стабилизировать внутренний рынок.

«Вся эта история полностью рукотворная, конечно же. Мощности стоят. Хоть какую-то маржу переработки обеспечьте. А то только с нас требуют: дайте бензин, дайте налоги», — сказал источник в крупной нефтяной компании.

Проблема недостатка бензина именно в марже, согласен другой.

«Сделать дополнительно (бензин) можно легко. ‘Железо’ есть — экономики нет», — утверждает сотрудник крупного российского НПЗ.

Бензиновые цены разгоняются за счет ограниченного предложения, следуя за уровнем экспортной альтернативы. Рост в опте уже эквивалентен 6 рублям за литр, уводя в минус доходность розницы, где цены растут на порядок медленнее, находясь под пристальным вниманием властей.

Производство и поставки автобензина на внутренний рынок уменьшились по сравнению с декабрем на 5% и 6% соответственно, при этом спрос вырос за счёт внутреннего туризма во время новогодних каникул.

Общие запасы бензина на НПЗ и нефтебазах сократились на 15% к декабрю и на 20% к январю 2020 года до минимума за последние несколько лет, согласно данным ЦДУ ТЭК.

В прошлые годы вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) спокойно переносили отставание оптовых цен на 5-10% от экспортной альтернативы в зимний период в условиях слабого сезонного спроса, компенсируя издержки за счет других продуктов.

Токсичный бензин

По словам источников в отрасли, резкое ухудшение рентабельности переработки произошло в результате изменения конъюнктуры рынков во время карантинных ограничений.

Даже при реализации бензина внутри РФ по уровню экспортной альтернативы его производство невыгодно, поскольку создает потери на побочных продуктах.

«Сделаешь дополнительные 20 тонн бензина и вместе с ними получаешь дополнительные 80 тонн дизеля и мазута, которые никому не нужны», — сетует специалист крупной нефтяной компании.

По его словам, котировки дизтоплива очень слабые, и креки по нему, достигавшие $90 за тонну год назад, теперь втрое ниже, дополнительный мазут также не приносит прибыли.

Розничная реализация бензина при нынешних оптовых ценах стала убыточной и для ВИНКов, и для частников, вместо того чтобы приносить повышенный доход, покрывающий традиционные летние убытки.

Подорожание бензина на 20% на бирже отняло большую часть маржи у независимых АЗС. Заправки нефтяных компаний, за которыми 60% объема розничной реализации в РФ, с учетом издержек отпускают бензин по ценам ниже экспортной альтернативы и фактически также несут потери.

Частники уже вовсю поднимают цены, чтобы работать «в ноль» или хотя бы снизить убытки.

ВИНКи поднять цены на стеле пропорционально биржевым не могут, поскольку скованы давней договоренностью с правительством не допускать подорожания выше темпов инфляции, которая на этот год прогнозируется менее 4%. Для частников установить цены выше АЗС нефтяных компаний означает остаться без клиентов.

«Были вровень с ВИНКами. Сейчас плюс 2,2 рубля по 92-му (бензину), плюс 2 рубля по 95-му. Будем еще поднимать. А что делать-то? Просто чтобы шланги не заматывать, лучше цену поднять», — рассказывает управляющий крупной сети АЗС в Сибири.

(Максим Назаров. Редактор Людмила Зараменских)

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Бензиновый кризис: к чему приведет рост цен на топливо в России

Пока цены на бензин в России стремительно растут, «нефтедобывающая монополия» успешно продает топливо за границу. Власти пытаются вернуть производителей на отечественный рынок, но их меры пока недейственны. Новости ТВК выяснили, что быстрее закончится – топливо в стране или деньги в кошельках россиян.

В последнее время в России сложилась парадоксальная ситуация. Если раньше была четко видна зависимость курса рубля от стоимости нефти, то сейчас эта прочная связь пропала: рост цен на нефть не приводит к укреплению российской валюты.

