Инструкция по чистке системы кондиционирования автомобиля своими руками

RuselMGelectric › Блог › Как почистить кондиционер в автомобиле?

Сегодня кондиционер в автомобиле перестал быть отличительной чертой дорогих моделей зарубежных производителей. Кондиционером или климатической установкой все чаще оснащаются и бюджетные авто. И все больше автовладельцев, столкнувшись с неприятным запахом, возникающим при включении кондиционера, задаются вопросами – кто виноват и что делать?

Кто виноват?
По большому счету, в этой ситуации никто не виноват. Это не неисправность кондиционера, а следствие непреложных законов природы. Кондиционер – это тепловая машина, отнимающая тепло от одной своей части (испарителя) и передающая его другой (конденсатору). Конденсатор при этом нагревается, а испаритель охлаждается. Конденсатор для лучшего обдува воздухом и лучшей теплоотдачи обычно расположен в передней части автомобиля рядом с радиатором системы охлаждения двигателя. Испаритель чаще всего расположен в глубине приборной консоли, через него продувается поступающий в салон воздух. И холодный испаритель охлаждает проходящий воздух, обеспечивая желанную прохладу.

Вот тут и возникает проблема. Засасываемый с улицы воздух содержит в себе влагу. Немного – летом при влажности 50-60% это около 10–15 граммов воды на один кубический метр воздуха. Но при охлаждении воздух теряет способность удерживать в себе влагу, и она конденсируется на испарителе в виде капель. За часовую поездку может образоваться до 2–3 литров жидкости. Естественно, что конструкторы знают про все это и предусматривают специальные меры. В любом автомобильном кондиционере есть дренажная трубка, отводящая лишнюю жидкость на улицу. Обычно она выведена на днище автомобиля.

Но что же еще происходит с поступающим воздухом? Влажный испаритель – идеальная ловушка для поступающей вместе с воздухом пыли и прочего мусора. Этакий пылесос с аквафильтром получается. Только есть одно отличие – аквафильтр пылесоса легко снять и почистить. А попавшая в испаритель грязь остается там навсегда. После выключения кондиционера температура испарителя повышается и получается идеальная влажная и теплая среда для бактерий, грибков, плесени и прочей нечисти. Вот от этого и образуется запах.

Что делать?
А вот тут все вроде бы очевидно – бактерии убить, грязь в кондиционере вычистить. Это избавит от неприятного запаха, а заодно и увеличит производительность кондиционера. Ведь наросшая на испарителе грязь действует как теплоизолятор, не давая проходящему воздуху охлаждаться до нужной температуры. Способ чистки испарителя кондиционера зависит от многих факторов – возраста автомобиля, условий эксплуатации, навыков владельца. В любом случае начать лучше с чистки кондиционера в автомобиле без его снятия.

Чистка кондиционера в автомобиле
Этот способ подойдет для сравнительно новых автомобилей – 3–5 лет. Неплохо устраивать чистку кондиционера и для более молодых авто в порядке профилактики. Для чистки кондиционера используют самые различные химические средства, например CRC Airco Cleaner, PRESTO Klimaanlagen-reiniger, LIQUI MOLY Klima-Anlagen-Reiniger и другие. При применении этих средств лучше всего следовать инструкции по эксплуатации.

В целом, аэрозольные средства предназначены только для дезинфекции и применяются следующим образом:

1. Завести двигатель автомобиля, включить кондиционер и вентилятор на максимальную мощность, включить рециркуляцию.
2. Поставить баллончик на полу перед креслом переднего пассажира (там обычно происходит забор воздуха при рециркуляции) и включить распыление. Закрыть все окна и двери автомобиля.
3. Подождать указанное в инструкции время и проветрить салон.
Пенные средства предназначены как для дезинфекции, так и для чистки кондиционера и применяются следующим образом:

1. Снять салонный фильтр и через его посадочное место заполнить воздуховоды пеной.
2. Через указанное в инструкции время завести двигатель, включить кондиционер и дать поработать на разных режимах.
3. Проветрить салон.

Как чистить кондиционер в автомобиле подручными средствами
Некоторые средства для дезинфекции и чистки кондиционера настолько хороши, что наводят на определенные мысли. Например, прямо на упаковке Кондиклина (стоимостью 300 рублей за 200 мл) написан состав – хлоргексидина биглюконат 0,05%. Самое интересное, что в аптеках 0,05% раствор хлоргексидина биглюконата стоит 10 рублей за 100 мл.

Посмотрим, что же можно использовать для дезинфекции и чистки кондиционера подручными средствами.

Хлоргексидин. Можно взять готовый аптечный 0,05% раствор. Можно поискать препараты другой концентрации и с другими названиями (дезихэнд, дезискраб, дезин). Правда, это уже будет подороже из-за большей концентрации и объема. Для повышения эффективности раствор хлоргексидина можно смешать со спиртом 1:1.
Лизоформин 3000. Препарат российского производства, предназначенный для дезинфекции поверхностей в помещениях, борьбы с плесенью, дезинфекции изделий медицинского назначения, дезинфекции при особо опасных инфекциях. Так что с бактериями на испарителе точно справится. Для получения 5% раствора 50 мл средства разводят в 1 литре воды.
Хлорамин Б. Применяется для дезинфекции поверхностей в помещениях, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения и профилактической дезинфекции в инфекционных очагах. Для получения рабочего раствора разводят 1 столовую ложку порошка в литре воды.
Для чистки кондиционера готовые растворы заливают в распылитель, дающий мелкую взвесь (например, опрыскиватель для цветов). В автомобиле снимают воздушный фильтр салона, включают кондиционер и вентилятор на полную мощность и распыляют состав в отверстие воздушного фильтра. Двери автомобиля лучше открыть, а все выходные дефлекторы прикрыть тканью, чтобы не орошать раствором салон.

