Диагностирование системы охлаждения двигателя: основные приемы и рекомендации

Проверка системы охлаждения двигателя: диагностика возможных неисправностей

Система охлаждения двигателя предназначена для того, чтобы силовой агрегат работал в строго определенном температурном диапазоне. Другими словами, не допускается как перегрев, так и слишком интенсивное охлаждение мотора, которое не позволяет ДВС выйти на рабочую температуру.

Далее мы поговорим о том, как проводится диагностика системы охлаждения двигателя, а также чему следует уделить внимание, если двигатель не выходит на рабочую температуру (остается холодным) или перегревается, возникли утечки охлаждающей жидкости (ОЖ) и т.д.

Диагностика системы охлаждения двигателя

Не трудно догадаться, что основной задачей охлаждающей системы становится сначала обеспечение скорейшего выхода на рабочие температуры, после чего реализуется дальнейшее поддержание этой температуры и эффективный отвод избытков тепла в атмосферу.

При этом не допускается, чтобы мотор оставался слишком холодным, так как непрогретый до рабочих температур двигатель под нагрузками изнашивается быстрее, а сильно перегретый ДВС может заклинить.

Становится понятно, что поддержание строго определенной рабочей температуры двигателя необходимо для того, чтобы зазоры между деталями после нагрева были оптимальными, горючее в цилиндрах сгорало полноценно, снижалась токсичность выхлопных газов и т.д. Температура охлаждающей жидкости в норме должна быть в диапазоне около 85-90 ºС.

Система охлаждения на современных автомобилях является решением комбинированного типа, то есть двигатель охлаждается как за счет жидкостного, так и за счет воздушного охлаждения. С учетом того, что данная система включает в себя целый ряд составных элементов, а также в замкнутом контуре циркулирует специальная охлаждающая жидкость (тосол или антифриз), в процессе эксплуатации ТС нередко возникают неисправности.

На практике в рамках диагностики необходимо проверять всю систему, а не только отдельные элементы на предмет различных дефектов или износа. Еще важно учитывать, что современные авто зачастую имеют весьма ограниченное пространство под капотом.

Это значит, что шланги системы охлаждения могут иметь изгибы, несколько мест соединений, отличаются по размерам и форме. Хотя срок службы шлангов достаточно большой, со временем изнашиваются даже изделия высокого качества.

  • Итак, вернемся к диагностике. Прежде всего, необходимо проверить уровень и состояние охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Рекомендуется, чтобы уровень был между метками «мин» и «макс» на прогретом ДВС. На холодном двигателе вполне допускается снижение уровня до отметки «минимум», так как после нагрева мотора уровень повысится в результате расширения горячей ОЖ.

Важно помнить, недолив антифриза приводит к тому, что двигатель может начать перегреваться, в то время как высокий уровень нередко становится причиной выдавливания ОЖ через крышку расширительного бачка.

Также помутнение ОЖ, наличие примесей и т.д. обычно указывает на то, что антифриз или тосол нужно менять. Как правило, охлаждающие жидкости рассчитаны на 2-3 года службы, затем происходит потеря полезных свойств.

  • Идем далее. Если заметно, что уровень охлаждающей жидкости даже после того, как был приведен в норму, все равно достаточно быстро понижается, следует проверять систему охлаждения на герметичность. Все соединения нужно осмотреть. Как правило, антифриз подтекает из:
  1. расширительного бачка;
  2. резиновых шлангов;
  3. патрубков или помпы;
  4. термостата;
  5. радиатора;

Бачок имеет свойство растрескиваться, в негодность часто приходит его крышка. Также течи в местах соединения возникают в том случае, если ослабевают стяжные хомуты. Радиатор охлаждения также может быть поврежден механическим путем, в нем возникают трещины и т.д. Часто ОЖ подтекает из-под корпуса термостата, течи можно обнаружить и в области установки водяного насоса системы охлаждения.

В любом случае, на заглушенном ДВС герметичность системы охлаждения определяют путем подачи воздуха в систему. Также вместо крышки радиатора ставится приспособление, через которое воздух нагнетается до 100 кПа. Снижение давления укажет на разгерметизацию.

После обнаружения места утечки (в зависимости от проблемного элемента) меняются соответствующие патрубки, ремонтируется радиатор, заменяется помпа, расширительный бачок или его крышка, термостат или корпус термостата и т.д.

  • Теперь давайте представим, что система герметична, состояние ОЖ нормальное, антифриз не уходит, однако тепловой режим работы ДВС все равно нарушен. В подобной ситуации мотор может как перегреваться, так и не выходить на рабочую температуру.

Обычно такие проблемы связаны с термостатом. Его быструю проверку можно выполнить прямо на машине без снятия. Сначала холодный ДВС запускают, затем следует дать мотору поработать на ХХ. Если термостат в норме, нижний бачок радиатора также начнет нагреваться по мере прогрева силовой установки. Это говорит о том, что при нагреве охлаждающей жидкости до 80–85 ºС термостат срабатывает.