Из-за этого крупным нефтедобывающим компаниям стало невыгодно продавать топливо на отечественный рынок – сейчас они больше ориентированы на экспорт. Это один из тех факторов, из-за которых цены на бензин в стране в последние месяцы стремительно растут вверх. Однако эксперты уверены, в этой ситуации страдают только простые граждане.

«Ситуация, которую мы наблюдаем сейчас, говорит о том, что Центробанк целенаправленно действует на понижение курса рубля. Это выгодно крупным нефтяным компаниям и правительству.

В бюджете страны на текущий год заложена стоимость барреля в размере $40, при курсе 64 руб. за 1$. Нетрудно посчитать, насколько больше получит бюджет, при сегодняшних ценах», – отметил руководитель регионального «Союза владельцев независимых АЗС» Михаил Кичайкин.

Еще один фактор – постоянное повышение акцизов и налогов на топливо. По словам экспертов, сейчас 70% стоимости топлива составляют именно они. И выгодны они так же – только государству.

«Увеличивая акцизы, довели до того, что когда наша страна проигрывала на внешнеэкономическом рынке при продаже нефти за границу, у нас увеличивали акцизы для того, чтобы эти потери компенсировать за счет нас.

Загнали до того, что на сегодняшний момент при условии, что нефть растет, курс валют тоже большой, наше государство выигрывает на рынках продажи за границу, но стоимость топлива у нас на сегодняшний момент растет каждый день вместе с курсом валют», – рассказал координатор ФАР в Красноярске Егор Фролов.

В итоге сейчас даже при снижении цен на нефть ждать уменьшения стоимости бензина не нужно. По мнению экспертов, политика государства сегодня показывает, что цены на топливо в России могут достигнут и уровня Европы. А это в среднем – 100 руб. за 1 л.

«Цены на бензин на внутреннем рынке больше не поддаются рыночным механизмам. Рынок нефтепродуктов в России за последние годы окончательно монополизировался. Сейчас нефтяные компании-производители могут устанавливать любые цены, какие им захочется.

К сожалению, в России отсутствуют законодательные инструменты, которые позволили бы сдержать рост цен. Судя по комментариям правительства и регулирующих органов, нас готовят морально к среднеевропейским ценам. Снижение мировых цен может лишь сдержать темпы роста цен внутренних», – подчеркнул Михаил Кичайкин.

Единственное, что сейчас предложило правительство, – снизить акцизы с 1 июля. Но даже сами чиновники не обольщаются, что это приведет к снижению цен. В правительстве четко заявляют: это поможет лишь притормозить их рост.

«Нужно пересматривать всю политику акцизов на топливо, разделить внешнюю и внутреннюю торговлю топлива, не загибая акцизы. А также пересмотреть все налоги на добычу полезных ископаемых и продажу на внутренний рынок», – сообщил Егор Фролов.

Но на это потребуются годы, а, может, и десятилетия. Поэтому эксперты предлагают и другие пути решения проблемы.

«В краткосрочной перспективе возможны следующие (неэффективные) меры:

– полная отмена акцизов (при этом цены с начала года выросли более чем на их размер и продолжают рост),
– увеличение минимальных норм продаж нефтепродуктов на бирже (но нефтяные компании зачастую покупают на бирже товар сами у себя, взвинчивая цены),
– введение заградительных пошлин на экспорт (это всего лишь перекладывание денег из одного кармана в другой. К тому же, доля экспорта мала).

Читайте также  Какие колеса на ваз 2107

Единственной эффективной мерой, в данной ситуации, является прямое указание первого лица государства об остановке роста цен», – рассказал Михаил Кичайкин.

Из-за повышения роста цен на топливо в Бразилии возник дефицит базовых товаров: бензина, дизельного топлива, продуктов питания, сообщает ТАСС. Но у нас такого пока не ожидается, говорят эксперты.

«Нехватка топлива не возникнет, потому что есть резерв, нельзя продавать больше имеющихся запасов. Все-таки это стратегический продукт», – отметил Егор Фролов.

Дефицит топлива может быть связан лишь с сезонными проблемами НПЗ.