Часто на форумах можно услышать мнения, что так ничего не получится и надо ехать чистить кондиционер к профессионалам. Но если стоимость услуг «профессионалов» около 800–1500 рублей, то сделают они абсолютно тоже самое с тем же самым эффектом. Стоит ли платить, если результат одинаков?

Но и профессионалам работа найдется. Многолетнюю спрессованную грязь никакими средствами так не удалить. Требуется снятие испарителя и его чистка вручную или замена на новый. Для этого придется спускать фреон, а потом снова заполнять систему. Это в домашних условиях без специализированного оборудования не сделать. И цена такой чистки в зависимости от марки автомобиля составляет минимум от 5 тысяч рублей, при замене испарителя в разы выше.

Рецидива не потерпим!
А что нужно делать, чтобы чистка кондиционера в автомобиле не превращалась в ежемесячное развлечение? Нужно соблюдать несколько простых рекомендаций.

Прежде всего, определитесь — где в вашем автомобиле расположен фильтр для поступающего в салон воздуха? Да и есть ли он вообще? Если фильтр конструктивно не предусмотрен, то установить его будет довольно сложно. Попробуйте поискать информацию на профильных форумах. Вполне возможно, что на вашу модель автомобиля подходят детали воздуховодов от старших моделей или от автомобилей других производителей, которые позволяют установить салонный фильтр. При наличии возможности фильтр лучше установить – испаритель будет засоряться гораздо меньше. Да и в целом содержать салон в чистоте с салонным фильтром гораздо проще.

В некоторых автомобилях место для фильтра есть, но оно либо закрыто заглушкой, либо фильтр просто не ставят из соображений экономии. Так, например, обстоит дело с некоторыми комплектациями Рено Логан. Считайте, что вам повезло – установить фильтр можно с минимальными затратами – нужно только подобрать подходящий.

Во многих автомобилях салонный фильтр обеспечивает очистку только наружного воздуха, а в режиме рециркуляции воздух из салона поступает в обход фильтра. В этом случае рециркуляцию нужно включать только тогда, когда это реально необходимо и не забывать потом вернуться на забор воздуха с улицы. При влажной погоде это, к тому же, предотвратит запотевание стекол.

Несомненно, что фильтр нужно регулярно менять. Интервал замены указан в документации производителя. Учтите, что этот интервал рассчитан на некоторые усредненные условия эксплуатации. Если вы много ездите по пыльным грунтовым дорогам, то пробег до замены фильтра следует сократить. Езда с загрязненным фильтром вызывает повышенную нагрузку на мотор вентилятора салона и может привести к выходу его из строя. Чистить фильтр без замены практически бесполезно.

Пару раз в год нужно проверять исправность дренажной трубки. Если она частично забита или пережата – дело может закончиться водопадом под ноги водителя. Проверять дренажную трубку при чистке кондиционера можно только чем-то гибким. Например, сложенной вдвое медной проволокой диаметром около 1 мм – так вы не порвете резину трубки.

При эксплуатации кондиционера нужно также выключать охлаждение за 2–3 минуты до окончания поездки, не выключая вентилятор. За это время испаритель успеет нагреться и высохнуть, что уменьшит вероятность размножения бактерий. Да и для водителя и пассажиров тепловой удар при выходе из прохладного салона в горячий воздух улицы будет изрядно смягчен.

Чистка автокондиционера и его дезинфекция

Чистка автокондиционера и его дезинфекция являются неотъемлемой частью подготовки к летнему сезону автомобиля оборудованного кондиционером или климат-контролем. Все автокондиционеры требуют к себе постоянного внимания и ухода. Главные неисправности автомобильных кондиционеров – это отсутствие холода и неприятный запах из системы вентиляции.

Для антибактериальной чистки автомобильных кондиционеров существует много специальных средств, которые можно приобрести в каждом автомагазине. Но насколько они эффективны, и как ими правильно пользоваться?

В этой статье мы расскажем о том, как и чем лучше проводить чистку автокондиционера, и о правилах ухода за системой кондиционирования в машине. А внизу страницы смотрите видео о дезинфекции автомобильного кондиционера своими руками недорогим средством, купленным в аптеке.

Но для начала предлагаем разобраться с тем, почему нужно периодически чистить автокондиционер и проводить его антибактериальную обработку.

Для чего нужна антибактериальная чистка автокондиционера

Чтобы понять, зачем нужно регулярно чистить и дезинфицировать кондиционер в машине, давайте сперва разберемся с тем, как он устроен и работает.

Читайте также  Замена ремня грм ваз 2112 16 клапанов с фото и видео: какой ремешок лучше выбрать, как его поставить и выставить метки

Система автокондиционера заполнена хладагентом. Под высоким давлением, нагнетаемым компрессором, хладагент поступает в испаритель (теплообменник, находящийся в салоне), где из жидкого состояния он становится газом, при этом резко охлаждаясь.