Однако не следует забывать, что термостат может работать, но со сбоями. Речь идет о подклинивании устройства. Например, после прогрева ОЖ до заданной температуры термостат открывается, чтобы пропустить жидкость из малого круга в большой. При этом открытие происходит не полностью. В результате патрубки большого круга нагреваются, однако двигатель все равно склонен к перегреву, так как ОЖ не может циркулировать по большому кругу в полном объеме.

Проблемы возникают и в том случае, если термостат не закрывается при остывании ОЖ. Это проявляется долгим прогревом ДВС, двигатель прогревается, но только частично или же мотор все время остается холодным. Данные признаки говорят о том, что термостат все время открыт, охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по большому кругу через радиатор.

Как в первом, так и во втором случае термостат нужно или сразу менять, или же помещать устройство в горячую жидкость, после чего замерять температуру его открытия и определять работоспособность элемента.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как устранить течь антифриза или тосола из системы охлаждения. Из этой статьи вы узнаете о том, что делать, если течет антифриз или тосол, понижается уровень охлаждающей жидкости в бачке, а также как найти причину и обнаружить место утечки.

Кстати, если термостат все же оказывается исправным, тогда проблема перегрева или недогрева мотора может крыться в неполадках вентилятора системы охлаждения или датчика температуры (вентилятор радиатора может как не включаться, так и работать постоянно, срабатывание может происходить несвоевременно и т.д.).

  • Отдельного внимания при диагностике системы охлаждения заслуживает водяной насос (помпа) и состояние указанного элемента. На проблемы с помпой обычно указывают такие симптомы:
  1. Быстрое повышение температуры холодного двигателя после запуска;
  2. Появление посторонних шумов во время работы ДВС в области помпы;
  3. Заметное осевое и радиальное биение вала помпы при проворачивании;
  4. Появление течи через сальник водяного насоса.

Как правило, шумная работа помпы говорит о том, что подшипник водяного насоса пришел в негодность. Быстрый нагрев мотора является признаком того, что если других причин не обнаружено, помпа может не работать (нет циркуляции ОЖ). Нарушения работы могут быть связаны как с приводом помпы, так и с разрушением ее крыльчатки.

Течи в области установки водяного насоса укажут на то, что уплотнитель или сальник вышел из строя. Так или иначе, специалисты рекомендуют регулярно проверять состояние привода водяного насоса. Также лучше сразу менять помпу на новую в том случае, если с водяным насосом системы охлаждения возникли какие-либо проблемы.

Диагностика и приборы для диагностики системы охлаждения

Тестер утечки СО2 в систему охлаждения LT 450 позволяет моментально определить на ранних стадиях утечку СО2 в систему охлаждения через прокладку головки блока цилиндров.

Очень прост в применении: сгорающий газ, проникающий в систему охлаждения, скапливается в воздушном пространстве над водой в радиаторе. Если этот воздух проверить с помощью LT 450, то жидкость в тестере укажет на наличие CO2, изменив свой цвет.

Рефрактометр для проверки антифризов LEITENBERGER GmbH FT2030. Предназначен для проверки антифризов с присадками типа SONAX, G11, G12, Superplus2000 (Ford. ). Одобрен производителями автомобилей как точный и безопасный контроль за состоянием жидкости. Рабочий тестер (прошел более 10 тысяч испытаний) для проверки концентрации антифриза (шкала А) в охладителе или жидкости для омывания ветрового стекла (шкала В). Разделительная линия СВЕТЛЫЙ/ТЕМНЫЙ (4) на различных шкалах фиксирует температуру в С, в нижней части которой жидкость защищена от замерзания. Шкала антифриза подразделяется на: А) ЭТИЛЕН (для тестирования в Европе) В) ПРОПИЛЕН (для тестирования за пределами Европы). Удельный вес электролита в аккумуляторе обозначается в кг на I (шкала С). Регулируемый окуляр адаптирован к зрению пользователя

Комплект для обнаружения утечек SMC-150.Применяется для обнаружения вытекающего из тестируемой жидкости флуоресцента. Лампа имеет габариты небольшого фонарика, что является неоспоримым преимуществом при работе в загроможденном подкапотном пространстве. Питание от батарейки.

Диагностика:

Если появились признаки перегрева двигателя, сначала проверьте уровень жидкости в расширительном бачке и при необходимости доведите его до нормы.

Для проверки надо:

— снять пробку расширительного бачка;

— определить уровень визуально.

Осмотрите систему охлаждения на предмет подтеканий жидкости через уплотнительную прокладку блока цилиндров, через сальник и манжеты, в местах соединения термошланга с радиатором и насосом дюритовыми шлангами, особенно там, где их обжимают хомутами, через патрубки отвода и подвода охлаждающей жидкости в отопитель, а также через сливные краники (пробки). Только после того, как убедитесь, что подтеканий нет, можете долить охлаждающую жидкость.