«Нехватка топлива в России уже наблюдается. Но это мало связано с экспортом. На самом деле, готовых нефтепродуктов из России экспортируется не так много – в среднем, не более 15% от произведенного.

Дефицит на внутреннем рынке – это ежегодная ситуация, связанная с сезонностью спроса, ремонтом нефтеперерабатывающих заводов, нежеланием компаний вкладываться в увеличение производственных мощностей», – рассказал Михаил Кичайкин.

Однако что, скорее всего, произойдет в ближайшее время из-за роста цен на топливо – рост инфляции. Хотя ЦБ ее пока не видит и говорит, что цены на бензин растут, потому что растут цены и акцизы на топливо на мировом уровне.

«Наша страна имеет второе место по добыче нефти. Наша страна не должна реагировать на продажи заграницы, что там что-то увеличилось, поэтому мы тоже увеличиваем. Мы должны быть независимы в отношении внешней торговли и внутренней торговли топлива в нашей стране», – отметил Егор Фролов.

«В России две инфляции – официальная и та, что мы видим в магазинах. Официально, с начала года инфляция не превысила 3%. Фактически, оптовые цены на топливо выросли более чем на 20%», – добавил Михаил Кичайкин.

Растущий протест населения против повышения цен на бензин в России уже заметен. Например, в Новосибирске перевозчики собрались на пикет. В Красноярске распространяется смс-рассылка с призывом бойкотировать АЗС. Но эта мера неэффективна, уверены эксперты.

«С тем же успехом можно попробовать дышать через раз, что бы сэкономить кислород на планете», – отметил Михаил Кичайкин.

«Бойкотирование розничных сетей автозаправочных станций бесполезно, потому что розничная продажа топлива не зависит от оптовых цен. Розница здесь не при чем. Сегодня оптовая цена очень высока», – рассказал Егор Фролов.

Также эксперты не исключают, что в Красноярске может вырасти спрос на электромобили и автомобили на газовом топливе, ведь сейчас это общемировая тенденция. А при покупке авто на бензиновом двигателе определяющим критерием теперь может стать лишь его объем.

«Увеличится спрос. Причем при этом увеличится и цена на электромобили, на гибридные автомобили. Все развитые страны изначально приобретают маленькие машины для того, чтобы экономить на том же топливе. А у нас неизвестно, куда будут девать те джипы, которые уже понабрали», – отметил Егор Фролов.

Есть ли предел роста цен на бензин? Как мы уже отмечали, правительство может сравнять наши цены с европейскими. Но и это, уверены эксперты, не финальная точка.

«Это самый грустный вопрос. В какой то момент роста мы упремся в психологический и экономический барьер, когда внутренние цены сравняются с ценами соседних стран, а затем преодолеем и его.

Рано или поздно (в ближайшие 5 лет) наступит ситуация, когда топливо для внутреннего рынка дешевле станет импортировать. Чтобы этого не происходило, правительство, вероятно, введет заградительные пошлины на импорт, и рост цен продолжится», – рассказал Михаил Кичайкин.

Напомним, за май в Красноярске повышение цен на бензин было зафиксировано 6 раз. Так же стремительно стоимость топлива росла и в апреле.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене

Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах

Горючее горячеет

Кроме того, союз призвал повысить для ДФО коэффициент, на размер которого снижается ставка акциза при поставке топлива в регионы, с 2,1 до пяти тыcяч рублей за тонну бензина или дизеля. Считается, что это позволит усилить конкуренцию в оптовом сегменте и снизит закупочные цены в розничном.

Такие предложения последовали после того как независимые розничные операторы АЗС на Сахалине и в Приморье прекратили продажу АИ-95 и АИ-98 и потребовали от местного управления Федеральной антимонопольной службы разобраться с ростом оптовых цен на бензин. Таким образом, Дальневосточный округ стал фигурантом очередного «топливного скандала».