На ледяном испарителе конденсируется влага, которая смешивается с пылью находящейся в потоке воздуха, обдувающего испаритель. Со временем грязь накапливается, и в ней появляются плесень, грибки и бактерии.

Для того чтобы снизить до минимума количество грязи и пыли, поступающих с воздухом в систему вентиляции и кондиционирования, в автомобилях существуют специальные салонные фильтры.

Но кроме грязного воздуха в салоне автомобиля, кондиционеру могут угрожать и другие опасности:

  • Дорожная грязь попадает в пространство между радиатором охлаждения двигателя и радиатором автокондиционера (конденсатором). Это ведет к нарушению охлаждения компрессора кондиционера и его поломке с последующим дорогостоящим ремонтом.
  • Грязь является еще и причиной коррозии алюминиевых деталей автокондиционера. Любая микротрещина может привести к утечке хладагента, что опять-таки приведет к необходимости ремонта системы кондиционирования в машине.

Таким образом, своевременная чистка и антибактериальная обработка автомобильного кондиционера помогут продлить срок его службы и не допустить появление многих неисправностей.

Порядок чистки автокондиционера и его дезинфекции

Наиболее оправдано (как с точки зрения рациональности, так и удобства эксплуатации) проводить чистку автокондиционера один раз в год весной перед наступлением летней жары. Все работы можно выполнять своими руками, благо, особой квалификации для этого иметь не нужно.

Процесс чистки автомобильного кондиционера состоит из трех основных этапов:

  1. Замена салонного фильтра;
  2. Чистка элементов системы кондиционирования сжатым воздухом;
  3. Обработка автокондиционера антибактериальным составом (дезинфекция).

Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно.

Замена салонного фильтра. Выше мы уже писали о важности частой замены фильтра салона – он предотвращает скопление грязи и пыли на испарителе кондиционера, появление которых может привести к появлению плесени и грибка.

Многие автопроизводители советуют менять фильтр салона раз в 30 000 км, но в наших условиях и на наших дорогах это нужно делать не реже чем раз в год или при пробеге 10 000 км.

Фильтры салона бывают обычными и угольными. Считается, что последние лучше задерживают мелкую пыль и запахи с улицы, но и стоят они дороже обычных.

Сама процедура замены салонного фильтра не вызывает особых сложностей даже у начинающих автолюбителей. Для этого нужно в инструкции по эксплуатации автомобиля найти место установки фильтра в машине, затем отверткой открутить винты крепления крышки фильтра, извлечь старый фильтрующий элемент и на его место установить новый.

Чистка элементов системы кондиционирования сжатым воздухом. В качестве источника сжатого воздуха вполне сгодится автомобильный компрессор для подкачки шин. Но если у вас найдется любой другой компрессор, например, строительный – будет еще лучше.

  • Сначала сжатым воздухом обдувается радиатор охлаждения автокондиционера (конденсатор). Обычно он находится в моторном отсеке за радиатором охлаждения двигателя. Струей воздуха с ребер конденсатора сдувается вся налипшая грязь и пыль.
  • После этого воздухом продувается решетка пластикового воздухозаборника (находится под лобовым стеклом автомобиля) и воздушные дефлекторы в салоне автомобиля. Эта операция позволит удалить пыль, которая там скапливается и не выходит с потоком воздуха естественным путем.

Дезинфекция автокондиционера. Так обычно называют обработку системы кондиционирования специальным антибактериальным составом.

В основе практически всех средств для антибактериальной чистки автокондиционеров лежит мыльный хлоро-спиртовой раствор, образующий пену при разбрызгивании. Наносят его при помощи трубки через выход воздухозаборника или дренажное отверстие. Через дренаж потом должна же вытекать и грязь.

Имейте в виду, что при сильном загрязнении испарителя аэрозоль лишь убивает бактерии, при этом среда их появления (грязь) остается, поэтому запах сырости обязательно вернется в салон автомобиля снова. Предупредить загрязнение испарителя может только регулярная замена салонного фильтра.

Таким образом, если вскоре после антибактериальной чистки автокондиционера в салоне машины появился сильный запах сырости, то, скорее всего, помочь в таком случае может лишь снятие испарителя кондиционера и его мойка-чистка. Но без соответствующего опыта и оборудования с такой работой справиться своими руками не получится.

Видео-инструкция: дезинфекция автокондиционера своими руками (дешевым средством из аптеки)

Hyundai Elantra Simply_Reliably 한국에서 수 › Logbook › №170 Чистка и дезинфекция испарителя кондиционера

Всем привет!
По сути, испаритель кондиционера это небольшой радиатор, по которому течет хладагент и, переходя в газообразное состояние, сильно охлаждается. Тут же вентилятор отопителя сдувает этот холод с испарителя в салон. Испаритель имеет одну особенность – на нем образуется конденсат в процессе работы. Для вывода конденсата предусмотрен дренаж – сточная трубка, которая ведет прямо под днище автомобиля. Так уж сложилось, что практически всегда влага в автомобиле это зло. В случае с испарителем она приводит к образованию на нем колоний бактерий, грибка, плесени, а также способствует оседанию и налипанию пыли, превращая ее в грязь. Как и у любого радиатора, сама форма испарителя (наличие мелких ячеек) способствует накоплению грязи. Дополнительный усугубляющий фактор – испаритель стоит первым (после фильтра) на пути воздуха в салон, причем не важно, включен кондей или нет, воздух ВСЕГДА проходит через испаритель.
Дабы минимизировать пагубный эффект от мокрого испарителя, рекомендуется каждый раз после выключения кондиционера просушить систему путем включения печки на максимальные обороты на несколько минут.