Читайте также  Замена рабочего цилиндра сцепления w124

Уровень охлаждающей жидкости на автомобилях, имеющих расширительный бачок в системе охлаждения, должен быть не ниже отметки min на корпусе бачка.

При контроле уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения рекомендуется проверить состояние пробки радиатора и пробки расширительного бачка. При исправной пробке радиатора впускной и выпускной клапаны перемещаются свободно, без заеданий, а резиновая уплотнительная прокладка обеспечивает герметичность заливной горловины радиатора.

Пробка расширительного бачка должна надежно устанавливаться на его горловине и не иметь вмятин.

Утечка охлаждающей жидкости устраняется затягиванием хомутов, соединяющих патрубки и шланги системы охлаждения, или заменой уплотнительных прокладок и изношенного сальника жидкостного насоса.

Об изношенности сальника свидетельствует выход через контрольное отверстие насоса охлаждающей жидкости. В этом случае необходимо насос разобрать, а сальник заменить.

Если через контрольное отверстие идет охлаждающая жидкость, то его ни в коем случае нельзя просто заглушать. Вы гарантированно выведете из строя подшипники жидкостного насоса.

Доливать охлаждающую жидкость (воду) в радиатор перегретого двигателя нужно тонкой струйкой и лишь после того, как двигатель немного остынет. Иначе перепад температур приведет к образованию неприятных трещин в головке блока цилиндров или в самих цилиндрах.

В процессе эксплуатации автомобиля радиатор системы охлаждения может снаружи и внутри покрыться накипью, маслом, продуктами коррозии. Загрязнение радиатора значительно уменьшает теплоотдачу, и двигатель перегревается. При этом значительно снижается мощность и возрастает расход бензина.

Для наружной очистки радиатора рекомендую использовать воду и сжатый воздух. Воздушные каналы осторожно следует прочистить деревянными шпильками. Очистку внутри радиатора при незначительном отложении накипи реально произвести сильной струей воды, подаваемой в направлении охлаждающей жидкости.

Радиатор промывают отдельно от двигателя, чтобы не засорить его ржавчиной и налетом из водя-ной рубашки блока. Радиатор следует подвергать проливке до тех пор, пока выходящая вода не будет достаточно чистой. Хорошо очищается радиатор при продувке его водяным паром с избыточным давлением не более 0,8 кг/см2, что эквивалентно 80 кПа.

Рекомендуется применять специальные химические растворы, если на внутренних стенках трубок для проливки имеются большие отложения накипи или масляный налет. Эти растворы призваны растворить нерастворимые водой различные отложения.

Бывают случаи, когда даже химия не помогает. Вывод один: радиатор необходимо заменить или отправить в капитальный ремонт. В последнем случае радиатор разбирают (расслаивают бачки и трубки) и металлическим стержнем прочищают радиаторные трубки, а бочки очищают скребками и металлическими щетками.

Если ремень привода вентилятора пробуксовывает, то очень сильно снижается охлаждение двигателя, что приводит к его перегреву.

Если слабо натянут ремень, необходимо ослабить гайку крепления генератора к натяжной планке и гайку болта крепления генератора к кронштейну и, смещая генератор с помощью монтажной лопатки, добиться требуемой степени натяженности ремня. После регулировки затянуть гайку болта. Перестановка одной шайбы при регулировке натяжения ремня увеличивает его длину примерно на 2,6 мм.

При обнаружении порванного ремня и при отсутствии запасного ремня можно временно использовать кольцо шириной около 20 мм, вырезанное по диаметру из автомобильной камеры. Если ремень привода вентилятора замаслен, то его необходимо протереть бензином. Одной из распространенных причин снижения уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения является течь радиатора.

Микроскопические течи, трещины, раковины и др. дефекты металла становятся причиной образования течи. К оной может привести даже мелкое, не видимое глазом механическое повреждение.

Естественно, что, вытекая из течи радиатора, охлаждающая жидкость выпадает из общей системы охлаждения, а постоянный присмотр за ее уровнем доставляет массу хлопот. Избежать течи можно. Сейчас существует обширнейший набор жидких и порошкообразных герметиков для радиатора. Способ их применения всегда изложен на упаковке и очень прост. Самые хорошие герметики — американские, но европейские также не подкачают.

Системы охлаждения легковых автомобилей заполняются охлаждающими жидкостями — тосолом или антифризом, которые не замерзают при низких температурах окружающего воздуха. При отсутствии тосола при температуре воздуха выше 5 °С допускается применение чистой воды. Не редкость, что жидкость в радиаторе замерзает, особенно часто это случается в нижней части радиатора.

Чаще всего это происходит на продолжительных стоянках при сильном ветре и морозе, а также при движении автомобиля с малой нагрузкой и открытыми жалюзи. Определить, что у вашей машины замерзла в радиаторе вода, можно на ощупь. Степень нагрева в верхней части радиатора значительно больше, чем в нижней и средней частях.