Временно исполняющий обязанности руководителя УФАС Сахалинской области Роман Прохоров подтвердил «РГ», что получил жалобу независимых розничных операторов АЗС на основного оптового продавца. При этом он заметил, что дефицита топлива на Сахалине нет, а цены управление мониторит регулярно, и до сего дня нарушений антимонопольного законодательства установлено не было.

Причины роста цен на автомобильное топливо в ДФО специалисты видят в недостаточном объеме бензина, продаваемого на товарно-сырьевой бирже, и монополизации нефтеперерабатывающих мощностей в округе. На 11 регионов лишь два НПЗ — в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске. При этом второй снабжает только автозаправки, принадлежащие «Нефтегазхолдингу». Комсомольский НПЗ продает на бирже 120 тонн АИ-95 в день, между тем ДФО нуждается в тысяче. А ближайший за пределами ДФО нефтеперерабатывающий завод находится в Ангарске Иркутской области, доставка оттуда невыгодна из-за высоких тарифов железной дороги.

Для владельцев АЗС себестоимость бензина АИ-98 при покупке на бирже с Комсомольского НПЗ и с оплатой доставки до Владивостока составляет 52 рубля за литр. С Ангарского — 55 рублей. Значит, в рознице цена должна быть 56-58 рублей. Вот независимые АЗС и приняли решение не продавать эти марки топлива, не злить потребителей. По словам президента Приморского топливного союза Владимира Чирскова, высокооктановый бензин исчез не только на независимых заправках, а почти на всех.

— В нашем регионе сейчас биржевые оптовые цены выше розничных, поэтому покупать и продавать высокооктановый бензин невыгодно. Решением проблемы могло бы стать, во-первых, увеличение объемов продаваемого топлива на бирже, тогда и цены снизятся. Во-вторых, — применение скидки на железнодорожные тарифы на транспортировку ГСМ в направлении Дальнего Востока. Тогда у комсомольского НПЗ появятся конкуренты. И нам смогут поставлять топливо из Омска, Сургута, Уфы, — считает Владимир Чирсков.

Автор этих строк проехала в выходные дни на автомобиле половину Приморья. Цена на АИ-98 (там, где эта марка присутствовала) варьировалась в пределах 47-47,8 рубля за литр, на АИ-92 — не дотягивала 10-15 копеек до 45 рублей. В первые дни текущей недели высокооктановый бензин стоил уже 49,3-49,5 рубля за литр. АИ-92 смело перешагнул планку в 45 и обходится сейчас в 45,5-45,7 рубля.

На АЗС, расположенных на трассе Камень-Рыболов — Уссурийск, водители угрюмо заправляли авто и на вопрос: «Когда цена 92-го перевалит за пятьдесят рублей за литр?» отвечали, что «к зиме-то уж точно». И, объясняя рост цен на топливо, кляли почему-то курс доллара и жадность владельцев АЗС.

Читайте также  Нью-йоркский автосалон 2018: обзор

— Неправы они в корне. Сейчас, чтобы получить хоть какую-то маржу, мы на себестоимость топлива накидываем 3,5-5 рублей. А это — только расходы покрыть. Последняя нормальная закупка была в июне, с тех пор цены только растут, — говорит глава сети заправок НК «Уссури» Владимир Грабчук.

Он, к слову, ситуацию на топливном рынке ДФО начиная с 2012 года и по сегодняшний день характеризует как «хорошую — плохую — отвратительную». Раньше, говорит, хоть в ручном управлении у власти получалось пристыдить переработчиков, сейчас уже этот рычаг не срабатывает. Грабчук тоже считает, что следует увеличить нормативы продаж топлива на биржевых торгах, раз уж в ДФО не удовлетворяются заявки потребителей на покупку бензина в мелком опте с региональных нефтебаз.