Испаритель очень толстый, по сравнению с другими радиаторами автомобиля, и это усложняет его чистку. Вторая сложность – практически полная недоступность испарителя физически. Его нельзя потереть щеткой и обдать из шланга водой. У нас испаритель стоит в недрах передней панели, и чтобы его снять, потребуется полностью разобрать панель вплоть до перемычки с моторным отсеком. Это позволит снять корпус системы вентиляции и отопления салона, который потребуется также разобрать и извлечь испаритель.

Есть несколько признаков загрязнения испарителя и его дренажа
— «болотистый» запах системы вентиляции (как правило, когда испаритель влажный)
— машине много лет
— после долгой работы кондиционера под машиной практически отсутствует конденсат
— слабо дует воздух из воздуховодов (испаритель как одна из причин)
— выход конденсата где-то в салоне, а не в дренаж
В качестве профилактики чистку рекомендуется делать каждый год.
На автомобилях без салонного фильтра (или где он закрывает только часть входного воздушного канала) испаритель подвержен сильному загрязнению крупным мусором. Если же салонный фильтр присутствует и достаточно герметичен, то испаритель более чистый и грязь образуется в меньшей степени (преимущественно за счет пыли).

В интернете полно фоток подобных ужасов.

Существует несколько способов очистки и дезинфекции испарителя:
— механическая. Испаритель извлекается, отмывается, дезинфицируется, сушится, и ставится на место. Снимать испаритель у нас долго и сложно, но зато отмыть можно очень эффективно не только его, но и корпус.
— с помощью активных пенных и жидких составов. Если к испарителю нельзя добраться руками, то можно попробовать добраться до него химией. Для этого через дренажное отверстие (либо другим подходящим способом) подается моющий состав. Устройство корпусов испарителя и место их установки разные, поэтому иногда такой метод лишь край испарителя омывает, иногда покрывает его полностью.
— с помощью дымообразнойаэрозольной химии. При этом способе в месте забора салонного воздуха устанавливается некое устройство (дымовая шашка, аэрозольный баллончик и т.п.), которое распыляет состав (или генерирует дым), тут же засасываемый вентилятором отопителя и неизбежно проходящим сквозь испаритель. Такой метод позволяет полностью охватить испаритель и воздуховоды, но чистка отсутствует. Только дезинфеция и отдушка.
— ультразвуковая очистка специальным прибором. Отчасти это похоже на предыдущий способ, только такая установка выдает мелкую водянистую взвесь (типа медицинского ингалятора) из предварительно заправленного в нее специального состава (они разные для разных целей). Тут уже и очистка в какой-то степени происходит. Наиболее известная установка Wynn’s Aircomatic®III. На драйве куча рекламы с фирмами, которые с помощью нее готовы почистить вам кондиционер.
В запущенном состоянии, вроде тех, что на фото выше, поможет только первый способ.
Я чистил испаритель раза три, всегда пенными составами через дренаж. Каждый раз вытекала серо-зеленая вода, с черным осадком. Даже если чистить с разницей в неделю. Запахи уходили, хотя ощущения первозданной свежести все равно не наступало, и в какие-то моменты сырость отдавала в салон. Успокаивал себя тем, что хотя бы бактерии погонял.

Решил погонять их и в этот раз, только уже с несколько более углубленным подходом. Изучив схемы расположения испарителя, посмотрев фото с разборок и ряда БЖ, я был убежден, что к передней стенке испарителя (которая смотрит в сторону капота) можно добраться через отверстие вентилятора отопителя. Что позволит задуть пену и туда и в дренаж, а также оценить хоть как-то загрязнение испарителя. Вторым этапом дополнительно к пене планировал использовать дымовую шашку.

Теперь, если заглянуть через отверстие вентилятора в сторону руля, действительно можно увидеть переднюю стенку испарителя. Конечно, голову туда не просунуть, я использовал смартфон, который стал моими глазами

По картинке, которую дает камера смартфона, можно предположить, что наростов грязи на испарителе нет, по крайней мере, с этой стороны. И на пугающие в интернете фотки не похоже.

—————————————————————————————————————————————————
В качестве пенного очистителя, уже не первый раз, я использовал RUNWAY RW6122. У него хорошее соотношение ценакачество. Я брал по 249 руб. за баллон в ОК`ей, но в интернет магазинах можно найти за 150-200 руб. Объем 300 мл, шлангочка в комплекте. Я брал 3 баллона. Данный состав служит для очистки, дезинфекции и устранения неприятного запаха. Из плюсов можно отметить цену, хорошую насадку на конце трубки, которая разбрызгивает пену во всех направлениях, хорошее пенообразование и ее количество. Из минусов, наверное, наличие в составе 2-бутоксиэтанол (производитель заявляет полную безопасность для человека и животных, но бутилгликоль считается гораздо более ядовитым, чем, например, изопропиловый спирт в ряде других средств), запах на любителя и трубку чуть длиннее можно было бы сделать.