При замерзании прекращается циркуляция воды в системе охлаждения, двигатель перегревается, из пароотводящей трубки интенсивно выходит пар. Самый простой способ растопить лед — поставить машину в теплое помещение на необходимое для этого время.

Если такой возможности нет, то можно обложить место со льдом тряпочками, смоченными в горячей воде, и поливать их кипятком.

Замерзание воды — это очень плохо, так как оно может привести к выходу из строя головки блока цилиндров.

Предотвратить замерзание воды в радиаторе можно, своевременно сливая воду из системы охлаждения при длительных стоянках, а также умело используя жалюзи и утеплительные чехлы.

Неисправность термостата — весьма неприятная поломка. Он автоматически поддерживает необходимый тепловой режим двигателя, а также способствует его более быстрому прогреву после пуска при низких температурах окружающего воздуха. Предположить, что термостат неисправен, можно при долгом прогревании двигателя до нормальной (85-95 °С) температуры.

Более точно определить поломку термостата можно только сняв его с двигателя. Можно внешним осмотром проверить и при необходимости удалить накипь, грязь, очистить маленькое отверстие в клапане. После этого опустите термостат в ванну с теплой водой, стоящую на газовой или электроплитке, и наблюдайте по термометру за повышением температуры воды и открытием клапана термостата. Клапан в исправном термостате должен полностью открываться при температуре воды 80-85 °С, а закрываться — при температуре воды не выше 68 °С.

При любом заедании клапана термостата или его механическом повреждении термостат нужно заменить.

Роль термостата велика, так как он обеспечивает быстрый прогрев двигателя после пуска при низких температурах воздуха и открывает большой круг системы охлаждения, спасая двигатель от перегрева при высоких.

Еще о неисправности термостата вам скажут следующие признаки:

— указатель температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне, а радиатор тем не менее остается холодным;

— зимой ухудшается обогрев салона. Что же делать, если термостат неисправен? • слейте охлаждающую жидкость; отвинтите крышечку;

Вначале с него удаляют накипь, грязь, очищают маленькое отверстие в клапане. Затем его проверяют нагреванием в воде, как указано выше. Замечу только, что клапан «Фольксвагена» и «Форда» при тех же температурах, при которых наши отечественные клапаны в термостатах уже открылись, только начинают об этом подумывать. Клапан термостата «Опеля» начинает открываться при 92 °С.

В некоторых автомобилях термостат можно проверить по изменению его размера при нагревании. После нагревания термостата до 100 °С его размер должен быть по меньшей мере на 7 мм больше размера до нагревания.

На некоторых легковых автомобилях впереди радиатора устанавливают жалюзи, с помощью которых водитель регулирует тепловой режим работы двигателя. Если жалюзи открываются неполностью, то уменьшается поток проходящего через радиатор воздуха. Двигатель в этом случае может перегреваться, что приводит к потере мощности и перерасходу топлива.

Если такое случилось с вашим автомобилем, то нужно проверить состояние и действие тяг управления жалюзи. Пластинки жалюзи не должны иметь вмятин и при полностью вытянутой рукоятке привода управления на себя должны быть’ плотно закрыты, а при крайнем переднем положении (рукоятка привода управления должна находиться в исходном положении) полностью открыты.

Из-за неисправной регулировки привода управления также могут не полностью открываться жалюзи.

Для того, чтобы отрегулировать привод управления жалюзи, нужно отвернуть винт крепления троса и установить в исходное положение рукоятку привода управления жалюзи, полностью открыть их, а затем затянуть винт крепления. После регулировки проверить полноту открытия жалюзи.

При засорении радиатора накипью, маслом, ржавчиной возникает ситуация, при которой радиатор теплый только в верхней части, и нижний шланг радиатора не прогревается. Замечу, что импортные пособия по авторемонту категоричны: сменить. Я понимаю, что этот вариант подходит лишь тем, кто ленив, и с присущей мне экономичностью советую промыть радиатор сильной струей воды, подавая ее в направлении, обратном обычной циркуляции охлаждающей жидкости, до тех пор, пока выходящая вода не станет чистой. Только, ради бога, снимите радиатор с двигателя, я об этом уже писал и не поленюсь еще раз. Если вы этого не сделаете, то весь сор попадет в рубашки охлаждения.

Занятие 36 Диагностирование системы охлаждения двигателя

Основные неисправности системы охлаждения:

Основными неисправностями системы охлаждения являются:

•перегрев двигателя, •переохлаждение двигателя.

Причины перегрева двигателя из-за неисправности приборов системы охлаждения:

Читайте также  Лучшие присадки герметики для устранения течи масла двигателя

–слабое натяжение ремня привода водяного насоса; –слабое натяжение ремня вентилятора; –малый уровень жидкости в системе; –накипь в рубашке охлаждения; –заедание клапана термостата; –неисправность водяного насоса; –закрытие жалюзи радиатора; –засорение радиатора.