Между тем малые объемы реализации моторного топлива на бирже глава Российского топливного союза Евгений Аркуша объясняет сокращением его производства в период пандемии COVID-19. И сейчас мало кто помнит, что в мае было принято решение о двукратном сокращении нормативов биржевых продаж горючего, когда в условиях низкого спроса сохранялись требования по высокому уровню продаж на бирже. Действие этого решения закончилось 30 июня. Но сейчас спрос начал расти высокими темпами, что хорошо, значит, экономика быстро оживает, а вот объемы производства топлива восстанавливаются не так быстро.

Проблема актуальна для всей страны, но на Дальнем Востоке в силу региональных условий бензиновый кризис проявился ярче всего.

Владельцы независимых АЗС попросили ограничить рост оптовых цен на бензин

Президент Российского топливного союза (РТС, объединяет владельцев независимых сетей АЗС) Евгений Аркуша предупредил руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева о проблемах на топливном рынке, которые привели к росту мелкооптовых цен на бензин и дизтопливо почти до уровня розничных и неравным условиям работы для владельцев независимых АЗС и крупных нефтегазовых компаний, таких как «Роснефть» и «Газпром нефть». В письме, направленном в ФАС в среду, 22 июля, Аркуша предложил меры по стабилизации ситуации.

У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил вице-президент РТС Ринат Фаттахов. РБК направил запрос в пресс-службу ФАС.

Из-за чего возникли неравные условия на рынке продажи топлива

Глава РТС перечислил несколько причин возникновения неравных условий:

Спрос на топливо растет быстрее, чем его производство, после отмены ограничительных мер, которые были введены из-за коронавируса. В мае—июле 2020 года спрос вырос на 5–10% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а темпы увеличения производства остаются ниже, указано в письме.

Спрос на нефтепродукты оказался выше, чем в аналогичный период 2019 года из-за скачка внутреннего туризма, так как многие люди остались в период отпусков в России, сообщил журналистам 17 июля замглавы Минэнерго Павел Сорокин. По его словам, НПЗ быстро отреагировали на рост спроса и нарастили производство. «Сейчас загрузка НПЗ по первичной переработке находится ниже уровня 2019 года, но план по автомобильным бензинам на июль превышает объемы 2019 года», — отметил он. Согласно расчетам Сорокина, в июле производство бензина должно достичь 3,55 млн т против 3,47 млн то годом ранее. Но реально в июле производство снизилось на 2,4%, сообщил источник, близкий к независимым АЗС. А собеседник в крупной нефтяной компании сказал РБК, что резко повышать производство бензина невыгодно из-за демпфера: компании обязаны доплачивать в бюджет, если цены на топливо в России выше, чем в других странах.

Некоторые нефтяные компании в мае—июле отправляли автомобильный бензин на экспорт, а затем скупали его на бирже для поставок на собственные АЗС, по сути выводя товар из обращения, пишет Аркуша. «В результате недостаточного предложения и неудовлетворенного спроса не только в оптовом звене на биржевых торгах, но и в мелкооптовом сегменте значительно выросли оптовые биржевые, а вслед за ними и мелкооптовые цены, рост которых существенно превысил текущий уровень инфляции», — заключает он. На независимые АЗС приходится около 60% всех заправок в России.

  • Мелкооптовые цены на бензин и дизельное топливо в мае—июле 2020 года почти сравнялись с розничными, а в отдельных регионах превысили их, как уже было в 2018 году, указывает Аркуша. Это является причиной того, что независимые АЗС вынуждены устанавливать цены выше, чем стоимость топлива на заправках крупнейших нефтяных компаний. В результате члены РТС лишаются клиентов.
  • Как развивался топливный кризис 2018 года

    Весной 2018 года бензин и дизтопливо на заправках подорожали на 7%, что оказалось почти в пять раз выше уровня инфляции. Этому предшествовала ситуация, когда оптовые цены производителей топлива стали равными или выше розничных, из-за чего заправки были вынуждены поднять цены, чтобы не разориться. В ситуацию вмешалось правительство и заключило с нефтяниками соглашение о заморозке цен на бензин до конца 2018 года, а с 2019-го они могли увеличивать цены на заправках только в пределах инфляции. Срок действия соглашения истек 1 июля 2019 года.