Читайте также  Обзор особенностей моторного масла марки elf 10w-40: фото и видео

Способ применения
— отдеть гибкую трубку на распылитель баллона, хорошо встряхнуть баллон
— распылить средство в требуемое место (производитель предлагает дренажное отверстие и воздуховоды). *Производитель рекомендует распылять средство при заведенном двигателе и выключенном кондиционере. Думаю, этим можно пренебречь.
— дать впитаться средству минут 10-15, пена будет превращаться в жидкость
— завести двигатель и включить кондиционер на максимум, погонять минут 10
— держать двери и окна открытыми на протяжении всего времени очистки. Соответственно, салонный фильтр лучше не вынимать.
*- некоторые советуют, после распыления пены, гонять кондей в режиме рециркуляции с закрытыми окнами, но это противоречит инструкции производителя. Это пена, а не дымовая шашка, тут несколько другой принцип, плюс вспомните про 2-бутоксиэтанол в составе.
*- в конце можно просушить испаритель, выключив кондиционер и включив отопитель на максимум, погонять минут 10.
*- двери и окна можно оставить открытыми и после завершения работ, на столько, на сколько позволяет обстановка. Если в частном дворе или гараже, то и на ночь можно.
——————————————————————————————————————————————————

Через какое-то время пена в виде жидкости начала стекать через дренаж

Чистка и дезинфекция автомобильного кондиционера

Статья о чистке и дезинфекции кондиционера автомобиля. Принцип работы устройства, причины загрязнений, способы чистки. В конце статьи — видео о чистке автокондиционера своими руками. Статья о чистке и дезинфекции кондиционера автомобиля. Принцип работы устройства, причины загрязнений, способы чистки. В конце статьи — видео о чистке автокондиционера своими руками.

Сейчас климатизер стал частью стандартного оборудования в автомобилях любого класса, в том числе и эконом. Он служит для обеспечения комфортной температуры в салоне машины, а также в некоторой степени оказывает влияние на безопасность движения. Это не шутка, ведь с повышением температуры в салоне водитель начинает меньше концентрироваться на дороге.

Система кондиционирования автомобиля нуждается в периодическом обслуживании. Время от времени ее нужно чистить. Это обязательно надо делать для нормального функционирования системы и чтобы избежать появления неприятного запаха.

Принцип работы климатизера

Кондиционер предназначен для охлаждения воздушной массы и ее очищения. Суть его работы заключается в том, что он передает тепло конденсатору, забрав его у испарителя. После этого испаритель начинает греться, а конденсатор — подвергаться охлаждению. Для более эффективной отдачи тепла и обдувания воздухом конденсатор размещен впереди агрегата. Испаритель находится в центральной торпеде. Через него воздух поступает в салон автомобиля. Его назначение — охлаждение проходящей сквозь него воздушной массы.

Кондиционер делает пребывание людей в салоне комфортным. На рынке есть много видов данных агрегатов, и все они классифицируются по техническим параметрам. Климатизер должен быть во всех машинах, даже в тех из них, где его наличие не предусмотрено — в этом случае его можно установить самостоятельно.

Причины загрязнений

Со временем в системе кондиционирования происходит размножение микроорганизмов — плесени и грибков. В этом случае его обязательно нужно почистить, так как появление неприятного запаха становится неизбежным. Для этого совсем не обязательно гнать машину на СТО — эту несложную процедуру вполне можно провести самостоятельно. Проблемы в работе устройства появляются, как правило, в летнее время, когда оно эксплуатируется по полной программе. На испарителе может скапливаться конденсат влаги. Это происходит от того, что, охлаждаясь, воздух не дает удерживать влагу в системе.

Влага, в свою очередь, становится причиной появления грязи. Климатизер в этом случае напоминает водный фильтр, устанавливаемый на некоторых видах пылесосов. Мусор оседает в системе кондиционирования. Когда происходит отключение кондиционера, температура воздуха внутри него значительно повышается. Это и становится причиной появления грибков и плесени, ведь тепло и влага — это идеальное условие для этого.

Грибки — это микроорганизмы, издающие неприятный запах, который передается в салон автомобиля после включения системы. Зачастую загрязнение системы кондиционирования становится причиной ее раннего износа, ведь при сильном загрязнении устройства его включают на полную мощность.

Необходимость проверки системы

Система нуждается в регулярной проверке. А вот в каких случаях ее обязательно нужно почистить, чтобы избежать поломки:

    Включенный кондиционер издает нехарактерные для его работы звуки — он начал свистеть, трещать или жужжать. Это явный признак того, что с устройством что-то не так.

Появление неприятного запаха — это тоже сигнал к тому, что устройство необходимо подвергнуть чистке. Сначала запах будет появляться только при включенном устройстве. Через некоторое время он будет присутствовать в салоне постоянно.

  • Если появился конденсат — это уже критический симптом. Автокондиционер обязательно должен быть подвергнут чистке, если из его воздуховода начала выделяться влага. В противном случае серьезных поломок не избежать.
  • Время от времени необходимо проводить диагностику составляющих агрегата. А вот на какие узлы нужно обращать особенное внимание:

    трубки и шланги;

  • объем хладагента.
  • Шланги могут высохнуть и могут потерять герметичность, поэтому проверять и при необходимости менять их нужно обязательно. Делать это необходимо хотя бы 1 раз в год.