Просмотр содержимого документа
«Занятие 36 Диагностирование системы охлаждения двигателя»

Занятие 36 Диагностирование системы охлаждения двигателя.

36.1. Основные неисправности системы охлаждения:

Основными неисправностями системы охлаждения являются:

  • перегрев двигателя,
  • переохлаждение двигателя.

36.1.1. Причины перегрева двигателя из-за неисправности приборов системы охлаждения:

  • слабое натяжение ремня привода водяного насоса; слабое натяжение ремня вентилятора; малый уровень жидкости в системе; накипь в рубашке охлаждения; заедание клапана термостата; неисправность водяного насоса; закрытие жалюзи радиатора; засорение радиатора.
  • слабое натяжение ремня привода водяного насоса;
  • слабое натяжение ремня вентилятора;
  • малый уровень жидкости в системе;
  • накипь в рубашке охлаждения;
  • заедание клапана термостата;
  • неисправность водяного насоса;
  • закрытие жалюзи радиатора;
  • засорение радиатора.

36.1.2. Причины переохлаждения двигателя:

  • неисправность термостата
  • повреждение водомасляного радиатора
  • не прикрытие жалюзи в холодное время года.

При переохлаждении двигателя на стенках цилиндров конденсируются пары топлива (бензина), смывая смазку, разжижают масло в картере.

В этих условиях происходит интенсивный износ поршневых колец, поршней цилиндров и снижается экономичность и мощность двигателя.

Заедание клапана термостата в закрытом положении или позднее открытие его, засорение трубок радиатора и рубашки охлаждения двигателя накипью и продуктами коррозии вызывают быстрый перегрев двигателя.

В результате заедания клапана термостата в открытом положении или раннее открытие двигатель не прогревается длительное время.

36.2. Оборудование, применяемое при диагностировании системы охлаждения.

На практике применяют приборы для определения:

  • герметичности элементов системы охлаждения,
  • температурного перепада между верхним и нижним бачками радиатора,
  • температуры воды,
  • величины разрежения в нижнем бачке радиатора,
  • натяжения ремня вентилятора.

Для определения герметичности системы охлаждения и проверки технического состояния клапанов пробок радиаторов разработан прибор модели К-437, (рис.36.1)

Он состоит из редуктора 1, ресивера 2, стакана 10, воздушного индикатора 8, в котором установлен поплавок 9, трехходового крана 3 и двухходового крана 6, манометра 4, четырехходового крана 7 и насадки 5.

Для проверки герметичности системы охлаждения с радиатора автомобиля снимают пробку и вместо нее устанавливают насадку 5 прибора. Открытием крана 6 подают сжатый воздух в радиатор. Герметичность системы охлаждения определяют по падению давления воздуха, наблюдаемого по манометру 4, и визуальным осмотром.

Рис.36.1 Прибор модели К-437

  • редуктор ,
  • ресивер,
  • трехходовой кран
  • манометр ,
  • насадка.
  • двухходовой кран ,
  • четырехходовой кран
  • воздушный индикатор,
  • поплавок,
  • стакан,
  • пробка радиатора.

Для проверки клапанов пробку радиатора 11 устанавливают на стакан.

Вначале проверяют паровой клапан, для чего установкой четырехходового крана 7 в соответствующее положение подают сжатый воздух в нижнюю часть стакана.

Краном 3 давление воздуха в стакане доводят до величины, при которой начинается подъем

поплавка 9 индикатора 8, что свидетельствует о срабатывании парового клапана.

По манометру 4 определяют давление воздуха, при котором сработал клапан.

При проверке воздушного клапана воздух подают в верхнюю часть стакана. Полученные результаты сравнивают с нормативными данными и определяют пригодность пробки к эксплуатации.

Затем необходимо проверить уровень и плотность охлаждающей жидкости.

Уровень жидкости должен быть на 15. 30 мм выше метки «min» расширительного бачка.

Корпус расширительного бачка, как правило, изготавливается из полупрозрачного материала, позволяющего визуально контролировать уровень жидкости.

Уровень жидкости проверяется только на холодном двигателе.

Плотность охлаждающей жидкости, замеренная денсиметром, должна составлять:

  • 1,075. 1,085 г/см 3 для жидкости Тосол-А40
  • 1,085. 1,095 г/см 3 для жидкости Тосол-А65.

В случае несоответствия плотности доливать надо соответственно либо концентрат антифриза, либо дистиллированную воду.

В случае постоянного понижения жидкости и необходимости частого ее долива необходимо проверить герметичность системы охлаждения и устранить неисправность.

В крайнем случае, при необходимости эксплуатировать автомобиль, в систему добавляют чистую воду, но при этом необходимо иметь в виду, что температура замерзания смеси повышается и при первой же возможности надо провести необходимый ремонт системы, залив в нее соответствующую жидкость.

36.3. Промывка системы охлаждения.