    • Например, в Татарстане на нефтебазах «Башнефти» литр АИ-95 мелким оптом продается за 47,73 руб., а на заправках самой компании стоит всего 45,1 руб. То есть она продает топливо с убытком 2,63 руб. на каждом литре, следует из материалов, приложенных к письму главы РТС. На заправках независимой сети «Форт Римекс» тот же бензин продается по 47 руб. за литр, но и в этом случае компания работает в убыток (0,73 руб. на литр). Подобные примеры с маржой АЗС ниже окупаемости операционных расходов (от минус 1 до 3 руб. за литр) наблюдаются в разных регионах, от Москвы до Забайкалья, говорится в этих материалах. РБК направил запросы в «Роснефть» (контролирует «Башнефть») и «Форт Римекс».
    • Нефтяные компании имеют возможность «зарабатывать в оптовом звене, на экспорте нефтяного сырья и т.п. и на этом основании позволять себе нести повышенные издержки в розничном секторе в целях повышения эффективности совокупного бизнеса и исполнения декларируемых социальных обязательств», объясняет Аркуша.
    • «Разница в цене литра топлива в мелком опте и на АЗС должна составлять не менее 3 руб. на литр, что позволит работать в ноль, но АЗС не разорятся и смогут платить зарплаты сотрудникам», — сообщил РБК вице-президент РТС Ринат Фаттахов. Экономически обоснованный минимум, необходимый для покрытия эксплуатационных расходов, зарплат и налогов должен составлять не менее 5–6 руб. на литр, указано в письме главы РТС. Этот уровень неоднократно обсуждался в биржевом комитете ФАС и рабочей группе Минэнерго, напомнил он.

    Как РТС предлагает решить проблемы топливного рынка

    Глава РТС предложил Артемьеву проанализировать происходящее на топливном рынке на предмет соответствия антимонопольному законодательству и принять меры, чтобы устранить диспаритет оптовых и розничных цен, обеспечив равные условия для владельцев независимых сетей АЗС и крупных нефтяных компаний. Для этого он просит:

    • Содействовать увеличению производства и поставок топлива по всем каналам сбыта.
    • Усилить контроль за выполнением нормативов продаж бензина и дизтоплива на биржевых торгах в режимах равномерности и регулярности с возможностью их дальнейшего увеличения. На прошлой неделе Миэнерго и ФАС договорились увеличить минимальные обязательные объемы продаж бензина на бирже с 10 до 11% от производства, а дизтоплива — с 6 до 7,5%.

    Представитель Минэнерго отказался от комментариев.

    Независимые заправки закрываются в России. Бензин вновь подорожает?

    Владельцы независимых АЗС предложили государству купить у них заправки. На такие меры бизнесмены вынуждены были пойти из‐за «взлета» оптовых цен на топливо и оттока клиентов, которые предпочитают заливать бак на сетевых заправках. Между тем в стране свыше 60% всех АЗС принадлежат частным трейдерам. Приведет ли уход независимых игроков с рынка к росту цен на бензин, разбирался «360».

    Правительство должно выкупить независимые АЗС, если не планирует спасать их от банкротства, заявил президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов на круглом столе о проблемах топливного рынка в Торгово-промышленной палате.

    «Если стране не нужны независимые АЗС, пусть правительство формирует программу их выкупа», — заявил журналистам глава союза.

    По его мнению, к банкротству независимых АЗС в некоторых регионах могут реформы топливного сектора со стороны государства. В частности, непоправимый вред отрасли принесет налоговый маневр, предполагающий снижение экспортной пошлины и рост налога на добычу полезных ископаемых, а также диспаритет розничных и оптовых цен на бензин.

    Из-за разницы в цене независимые АЗС уже потеряли часть клиентов, которым теперь выгоднее заправляться на заправках крупных нефтяных компаний, которые могут удерживать более низкие цены, отметил президент союза.