    При наличии определенного опыта проверка системы займет совсем немного времени. Если водитель не имеет представления о том, как обслуживать климатизер, лучше доверить это специалистам, ведь неквалифицированное обслуживание вполне может стать причиной серьезной поломки.

    А вот какое обслуживание необходимо проводить регулярно:

      Проверка работоспособности системы включением.

    Наполнение устройства хладагентом.

    Поддержание должного уровня масла в системе.

    Чистка системы (удаление грибков и плесени).

  • Ремонт, если появилась такая необходимость.
  • Неисправность в работе системы может появиться внезапно, иногда это происходит еще до запланированной проверки. При обнаружении снижения охлаждающих способностей климатизера необходимо провести замер уровня хладагента в системе. Возможно, это стало следствием утечки фреона. Но уровень фреона будет снижаться даже и без утечки, поэтому его периодически доливают. Естественное снижение уровня охлаждающей жидкости — 8-10% в год. Это приводит не только к снижению охлаждения, но вполне может стать причиной некоторых серьезных неисправностей или полной поломки компрессора.

    Фреон обязательно нужно доливать хотя бы потому, что в него добавляется специальное масло, способствующее смазыванию уплотнителей и компрессора. Поэтому пренебрежение периодической доливкой фреона может привести к поломкам системы. А стоит новый компрессор очень недешево.

    Кроме всего прочего, утечка фреона становится причиной загрязнения окружающей среды. Это еще одна причина проведения своевременных диагностических процедур. Также несвоевременная чистка системы может нанести вред здоровью водителя и пассажиров. Скопившиеся в системе бактерии могут стать причиной раздражения дыхательных путей и глаз людей, может появиться чувство усталости.

    Чистим кондиционер

    Как уже говорилось, почистить кондиционер совсем несложно, и каждый автолюбитель вполне сможет сделать это собственноручно.

    Сама процедура включает в себя 3 этапа:

  • заправка.
  • Способов чистки системы несколько, и их выбор зависит от нескольких факторов. В первую очередь, это навыки водителя и техническое состояние автомобиля. Ниже будут рассмотрены все варианты.

    Вариант 1 (Аэрозоли)

    Стоит сразу сказать, что данный способ очистки больше подойдет для нестарых автомобилей, возраст которых не превысил 5 лет. А еще его крайне рекомендуется использовать для профилактики.

    Для осуществления данного способа потребуются специальные аэрозоли. К каждому из таких средств прилагается инструкция по эксплуатации, ею и нужно руководствоваться в первую очередь. На рынке есть множество разновидностей данных аэрозольных средств. Конечно, предпочтительнее выбирать те, что подороже, так как их качество определяется именно ценой.

    Сразу стоит сказать, что аэрозоли могут быть эффективны только при незначительном загрязнении.

    Ниже будет приведен список наиболее эффективных очищающих аэрозолей:

      Хенкель. Производитель данного средства уверяет, что оно весьма эффективно. С его помощью можно избавиться от всех видов грибков и, как следствие, от неприятного запаха. Кроме того, средство наполнит салон запахом эвкалипта.

    Хадо. Этот спрей также способен справиться со всеми видами грибков и наполнить салон приятным запахом.

    Ликви Моли. Еще одно популярное и эффективное средство для борьбы с грибком.

  • Маннол ЭйрКонФреш. По отзывам пользователей можно судить, что это самое эффективное средство для борьбы с незначительными загрязнениями. Для его применения даже нет необходимости в извлечении фильтра.
  • Правильно применять данные средства следует таким образом:

      Сначала запускается двигатель. После этого климатизер должен быть включен на максимальную мощность. Включается и режим рециркуляции.

    Баллон аэрозоля открывается и устанавливается в передней части салона перед пассажирским сидением. Начинается распыление активного вещества. Во время этого все двери и окна автомобиля следует держать закрытыми. Людям находиться в салоне во время распыления запрещено.

  • Открыть салон можно примерно через 5 минут. Время ожидания может быть разным, в зависимости от марки аэрозоля. Подробную информацию об этом можно прочитать в инструкции по использованию.
  • Вариант 2 (Пенные очистители)

    Автомобильный кондиционер может быть очищен пенными средствами. В этом случае производится не только дезинфекция, но и полная очистка системы. Пенные очистители применяются для углубленной очистки. Они гораздо эффективнее аэрозолей.

    Российские автолюбители предпочитают использовать следующие виды пенных очистителей:

    Читайте также  Проводим замену топливного фильтра в toyota corolla: пошаговая инструкция

      Стэп Ап. Пожалуй, это самый эффективный пенный очиститель, которые встречаются на российском рынке. Многие автолюбители другим средствам предпочитают именно его. Произведен препарат в США.

    Вэрю Льюб. Чтобы использовать данное средство, совсем не обязательно осуществлять демонтаж обрабатываемого узла. Препарат осуществляет комплексную чистку и рекомендован для проведения профилактических мер.

  • Ранвей. Это еще одно неплохое пенное очищающее средство.
  • Ниже приведена подробная инструкция по применению пенных очистителей:

      Салонный фильтр демонтируется — так воздуховоды становятся доступными.