Для того чтобы промыть систему охлаждения и заменить охлаждающую жидкость свежей, необходимо, открыв пробку расширительного бачка, открыть имеющиеся сливные краники или отвернуть сливные пробки и слить отработавшую жидкость.

Закрыв пробки, заполнить систему чистой водой до требуемого уровня, закрыть пробку расширительного бачка и дать поработать двигателю при средних оборотах коленчатого вала до достижения рабочей температуры, а затем еще 3. 5 мин для обеспечения циркуляции жидкости по большому контуру для промывки радиатора.

Остановить двигатель и слить промывочную воду.

Операцию промывки рекомендуется провести дважды, а затем залить в систему приготовленную охлаждающую жидкость.

В случае повышенного образования накипи для ее удаления необходимо залить в систему охлаждения раствор (5. 8 г хромпика на 1 л воды) и эксплуатировать автомобиль с этим раствором в течение месяца.

После этого раствор слить и промыть систему охлаждения чистой водой.

1.7. Лабораторная работа № 3 диагностирование систем охлаждения и смазки двигателя

Цель и содержание работы. Диагностирование системы охлаждения двигателя заключается в определении теплового состояния системы и ее герметичности, проверке натяжения ремня вентилятора и его включателя, проверке работы термостата и пусковых устройств.

Диагностирование системы смазки сводится к проверке давления масла и определению его качества, герметичности и работоспособности приборов.

Основная цель работы — отработка умений и навыков учащимися в определении и устранении неисправностей и отказов приборов систем охлаждения и смазки, в выполнении контрольно-диагностических работ.

Подготовительные операции: контрольный осмотр приборов охлаждения и смазки перед пуском двигателя и в процессе его работы.

Контрольно-диагностические: снятие показаний КИП, проверка натяжения приводных ремней и момента включения гидромуфты привода вентилятора (ЯМЗ-740), работа пусковых устройств, состояние и работа клапанов пробки радиатора, проверка качества масла, испытание термостата.

Регулировочные операции: измерение натяжения приводных ремней, регулировка момента включения гидромуфты привода вентилятора, регулировка клапанов термостата.

Оборудование рабочего места: стационарные установки рабочих двигателей ГАЗ, ЗИЛ, ЯМЗ, набор манометров, ключей, комплект приборов, приспособлений и технологических карт. Перечень технологического оборудования приведен в табл. 1.2.

Состав и порядок выполнения работы. Подготовительные операции выполняются в объеме работ № 1 для карбюраторных двигателей и № 2 для дизельных на соответствующих рабочих местах.

Контрольно-диагностические и регулировочные операции.

Проверка герметичности и давления масла в системе смазки двигателя производится контрольными манометрами, присоединенными в 3—4 местах масляной магистрали: между маслофильтрами, компрессором, насосом и др. Нормальные значения величин давления масла приведены в табл. 1.1. По перепаду давления определяются исправность приборов или нарушения регулировки клапанов системы смазки, которые затем подлежат снятию, переборке и контрольному испытанию. Проверку давления масла и герметичность в соединениях приборов системы смазки необходимо производить при прогретом двигателе на различных частотах вращения коленчатого вала. Уровень масла проверяется по меткам указателя (П; В) не ранее чем через 10 мин после остановки двигателя, а работоспособность центробежного фильтра — по его шуму после выключения двигателя; герметичность в соединениях — визуально, на больших оборотах. Качество масла определяется сравнением отпечатка капли с эталоном его пятна.

Проверка герметичности системы охлаждения осуществляется несколькими методами:

визуально осмотром при прогретом двигателе;

по уменьшению уровня охлаждающей жидкости, потребовавшей двух-трехразовой сменной дозировки;

путем опрессовки заполненной системы с помощью специального приспособления (рис. 19); которое устанавливается насадкой 8 в, наливную трубу радиатора или расширительного бачка. Открытием крана 7 подают сжатый воздух в систему. Давление воздуха не должно превышать 0,065 МПа (0,65 кгс/см2) для дизельных двигателей и 0,050 МПа (0,50 кгс/см2) для карбюраторных. Для проверки клапанов пробку радиатора 2 устанавливают на стакан 3 прибора. Вначале проверяют паровой клапан. Для этого краном подают сжатый воздух в нижнюю часть стакана, а краном 1 доводят давление до величины, при которой начинается подъем поплавка 4 индикатора 5. При проверке воздушного клапана воздух подают под Р = 0,001 -0,1З МПа (0,01-1,3 кгс/см ) в верхнюю часть стакана. Результаты сравнивают с нормативными и определяют герметичность системы охлаждения и работу клапанов пробки радиатора. Наличие накипи или засорение радиатора определяется по температурному перепаду между верхним и нижним бачками с помощью электрических термометров или термопар.