    Негативные последствия ценного ралли на топливо уже почувствовали на себе независимые автозаправки в Саратовской области. В регионе порядка 200 АЗС могут закрыться из-за повышения стоимости бензина. Независимые АЗС долгое время держали цены ниже тех, что устанавливали федеральные сети. Однако в апреле тенденции изменились — независимые игроки рынка вынуждены были продавать топливо примерно на два рубля дороже, чем у сетевых конкурентов. В результате 7% заправок в регионе уже находятся на грани банкротства.

    Бензином со скидкой начали торговать в соцсетях. В чем подвох?

    Дело в том, что данный момент независимый сектор топливно-заправочного комплекса находится в неравных конкурентных условиях, отметил в беседе с «360» генеральный директор компании «ФСК» Юрий Зуев. По его словам, нефтяники поставляют топливо своим дочерним заправкам по корпоративным ценам, в то время как частные трейдеры покупают горючее исходя из его биржевой стоимости.

    «Скидка по корпоративным поставкам может доходить до 9 — 10%, что существенно бьет по независимым трейдерам, которые покупают топливо на бирже. Получатся, что частные игроки не могут купить бензин дешевле, что может привести к оттоку клиентов и банкротству. Чтобы избежать таких перекосов, государству нужно следить за торгами на бирже, поскольку бывают случаи, когда нефтяные компании продают друг другу топливо по заниженным цена, искусственно создавая дефицит предложения «, — рассказал Зуев.

    При этом оптовые цены после бурного роста весной постепенно начинают снижаться. Так, с начала июня стоимость тонны бензина марки Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже упала на 6,7% до 50 349 рублей, а марки Аи-95 — на 7% до 51 620 рублей.

    Сотня за литр

    Согласно данным НТС, в России около 15 тысяч заправок (60% от общего числа) принадлежат независимым трейдерам. В случае ухода частных сетей с рынка государство не дополучит 165 миллионов рублей в виде налоговых отчислений. Кроме того, из-за банкротства независимых АЗС крупные сети начнут диктовать свои цены на топливо, а стоимость литра бензина может взлететь до 100 рублей уже концу года, говорят в союзе.

    «Джентльменское соглашение» с нефтяниками. Как остановят подорожание бензина в России

    Впрочем, опрошенные «360» аналитики уверены, что даже возможный уход независимых трейдеров не приведет к резкому росту цен. По мнению, Юрия Зуева, если государство продолжит регулировать рынок в ручном режиме, то цены останутся в прежнем диапазоне. «Если не будет дефицита предложения на биржах, то стоимость литра топлива закрепится на текущем уровне», — уверен эксперт.

    Причем именно за счет работы на рынке федеральных сетей АЗС цена на топливо растут не столь быстрыми темпами, уверен старший аналитик по нефтегазовому сектору Райффайзенбанк Андрей Полищук. По его словам, крупные АЗС не могут быстро повышать цены на топливо, иначе их деятельностью заинтересуется сотрудники Федеральной антимонопольной службы (ФАС). « В этом году не стоит ждать значительно роста цен на бензин, поскольку его стоимость и так опережала инфляцию. При этом в уже в следующем году стоимость горючего поползет вверх из-за снижения акцизов», — добавил собеседник «360».

    Пока цены на бензин демонстрируют положительную динамику. Так, к 25 июня в Москве дизельное топливо подешевело на 0,24% до 44,28 рублей за литр, а бензин Аи-92 — на 0,7% до 42,28 рублей за литр. В натуральном выражении они подешевели на 11 и 30 копеек соответственно.

    При этом в Московском регионе цены у независимых продавцов были даже ниже, чем у федеральных сетей. Сильнее всего за минувшую неделю снизила цены компания «Вемес», а также компания «Тиса» (3 АЗС): на Аи-92 — там бензин подешевел в среднем на 30—40 копеек. Цены на заправках «Лукойла», «Роснефти», «Газпром нефти» и «Татнефти» с начала июня не менялись, следует из данных аналитического агентства «Аналитика товарных рынков».