    Вынимается дренажная трубка. К ней подключается баллон и активируется. После этого система полностью заполняется пеной.

    Патрубок вынимается, помещается в любую емкость и чистится от всех загрязнений.

  • Через несколько минут проводится проветривание салона.
  • Вариант 3 (Подручные средства)

    При отсутствии аэрозольных и пенных средств для чистки автомобильного кондиционера можно использовать некоторые подручные средства. Но этот способ рекомендуется использовать только тогда, когда ситуация становится критической. Для этого используется Хлоргексидин. В обиходе этот препарат применяют для борьбы с плесенью. Это достаточно мощное средство, которое вполне может справиться с любым грибком. Продается оно в аптеках в виде раствора.

    Для получения максимального эффекта данное средство смешивают со спиртом один к одному. Применяется препарат следующим образом:

      Средство заливается в пульверизатор.

    Снимается воздушный фильтр.

    Закрываются окна и двери.

  • Кондиционер включается на максимальную мощность.
  • Производится разбрызгивание препарата в отверстие, где находился воздушный фильтр. Кондиционер должен проработать на максимальной мощности минут 10, после чего он выключается, а воздушный фильтр вставляется на свое место.

    Заключение

    Приведенные выше способы достаточно просты. С их помощью очистку кондиционера сможет осуществить каждый автолюбитель. Если после использования одного из методов проблема осталась, имеет смысл попробовать другой вариант чистки.

    Но если и после этого запах не улетучился, это означает, что без полного разбора системы и ее тщательной чистки изнутри не обойтись. Только так можно избавиться от глубоко въевшейся грязи.

    Видео о чистке автомобильного кондиционера своими руками:

    Как выполнять чистку кондиционера автомобиля

    Вопрос чистки автокондиционеравозникает примерно через 30 тысяч километров пробега или раз в три года. Если дорожные условия сложные, эта процедура может потребоваться гораздо раньше. Иногда уже через год эксплуатации при включении кондиционера в салоне автомобиля ощущается запах болота или затхлой гнили.

    Почему из кондиционера воняет канализацией

    Откуда появляется неприятный запах? Какие средства для чистки автокондиционера нужно использовать? Чтобы узнать ответы, разберемся в конструкции и принципе работы бортовой климатической техники.

    Принципиальная схема автомобильного кондиционера идентична устройствам, устанавливаемым в зданиях. Набор компонентов тот же:

    • компрессор;
    • система трубок;
    • конденсатор с вентилятором;
    • терморегулирующий вентиль;
    • испаритель с вентилятором.

    Принцип действия основан на явлении охлаждения жидкости при испарении. Компрессор сжимает хладагент и по системе трубок подает в конденсатор, где фреон конденсируется, отдавая тепловую энергию. Вентилятор обдувает радиатор, унося тепло. Далее уже жидкий хладагент через регулятор потока поступает в трубчатый испаритель. Здесь фреон испаряется, резко снижая температуру трубок. Нагнетаемый вентилятором воздух, проходя сквозь трубчатый испаритель в салон, попутно охлаждается.

    Со временем на элементах системы накапливается пыль, частички сажи, пыльца растений. На поверхности испарителя постоянно конденсируется влага, так как он всегда холоднее, чем воздух в салоне. В темноте и сырости микробы активно размножаются. Неприятный запах – это результат жизнедеятельности грибков и бактерий, которые обитают в грязи, скопившейся внутри системы вентиляции и кондиционирования.

    Вывод: чтобы в салоне вашего автомобиля не воняло болотом или канализацией, нужна чистка автокондиционера. Если проблема не приобрела больших масштабов, можно использовать специальную автохимию: аэрозоль или пену. Этот способ достаточно прост, такую операцию можно выполнить даже своими руками.

    Химическая чистка автокондиционера своими руками

    Можно заказать услугу в автосервисе, заплатив около 1500 рублей, но есть способ, как выполнить эту техническую процедуру самостоятельно. В этом случае вы потратите примерно в два раза меньше денег. Перед чисткой автокондиционера химическим способом желательно продуть сжатым воздухом (5-6 бар) радиатор охлаждения системы (конденсатор). Также следует выдуть пыль из решетки воздухозаборника перед ветровым стеклом и дефлекторов в салоне.

    Аэрозоль – чистим кондиционер автомобиля легко и просто

    Наиболее простой способ устранения проблемы – использование аэрозольного средства для чистки автокондиционера. Один из вариантов – «Очиститель системы вентиляции плюс (Антигрипп)» от компании Suprotec. Эта разработка отечественного производителя обладает фунгицидными, антибактериальными и противовирусными свойствами. Для дезинфекции авто потребуется один флакон 150 мл.

    Алгоритм действий достаточно прост:

    1. запускаем мотор;
    1. устанавливаем рециркуляцию воздуха в салоне;
    1. включаем кондиционер и обогрев на минимум;
    1. открываем все вентиляционные отверстия;
    1. встряхиваем флакон с очистителем и устанавливаем между креслами;
    1. нажимаем до щелчка кнопку распылителя, держа баллон на расстоянии от лица;
    1. когда начнется распыление средства, выходим из автомобиля на 10 минут и закрываем все двери;
    1. проветриваем салон в течение 5-10 минут;
    1. глушим мотор.