3. Испытание термостатов производится на специальном приспособлении, где в ванну с подогреваемой водой опускается термостат, а затем, изменяя температуру, определяют моменты открытия и закрытия клапанов. Исправный термостат (рис. 20) КамАЗ должен обеспечивать начало открытия основного клапана при температуре (70 ±2 °С и полное его открытие при (85-4:2) °С. Регулировка термостата осуществляется вращением регулировочного винта до достижения величины открытия (8,5±0,4) мм при нагреве воды около 100 °С.

Работа включателя гидромуфты (рис. 21) привода вентилятора проверяется непосредственно на рабочем двигателе при двух положениях рычага пробки крана 10 и подводе дизельного топлива к подводящей полости под давлением 7 кгс/см 2 по контрольному манометру. Если рычаг пробки крана установлен в положении «О» (вентилятор отключен), то температура окружающей среды термосилового датчика 16 должна быть 70—75 °С; а если рычаг 10 установлен в положении «В» (автоматический режим), то температура окружающей среды датчиков 85—90 °С. Регулировка осуществляется подбором регулировочных шайб 14. Если при работе вентилятора по автоматическому режиму «В» температура воды в двигателе поднимается выше 105 °С, необходимо произвести регулировку хода штока включателя перекладыванием регулировочных шайб 14 под датчик 16. После перекладывания всех шайб термосиловой элемент заменяется.

Читайте также  Выбор масла для бензиновых турбированных двигателей

Проверка натяжения приводных ремней вентилятора и водяного насоса производится при помощи специальных приборов и устройств: КИ-8920 (рис. 22), К-403 (рис. 23, б), которые позволяют определять величину прогиба ремня при заданном усилии (см. табл. 1.1) в наибольших его — секторах (рис. 23) по периметру. Регулировка натяжения приводных ремней вентилятора и водяного насоса двигателей ЗИЛ, ГАЗ и ЯМЗ-740 производится за счет перемещения генератора относительно оси нижних болтов его крепления, а на двигателе ЯМЗ-236 — регулировочными прокладками, которые перестанавливаются из внутренней на наружную сторону боковины шкива привода водяного насоса. Запрещается выполнять диагностические и регулировочные операции при работающем двигателе; открывать пробку радиатора при повышенном давлении паров жидкости; опрессовку системы охлаждения проводить на двигателях без ограждения; нагревать воду для испытания термостата в специальных нетермостойких емкостях.

Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя автомобиля требует к себе повышенного внимания как в теплое время года, так и в зимний период. Поэтому правильное и своевременное техническое обслуживание охлаждающей системы поможет вам избавится от множества проблем с машиной, возникающих чаще всего из-за несоблюдения элементарных правил.

Автомобильная система охлаждения имеет достаточно сложное устройство, надежная работа которого возможна только при исправности всех её узлов и агрегатов. В идеале, техническое обслуживание системы должно сводиться всего к двум пунктам:

Но идеальных условий не бывает, поэтому в процессе эксплуатации автомобиля важно следить за герметичностью охлаждающей системы и за тем, что вы в неё заливаете. В этой статье мы расскажем на что нужно обращать внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя для предупреждения возникновения неисправностей.

Подробно о том, как работает система охлаждения двигателя в автомобиле и об особенностях ее обслуживания смотрите видео внизу страницы.

Также, наверняка, вам будет полезно узнать основные причины перегрева двигателя.

Что заливать в систему охлаждения двигателя?

Для начала давайте вспомним, что залито в вашу систему охлаждения? Еще не так давно можно было довольно часто встретить автомобили с водой в системе охлаждения двигателя вместо антифриза. К счастью, в наши дни применение воды в качестве охлаждающей жидкости стало скорее исключением из правил. Обычно ее используют в аварийных ситуациях, когда что-то в систему залить нужно, а антифриза под рукой нет.

Если сравнивать характеристики воды и специальной охлаждающей жидкости (антифриза), то последняя имеет массу преимуществ – это и более высокая температура кипения, и низкая температура замерзания, и наличие в составе смягчающих и антикоррозионных присадок, предотвращающих образование накипи и ржавчины в системе охлаждения двигателя.

С этим вопросом мы определились – никакой воды в системе охлаждения двигателя! Но стоит иметь в виду, что долговечность работы системы во многом зависит и от качества охлаждающей жидкости. Не стоит покупать первую попавшуюся канистру с надписью «Антифриз» или «Тосол», отдавать предпочтение нужно только продукции надежных производителей, имеющих все необходимые сертификаты.

Большинство поддельных жидкостей содержат в своем составе агрессивные кислоты, которые со временем разъедают не только детали охлаждающей системы, но и приводят к появлению «раковин» даже в головке блока цилиндров двигателя! Поэтому экономить на антифризе мы вам не советуем.

Очень подробно о видах автомобильных охлаждающих жидкостей, об их отличии друг от друга, и о том, как выбрать антифриз для своего автомобиля мы писали в этой статье, настоятельно рекомендуем ознакомиться!

Также одним из важных критериев качества охлаждающей жидкости является наличие в её составе специальных флуоресцентных добавок, которые помогают обнаруживать течи в системе охлаждения двигателя. Так как система должна быть герметичной, то течи в ней недопустимы.

Проверка системы охлаждения на герметичность

Проверка системы охлаждения двигателя на герметичность – очень важный этап в её обслуживании. Дело в том, что в герметичной системе антифриз кипит при температуре 130 °С, а в обычных условиях он закипает всего при 108 °С. Поэтому малейшая трещина, например, в радиаторе охлаждения, резиновом шланге или в расширительном бачке, нарушает герметичность и двигатель закипает.

Облегчить поиск микротрещин в системе охлаждения двигателя помогают специальные флуоресцентные добавки, входящие в состав современных антифризов – благодаря им он светится в лучах ультрафиолетовой лампы.

Но, к сожалению, далеко не у каждого автолюбителя есть такая лампа. Поэтому в процессе технического обслуживания системы охлаждения двигателя рекомендуем придерживаться нескольких простых правил:

  1. Для проверки уровня жидкости на расширительном бачке имеются отметки MIN и MAX. При холодном двигателе уровень антифриза должен находиться между этими двумя отметками.
  2. Если в расширительном бачке уровень охлаждающей жидкости постоянно снижается, то это свидетельствует об её утечке, то есть о нарушении герметичности системы охлаждения двигателя.
  3. Внимательно осмотрите ваш радиатор и патрубки на отсутствие течей и подтёков, при необходимости подтяните соединительные хомутики и убедитесь в том, что крышка радиатора закрыта до упора.

При обнаружении подтеканий антифриза в радиаторе рекомендуем изучить нашу инструкцию по ремонту радиаторов своими руками.

Наличие воздуха в автомобильной системе охлаждения (так называемые, «воздушные пробки») также способно нарушить её работу. Ниже мы раскроем вам самый простой способ, как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя.

Наличие воздуха в системе охлаждения проверяется следующим образом:

  • Откройте крышку расширительного бачка,
  • Включите обогрев салона на полную мощность и дайте мотору поработать на холостых оборотах две-три минуты,
  • Если в системе охлаждения есть воздух, то в расширительном бачке появятся пузырьки.

Для того, чтобы удалить воздух из системы охлаждения двигателя, автомобиль нужно поставить под наклоном, таким образом, чтобы «передок» был немного «задран» к верху. Далее последовательность действий будет следующей:

  1. Откройте крышку радиатора и заведите машину.
  2. Включите печку и дайте поработать двигателю несколько минут, чтобы воздух мог выйти из ситемы.
  3. После этого мотор можно заглушить и пробку радиатора закрыть.

А теперь давайте рассмотрим еще несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя для профилактики появление неисправностей или их устранения.

На что следует обратить внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя

Чтобы предупредить неисправности системы охлаждения двигателя, необходимо регулярно выполнять следующие операции по ее техническому обслуживанию:

  • Проверка плотности охлаждающей жидкости. Плотность антифриза проверяется ареометром. При повышенной плотности, разбавьте вашу жидкость дистиллированной водой, а при пониженной – аналогичной охлаждающей жидкостью.
  • Натяжение приводного ремня. Одной из самых распространенных причин перегрева двигателя автомобиля (особенно с механическим приводом вентилятора) является слабое натяжение приводного ремня. Пробуксовка ремня снижает производительность помпы и, соответственно, скорость вращения крыльчатки.
  • Чистка системы охлаждения двигателя. Также не забывайте проверять внешнее состояние мотора и радиатора. И радиатор, и двигатель нуждаются в регулярной чистке, так как грязь и мусор мешают нормальному охлаждению мотора. Зачастую радиатор забивается грязью, пылью, тополиным пухом и прочей гадастью. Весь этот мусор легко устраняется сильной струей воды или мощным пылесосом. Потёки масла на двигателе и прилипшая к ним пыль также должны регулярно смываться.
  • Проверка термостата. Важным элементом системы охлаждения является термостат, благодаря которому поддерживается оптимальная рабочая температура мотора, а также быстрый прогрев двигателя сразу после запуска. Подробно о том как устроен автомобильный термостат и методах его диагностики мы писали в статье об устройстве и принципе работы автомобильного термостата.
  • Вентилятор системы охлаждения двигателя. Еще один элемент, требующий внимания при уходе за системой охлаждения двигателя – это вентилятор. На большинстве современных автомобилей установлены электрические вентиляторы охлаждения, которые управляются термоэлектрическим датчиком, вкрученным в радиатор. При достижении заданной температуры контакты датчика замыкаются, и вентилятор начинает работать, охлаждая поверхность радиатора.

Если при нагревании двигателя вентилятор не включается, то причина этого может крыться в датчике температуры. Работоспособность датчика определяется очень просто, для этого нужно просто замкнуть его контакты:

  • если вентилятор заработал, значит неисправен датчик,
  • если нет – причина или в электродвигателе вентилятора, или в электрической цепи его питания.

Видео об особенностях обслуживания системы охлаждения двигателя