    Во время чистки автокондиционерасостав оседает на воздушном фильтре, внутренних поверхностях систем вентиляции и кондиционирования и салона. Средство устраняет до 99% патогенных микроорганизмов. Антимикробная активность «Очистителя» сохраняется в течение примерно 1.5 месяца, затем постепенно снижается.

    Соблюдайте меры предосторожности! Не допускайте распыления средства в лицо, не заходите в салон автомобиля до полного проветривания.

    Более трудоемкий способ – использовать специальные пенные средства для чистки автокондиционера. Преимущество в том, что пена растворяет и удаляет грязь с поверхности компонентов системы кондиционирования, а не просто дезинфицирует ее.

    Потребуется баллон с пенным средством для чистки автокондиционера, гибкая удлинительная трубка и пара прямых рук. Для лучшего эффекта продуваем радиатор системы кондиционирования, расположенный в моторном отсеке, воздухозабор и салонные дефлекторы. Все как в предыдущем способе.

    Теперь с помощью удлинительной трубки закачиваем пену в систему через дренажное отверстие (по инструкции). Можно ввести средство через гнездо установки салонного фильтра. Это легче, чем лезть под днище автомобиля. Достаточно выкрутить четыре шурупа и вынуть фильтрующий элемент. Заодно проверяем его состояние и при необходимости меняем.

    Осталось подождать примерно 15 минут (точное время указано в инструкции к средству), чтобы пена, превратившись в жидкость, стекла через дренажное отверстие. Теперь запускаем мотор, включаем рециркуляцию и кондиционер. Выходим, закрыв все окна и двери на 10 минут. Теперь достаточно проветрить салон и установить новый фильтр салона. Цена чистки автокондиционерапенойсоставит около 500 рублей. Можно сэкономить примерно тысячу.

    Чистка автокондиционера хлоргексидином

    Перейдем к «народным средствам». Если вы считаете, что цена чистки автокондиционера в 500 рублей – это дорого, попробуйте использовать хлоргексидин. Это копеечное средство, которое продается в любой аптеке, отлично справляется с задачей дезинфекции системы вентиляции автомобиля. Можно использовать готовый раствор 0,05% или смешать его со спиртом в равных пропорциях.

    Просто переливаем средство из аптечного пузырька в любую емкость с пульверизатором (от «Мистера мускула», например). Все, мы полностью готовы к чистке автокондиционера своими руками хлоргексидином. Только не забываем настроить распылитель на самую мелкую дисперсию.

    Чтобы промыть испаритель, придется снять салонный фильтр. В европейских машинах (Opel, Renault) доступ к этой детали открывается из подкапотного пространства. Просто убираем фильтр, запускаем двигатель, включаем обогрев, рециркуляцию воздуха и аккуратно брызгаем в канал забора воздуха. Одного флакона 100 мл достаточно, поэтому цена чистки автокондиционера хлоргексидином составит около 20 (!) рублей.

    У азиатских автомобилей (Toyota, KIA, Hyundai) добраться до фильтра можно из салона. В этом случае сначала открываем все окна и двери, затем брызгаем хлоргексидином на решетку испарителя. Теперь включаем кондиционер и рециркуляцию воздуха, закрываем окна и двери, ждем 10 минут.

    После чистки автокондиционера хлоргексидином своими рукамипроветриваем салон в течение пяти минут. Устанавливаем воздушный фильтр на место. Все, автомобилем можно пользоваться: все микробы в системе вентиляции и кондиционирования погибли.

    Механическая чистка автокондиционера

    Если после чистки кондиционера одним из химических средств запах появляется вновь, придется принимать более радикальные меры. Один из путей решения – посещение автосервиса. В мастерской выполнят чистку и заправку автокондиционера на профессиональном уровне, но придется заплатить относительно большую сумму. В районе 3500-5000 рублей, в зависимости от модели автомобиля.

    Если у вас есть навыки, можно выполнить механическую чистку автокондиционера своими руками, но подготовиться следует тщательно. В ходе работ приходится откачивать фреон, заменять патрубки и уплотнители. Все это должно быть под рукой. Действуем по плану:

    • снимаем приборную панель, чтобы добраться до испарителя;
    • откачиваем хладагент;
    • при необходимости снимаем печку;
    • отсоединяем датчики и патрубки, идущие к испарителю, и извлекаем его;
    • отмываем радиатор от грязи мыльным раствором;
    • проверяем состояние компрессора, при необходимости меняем смазку;
    • собираем систему в обратном порядке;
    • заправляем кондиционер фреоном с помощью специального набора.

    В этом случае чистка и заправка автокондиционера обойдется в 1700-2000 рублей (стоимость набора для заправки системы хладагентом). Экономия составит примерно половину суммы.

    Профилактика появления неприятного запаха из кондиционера

    Любую проблему легче предупредить, чем исправлять. Это аксиома. Чтобы не доводить до появления неприятного запаха их кондиционера, следует выполнять несколько простых правил:

    • меняйте салонный фильтр не реже 1 раза в год;
    • за 10 минут до окончания поездки выключайте автокондиционер и включайте вентилятор, чтобы просушить испаритель от конденсата;
    • при появлении первых признаков, что климатическая система автомобиля неисправна, принимайте меры.

    В ухоженной машине чистка автокондиционера потребуется гораздо реже, чем в запущенном транспортном средстве. Помните об этом и хороших вам дорог.